Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса, детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедическая программа 2 класс | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Логопедической коррекции
___________________________________________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
«Думаю, читаю, понимаю»
Групповые занятия
на 2024-2025 учебный год
Уровень общего образования (класс) Начальное общее 2Г(СК) класс
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33 часа
Учитель-логопед Кордюкова Надежда Сергеевна
г.Шахты
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедической коррекции разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций"
- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598)
- Инструктивного письма Министерства Общего и Профессионального Образования Ростовской Области 13.05.2015 № 24/3.2- 2998/м «О направлении методических рекомендаций по организации логопедической помощи»
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих детей
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599)
- Программа коррекционного курса разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 г.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
- Практическое пособие «Думаю, читаю, понимаю», Н.Е. Арбекова,
М.: издательство логопрактика, 2023
- Должностной инструкции учителя – логопеда МБОУ СОШ №38
- Учебным планом МБОУ СОШ №38г. Шахты на 2024-2025 учебный год для 2Г(СК) класса
- Календарным учебным графиком МБОУ СОШ №38г. Шахты на 2024-2025 учебный год
- С учетом рекомендаций заключения ПМПК, данных логопедического обследования, схожести речевого нарушения.
По данным обследования –учащиеся испытывают сложности при обучении чтению и письму, допускают ошибки и испытывают затруднения на уровне лексико-грамматического строя речи, допускают семантические замены, затрудняются в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.
Цель – развитие механизма чтения и формирование навыков графо-моторных функций обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи коррекционного курса:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепить его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Повышать у обучающихся мотивацию к активной речевой деятельности.
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
4. Научить сознательно читать и делать звуко-буквенный анализ слов и предложений
5. Повышать у обучающихся мотивацию к чтению.
6. Обогащать и активировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
7. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся.
Рабочая программа по логопедической коррекции составлена из расчета 1 часа в неделю, всего 35 недель.
Исходя из расписания уроков на 2024-2025 учебный год, Учебного плана МБОУ СОШ №38 г. Шахты на 2024-2025 учебный год программа по логопедической коррекции с учащимися 2Г(СК) класса будет реализована в количестве 33 часов в полном объеме (вместо 2 часов по расписанию, так как 1мая и 8 мая является праздничными и не учебными днями недели расписания).
Длительность проведения логопедического обследования составляет 40-45 минут.
Занятия проводятся в групповой форме, длительностью 40 минут.
По запросу или на усмотрение учителя-логопеда проводятся беседы с родителями и педагогами в течение учебного года.
Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова). Данные методики позволяют уточнить структуру речевого развития, построения речевого профиля, отслеживать динамику и оценить эффективность коррекционного воздействия.
Результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты обучающихся:
- Проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- Самостоятельный поиск нужного ответа;
- Установление контакта со сверстниками и ближайшим окружением;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- Развитие мотивов учебной деятельности;
- Сформированность представлений о нравственных нормах поведения;
- Развитие этических чувств, доброжелательности, сопереживания чувствам других людей.
Обучающие
- совершенствовать навык грамотного письма и чтения.
Развивающие
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.
Воспитательные
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
- развить устойчивый интерес к урокам русского языка и литературного чтения.
Предметные результаты логопедической коррекционно-развивающей деятельности.
Результативность коррекционно-развивающей деятельности зависит от индивидуальных возможностей учащихся, скорости усвоения материала, регулярности посещения занятий. Допускается изменение продолжительности данного курса (количество часов на изучение тем может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от уровня нарушения).
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
- Слушать небольшую сказку, загадки, рассказ;
- Выполнять артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
- Узнавать звук по артикуляции учителя;
- Уметь определять место звука в слове;
- Делать звуко-буквенный анализ слов и предложений;
- Конструировать букву из различных материалов (длинных или коротких палочек, веревочек, пуговиц, фишек…);
- Уметь штриховать и обводить печатные буквы;
- Уметь читать различные слоги, слова и предложения;
- Выполнять пальчиковую гимнастику по показу логопеда;
- Ориентировка в пространстве (слева, справа, сзади, впереди).
Программа коррекционного курса составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся. Встречается частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью детей.
В процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно:
обучающиеся с ЗПР:
используется пошаговое предъявление материала, дозированная помощь логопеда.
В ходе обучения используются следующие методы, приемы и средства: индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности, поэтапное распределение учебного материала, краткость и простота формулирования правил и выводов, опора на раннее усвоенное, практические упражнения разной степени сложности, выделение в речи учителя ключевых слов, использование памяток, алгоритмов, стимулирование самостоятельной деятельности, сигнальные карточки. Разнообразные формы уроков: игровые, путешествия, проектная деятельность.
В начале урока этап общей организации деятельности.
Текстовые задания предъявляются более крупным шрифтом, где четко отграничивается одно задание от другого, даются упрощенные формулировки по грамматическому и семантическому оформлению.
Предоставляется дифференцированная помощь: стимулирующая, организующая, направляющая. При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.
обучающиеся с РАС:
в процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно: специфика освоения навыков и усвоение информации от «простого» к «сложному».
При организации и подаче учебного материала учитываются особенности усвоения информации и специфика выработки навыков.
При организации самостоятельного выполнения обучающимся учебных заданий используются виды заданий, поддерживающие и организующие работу ребенка.
Подача материала дается от «простого» к «сложному».
На уроках логопед поддерживает положительный эмоциональный фон.
При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.
слабослышащие, слабовидящие обучающиеся:
при обучении учтены следующие условия; организация рабочего места: ребенок сидит на первой парте, учебное место хорошо освещено.
В ходе обучения организуется специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредованнее индивидуального жизненного опыта ребенка. Обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящим/ слабослышащим обучающимся. Учитывается специфика восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом с соблюдение регламента зрительных нагрузок. На уроках используется соотношение устной, письменной речи с учетом их необходимости для качественного образования.
Слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
Ребенку увеличивается время в 1,5-2 раза для написания письменных работ, использование текстового.
Организуется специальная психолого-педагогическая помощь на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности, которая дозируется исходя из его индивидуальных особенностей. Обязательным является проведение гимнастики для глаз, физкультминуток в ходе занятия, направленных на снятие общего мышечного напряжения и коррекции осанки. При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.
обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
В процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно:
1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
2) Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.
3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.
4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.
5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
7) Увязка речевой деятельности/альтернативная и дополнительная коммуникация (далее - АДК) учащихся с реальными потребностями жизни (использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).
8) Разнообразные формы уроков: игровые, путешествия, проектная деятельность.
9)Текстовые задания предъявляются более крупным шрифтом, где четко отграничивается одно задание от другого, даются упрощенные формулировки по грамматическому и семантическому оформлению.
Предоставляется дифференцированная помощь: стимулирующая, организующая, направляющая.
При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащейся проявлений утомления, истощения.
Структура занятий
Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем используется наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы, картинки, а также используются QR коды (помогает воспроизвести серию различных неречевых и речевых звуков).
Каждый изучаемый речевой звук многократно произносится учеником и усваивается прочнее с помощью различных опор (зрительных, слуховых, жестовых). Ученики запоминают и показывают движения на каждый звук; серию движений при произнесении слогов и слов с этим звуком, а также учатся произносить звук длительно и кратко, громко и тихо. Это способствует развитию переключаемости и более легкому переходу к процессу чтения.
Опорные графические изображения помогают ученикам самостоятельно проводить анализ изучаемого звука (гласный-согласный) и определять, какая преграда есть при произнесении согласного звука (губы, зубы, язык).
Выполнение различных игровых упражнений, направленных на определение места звука в слове. В процессе занятий усваиваются элементарные базовые знания и грамматические правила написания слов.
При изучении написания буквы предлагаются упражнения для ориентации на листе бумаги (прорабатываются понятия верх-низ, справа-слева; выше-ниже), а также – упражнения на конструирование букв из различных материалов (длинных и коротких палочек, верёвок, пуговиц, фишек…).
Параллельно совершенствуется механизм чтения: ребёнок читает различные слоги, слова и предложения. При чтении обязательно привлекается внимание к пониманию прочитанного: ребёнок должен показать соответствующие слова-картинки после прочтения.
Предлагаются задания на динамическое моделирование предложений как без предлогов, так и с различными пространственными предлогами (в-из, на-под, перед-за и др.). Это позволяет «увидеть» каждое слово и поработать с ним, передвигая символ слова в различные места составляемого предложения. Вводятся символические изображения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и маленьких слов-предлогов. Задания для преобразования деформированных предложений (с измененным смыслом) помогут осознать важность правильного порядка слов. Параллельно проводится работа по обучению интонированию составляемых предложений.
В работе предусмотрена частая смена деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.
Учитывая особенности нарушения всех компонентов речи у обучающихся на каждом занятии, проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха, развитием общей, мелкой, речевой моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Содержание курса групповых логопедических занятий
Логопедическое обследование проводится в начале и конце года
(фонематического восприятия, звукопроизношения, артикуляционной моторики, навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, письменной речи).
Коррекционная работа:
Развитие артикуляционного аппарата. Звуковая разминка. Графический диктант.
Звуки вокруг нас. Неречевые звуки.
Звуки речи. Общение с помощью речи
Признаки осени.
Работа над формированием носового дыхания.
Слова-предмета
Слова-действия. Предложение
Слова-признаки. предложение
Звуки гласные и согласные
Интонация. Знаки в конце предложения
Звук и буква Аа.
Звук и буква Уу.
Звук и буква Ии.
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии
Звук и буква Оо
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо
Звук и буква Ээ
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ
Звук и буква Ыы
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, Ыы
Звук и буква Мм
Звук и буква Тт
Звук и буква Нн
Звук и буква Кк
Звук и буква Пп
Закрепление написания слогов с изученными буквами.
Звук и буква Сс
Звук и буква Фф
Звук и буква Шш
Закрепление написания слогов с изученными буквами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов |
Логопедическое обследование. | ||||
1 | 05.09 | Обследование речи. | 2 | |
2 | 12.09 | |||
Коррекционная работа. | ||||
3 | 19.09 | Развитие артикуляционного аппарата. Звуковая разминка. Графический диктант. | 1 | |
4 | 26.09 | Звуки вокруг нас. Неречевые звуки. | 1 | |
5 | 03.10 | Звуки речи. Общение с помощью речи | 1 | |
6 | 10.10 | Признаки осени. Работа над формированием носового дыхания. | 1 | |
7 | 17.10 | Слова-предмета | 1 | |
8 | 24.10 | Слова-действия. Предложение | 1 | |
9 | 07.11 | Слова-признаки. предложение | 1 | |
10 | 14.11 | Звуки гласные и согласные | 1 | |
11 | 21.11 | Интонация. Знаки в конце предложения | 1 | |
12 | 28.11 | Звук и буква Аа. | 1 | |
13 | 05.12 | Звук и буква Уу. | 1 | |
14 | 12.12 | Звук и буква Ии. | 1 | |
15 | 19.12 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии | 1 | |
16 | 26.12 | Звук и буква Оо | 1 | |
17 | 09.01 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо | 1 | |
18 | 16.01 | Звук и буква Ээ | 1 | |
19 | 23.01 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ | 1 | |
20 | 30.01 | Звук и буква Ыы | 1 | |
21 | 06.02 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, Ыы | 1 | |
22 | 13.02 | Звук и буква Мм | 1 | |
23 | 20.02 | Звук и буква Тт | 1 | |
24 | 27.02 | Звук и буква Нн | 1 | |
25 | 06.03 | Звук и буква Кк | 1 | |
26 | 13.03 | Звук и буква Пп | 1 | |
27 | 20.03 | Закрепление написания слогов с изученными буквами. | 1 | |
28 | 03.04 | Звук и буква Сс | 1 | |
29 | 10.04 | Звук и буква Фф | 1 | |
30 | 17.04 | Звук и буква Шш | 1 | |
31 | 24.04 | Закрепление написания слогов с изученными буквами. | 1 | |
Логопедическое обследование. | ||||
32 | 15.05 | Обследование речи. | 2 | |
33 | 22.05 | |||
Итого | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Рабочая программа Логопедическая коррекция
Рабочая программа Логопедическая коррекция...
Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект
Аннотация «Логопедическая коррекция»Название курса«Логопедическая коррекция»Класс 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплектКоличество часов68 ч.Составитель рабоч...
Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 5 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект
Обучающиеся должны уметь:правильно обозначать звуки буквами на письме;подбирать группы родственных слов;проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора р...
Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"
Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....