Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда
консультация по логопедии (1 класс)

Пляшник Эльвира Ахатовна

   Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

   В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (Нейроигра)− это эффективная методика, которая помогает детям с речевыми нарушениями. Некоторые игры и упражнения использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которыми с удовольствием поделюсь.

1. «Колечки» (автоматизация звука в обратных слогах)

Развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

2. «Кулак-ребро-ладонь».  Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. 

3. «Звуки и пальчики» (автоматизация, дифференциация звуков)

В наборе 6 двусторонних карточек, по 2 карточки на каждый сложный звук. В каждом задании изображено 6 предметов, а под ними по 2 кружочка двух цветов. Предлагаю ребёнку поставить свои пальчики на кружки нужных цветов в нижнем ряду карточки. Слова проговариваем чётко и громко.

4. «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках)

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

5. «Гимнастика для пальчиков». ( тренируем координацию движений, межполушарные связи и внимательность)

Кладём руки ребёнка на основу для ладошек. Перед малышом кладём карточки с кружочками, ему нужно поднять вверх пальчики, которые лежат на кружочках тех же цветов. Благодаря полезным упражнениям пальчики ребёнка станут ловкими и сильными.

«Симметричные рисунки или двуручное рисование»

   Рисование ДВУМЯ РУКАМИ – путь к успеху.

   Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка  пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а ЭТО значит слаженность в работе полушарий.

   Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками.  Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

 

Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу.

   Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.

   Очень полезно для внимания и памяти.

 

   Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Список литературы:

 

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.

 

 2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005.

 

 3. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Учитель-логопед

 Пляшник Э.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon neyroigry_statya.pdf619.3 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в работе логопеда

в авторской разработке вы найдете и историю развития и рекомендации педагогов и сами комплексы упражнений...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

Статья на тему : "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"

Корреккионно-развивающая работа должна быть направлена снизу - вверх (от движения к мышлению). Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, это универсальный метод развития умст...

Презентация на тему «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми»

Результатом нейропсихологических занятий является улучшение памяти и концентрации внимания, повышение качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фон...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...

Нейропсихологические приемы и упражнения в работе учителя-логопеда.

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость вы...

Презентация к выступлению на РМО учителей - логопедов "Игры и упражнения в работе с детьми в младшем школьном возрасте"

Выступление на РМО учителей - логопедов -  "Игры и упражнения в работе с детьми в младшем школьном возрасте"  - октябрь, 2024 год....