«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)
методическая разработка
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени.
Социальная адаптация — это один из механизмов, позволяющий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социально — культурной жизни общества.
В решении проблем формирования и развития социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ в урочное и внеурочное время хочется остановиться на профориентационной работе. Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ученика для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Школа — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Для социальной адаптации младших школьников большое значение имеет профессиональное обучение, т. е. формирование профессиональных умений и навыков. Главная цель ранней профориентации обучающихся с ОВЗ — формирование установок на труд и позитивного отношения к миру профессий, способности к самоориентации в соответствии с их интересами и психофизическими возможностями. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
В начальной школе происходит, непосредственно, самоопределение младших школьников, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит их к этому. Мы готовим обучающихся к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;
- учились труду, овладевая необходимыми навыками с учетом своих индивидуальных возможностей.
Работа по ранней профориентации обучающихся начальных классов с ОВЗ осуществляется через совместную деятельность учителя с детьми, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность. Выстраивая работу в данном направлении, в рамках календарного планирования были проведены воспитательные занятия по формированию представлений младших школьников о профессиональной деятельности взрослых, а также сюжетно — ролевые и социально — моделирующие игры профессионально — ориентированной направленности. Для этого учителями начальных классов были организованы сюжетно-ролевые игры «Почта», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Мамы и дочки», «Больница», «Мир профессий», «Кто нас учит?», «Кто нас лечит?», «Магазин игрушек», «Съедобное - несъедобное».
В процессе работы ребятам предлагались всевозможные вариации игр, поскольку игра помогает воспитанникам усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Пример: после чтения стихотворения Ю. Тувима «Овощи» совместно с детьми играли в сюжетно — ролевую игру «Поход в овощной магазин». В процессе игры предложила ученикам купить те овощи, о которых они узнали из стихотворения (морковь, свеклу, картофель и др.). Далее в сюжетно — ролевой игре «Профессия повара» предлагалось ребятам стать поварами: сварить овощи и приготовить винегрет. Затем детям была предложена ролевая игра «С работы домой». На протяжении всей игры необходимо было правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель»), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на заправку, заправляю машину бензином, еду с работы домой»). В следующей сюжетно — ролевой игре учила передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт, делает прическу), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).
Наиболее действенные способы ознакомления обучающихся с ОВЗ с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе экскурсии ученики получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. У нас было много различных экскурсий и поездок, во время которых ребята узнавали о различных профессиях, ремёслах, которые со временем исчезают из современного мира.
Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире профессий занимают дидактические игры. Например: в дидактических играх «Кому, что нужно для работы?», «Что есть в магазине?», «Помощники человека» и др. дети подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами, закрепляют знания о том, что орудия труда помогают людям в работе, воспитывают интерес к труду взрослых, желание трудиться самим.
Выполнение физических и логоритмических упражнений, также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. МИР ПРОФЕССИЙ.
Трактор водит – ... (тракторист), (Крутят воображаемый руль)
Электричку – ... (машинист), (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – ... (маляр), (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – ... (столяр), (Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел – ... (монтер), («Фонарики»)
В шахте трудится – ... (шахтер), (Топают ногами)
В жаркой кузнице – ... (кузнец), (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! - (Хлопок).
Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений. На классных занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии. Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. д.), просмотр мультфильмов, видеофильмов и видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают младшим школьникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о мире труда и профессий.
Таким образом, профориентация представляет собой комплекс воспитательных мероприятий. Такая системная работа в данном направлении помогает дать обучающимся новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации младших школьников с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Доклад на педагогическом совете
«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»
(из опыта работы)
Подготовила: Терещенко Е. К.
27.12.2019
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени.
Социальная адаптация — это один из механизмов, позволяющий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социально — культурной жизни общества.
В решении проблем формирования и развития социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ в урочное и внеурочное время хочется остановиться на профориентационной работе. Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ученика для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Школа — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Для социальной адаптации младших школьников большое значение имеет профессиональное обучение, т. е. формирование профессиональных умений и навыков. Главная цель ранней профориентации обучающихся с ОВЗ — формирование установок на труд и позитивного отношения к миру профессий, способности к самоориентации в соответствии с их интересами и психофизическими возможностями. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
В начальной школе происходит, непосредственно, самоопределение младших школьников, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит их к этому. Мы готовим обучающихся к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;
- учились труду, овладевая необходимыми навыками с учетом своих индивидуальных возможностей.
Работа по ранней профориентации обучающихся начальных классов с ОВЗ осуществляется через совместную деятельность учителя с детьми, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность. Выстраивая работу в данном направлении, в рамках календарного планирования были проведены воспитательные занятия по формированию представлений младших школьников о профессиональной деятельности взрослых, а также сюжетно — ролевые и социально — моделирующие игры профессионально — ориентированной направленности. Для этого учителями начальных классов были организованы сюжетно-ролевые игры «Почта», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Мамы и дочки», «Больница», «Мир профессий», «Кто нас учит?», «Кто нас лечит?», «Магазин игрушек», «Съедобное - несъедобное».
В процессе работы ребятам предлагались всевозможные вариации игр, поскольку игра помогает воспитанникам усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Пример: после чтения стихотворения Ю. Тувима «Овощи» совместно с детьми играли в сюжетно — ролевую игру «Поход в овощной магазин». В процессе игры предложила ученикам купить те овощи, о которых они узнали из стихотворения (морковь, свеклу, картофель и др.). Далее в сюжетно — ролевой игре «Профессия повара» предлагалось ребятам стать поварами: сварить овощи и приготовить винегрет. Затем детям была предложена ролевая игра «С работы домой». На протяжении всей игры необходимо было правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель»), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на заправку, заправляю машину бензином, еду с работы домой»). В следующей сюжетно — ролевой игре учила передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт, делает прическу), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).
Наиболее действенные способы ознакомления обучающихся с ОВЗ с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе экскурсии ученики получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. У нас было много различных экскурсий и поездок, во время которых ребята узнавали о различных профессиях, ремёслах, которые со временем исчезают из современного мира.
Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире профессий занимают дидактические игры. Например: в дидактических играх «Кому, что нужно для работы?», «Что есть в магазине?», «Помощники человека» и др. дети подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами, закрепляют знания о том, что орудия труда помогают людям в работе, воспитывают интерес к труду взрослых, желание трудиться самим.
Выполнение физических и логоритмических упражнений, также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. МИР ПРОФЕССИЙ.
Трактор водит – ... (тракторист), (Крутят воображаемый руль)
Электричку – ... (машинист), (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – ... (маляр), (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – ... (столяр), (Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел – ... (монтер), («Фонарики»)
В шахте трудится – ... (шахтер), (Топают ногами)
В жаркой кузнице – ... (кузнец), (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! - (Хлопок).
Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений. На классных занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии. Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. д.), просмотр мультфильмов, видеофильмов и видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают младшим школьникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о мире труда и профессий.
Таким образом, профориентация представляет собой комплекс воспитательных мероприятий. Такая системная работа в данном направлении помогает дать обучающимся новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации младших школьников с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...
Сценарий спортивного праздника «Чемпионы среди нас» для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Сценарий спортивного праздника«Чемпионы среди нас»для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья....
Программа «Содержание, воспитание, социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».
Содержание программы.· Введение.· Пояснительная записка.·...
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...
«Игровые технологии, как средство стимулирования речемыслительной деятельности обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»
Данная консультация предназначена для педагогов начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ....
Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются ...