Круглый стол тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»
материал по логопедии

С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи и фонематического слуха) как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Некоторые из них с трудом овладевают этими сложными процессами, и допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod.sobraniya_profilaktika_disgrafii_i_dislalii.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Формат проведения: Круглый стол

Участники: учителя-логопеды, родители,дети

Цель: сформировать у родителей первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их устранения.

Задачи:

  • разобрать причины нарушений речи, письма и чтения;
  • познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия»;
  • формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
  • предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии;
  • разработать буклеты по профилактике коррекции дисграфии и дислексии.

Подготовка к круглому столу:

  1. Подбор и изучение специальной литературы.
  2. Распечатка буклетов, практических советов, которые родители смогут забрать с собой после собрания.
  3. Подготовка приглашений на родительское собрание.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста», буклеты.

Ход встречи

Учитель-логопед:  - Уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли на встречу с нами. Мы хотим сегодня поговорить с вами об очень важной, на наш взгляд, работе по профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые и не совсем понятные слова, но в процессе нашей сегодняшней встречи вам всё станет ясно и понятно. Во всяком случае, мы очень постараемся, чтобы так было.

Просим ответить вас на несколько вопросов:

  • Как, вы считаете, нарушения речевого развития дошкольника отразятся на его обучении в школе и как? (варианты ответов родителей).
  • Что такое дисграфия и дислексия?
  • А как вы думаете, какие причины нарушений речи, письма и чтения? (варианты ответов родителей).
  • Чем опасна дисграфия?
  • Поэтому нужна профилактика нарушений письма и чтения у детей в дошкольном возрасте?
  • Готовы ли вы в течении этого учебного года тесно сотрудничать с нами и выполнять все рекомендации, чтобы предупредить данные нарушения?

Учитель-логопед:- С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи и фонематического слуха) как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Некоторые из них с трудом овладевают этими сложными процессами, и допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.

- Эти специфические ошибки не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребёнка, носят стойкий характер, и причиной их возникновения является несформированность звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, лескико-грамматического строя речи, пространственной ориентации и ведущей руки ребёнка ещё в дошкольном периоде. Некоторые дети c трудом соотносят зрительный образ буквы с её названием (попросту говоря, не запоминают буквы).

- Мы кратко рассмотрим все специфические ошибки письма и необходимые меры для их предотвращения.

Основные виды дисграфии:

Акустическая дисграфия

Ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Ученик может также испытывать затруднения с правильным отображением букв в мягкой форме.

Например: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю», «сьюртук» – «сюртук».

Артикулярно-акустическая дисграфия

Проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. Ребенок, который имеет логопедические дефекты и делает ошибки во время разговора, не может правильно перенести звуки на бумагу. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. Соответственно, если у малыша неправильное произношение, то и написание будет таким же.
Например: «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».

Оптическая дисграфия

У ребенка возникают трудности с визуальным отображением письменных знаков. Ученик может присваивать буквам дополнительные детали, петельки, галочки или крючочки, либо же терять необходимые их элементы. Также довольно часто наблюдается зеркальное написание букв, особенно в тех случаях, когда школьник – левша.

Пример: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».

Аграмматическая дисграфия

Становится заметной лишь после того, как учащиеся осваивают основные грамматические правила. Наиболее часто это происходит это во 2 или 3 классе. Ребенок при этом делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Возникают сложности во время конструирования сложных предложений. Также наблюдаются проблемы при формировании уменьшительной формы слов и относительных прилагательных.

Например: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «доброму мальчик» – «добрый мальчик», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «котенки» – «котята», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный», «машины ехала на дороге» – «машина ехала по дороге».

Такой вид дисграфии наиболее распространен среди  детей, растущих в двуязычных семьях. Если малыш параллельно учится разговаривать на разных языках, то вполне возможно, что в будущем возникнут сложности с письмом на одном из них.

Нарушения языкового анализа и синтеза

Ученик двукратно прописывает одно и то же слово либо же наоборот, пропускает составляющие предложения. Имеет место также произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Наблюдаются пропуски слогов, их перестановка или добавление. В целом, при данном виде дисграфии формируются сложности с делением текста на отдельные слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.

Например: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4.  Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда.
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
  9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Материал содержит психолого - педагогические исследования особенностей нарушения чтения и письма у младших школьников с ЗПР, а так же направления коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Статья по коррекционной педагогике  "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе....

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Профилактика дисграфии и дислексии заключается в раннем выявлении в предрасположенности к нарушению письма и чтения и в проведении системы предупредительных мер....

Статья для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Родитель узнает,что такое речь,также получит знания о главном направлении логопедической работы и в чём она заключается. Что оказывает влияние на формирование речи. Услышат рекомендации специалистов. ...

Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

Презентация может быть использована при проведении консультаций для родителей и воспитателей ДОУ....