Развитие связной письменной речи. 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Лексическая тема: Дикие животные
Логопедическая тема: Развитие связной письменной речи
Грамматическая: Развитие лексико- грамматических категорий
Цель: Развитие навыка подробного пересказа, близкого к тексту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no2.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Дикие животные
Логопедическая тема: Развитие связной письменной речи
Грамматическая: Развитие лексико- грамматических категорий
Цель: Развитие навыка подробного пересказа, близкого к тексту
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о предложении.
- Формировать навык пересказа.
- Закреплять знания о словоизменении.
Коррекционные:
- Формировать умение правильно подбирать окончания словам.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать моторную ловкость и координацию.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать связную письменную речь.
- Развивать навык самоконтроля.
- Развивать слуховое внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать.
- Дать детям позитивные установки, создать ситуацию успеха.
- Учить поддерживать дисциплину, уважать учителя и одноклассников.
- Учить содержать своё рабочее место в порядке.
- Учить держать правильную осанку во время занятия.
- Учить беречь природу.
Оборудование: доска, мел, обычный текст «Ночью в лесу», оптимизированный текст «Ночью в лесу», книжки с вопросами, наглядность, карточки с грамматическим заданием.
Словарь
Глушь- глухое, заросшее место
Рёв- громкий крик
Хозяин леса- так говорят про самого сильного зверя в лесу (например, о медведе)
Летучая мышь- мышь, которая умеет летать (показать картинку)
Время суток- утро, день, вечер, ночь
Роща- небольшой, чаще лиственный лес
Полевая мышь- мышь, которая живёт в поле
Ночью в лесу (дикие животные)
Темная ночь. Лесная глушь. По верхушкам вековых сосен скользит узкий лунный луч. Хлопает крыльями летучая мышь. В траве шуршит ёж. А вот по тропинке ползет уж. Вдруг в глубине чащи раздался могучий рёв. Это проснулся хозяин леса- медведь- силач. (39)
Оптимизированный текст «Ночью в лесу »
В лесной глуши- ночь. По верхушкам сосен скользит луна. Пролетела летучая мышь. Шуршит ёж.. Ползет уж. В чаще раздался рёв. Это- медведь. (23)
Вопросы I:
1. Напиши время суток, описанное в рассказе.
2. Напиши место события описанное в рассказе.
3. Напиши всех героев рассказа.
4. Вспомни и напиши ещё животных, живущих в нашей стране.
Вопросы II:
1. Описанное в рассказе время суток- день или ночь?
2. Местом события являлась лесная глушь или лесная роща?
3. Героем рассказа являлась летучая или полевая мышь?
4. Героем рассказа являлся ёж или лис?
5. Героем рассказа был волк или уж?
6. Героем рассказа являлся медведь или заяц?
Вопросы III:
1. Описанное в рассказе время суток- день?
2. Местом события являлась лесная глушь?
3. Является ли полевая мышь героем рассказа?
4. Является ли ёж героем рассказа?
5. Является ли волк героем рассказа?
6. Является ли медведь героем рассказа?
Ход занятия | |||||
Этапы занятия | Деятельность учителя логопеда | Деятельность учеников | Примечания | Время | |
I.Орг. момент. Приветствие, настрой на занятие. Сообщение темы занятия. | Л: Посмотрите на доску. На доске написаны слова. Сейчас объясним каждое слово. Л: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о диких животных. Каких диких животных вы знаете? Л. Правильно. | Дети дают свой вариант понимания слов. Затем учитель даёт единый вариант значения каждого слова (таким образом прорабатывается словарь, и, в итоге, каждое слово сводится к единому значению. Д: Лисичка, волк, медведь, ёжик и т. д. | На доске выписаны слова: глушь , рёв, хозяин леса, летучая мышь, время суток, роща, полевая мышь. | 8 мин | |
II.Основная часть. 1.Работа с обычным текстом. | Л: Перед вами лежит текст. Внимательно прочитайте его про себя. Л: О чём этот текст? Перескажите его своими словами. | Дети читают. (текст пересказывают один или два человека) | Логопед раздаёт детям текст «Ночью в лесу» | 15 мин | |
2.Работа с оптимизированным(сокращённым)текстом. | Л: А теперь прочитайте этот текст в другом варианте. Л: Внимательно прочитали текст? Ребята, что- то изменилось? Л: Правильно. Смысл поменялся? Л: Теперь вам предстоит пересказать этот текст, и в этом вам помогут вопросы. Перед вами книжка с вопросами. Каждый блок вопросов отличается по цвету. Сначала вы пытаетесь ответить вопросы белого цвета. Внимательно читайте вопросы и старайтесь вспомнить всё, как было в тексте. Если не сможете ответить на какой-то вопрос белого цвета, найдите этот вопрос под тем же номером оранжевого цвета, если опять не справитесь, найдите этот вопрос зелёного цвета под тем же номером. Ответ вписывайте маркером прямо в книжке на специально отведённой для этого линии. | Дети читают предложения вслух по очереди. Д: Да. Текст стал короче. Д: Нет. | Детям раздаются оптимизированные тексты. (логопед забирает тексты) После этой работы, дети стараются пересказать текст самостоятельно, без помощи вопросов. | ||
3.Физкультминутка. | Логоритмика: Скороговорка с движениями, чётким проговариванием с постепенным ускорением | Стоя, дети выполняют логоритмические упражнения | «Щеголяет медвежонок в рубашонке с капюшоном» | 2 мин | |
4.Развитие навыка словоизменения. | Л: Ребята, из чего состоит предложение? Л: Правильно. Что нужно помнить про предложение? Л: Молодцы! Сейчас каждый из вас получит текст. Прочитайте его внимательно. Ответьте, чего не достаёт? Л: Допишите правильные окончания. | Д: Предложение состоит из слов. Д: Первое слово мы всегда пишем с большой буквы и в конце всегда ставим точку. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Д: Окончаний. Дети выполняют задание самостоятельно. Затем задание проверяется. Дети читают предложения по очереди. | В лесн глуши- ночь. По верхушк сосен скольз луна. Пролетел летуч мышь. Шурш ёж. Ползёт уж. В чащ раздался рёв. Это медведь. | 14мин | |
После того, как задание выполнено, возможны дополнительные задания: -Какие слова в тексте обозначают действие? - Какие слова обозначают предмет? | |||||
III.Итог занятия. | Л: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Л:Что вам больше всего понравилось? Л:Молодцы, вы показали достойные знания и старания. Спасибо за урок! | Д: Сегодня мы говорили о диких животных, учились подробно пересказывать текст с помощью его сокращённого варианта и вопросов, повторяли, что такое предложение. Д: Нам всё понравилось! | 1мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы «Развитие связной письменной речи»
Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы «Развитие связной письменной речи»...
Конспект занятия по развитию связной письменной речи
Данный конспект расчитан на обучающихся третьих классов. Конспект разработан на основе пособия для логопедов Н.Г. Андреевой "Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников".Отдел...
Планирование уроков развития связной письменной речи учащихся начальных классов.
Существует огромное многообразие предлагаемых работ по данной тематике, но я постаралась систематизировать накопленный опыт. В качестве инновации представляю планирование системы уроков развития...
Развитие связной письменной речи. Тема "Ёж - спаситель"
Презентация разработана как методический материал, способствующий развитию связной письменной речи для учащихся-логопатов 3-4 классов. В презентацию включены содержание текста, вопросы, словарно...
Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.
В данной статье приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформлени...
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформле...