Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ 2 класса с использованием инновационных технологий
методическая разработка по логопедии

Караваева Элина Владимировна

Конспект для обучающихся с ОВЗ 2 класса "Мы играем и звуки различаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ 2 класса

 с использованием инновационных технологий

Тема: «Мы играем и звуки различаем».

Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков с-з.

Задачи:

 Образовательные:

  1.  учить детей дифференцировать звуки «с», «з»;
  2. упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь», «з», «зь»;
  3. закреплять знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих; закреплять навыки различения звуков;
  4. сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, называть слова, в которых они слышаться.

 Коррекционные: 

  1. развивать слуховую память;
  2. продолжать формировать фонематический слух и восприятие;
  3. развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики.

Воспитательные:    

  1. учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей;
  2. формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания;
  3. воспитание интереса к играм со звуками и словами.

Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости, и мы с вами покажем, что мы знаем и умеем. Поздоровайтесь с нашими гостями.

А сейчас встаньте прямо и послушайте меня.

- Сядет тот, кто назовет своё имя ласково.

- Давайте вспомним нашу речёвку:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно,

Говорим мы чётко, внятно, чтобы было всем понятно!

Основной этап.

- Сегодня на занятии я хочу, ребята, с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки:

Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы?

-Правильно это заяц.

-Скажите, а какой первый звук в слове заяц? Звук з. Хорошо!

-Слушайте следующую загадку:

То на чем очки сидят, то чем тихо все сопят,

Что суют в «чужой вопрос» любопытный, острый …..  (нос)

Молодцы, верно. А какой последний звук в слове нос? Звук с.

Ну что, догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? З-с.

- Мы будем учиться их различать.

А сначала сделаем гимнастику для наших язычков, чтобы правильно произносить эти звуки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Презентация.

Хорошо. Давайте произнесем эти звуки. Скажите, а кто поет эту песенку с-с-с, чья она? (Насос).

А эту – з – з – з. (Комар).

- Правильно это песенки насоса и комара. (Показ картинок).

Чем похожи эти звуки и чем отличаются? Итак, произнесем звук с. Язычок у нас за нижними зубками, спинка языка выгнута, зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние, а губы в улыбочке. С-с-с-с.

Скажите, ребята, какой это звук? Согласный.

Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок?

Спит. Значит этот звук какой? (Глухой). Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума.

А сейчас произнесите звук з. Язычок за нижними зубками, спинка язычка выгнута, зубы «заборчиком», между зубами небольшое расстояние, губы в улыбке. Это какой звук гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука з? Приложите руку к горлышку, спит голосок или нет.  Нет, не спит, горлышко работает, значит этот звук …. (Звонкий). Правильно, звонкий. А с помощью каких букв мы обозначает эти звуки? С помощью буквы с и з.

Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные). Давайте произнесем звуки с и з так, чтобы они стали мягкими согласными.

Молодцы!

А сейчас предлагаю вам поработать с чистоговорками, я говорю, а вы повторяете за мной и договариваете предложение. Готовы?

Са-за-са-за- на лугу стоит (коза).

Се-зе-се-зе- дадим сена мы  (козе).

Зы-сы-зы-сы – хвост пушистый у  (лисы).

Отлично!

Следующее упражнение. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук з, звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите звук с сидите тихо-тихо.

Слова: сапоги, зима, заколка, солнце, коза, барсук, скакалка, ваза, спички, гнездо, грузовик, самокат, кактус. Молодцы!

 Ну, а теперь давайте поиграем в игру «4 лишний».

Я покажу вам 4 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему?

Отлично!

А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие картинки насоса и комара. Мы с вами уже умеем выделять первый и последний звуки в словах. Я показываю картинку, а вы определяете какой звук первый и показываете нужную карточку. Если слова начинается со звука с, то какую карточку вы покажите? (Насос). А если слово начинается со звука з, то комара.

А сейчас покажите нужную карточку, определяя последний звук в слове.

Картинки: 1 звук: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр.

 Последний звук: ананас, кактус, автобус, глобус, паровоз, арбуз.

Молодцы!!! Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки.

Гимнастика для глаз: «Снеговик».

И пальчикам тоже нужен отдых.

Пальчиковая гимнастика: «Зима».

Снег пушистый лег на ветки,

И гулять бегут все детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Лыжи, санки и коньки

Мчатся наперегонки.

Ребята, в начале нашего занятия мы выяснили, что звуки с, з – согласные, и могут быть твердыми или мягкими. Так вот сейчас следующее упражнение поможет нам разобраться какой звук в слове с или сь, з или зь. Для этого упражнения нам понадобятся прищепки. Какого цвета прищепки нам будут нужны? (Синего и зеленого). Я каждому дам картинки, а вы произнесите, подумайте и выберите прищепку нужного цвета.

Картинки: арбуз, зима, роза, корзина, зонт, сапоги, лиса, синица, гусь, сова, лось.

Давайте проверим. Молодцы!

А теперь, давайте сделаем физминутку со снеговиком.

Физминутка: «Снеговик».

Ребята, мы с вами не раз уже играли в игру «Чудесный мешочек», правила вы знаете, наощупь отгадываем предмет, достаем его, называем и определяем какой звук в слове вы слышите и где он находится. Сегодня мы ищем звуки с, сь, з, зь. Поэтому и предметы в мешочке у нас новые, придется подумать. Готовы? Тогда начинаем.

В мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, зебра, заяц, собака, динозавр, слон, арбуз.

Вы опять хорошо справились с заданием. Так держать!

Мы с вами знаем, что звуки с, з на письме обозначаются буквами с, з. давайте составим слова с этими буквами.  Поработаем с карточками, на карточках написаны слоги, соедините их так, чтобы получилось слово, затем поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

На карточках:

Но            ки

Сан          зы

Сто           сок

Та             лы

Проверяем!  

Заключительный этап.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем с какими звуками мы работали?  Правильно со звуками с, сь, з, зь.

И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать и положить в коробочку смайлик. Если вам понравилось работать на занятии, то мы положим в коробочку смайлик – улыбку, а если вам на занятии было сложно, трудно, то грустный смайлик.

Спасибо! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"

Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с ОНР-III-IV уровня. Тема: "Звуки "т-ть". Буква Т"

В конспекте отражён комплексный подход к коррекции ОНР у первоклассников, опирающийся на все сохранные анализаторы....

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (с использованием здоровьесбергающих технологий) "Слово и слог"

Тема: Слово и слогЦели: 1. Дать понятие «слога»;2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»задачи:- обучающие:1. Формировать у учащихся представл...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...