Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ТНР.
методическая разработка по логопедии

В разработке представлены виды дидактических игр, которые можно использовать для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_a.g._dokument_microsoft_word.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение                                                                                       «Бокситогорский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ТНР

 Составила учитель – логопед                                                                                              МБУ «БЦППМиСП»                                                                                                     Васильева А.Г.

                                                                                                                                                                     

2025г.

Содержание:

1.Особенности формирования письменной речи у детей с ТНР.

2.Диснрафия. Виды дисграфии.

3.Дислексия. Виды дислексии.

4.Причины дисграфии и дислексии.

5.Задачи и направления работы по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ТНР..

6. Дидактические игры – одно из средств профилактики нарушений письменной речи.

   6.1.Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

   6.2.Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

   6.3.Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

   6.4.Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

   6.5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

7.Упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

8.Направления в работе по профилактике оптической дисграфии.

9.Актуальность профилактики дисграфии и дислексии.

10.Литература.

«Проблема нарушений письменной речи у школьников                                                            одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение                                          становятся базой и средством дальнейшего обучения».

И.Н.Садовникова

1.Особенности формирования письменной речи у детей с ТНР.

 Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения. Большинство  детей  к  моменту  обучения  в  школе  полностью овладевают  правилами  звукопроизношения,  имеют  довольно  обширный словарный  запас,  умеют  грамматически  правильно  строить  предложения.

 Однако  не  у  всех детей процесс овладения  грамотой  протекает  одинаково. Наибольшие трудности возникают у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). У большинства таких детей при поступлении в школу  имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и согласных, отмечаются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов), речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря. Дети  затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов.             А, как правило,  все  недостатки  устной  речи,  если  их  вовремя  не  устранить, обязательно  переходят  в  письменную  речь  и  в  дальнейшем формируются вторичные   речевые   дефекты – нарушения   письма   и   чтения. Так же отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение не только процессов чтения и письма, но  и, как следствие, других школьных знаний, умений, навыков, затрудняют усвоение школьной программы. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.  По мнению многих авторов (Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская и др.), фонематическая система является основой устной и письменной речи, включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Особые трудности в период обучения грамоте испытывают дети, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов  обучения грамоте. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения у детей с ТНР, в связи с нарушением у них  фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.

 Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.  У  детей с ТНР недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Всё это приводит к трудностям в овладении письмом и  к таким нарушениям письменной речи, как дисграфия и дислексия.

2.Дисграфия. Виды дисграфии. 

  Дисграфия - это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, не связанными с незнанием правил и норм языка (замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы). Эти ошибки не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.                                                        Чаще всего дисграфию начинают выявлять в начальной школе, после того, как ребенок овладевает первыми навыками письма.  Уже во втором полугодии первого года обучения можно заметить часто повторяющиеся ошибки «непонятного» характера.                                  Очень важно понимать, что дисграфия не появляется неожиданно.  В основе формирования данной патологии лежит длительный процесс, который начинается в самом раннем детстве. При диагностике нарушения письменной речи всегда на поверхность выходят более ранние проблемы, которые присутствовали весь дошкольный период.  Все недостаточно сформированные элементы речевого развития в дошкольном возрасте в школьные годы из устной речи переходят на письмо.

Виды дисграфии:

Артикуляторно – акустическая дисграфия. Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное звукопроизношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.                                                     

Акустическая дисграфия дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).  

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эта дисграфия проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это: пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов;                      раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, вставки; перестановки, пропуски и повторы слов; нарушение количественного и качественного состава предложения, нарушение или отсутствие границ предложений.                   

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в стойких аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.            Аграмматизмы на письме проявляются: в искажении морфологической структуры слова, замене приставок, суффиксов; в нарушении предложно-падежных конструкций;                    в нарушении согласования.                                                                                                           

Оптическая дисграфия  - это дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме.

Исследователи отмечают, что среди всех видов нарушений письма дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространенной  у детей с ТНР. Но чаще всего дисграфия  проявляется   в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.

3.Дислексия. Виды дислексии.

  Дислексия – это расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкие, типичные и повторяющиеся ошибки при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

Виды дислексии:

Фонематическая дислексия: ребёнок не различает фонемы (звуки), близкие по звучанию и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш), поэтому во время чтения заменяет их.

Семантическая дислексия ( «механическое» чтение): ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл.

Оптическая дислексия: ребёнок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Грамматическая дислексия (самый распространенный вид нарушения): скудность словарного запаса, ошибки в согласовании падежей и окончаний.

Мнестической дислексии: ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, поэтому, не способен овладеть алфавитом.

4.Причины дисграфии и дислексии.

 Овладение процессами письма и чтения находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь. Поэтому в основе развития дисграфии и дислексии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают нарушения устной речи.                                                      Органические причины: недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах (патология беременности, родовые травмы, асфиксия, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы  ребёнка.  Социально-психологические факторы: двуязычие в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

5.Задачи и направления работы по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ТНР.

  Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.  Этим занимаются учителя – логопеды, воспитатели, педагоги – психологи и родители по рекомендации педагогов.                             Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом и чтением является сформированность комплекса речевых и неречевых психических функций и процессов. Как правило, у детей с ТНР нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, фонематические функции, лексико – грамматический строй речи, связная речь. Поэтому основными задачами и направлениями работы  по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ТНР являются:                                                              

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.                                          

2. Развитие фонематического слуха (дифференциация и различение фонем).

3. Развитие фонематических функций (анализ, синтез, представления).

4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

5. Формирование связной речи (различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий), составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу).

6. Развитие пространственных представлений (верх – низ, право – лево, над, под, за, около и т.д.).

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги. Развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь", пробы Хеда).

8. Развитие мелкой моторики рук (массаж и самомассаж пальцев, пальчиковые игры, обводки, штриховки, работа с ножницами).

9. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

10. Развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка; узнать буквы на ощупь и т.д.).

11. Подготовка к обучению грамоте (знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, предложение), составление схем и т.д.).

12. Эмоциональная развитость ребенка (развитие устойчивого внимания, умения работать самостоятельно, быстро переключаться с одного задания на другое).

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для дальнейшего овладения школьными знаниями.

6.Дидактические игры – одно из средсв профилактики нарушений письменной речи.

 Опыт обучения  детей с ТНР свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в дошкольный период и в период начального школьного обучения.  С целью коррекции и профилактики дисграфии у детей с ТНР можно использовать различные дидактические игры. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Так же они способствуют снятию напряжения и страха письма  у  детей и создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием  выполняет  любые  задания  и  необходимые упражнения,  что  естественным  образом  стимулирует  познавательную деятельность  и  правильную  речь  ребёнка,  как  устную,  так  и  письменную.

Для удобства  систематизации и в целях лучшей организации коррекционного воздействия специфические ошибки делят на 3 группы: ошибки на уровне буквы и слога;    ошибки на уровне слова; ошибки на уровне предложения (словосочетания). Опираясь на эти группы специфических ошибок для профилактики дисграфии и дислексии  можно использовать следующие дидактические игры. Варианты могут быть самые разнообразные.

6.1. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

- Игра «Волшебная буква»: выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элемты. Ощупывание букв с закрытыми глазами. Обведение букв по трафарету, шаблону. Выкладывание контура букв семечками, ниточками, проволокой.

- Игра «Узнай букву»: определить букву, "написанную" на спине, на ладони, в воздухе. Назвать буквы, наложенные друг на друга, заштрихованные, перевёрнутые, без какого – либо элемента.

Игра «Реконструирование букв»: сложить из палочек букву, реконструировать её в другую букву (например, букву П реконструировать в букву Н).

6.2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

- Игра "Живые буквы": найти пару букве, так чтобы получился слог, заданный по опорной гласной, по опорной согласной букве или слог называется сразу полностью.

-Игра «Составление слогов»: назвать картинки, выделить в названиях первые звуки (последние, вторые от начала слова и т.д.) и составить из этих звуков слог. Поменять картинки местами и составить новый слог.

6.3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

- Игра "Слово рассыпалось"  Составление слов из данных букв.

-Игра «Составь слово» из первых звуков данных слов (мак, автобус, шапка, иголка, ножницы, арбуз – машина); из последних звуков данных слов; из первых слогов данных слов (машина, лилия, насос – малина); из последних слогов данных слов.

- Игра "Буква потерялась": даются  сочетания без 1 буквы. Надо вставить букву и назвать слово. Например, ДУ… - дуб, душ;  Д…М - дым, дом.

- Игра "Кто быстрее, кто больше?" : из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль, игра, рак, ослик; парк.

- Игра «Рассели животных»: нарисован или сделан  домик  с  окошками.  На  крыше  написана  буква.  Рядом  выложены картинки  животных.  Дети  должны  выбрать  тех  животных,  в  названии которых есть  звук,  соответствующий  букве  на  крыше,  и  поселить  их  в окошки  с  прорезями.  Обязательно  включать  лишние  слова  со  сходными звуками.

-Игра «Собери цветок»: на столе лежит "серединка" цветка. На ней написана буква (например, З). Рядом  выкладываются  "цветочные  лепестки",  на  которых  нарисованы картинки, в названии которых тесть звуки  [с,  з,  ж,].  Надо  среди  этих  картинок - "лепестков" выбрать те, где есть звук [з].

-Игра «Логопедическое лото»: детям раздаются карточки со схемами слов. Учитель показывает картинки. Дети закрывают картинкой соответствующую схему. Выигрывает тот, у кого быстрее закроются картинками  все схемы.

6.4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

- Сочетание существительных с прилагательными

а) Подбор прилагательного к заданному существительному. Подбери слова, которые отвечают на вопрос  Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое?

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

- Сочетание существительных с глаголами

а) Подбор глаголов к данному существительному. Например: Что можно сделать с яблоком? - Сорвать, купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, бабушке); уйти от... (дедушки, дома).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

- Сочетание существительных с числительными Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят.

6.5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

- Составление предложений по схемам

______. Зима.                                                                                                                                                                  ______ ______. Наступила зима.                                                                                                                                                         ______ ______ ______. Наступила холодная зима.                                                                                                     ______ ______ ______ ______. Наступила холодная снежная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

-Игра «Дополни предложение»

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зелёные, а осенью...

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.

- Выделение границ предложений в тексте

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

7.Упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

  В начале школьного обучения, когда у детей уже сформировались процессы письма и чтения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза можно использовать следующие упражнения:

Филворд: Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали).

С Т Р И Ж Г Р А Ч                                                                                                                                       Ч С В О Р О Б Е Й                                                                                                                                                  А О В О Р О Н А С                                                                                                                                          Й Й С О Р О К А Ы                                                                                                                                              

Буквы-прилипалы: Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочитай.

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.                                                                                  Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи.                                                     Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.                                                                                                     Симльмныме момромзы  замгомнят мелмких змвермей в номрким.

Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

Сбежавшие гласные: Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.

Смь рз тмрь,  а  дн рз тржь.                    е  а  ое  ои  а  ое                                                                            Бз трд н втщшь  и  pбк  з прд.                 е  уа  е  ыаи   ыу  и уа                                                                              Н мй ст рблй,  а  мй ст дрзй.                   е  ие  о  уе   ие  о  уе                                                                                                                Дл врм -  птх  чс.                                      еу  ея  оее  а                                                                                    Нвх  дрзй  нжвй,_ а  стрх н збвй.            оы уе аиа  аы  е  аыа

Правильные ответы: Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Делу время - потехе час. Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Тесты с пропусками гласных: Вставь гласные, запиши (разные уровни сложности).

Б_лк_.                                                                                                                                                                                       Б_лк_  ж_в_т   в  д_пл_.  _   б_лк_   п_ш_ст_й   хв_ст .  _ б_лк_  т_пл__ шк_рк_.

Тексты без границ слов: Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.                            Белки.                                                                                                                    Душистойсмолойпахнетбор.                                                                      Устаройсосныпрыгаютбелки.                               Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты Всюдолгуюзимубелкижиливлесу. Ответраистужипряталисьбелкивтѐпломгнезде.                  Онирадысветлойвесне.

Тексты без заглавных букв и точек: Найди границы предложений.                                                                                                                                                                                                                              повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

Восстанови предложение и рассказ: Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

1.в, сидят, гнезде, птенцы  2.громко, они, пищат  3.есть, хотят, малыши,  4.к, летит , ним, мама  5.червяка, она, несет, маленького  6.птичка, детей, спешит, своих, покормить

8.Направления в работе по профилактике оптической дисграфии.

  Для профилактики оптической дисграфии выделяют следующие направления в работе:             1.Развитие зрительного восприятия (зрительного гнозиса):назвать предметы по контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечёркнутые, наложенные предметы; распределить предметы по величине; дорисовать симметричные изображения; составить разрезанную на части картинку; рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги.      2.Развитие буквенного гнозиса: обвести буквы по контуру; назвать недописанные, перечёркнутые, наложенные буквы; показать правильно изображённую букву среди неправильно изображённых   и т.д.                                                                                                        

  Так же для профилактики оптической дисграфии (для развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса) можно использовать графические диктанты.

  Для профилактики дислексии проводится работа с текстами: чтение, ответы на вопросы по прочитанному тексту, пересказ.

9.Актуальность профилактики дисграфии и дислексии.

   Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ТНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников; обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом; предупреждение вторичных отклонений в развитии  ребенка. Учитывая, что у детей с ТНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, звуко - слоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез,  связная речь, лексико-грамматический строй речи), так же зрительный гнозис, оптико-пространственный праксис, память, внимание, мышление. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий и дислексии  в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом и чтением.

Литература:

1. Букиневич Е.С., Лагунович А.Л. Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников. – Мозырь: Содействие, 2011.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.    – М. : ВЛАДОС, 2001.

3. Калиниченко С.А., Гудкова М., Лиханова И., Образцова Г. Развитие речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. – СПб.: 2004.

5. Мазанова Е. В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М.: Гном, 2016.

6. Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М.: Гном, 2015.

7. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом №1, Альбом №2. - М.: Гном, 2015.

8. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Альбом №1, Альбом №2. - М.: Гном, 2015.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

10. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации.2-е изд., пер. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М: ВАКО, 2005.

12. Ястребова А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.– М. : АРКТИ, 2007.

 13. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе....

Профилактика дисграфии и дислексии. Работа с деформированным текстом.

Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Несформированность процесса письма сказывается на усвоении детьми знаний, что затрудняет их социальную адаптац...

Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР

Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья  включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у уча...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Профилактика дисграфии и дислексии заключается в раннем выявлении в предрасположенности к нарушению письма и чтения и в проведении системы предупредительных мер....

Круглый стол тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматическог...