Конспект занятия "Дифференциация звуков Г,К"
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс)

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_gk.docx171.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 25.11.2024       № Занятия 37

Класс 3-Б       Группа 2

Тема: Дифференциация звуков [Г]-[К].

Цель: формирование умения различать на слух звуки [Г]-[К].

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать интерес к занятиям; воспитание доброжелательного отношения к товарищам; воспитание умения слушать других.

Предметные: дифференциация звуков Г-К; развитие навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза; подбор подходящих по смыслу слова в предложении;

Оборудование: символы звуков, тетради, ручки, цветные карандаши, предметные картинки, изображение букв.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Организационный момент и подготовка к уроку.

2.Актуализация опорных знаний

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Повторение ранее изученного материала. Подведение к теме и цели урока.

Звук [К]:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая... (курица)

Звук [Г]:

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – 
 (гусь)

- Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

- На какие звуки начинаются слова?

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

4.Работа над темой урока

1. Характеристика звуков [Г] - [К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

2. Работа с раздаточными картинками

- Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА

РУ… , НО… , РО… , РЕ… , НИТ… , ВЕТ… , НОР… , ГОР… , КОЧЕР… , СОБА… , БАРАН… , БЕРЕ… , ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса - , медведь - , волк - , еж - , белка – , мышь -

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Picture background

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

- Сколько слогов в этом слове?

- Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

- Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

- - Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

- Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

- Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

- Слон большой, а комар …

- Камень тяжелый, а пушинка …

- Сахар сладкий, а горчица …

- Дерево высокое, а куст …

- Река широкая, а ручеек …

- Сегодня мне весело, а вчера было …

- Компот холодный, а чай …

- Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

- Что на спине у верблюда?

- Что остаётся после разрезанного хлеба?

- Что грохочет во время грозы?

- Как называется зелёный массив в городе?

- Где устанавливают телевизионную антенну?

- Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

5. Рефлексия.

Продолжи фразу: «Сегодня я узнал …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Я научился …», «Я смог ..», «Было интересно узнать, что …», «Меня удивило …», «Мне захотелось …»

6. Итог урока


Дата________       № Занятия______

Класс_______        Группа_________

Тема: Дифференциация звуков [Г]-[К].

Цель: формирование умения различать на слух звуки [Г]-[К].

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать интерес к занятиям; воспитание доброжелательного отношения к товарищам; воспитание умения слушать других.

Предметные: дифференциация звуков Г-К; развитие навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза; подбор подходящих по смыслу слова в предложении;

Оборудование: символы звуков, тетради, ручки, цветные карандаши, предметные картинки, изображение букв.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Организационный момент и подготовка к уроку.

2.Актуализация опорных знаний

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Повторение ранее изученного материала. Подведение к теме и цели урока.

Звук [К]:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая... (курица)

Звук [Г]:

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – 
 (гусь)

- Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

- На какие звуки начинаются слова?

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

4.Работа над темой урока

1. Характеристика звуков [Г] - [К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

– Что общего в этих звуках?
– Как образуются эти звуки?

2) Развитие фонематического слуха

а)  Повторить за учителем: (тактильный контроль)

га-га-ка        ка-га-ка
ка-га-га        га-ка-га

б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу:

Галина – калина
Гол – кол
Горка – корка
Игра – икра

в)  Подберите рифму:

Очень зелены, густы
В нашем садике … 
(кусты).

Зреет красная калина,
Соберет ее … 
(Галина).

Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке … 
(кости).

г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: согнул, приказ, густой, клюква, морошка, голубика, клубника, ветка, крыжовник, княженика, шиповник, брусника, черника, ягоды.

д)  Графический диктант:

глубокий, круглый, грелка, колокольчик, костяника, заголовок.

Разделить слова на слоги. Слоги обозначить черточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Г или К.

Образец:  голубика – г_   _   _  к_.

е) Соотнести таблички с названиями ягод с изображениями на картинках. Картинки на доске.

3) Звуко-буквенный анализ слова ягоды.

4) Образовать однокоренные слова:

  • Назовите ягоду ласково. (Ягодка)
  • Человек, который любит собирать ягоды. (Ягодник)
  • Если пирог с ягодами, то какой он? (Ягодный)

Записать слова на доске. Выделить общую часть.

6. Физкультурная пауза

Услышите название ягоды, наклонитесь за ней; а если другое слово – поднимаете руки вверх: клюква, морошка, земляника, листок, клубника, корень, рябина, ветка, калина, гроздь, черника, кисть.

Зарядка для глаз.

7. Формирование лексико-грамматического строя речи.

– Знаете ли вы, чем полезны ягоды? (Много полезных веществ. Из черники даже делают лекарство для глаз).
– Что из них можно приготовить? 
(Повидло, джем, компот, желе, кисель, варенье, карамель, пюре, мармелад).

Устно:

Компот из малины – малиновый компот
Желе из малины –
Пастила из вишни –
Напиток из земляники –

Письменно:

Джем из клубники –
Варенье из брусники –
Морс из клюквы –

– Что мы составили?  (Словосочетания). Составить устно 2 – 3 предложения с этими словосочетаниями.

8. Формирование связной речи

1) Записать под диктовку после предварительного анализа:

Огнем горят гроздья калины.

Подчеркнуть букву, обозначающую звонкий звук, двумя черточками, обозначающую глухой звук - одной.

2) Составить предложения по опорным словам.

а) Снегири, клевать, рябина, ягоды.
б) В, полки, на, погребе, стоят, компотом, с, банки.

5. Рефлексия.

Продолжи фразу: «Сегодня я узнал …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Я научился …», «Я смог ..», «Было интересно узнать, что …», «Меня удивило …», «Мне захотелось …»

6. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.

Конспект по обучению грамоте....

Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.

Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...

Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"

ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...

Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"

Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".Цель: создать условия для выявления  различий в  понятиях «звук» и «бук...