Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Кордюкова Надежда Сергеевна

Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса, детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедическая программа 2 класс39.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Логопедической коррекции

___________________________________________________________________________________________

 (указать учебный предмет, курс)

«Думаю, читаю, понимаю»

Групповые занятия

на 2024-2025 учебный год

Уровень общего образования (класс) Начальное общее 2Г(СК) класс

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 33 часа

                                         

Учитель-логопед Кордюкова Надежда Сергеевна

г.Шахты

2024 год

Пояснительная записка

Рабочая программа логопедической коррекции разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) 
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
  • Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций"
  • ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598)
  • Инструктивного письма Министерства Общего и Профессионального Образования Ростовской Области 13.05.2015 № 24/3.2- 2998/м «О направлении методических рекомендаций по организации логопедической помощи»
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих детей
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599)
  • Программа коррекционного курса разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
  • Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 г.
  • Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
  • Практическое пособие «Думаю, читаю, понимаю», Н.Е. Арбекова,

М.: издательство логопрактика, 2023

  • Должностной инструкции учителя – логопеда МБОУ СОШ №38
  •  Учебным планом МБОУ СОШ №38г. Шахты на 2024-2025 учебный год для 2Г(СК) класса
  • Календарным учебным графиком МБОУ СОШ №38г. Шахты на 2024-2025 учебный год
  • С учетом рекомендаций заключения ПМПК, данных логопедического обследования, схожести речевого нарушения.

По данным обследования –учащиеся испытывают сложности при обучении чтению и письму, допускают ошибки и испытывают затруднения на уровне лексико-грамматического строя речи, допускают семантические замены, затрудняются в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.

Цель – развитие механизма чтения и формирование навыков графо-моторных функций обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи коррекционного курса:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепить его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2.   Повышать у обучающихся мотивацию к активной речевой деятельности.

3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

4.     Научить сознательно читать и делать звуко-буквенный анализ слов и предложений

5.      Повышать у обучающихся мотивацию к чтению.

6. Обогащать и активировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

7.  Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся.

Рабочая программа по логопедической коррекции составлена из расчета 1 часа в неделю, всего 35 недель.

Исходя из расписания уроков на 2024-2025 учебный год, Учебного плана МБОУ СОШ №38 г. Шахты на 2024-2025 учебный год программа по логопедической коррекции с учащимися 2Г(СК) класса будет реализована в количестве 33 часов в полном объеме (вместо 2 часов по расписанию, так как 1мая и 8 мая является праздничными и не учебными днями недели расписания).

Длительность проведения логопедического обследования составляет 40-45 минут.

Занятия проводятся в групповой форме, длительностью 40 минут.

По запросу или на усмотрение учителя-логопеда проводятся беседы с родителями и педагогами в течение учебного года.

Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий.                                                            

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова). Данные методики позволяют уточнить структуру речевого развития, построения речевого профиля, отслеживать динамику и оценить эффективность коррекционного воздействия.

Результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты обучающихся:

  • Проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • Самостоятельный поиск нужного ответа;
  • Установление контакта со сверстниками и ближайшим окружением;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • Развитие мотивов учебной деятельности;
  • Сформированность представлений о нравственных нормах поведения;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности, сопереживания чувствам других людей.

Обучающие

  • совершенствовать навык грамотного письма и чтения.

Развивающие

  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.

Воспитательные

  • совершенствовать основные учебные навыки;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
  • развить устойчивый интерес к урокам русского языка и литературного чтения.

Предметные результаты логопедической коррекционно-развивающей деятельности.

Результативность коррекционно-развивающей деятельности зависит от индивидуальных возможностей учащихся, скорости усвоения материала, регулярности посещения занятий. Допускается изменение продолжительности данного курса (количество часов на изучение тем может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от уровня нарушения).

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • Слушать небольшую сказку, загадки, рассказ;
  • Выполнять артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
  • Узнавать звук по артикуляции учителя;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Делать звуко-буквенный анализ слов и предложений;
  • Конструировать букву из различных материалов (длинных или коротких палочек, веревочек, пуговиц, фишек…);
  • Уметь штриховать и обводить печатные буквы;
  • Уметь читать различные слоги, слова и предложения;
  • Выполнять пальчиковую гимнастику по показу логопеда;
  • Ориентировка в пространстве (слева, справа, сзади, впереди).

Программа коррекционного курса составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся. Встречается частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью детей.

В процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно:

обучающиеся с ЗПР:

используется пошаговое предъявление материала, дозированная помощь логопеда.

В ходе обучения используются следующие методы, приемы и средства: индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности, поэтапное распределение учебного материала, краткость и простота формулирования правил и выводов, опора на раннее усвоенное, практические упражнения разной степени сложности, выделение в речи учителя ключевых слов, использование памяток, алгоритмов, стимулирование самостоятельной деятельности, сигнальные карточки. Разнообразные формы уроков: игровые, путешествия, проектная деятельность.

В начале урока этап общей организации деятельности.

Текстовые задания предъявляются более крупным шрифтом, где четко отграничивается одно задание от другого, даются упрощенные формулировки по грамматическому и семантическому оформлению.

Предоставляется дифференцированная помощь: стимулирующая, организующая, направляющая. При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.

обучающиеся с РАС:

в процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно: специфика освоения навыков и усвоение информации от «простого» к «сложному».

При организации и подаче учебного материала учитываются особенности усвоения информации и специфика выработки навыков.

При организации самостоятельного выполнения обучающимся учебных заданий используются виды заданий, поддерживающие и организующие работу ребенка.

Подача материала дается от «простого» к «сложному».

На уроках логопед поддерживает положительный эмоциональный фон.

При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.

слабослышащие, слабовидящие обучающиеся:

при обучении учтены следующие условия; организация рабочего места: ребенок сидит на первой парте, учебное место хорошо освещено.

В ходе обучения организуется специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредованнее индивидуального жизненного опыта ребенка. Обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящим/ слабослышащим обучающимся. Учитывается специфика восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом с соблюдение регламента зрительных нагрузок. На уроках используется соотношение устной, письменной речи с учетом их необходимости для качественного образования.

Слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

Ребенку увеличивается время в 1,5-2 раза для написания письменных работ, использование текстового.  

Организуется специальная психолого-педагогическая помощь на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности, которая дозируется исходя из его индивидуальных особенностей. Обязательным является проведение гимнастики для глаз, физкультминуток в ходе занятия, направленных на снятие общего мышечного напряжения и коррекции осанки. При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.

обучающихся с интеллектуальными нарушениями:

В процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно:

1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.

2) Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.

3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.

4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.

5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.

6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.

7) Увязка речевой деятельности/альтернативная и дополнительная коммуникация (далее - АДК) учащихся с реальными потребностями жизни (использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).

8) Разнообразные формы уроков: игровые, путешествия, проектная деятельность.

9)Текстовые задания предъявляются более крупным шрифтом, где четко отграничивается одно задание от другого, даются упрощенные формулировки по грамматическому и семантическому оформлению.

Предоставляется дифференцированная помощь: стимулирующая, организующая, направляющая.

При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащейся проявлений утомления, истощения.

Структура занятий

 Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем используется наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы, картинки, а также используются QR коды (помогает воспроизвести серию различных неречевых и речевых звуков).

Каждый изучаемый речевой звук многократно произносится учеником и усваивается прочнее с помощью различных опор (зрительных, слуховых, жестовых). Ученики запоминают и показывают движения на каждый звук; серию движений при произнесении слогов и слов с этим звуком, а также учатся произносить звук длительно и кратко, громко и тихо. Это способствует развитию переключаемости и более легкому переходу к процессу чтения.

Опорные графические изображения помогают ученикам самостоятельно проводить анализ изучаемого звука (гласный-согласный) и определять, какая преграда есть при произнесении согласного звука (губы, зубы, язык).

Выполнение различных игровых упражнений, направленных на определение места звука в слове. В процессе занятий усваиваются элементарные базовые знания и грамматические правила написания слов.

При изучении написания буквы предлагаются упражнения для ориентации на листе бумаги (прорабатываются понятия верх-низ, справа-слева; выше-ниже), а также – упражнения на конструирование букв из различных материалов (длинных и коротких палочек, верёвок, пуговиц, фишек…).

        Параллельно совершенствуется механизм чтения: ребёнок читает различные слоги, слова и предложения. При чтении обязательно привлекается внимание к пониманию прочитанного: ребёнок должен показать соответствующие слова-картинки после прочтения.

Предлагаются задания на динамическое моделирование предложений как без предлогов, так и с различными пространственными предлогами (в-из, на-под, перед-за и др.). Это позволяет «увидеть» каждое слово и поработать с ним, передвигая символ слова в различные места составляемого предложения. Вводятся символические изображения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и маленьких слов-предлогов. Задания для преобразования деформированных предложений (с измененным смыслом) помогут осознать важность правильного порядка слов. Параллельно проводится работа по обучению интонированию составляемых предложений.

В работе предусмотрена частая смена деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.

Учитывая особенности нарушения всех компонентов речи у обучающихся на каждом занятии, проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха, развитием общей, мелкой, речевой моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.  

Содержание курса групповых логопедических занятий

Логопедическое обследование проводится в начале и конце года

(фонематического восприятия, звукопроизношения, артикуляционной моторики, навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, письменной речи).

Коррекционная работа:

Развитие артикуляционного аппарата. Звуковая разминка. Графический диктант.

Звуки вокруг нас. Неречевые звуки.

Звуки речи. Общение с помощью речи

Признаки осени.

Работа над формированием носового дыхания.

Слова-предмета

Слова-действия. Предложение

Слова-признаки. предложение

Звуки гласные и согласные

Интонация. Знаки в конце предложения

Звук и буква Аа.

Звук и буква Уу.

Звук и буква Ии.

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии

Звук и буква Оо

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо

Звук и буква Ээ

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ

Звук и буква Ыы

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, Ыы

Звук и буква Мм

Звук и буква Тт

Звук и буква Нн

Звук и буква Кк

Звук и буква Пп

Закрепление написания слогов с изученными буквами.

Звук и буква Сс

Звук и буква Фф

Звук и буква Шш

Закрепление написания слогов с изученными буквами.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Кол-во часов

Логопедическое обследование.

1

05.09

Обследование речи.

2

2

12.09

Коррекционная работа.

3

19.09

Развитие артикуляционного аппарата. Звуковая разминка. Графический диктант.

1

4

26.09

Звуки вокруг нас. Неречевые звуки.

1

5

03.10

Звуки речи. Общение с помощью речи

1

6

10.10

Признаки осени.

Работа над формированием носового дыхания.

1

7

17.10

Слова-предмета

1

8

24.10

Слова-действия. Предложение

1

9

07.11

Слова-признаки. предложение

1

10

14.11

Звуки гласные и согласные

1

11

21.11

Интонация. Знаки в конце предложения

1

12

28.11

Звук и буква Аа.

1

13

05.12

Звук и буква Уу.

1

14

12.12

Звук и буква Ии.

1

15

19.12

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии

1

16

26.12

Звук и буква Оо

1

17

09.01

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо

1

18

16.01

Звук и буква Ээ

1

19

23.01

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ

1

20

30.01

Звук и буква Ыы

1

21

06.02

Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, Ыы

1

22

13.02

Звук и буква Мм

1

23

20.02

Звук и буква Тт

1

24

27.02

Звук и буква Нн

1

25

06.03

Звук и буква Кк

1

26

13.03

Звук и буква Пп

1

27

20.03

Закрепление написания слогов с изученными буквами.

1

28

03.04

Звук и буква Сс

1

29

10.04

Звук и буква Фф

1

30

17.04

Звук и буква Шш

1

31

24.04

Закрепление написания слогов с изученными буквами.

1

Логопедическое обследование.

32

15.05

Обследование речи.

2

33

22.05

Итого

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Логопедическая коррекция

Рабочая программа Логопедическая коррекция...

Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект

Аннотация «Логопедическая коррекция»Название курса«Логопедическая коррекция»Класс 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплектКоличество часов68 ч.Составитель рабоч...

Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 5 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект

Обучающиеся должны уметь:правильно обозначать звуки буквами на письме;подбирать группы родственных слов;проверять написание в корне безударных гласных,  звонких и глухих согласных путем подбора р...

Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"

Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....

Рабочая программа "Логопедической коррекции по предупреждению и преодолению дислексии и смешанной дисграфии у младших школьников" ( 2-4 класс)

Рабочая программа "Логопедической коррекции по предупреждению и преодолению дислексии и смешанной дисграфии у младших школьников" ( 2-4 класс)...

Рабочая программа "Логопедической коррекции нарушения устной речи у младших школьников" 1 класс

Рабочая программа "Логопедической коррекции нарушения устной речи у младших школьников" 1 класс...