Нейропсихологические приемы и упражнения в работе учителя-логопеда.
материал по логопедии
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskie_uprazhneniya.docx | 917.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические приемы и упражнения в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Как следствие подобных нарушений, возникают нарушения многих высших психических функций. Речь, как ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:
Энергетический блок, активация мозга.
Блок приема, переработки и хранения информации.
Блок программирования, регуляции и контроля.
Недоразвитие энергетического блока влечет быструю утомляемость. Энергетического ресурс быстро истощается, что обуславливает невозможно усердной и продолжительной коррекционной работы. Если недостаточно развит второй блок мозга, то ученик испытывает проблемы с запоминанием, фонетическим восприятием, а также сталкивается с трудностями письма (например, зеркальное отображение букв), что в дальнейшем отражается в дисграфическом написании. При недостаточном развитии блока программирования у ребенка нарушается самоконтроль, регуляция поведения, имеются сложности с умением выполнять действия по образцу. Активный контроль и регуляция поведения осуществляется с помощью речи.
Чтобы речь развивалась целостно и гармонично, необходима согласованная работа не только трех блоков головного мозга, но и одинаково активная и согласованная работа левого и правого полушарий. При помощи средств активизации межполушарного взаимодействия можно проводить более эффективную коррекционную работу с детьми по коррекции недостатков речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческих расстройств.
Развитие межполушарных взаимодействий
- Способствует развитию произвольного внимания
- Развитию мелкой моторики рук
Рисование двумя руками. Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции педагога.
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.
- Зеркало. Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук, ног или позу, которую он видит на картинке или ему показывает учитель. Для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать кинезиологические мячи или мешочки для отработки пройденной темы. Например: лови правой рукой мяч, если это слово относится к имени существительному, левой, если это прилагательное. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, развитию координации движения.
- Доски для развития межполушарного взаимодействия путем задействования разных анализаторов мозга при выполнении обеими руками одновременных действий.
- Прохождение лабиринтов, обводка геометрических фигур в дополнении колючими массажными мячами, способствует активизации работы мозга.
-
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- Одну руку сжать в кулак, а на второй руке расставить пальцы напрягая мышцы. Затем быстро менять действия рук. Выполнять 5-10 раз.
- Перекрестить руки и сжать в кулаки. Выпрямить на правой руке указательный палец, а на левой указательный и средний. Потом поменяй: на левой руке только указательный, а на правой-два пальца. Выполнять 5-10 раз.
- «Заяц-охотник». Правая рука сжата в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы (получились уши зайца). На левой руке выпрямить большой и указательный и направить как будто на кого-то (охотник). Попеременно чередовать постепенно увеличивая скорость.
- «Колечки». Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками
- «Обратные колечки» – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
- «Лезгинка» Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно повторить позицию зеркально (левая рука собрана в кулак, правая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие пальцы. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу.
В своей работе также использую нейро-ладошки(деревянное пособие)
Можно выкладывать дорожку разминку в середине занятия.
Упражнения на развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти способствует произвольному запоминанию и эффективному усвоению учебных задач.
Узоры из слов.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на лист и прочитать слова. Нужно запомнить, где какие слова написаны. Через какое-то время ребёнку даётся точно такой же лист бумаги, но чистый. Нужно вспомнить образец и постараться воспроизвести его. Такую работу можно проводить на запоминание словарных слов.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков письма и чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приемы и методы в работе учителя-логопеда
Проводя логопедические занятия, используя нетрадционные методы можно легко и эффективно повысить уровень обучаемости детей....
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...
Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...
Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...
Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда
Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...