Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
статья по русскому языку (3 класс)
. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.
Адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Поэтому развитие письменной речи – одна из важных и необходимых задач для Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать уроков русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
Аннотация. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.
Адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Поэтому развитие письменной речи – одна из важных и необходимых задач для Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать уроков русского языка.
.
Ключевые слова: учитель начальных классов, русский язык, дидактическая игра, 3 класс, развитие письменной речи.
Развитие связной письменной речи является одной из важнейших задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры. А целенаправленное введение в урок игровых технологий повышает эффективность обучения. В игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей. Игры вызывают живой интерес к книгам, полезным занятиям, учебным предметам, окружающей жизни. Они учат жить в коллективе, развивают в то же время индивидуальные способности каждого ученика, его кругозор.
Объект исследования: процесс развития связной письменной речи младших школьников.
Предмет исследования: развитие связной письменной речи младших школьников посредством использования дидактических игр на уроках русского языка.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать использование дидактических игр на уроках русского языка для развития связной письменной речи младших школьников.
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая организация уроков русского языка с использованием дидактических игр будет способствовать развитию связной письменной речи младших школьников.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Определение понятия письменная речь и его особенностей;
2. Теоретически обосновать особенности организации уроков русского языка с использованием дидактических игр для развития связной письменной речи младших школьников;
3. Провести диагностику сформированности связной письменной речи у младших школьников;
4. Разработать уроки по развитию связной письменной речи у младших школьников посредством дидактических игр;
5. Экспериментально проверить разработанные уроки русского языка с использованием дидактических игр для развития связной письменной речи младших школьников и проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической и методической литературы по данному направлению;
– разработать уроки для развития связной письменной речи младших школьников;
– эмпирические: метод эксперимента, анкетирование, диагностика, педагогическое наблюдение;
– математические: подсчет результатов диагностики, построение таблиц, диаграмм.
Методологическая и теоретическая основа исследования: на современном этапе развития образования существует реальная потребность в развитии связной письменной речи учащихся. Поэтому мысль ученых педагогов направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному развитию у младших школьников связной письменной речи.
Изучением формирования и развития связной письменной речи занимались такие выдающиеся педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Т.А. Ладыженская, Л.П. Федоренко, Т.Н. Казаева, О.О. Харченко и многие другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования: состоит в обосновании влияния разработанных уроков на развитие связной письменной речи младших школьников посредством дидактических игр.
Учебно–дидактические игры проводить нужно по ряду причин:
– освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
– имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно–образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;
– недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации. Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей.
Первый этап нашей экспериментальной работы посвящён отбору наиболее эффективных методов и приемов, диагностических методик, направленных на изучение сформированности связной письменной речи младших школьников. В рамках поставленных задач в соответствии с целью исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей организации диагностического обследования.
В поиске наиболее оптимальных методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение сформированности связной письменной речи младших школьников, обратились к изучению практической литературы по психологии и педагогике.
Таким образом, проанализировав работы разных психологов и педагогов, подошли к выбору методик:
1. Методика Глухова В.П. [13].
С помощью данной методики определяется начальный уровень развития связной письменной речи младших школьников.
Критерии и показатели умений связной письменной речи представлены в приложении 2.
2. Методика Фотековой Т.А. [46].
Методика состоит из двух разделов. С помощью данной методики выявляется уровень развития связной речи.
Результаты констатирующего этапа методики Глухова В.П.
Уровень сформированности связной письменной речи | Ответы учащихся | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Высокий уровень | 4 (25%) | 5 (25%) |
Средний уровень | 6 (37,5%) | 9 (45%) |
Низкий уровень | 6 (37,5%) | 6 (30%) |
Индивидуальная оценка детских рассказов предоставила возможность определить на какие моменты необходимо обратить внимание при обучении ребенка, а кроме того получить объективные сравнительные данные.
Особое внимание было уделено анализу связности детских высказываний. К неявно выраженным нарушениям связности относятся пропуски отдельных значимых в смысловом плане слов, фраз, единичные случаи отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой связи. При значительных нарушениях связности отмечаются повторное отсутствие в рассказе смысловой и синтаксической связи между смежными фразами, пропуски слов либо частей текста, оказывающие большое влияние на логическую организацию высказывания, несоблюдение смысловой связи между рядом последовательных предложений, незавершенность частей текста, а кроме того сочетание разных недостатков приводят к существенным нарушениям связности рассказа.
Результаты констатирующего этапа методики Фотековой Т.А.
Уровень развития связной речи | Ответы учащихся | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Высокий уровень | 5 (31%) | 6 (30%) |
Средний уровень | 5 (31%) | 8 (40%) |
Низкий уровень | 6 (38%) | 6 (30%) |
Анализ методики 1. Составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. Для девяти испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой. У учащихся возникли трудности в полной передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение сюжетной ситуации.
Анализ методики 2. Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения. У шести детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер.
Подводя общий итог обследования, были определены суммарные значения баллов, полученных каждым ребенком за оба задания.
Как показали наблюдения и анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классах нет, но уровень успеваемости различный, характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету русский язык у большинства учащихся положительное.
Анализ психолого–педагогической литературы по исследуемой проблеме, представленный в первой главе и выводы, полученные в ходе изучения уровня сформированности связной письменной речи у младших школьников, позволили выявить педагогические условия для формирующего эксперимента по формированию связной письменной речи на уроках русского языка.
В программе традиционного обучения в начальной школе, на наш взгляд, недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся, хотя этот раздел является составной частью других учебных курсов. Начальная школа испытывает потребность в методических средствах обучения, соответствующих современным средствам обучения.
Цель формирующего эксперимента: развитие связной письменной речи младших школьников посредством дидактических игр на уроках русского языка.
Для осуществления поставленной цели была определена задача: осуществить разработку и реализацию уроков русского языка для развития связной письменной речи у младших школьников посредством дидактических игр.
При разработке уроков опирались на принципы и задачи обучения, предложенные Т.А. Ладыженской [28] и Л.П. Федоренко [45]:
– комплексное овладение основными видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) с учетом их взаимосвязи и установления рационального соотношения между ними в учебном процессе;
– взаимосвязанное овладение уровнями языка, системный подход к практическому овладению фонетическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим строем языка и подведение учащихся к обобщениям, необходимым для обеспечения сознательного и прочного владения устной и письменной речью;
– создание условий для речевой активности учащихся;
– проведение «элементарного» лингво–смыслового анализа текста;
– введение адаптированных к младшему школьному возрасту теоретических знаний о предмете обучения.
При проведении и организации работы по развитию у обучающихся связной письменной речи посредством дидактических игр опирались на:
1. При подготовке урока русского языка важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы, развитию воображения и творческой активности на уроке.
2. Дидактические игры не могут просто так быть вклинены в урок. Нужно четко понимать, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
3. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные.
4. Игры и занимательные упражнения создают положительную эмоциональную обстановку, обостряют мыслительные процессы, заставляют детей пристальнее вслушиваться и вглядываться в изучаемые языковые факты, угадывать, сравнивать и вычленять необходимое, искать выход из необычного положения. Таким образом, использование дидактических игр является важным методом стимулирования.
5. Подбор игры учителем. Мы использовали на уроках русского языка игры по типологии Д.Б. Эльконина, который условно выделяет несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры–путешествия, игры–поручения, игры–предположения, игры–загадки, игры–беседы (игры–диалоги). На практике в обучении младших школьников наиболее часто используются указанные игры либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно–ролевыми и др.
6. В основе любой игровой методики, проводимой на уроках в начальной школе, использовали следующие принципы:
− Актуальность дидактического материала.
− Коллективность.
− Соревновательность.
7. На основе указанных принципов сформулировали требования к проводимым на уроках в начальной школе дидактическим играм:
1) дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, какие меньше;
2) каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ученики должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру;
3) игра не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;
4) эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;
5) игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах;
6) ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.
8. Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
9. В конце игры педагог спрашивает детей и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
10. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Дидактическая игра должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний учащихся.
11. Проведение игры на уроке:
1) ознакомляли детей с содержанием игры, с материалом, который будет использоваться в игре;
2) объясняли ход и правила игры. При этом обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
3) показывали игровые действия (если это предусматривает игра), в процессе которых учили детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
4) рассказывали о своей роли в игре, рассказывали суть игры и помогали разделиться на группы (при групповой игру), все остальные действия выполняют учащиеся;
5) подведение итогов игры –ответственный момент в руководстве игрой, т.к. по результатам, которых дети добились в игре, можно судить об её эффективности.
Разработанные технологические карты уроков русского языка по развитию связной письменной речи у учащихся 3 класса посредством дидактических игр представлены в приложении 4.
После внедрения на формирующем этапе работы разработанных уроков по формированию связной письменной речи младших школьников посредством дидактических игр, провели повторную диагностику и получили следующие результаты, представленные ниже.
Взаимосвязь в развитии устной и письменной речи один из важнейших принципов отечественной методики развития речи, которое нашел свое обоснование в целом ряде психологических исследований. Система развития устной и письменной речи должна быть единой, взаимообогащающей.
В данной работе показали, что связная письменная речь – одна из форм существования языка, связанная с устной речью. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации с целью коммуникации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Выявлена необходимость обучения связной письменной речи школьника при синхронном развитии, логического мышления, способности к обобщению, абстрагированию; обучения школьника приемам умственной деятельности с целью включения его в процесс творческого поиска, выработки нового для него знания; развития личностных, в первую очередь, духовно–нравственных и интеллектуальных качеств.
В результате теоретического анализа литературы по вопросу формирования связной письменной речи младших школьников был получен материал, который помог осветить проблему обучения связной письменной речи на уроках русского языка, позволил выявить её сложную многоуровневую структуру, создать задания и технологические карты уроков, определить, что высокая мотивация – необходимый компонент успешного развития письменной речи.
Для выявления уровня сформированности связной письменной речи младших школьников были выбраны методики Т.А. Фотековой и В.П. Глухова.
В результате проведения диагностического исследования на констатирующем этапе исследования были получены низкие результаты сформированности связной письменной как в экспериментальной, так и в контрольной группах. На основе результатов констатирующего этапа был разработан на формирующем этапе комплекс заданий по развитию связной письменной речи у учащихся 3 класса посредством дидактических игр.
С использованием дидактических игр на уроках русского языка по развитию речи повышается познавательная активность каждого ученика, развиваются творческие способности, улучшается эффективность учебно–воспитательной работы в школе. Здесь проявляются и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополняются и расширяются знания, устанавливаются связи, сходства и различия между отдельными предметами. Во время использования дидактических игр происходит многократное повторение материала в различных его сочетаниях и формах.
На основе педагогического наблюдения, тестирования и диагностирования в процессе реализации разработанных уроков русского языка с использованием дидактических игр наблюдалось активное развитие связной письменной речи младших школьников экспериментальной группы по всем выделенным показателям. В результате проведения диагностического исследования на контрольном этапе исследования были получены уже хорошие результаты в экспериментальной группе школьников, чем у контрольной группы детей, где показатели почти не изменились с констатирующего этапа исследования.
На основании положительной динамики, происходящей в результате использования разработанных уроков по развитию связной письменной речи посредством дидактических игр в экспериментальной группе младших школьников, можно сделать вывод, что применение дидактических игр способствуют эффективному развитию связной письменной речи.
В заключении курсовой работы необходимо отметить, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Критерии и показатели умений связной письменной речи методики Глухова В.П.
Критерии | Показатели | Уровни |
Смысловая цельность | Рассказ соответствует по содержанию предложенной теме, доведен до логического завершения; | Высокий уровень – 3 балла |
Рассказ ребенка в целом соответствует заданной теме, но наблюдаются некоторые нарушения в последовательности высказывания; | Средний уровень – 2 балла | |
В рассказе ребенка была нарушена последовательность, предложения не согласованы с общим смыслом | Низкий уровень – 1 балл | |
Лексико–грамматическое оформление | Рассказ ребенка составлен без нарушений лексических и грамматических норм; | Высокий уровень – 3 балла |
Рассказ ребенка не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; | Средний уровень – 2 балла | |
В рассказе ребенка отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов | Низкий уровень – 1 балл | |
Самостоятельность выполнения | Ребенок придумал рассказ самостоятельно; | Высокий уровень – 3 балла |
Ребенок придумал рассказ при минимальной помощи (1–2 вопроса); | Средний уровень – 2 балла | |
Ребенок составил рассказ по наводящим вопросам | Низкий уровень – 1 балл | |
Оригинальность сюжета | Ребенок смог придумать оригинальный, интересный сюжет рассказа; | Высокий уровень – 3 балла |
Ребенок использовал уже известный сюжет, новых вариантов не предлагал; | Средний уровень – 2 балла | |
Наблюдается бедность содержания | Низкий уровень – 1 балл |
Детям было дано задание – написать сочинение на тему «Мое любимое животное».
Оценка сформированности связной речи оценивалась следующим образом:
10–12 баллов – высокий уровень;
6–8 баллов – средний уровень;
Менее 6 баллов – низкий уровень.
Материалы методики Фотековой Т.А.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой–либо другой последовательности из 4–5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно–следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико–грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).
Ночью в лесу
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико–грамматического оформления:
5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов – пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1–2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.
Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним – при сумме баллов от 11 до 20, низким – при сумме баллов от 0 до 10
Ссылки на источники:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
- Биджиева М.А. Сочинение как средство развития письменной речи младших школьников. / М.А. Биджиева // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. – 2016. – с. 177–179.
- Роль изложения в речевом развитии младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://birmaga.ru/dostb/Исследование+применения+информационнокоммуникационных+технологий+для+развития+связной+речи+младших+школьниковb/main.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»
В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....
"Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"
Разработка методической темы "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"...
Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".
Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе
Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...
Статья «Развитие речи на уроках русского языка посредством игровых технологий в начальной школе»
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологийУмение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит чел...
Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка
Владение словом - инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ...
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформлени...