Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда
консультация по логопедии (1 класс)
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (Нейроигра)− это эффективная методика, которая помогает детям с речевыми нарушениями. Некоторые игры и упражнения использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которыми с удовольствием поделюсь.
1. «Колечки» (автоматизация звука в обратных слогах)
Развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.
2. «Кулак-ребро-ладонь». Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
3. «Звуки и пальчики» (автоматизация, дифференциация звуков)
В наборе 6 двусторонних карточек, по 2 карточки на каждый сложный звук. В каждом задании изображено 6 предметов, а под ними по 2 кружочка двух цветов. Предлагаю ребёнку поставить свои пальчики на кружки нужных цветов в нижнем ряду карточки. Слова проговариваем чётко и громко.
4. «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках)
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
5. «Гимнастика для пальчиков». ( тренируем координацию движений, межполушарные связи и внимательность)
Кладём руки ребёнка на основу для ладошек. Перед малышом кладём карточки с кружочками, ему нужно поднять вверх пальчики, которые лежат на кружочках тех же цветов. Благодаря полезным упражнениям пальчики ребёнка станут ловкими и сильными.
«Симметричные рисунки или двуручное рисование»
Рисование ДВУМЯ РУКАМИ – путь к успеху.
Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а ЭТО значит слаженность в работе полушарий.
Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).
Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу.
Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.
Очень полезно для внимания и памяти.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005.
3. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3.
Учитель-логопед
Пляшник Э.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry_statya.pdf | 619.3 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в работе логопеда
в авторской разработке вы найдете и историю развития и рекомендации педагогов и сами комплексы упражнений...
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...
Статья на тему : "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"
Корреккионно-развивающая работа должна быть направлена снизу - вверх (от движения к мышлению). Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, это универсальный метод развития умст...
Презентация на тему «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми»
Результатом нейропсихологических занятий является улучшение памяти и концентрации внимания, повышение качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фон...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...
Нейропсихологические приемы и упражнения в работе учителя-логопеда.
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость вы...
Презентация к выступлению на РМО учителей - логопедов "Игры и упражнения в работе с детьми в младшем школьном возрасте"
Выступление на РМО учителей - логопедов - "Игры и упражнения в работе с детьми в младшем школьном возрасте" - октябрь, 2024 год....