Конспект занятия "Дифференциация звуков Г,К"
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата 25.11.2024 № Занятия 37 Класс 3-Б Группа 2 Тема: Дифференциация звуков [Г]-[К]. Цель: формирование умения различать на слух звуки [Г]-[К]. Планируемые результаты Личностные: воспитывать интерес к занятиям; воспитание доброжелательного отношения к товарищам; воспитание умения слушать других. Предметные: дифференциация звуков Г-К; развитие навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза; подбор подходящих по смыслу слова в предложении; Оборудование: символы звуков, тетради, ручки, цветные карандаши, предметные картинки, изображение букв. Ход занятия: | |
Этап урока | Деятельность учителя |
1.Организационный момент. | Организационный момент и подготовка к уроку. |
2.Актуализация опорных знаний | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Повторение ранее изученного материала. Подведение к теме и цели урока. Звук [К]: «Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице. Звук [Г]: Он твердит одно – га-га, - Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние) - На какие звуки начинаются слова? Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К. |
4.Работа над темой урока | 1. Характеристика звуков [Г] - [К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий. Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий). 2. Работа с раздаточными картинками - Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница) 3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА РУ… , НО… , РО… , РЕ… , НИТ… , ВЕТ… , НОР… , ГОР… , КОЧЕР… , СОБА… , БАРАН… , БЕРЕ… , ЛУ… 4 Дидактическая игра «Кто где живет» Лиса - , медведь - , волк - , еж - , белка – , мышь - (В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове). 5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель. Физминутка. Капуста. (Для кистей рук) Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок) Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук) Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук) Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук) Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту) Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней) Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок) Мы морковку солим, солим (имитация движений) Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки) Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка. 6. Звукобуквенный анализ слова груша - Сколько слогов в этом слове? - Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки) - Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку) - - Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д. - Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д. - Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША 7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели» - Слон большой, а комар … - Камень тяжелый, а пушинка … - Сахар сладкий, а горчица … - Дерево высокое, а куст … - Река широкая, а ручеек … - Сегодня мне весело, а вчера было … - Компот холодный, а чай … - Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом … 8. Ответь на вопросы одним словом - Что на спине у верблюда? - Что остаётся после разрезанного хлеба? - Что грохочет во время грозы? - Как называется зелёный массив в городе? - Где устанавливают телевизионную антенну? - Чем измеряют температуру? (Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк) |
5. Рефлексия. | Продолжи фразу: «Сегодня я узнал …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Я научился …», «Я смог ..», «Было интересно узнать, что …», «Меня удивило …», «Мне захотелось …» |
6. Итог урока |
Дата________ № Занятия______ Класс_______ Группа_________ Тема: Дифференциация звуков [Г]-[К]. Цель: формирование умения различать на слух звуки [Г]-[К]. Планируемые результаты Личностные: воспитывать интерес к занятиям; воспитание доброжелательного отношения к товарищам; воспитание умения слушать других. Предметные: дифференциация звуков Г-К; развитие навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза; подбор подходящих по смыслу слова в предложении; Оборудование: символы звуков, тетради, ручки, цветные карандаши, предметные картинки, изображение букв. Ход занятия: | |
Этап урока | Деятельность учителя |
1.Организационный момент. | Организационный момент и подготовка к уроку. |
2.Актуализация опорных знаний | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Повторение ранее изученного материала. Подведение к теме и цели урока. Звук [К]: «Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице. Звук [Г]: Он твердит одно – га-га, - Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние) - На какие звуки начинаются слова? Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К. |
4.Работа над темой урока | 1. Характеристика звуков [Г] - [К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий. Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий). – Что общего в этих звуках? 2) Развитие фонематического слуха а) Повторить за учителем: (тактильный контроль) га-га-ка ка-га-ка б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу: Галина – калина в) Подберите рифму: Очень зелены, густы Зреет красная калина, Мы пришли сегодня в гости, г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: согнул, приказ, густой, клюква, морошка, голубика, клубника, ветка, крыжовник, княженика, шиповник, брусника, черника, ягоды. д) Графический диктант: глубокий, круглый, грелка, колокольчик, костяника, заголовок. Разделить слова на слоги. Слоги обозначить черточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Г или К. Образец: голубика – г_ _ _ к_. е) Соотнести таблички с названиями ягод с изображениями на картинках. Картинки на доске. 3) Звуко-буквенный анализ слова ягоды. 4) Образовать однокоренные слова:
Записать слова на доске. Выделить общую часть. 6. Физкультурная пауза Услышите название ягоды, наклонитесь за ней; а если другое слово – поднимаете руки вверх: клюква, морошка, земляника, листок, клубника, корень, рябина, ветка, калина, гроздь, черника, кисть. Зарядка для глаз. 7. Формирование лексико-грамматического строя речи. – Знаете ли вы, чем полезны ягоды? (Много полезных веществ. Из черники даже делают лекарство для глаз). Устно: Компот из малины – малиновый компот Письменно: Джем из клубники – – Что мы составили? (Словосочетания). Составить устно 2 – 3 предложения с этими словосочетаниями. 8. Формирование связной речи 1) Записать под диктовку после предварительного анализа: Огнем горят гроздья калины. Подчеркнуть букву, обозначающую звонкий звук, двумя черточками, обозначающую глухой звук - одной. 2) Составить предложения по опорным словам. а) Снегири, клевать, рябина, ягоды. |
5. Рефлексия. | Продолжи фразу: «Сегодня я узнал …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Я научился …», «Я смог ..», «Было интересно узнать, что …», «Меня удивило …», «Мне захотелось …» |
6. Итог урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.
Конспект по обучению грамоте....
Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.
Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....
Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."
Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...
Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цель: Повторить звуки [т] [т’], и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...
Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"
ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...
Конспект урока "Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж. Предложения с данными словами. Чтение предложений и текстов".
Конспект урока...
Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"
Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".Цель: создать условия для выявления различий в понятиях «звук» и «бук...