Статья на тему : "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"
статья по логопедии
Корреккионно-развивающая работа должна быть направлена снизу - вверх (от движения к мышлению). Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, это универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические пальчиковые упражнения - это комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Когда полушария головного мозга обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у детей развиваются межполушарные связи, улучшается память, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.Эти упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда
Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно заниматься психическим развитием детей.
При рождении мозг ребенка весит около 350 граммов, что составляет 25 процентов от веса мозга взрослого человека. Мозг растет со скоростью 1 миллиграмм в минуту, достигает 50 процентов веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75 процентов - к 2,5 годам и 90 процентов - к 5 годам, что определяет и объясняет значимость психического развития ребенка до пятилетнего возраста. К концу первого года жизни отделы мозга, необходимые для обеспечения жизнедеятельности детей, практически заканчивают свое развитие и становятся базисом для развития высших психических функций.
Интеграция работы мозга происходит за счет 200 миллионов нервных волокон мозолистого тела (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга, соединяющих полушария между собой и передающих 4 миллиарда сигналов в секунду из полушария в полушарие.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Так же известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Гимнастика мозга — базовый курс кинезиологии — была разработана Полом и Гейлом Деннисонами для детей с трудностями чтения и распространилась на снятие их стрессовых реакций при работе со взрослыми в любом виде деятельности. Гимнастика мозга включает в себя нейрофизиологию, нейро-лингвистику, элементы йоги, танцевальную терапию, напоминающие естественные движения человека, иногда хорошо забытые, поскольку в ее основе лежат движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Перекрестные движения позволяют активизировать мозолистое тело, отвечающее за межполушарное взаи-модействие. Они особенно полезны детям с разными видами левшества, а также тем, у кого еще не сформировалась ведущая рука и нарушены моторика и координация движений.
Комплексы упражнений для гимнастики мозга включают в себя и развитие соматогностических функций (восприятие тела, формирование пространственных представлений, развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, а так же дыхательные упражнения, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия).
Остановимся подробнее на комплексе упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое ко-личество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно раз-вивается до семилетнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения:
Упражнение «Ухо - нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. При выполнении упражнений рекомендую использовать небольшие стишки: Села на нос мне, на правое ухо,
Лезет назойливо черная муха!
Снова на нос, но на левое ухо,
Лезет назойливо черная муха!
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром - выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
Как сожму я кулачок
И поставлю на бочок,
Разожму ладошки,
Положу на ножки.
Упражнение «Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
- Мама, мама! (поднимаем оба указательных пальца)
- Что тебе? (поднимаем оба средних пальца)
Гости к нам. (поднимаем оба безымянных пальца)
Зови скорей! (поднимаем оба мизинца)
Здрасте, здрасте! (левая и правая руки в рукопожатии).
Упражнение «Бабочка»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
«Бабочка-коробочка, улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке».
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке - от мизинца к указательному пальцу.
Этот пальчик - маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Ни за что его не бросит,
Ну а этот - средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Упражнение «Крючки»
Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу: интеллект - тело. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены Друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце,
Со всеми нами.
Упражнение «Перекрѐстные шаги»
Выполняется перекрѐстно-латеральная ходьба (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.
Упражнение «Ожерелье»
Поочередно соединять большой палец с остальными пальцами (от указательного до мизинца и наоборот). Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем двумя.
Каждый пальчик разотру,
Поздороваюсь со всеми,
Никого не пропущу.
Упражнение «Глазки»
Можно рисовать глазами геометрические фигуры.
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг!
Упражнение «Кивки»
Опускаем подбородок как можно ниже. Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.
Покиваем головой,
Чтобы был в душе покой.
Упражнение «Маршировка»
Выполнять лучше под ритмичную музыку. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. Активизирует зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно- обусловленный уровень мышления.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
Упражнение «Медвежьи покачивания»
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Глубоко мы все подышим,
сердце мы свое услышим.
Сесть и вытянуть ноги; переплести пальцы рук в замок и на уровне груди удобно расположить их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
Упражнение «Рыба, птица, зверь»
Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Игра может проводиться по разным темам: «Осень: золотая, ранняя, поздняя», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.д., она отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы.
Интересно отметить, что человек может мыслить сидя, неподвижно. Однако для закрепления мысли - необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры применения кинезиологических упражнений на разных этапах урока.
Примеры применения кинезиологических упражнений на разных этапах урока....
Кинезиологические упражнения в работе логопеда
в авторской разработке вы найдете и историю развития и рекомендации педагогов и сами комплексы упражнений...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...
Статья на тему: "Использование интерактивного оборудования в работе логопеда социально-реабилитационного центра"
21 век считается веком информационных технологий. Логопеду необходимо знать и понимать преимущества и зоны риска в применении интерактивного оборудования. В этой статье подробно ос...
Доклад "Кинезиологические упражнения в работе логопеда с детьми младшего школьного возраста с ТНР"
Кинезиологические упражнения...
Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...
«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя начальных классов».
laquo;Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полу...