Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса, детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедическая программа 2 класс | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Логопедической коррекции
___________________________________________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
«Думаю, читаю, понимаю»
Групповые занятия
на 2024-2025 учебный год
Уровень общего образования (класс) Начальное общее 2Г(СК) класс
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33 часа
Учитель-логопед Кордюкова Надежда Сергеевна
г.Шахты
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедической коррекции разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций"
- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598)
- Инструктивного письма Министерства Общего и Профессионального Образования Ростовской Области 13.05.2015 № 24/3.2- 2998/м «О направлении методических рекомендаций по организации логопедической помощи»
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих детей
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599)
- Программа коррекционного курса разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 г.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
- Практическое пособие «Думаю, читаю, понимаю», Н.Е. Арбекова,
М.: издательство логопрактика, 2023
- Должностной инструкции учителя – логопеда МБОУ СОШ №38
- Учебным планом МБОУ СОШ №38г. Шахты на 2024-2025 учебный год для 2Г(СК) класса
- Календарным учебным графиком МБОУ СОШ №38г. Шахты на 2024-2025 учебный год
- С учетом рекомендаций заключения ПМПК, данных логопедического обследования, схожести речевого нарушения.
По данным обследования –учащиеся испытывают сложности при обучении чтению и письму, допускают ошибки и испытывают затруднения на уровне лексико-грамматического строя речи, допускают семантические замены, затрудняются в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.
Цель – развитие механизма чтения и формирование навыков графо-моторных функций обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи коррекционного курса:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепить его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Повышать у обучающихся мотивацию к активной речевой деятельности.
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
4. Научить сознательно читать и делать звуко-буквенный анализ слов и предложений
5. Повышать у обучающихся мотивацию к чтению.
6. Обогащать и активировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
7. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся.
Рабочая программа по логопедической коррекции составлена из расчета 1 часа в неделю, всего 35 недель.
Исходя из расписания уроков на 2024-2025 учебный год, Учебного плана МБОУ СОШ №38 г. Шахты на 2024-2025 учебный год программа по логопедической коррекции с учащимися 2Г(СК) класса будет реализована в количестве 33 часов в полном объеме (вместо 2 часов по расписанию, так как 1мая и 8 мая является праздничными и не учебными днями недели расписания).
Длительность проведения логопедического обследования составляет 40-45 минут.
Занятия проводятся в групповой форме, длительностью 40 минут.
По запросу или на усмотрение учителя-логопеда проводятся беседы с родителями и педагогами в течение учебного года.
Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова). Данные методики позволяют уточнить структуру речевого развития, построения речевого профиля, отслеживать динамику и оценить эффективность коррекционного воздействия.
Результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты обучающихся:
- Проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- Самостоятельный поиск нужного ответа;
- Установление контакта со сверстниками и ближайшим окружением;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- Развитие мотивов учебной деятельности;
- Сформированность представлений о нравственных нормах поведения;
- Развитие этических чувств, доброжелательности, сопереживания чувствам других людей.
Обучающие
- совершенствовать навык грамотного письма и чтения.
Развивающие
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.
Воспитательные
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
- развить устойчивый интерес к урокам русского языка и литературного чтения.
Предметные результаты логопедической коррекционно-развивающей деятельности.
Результативность коррекционно-развивающей деятельности зависит от индивидуальных возможностей учащихся, скорости усвоения материала, регулярности посещения занятий. Допускается изменение продолжительности данного курса (количество часов на изучение тем может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от уровня нарушения).
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
- Слушать небольшую сказку, загадки, рассказ;
- Выполнять артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
- Узнавать звук по артикуляции учителя;
- Уметь определять место звука в слове;
- Делать звуко-буквенный анализ слов и предложений;
- Конструировать букву из различных материалов (длинных или коротких палочек, веревочек, пуговиц, фишек…);
- Уметь штриховать и обводить печатные буквы;
- Уметь читать различные слоги, слова и предложения;
- Выполнять пальчиковую гимнастику по показу логопеда;
- Ориентировка в пространстве (слева, справа, сзади, впереди).
Программа коррекционного курса составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся. Встречается частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью детей.
В процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно:
обучающиеся с ЗПР:
используется пошаговое предъявление материала, дозированная помощь логопеда.
В ходе обучения используются следующие методы, приемы и средства: индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности, поэтапное распределение учебного материала, краткость и простота формулирования правил и выводов, опора на раннее усвоенное, практические упражнения разной степени сложности, выделение в речи учителя ключевых слов, использование памяток, алгоритмов, стимулирование самостоятельной деятельности, сигнальные карточки. Разнообразные формы уроков: игровые, путешествия, проектная деятельность.
В начале урока этап общей организации деятельности.
Текстовые задания предъявляются более крупным шрифтом, где четко отграничивается одно задание от другого, даются упрощенные формулировки по грамматическому и семантическому оформлению.
Предоставляется дифференцированная помощь: стимулирующая, организующая, направляющая. При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.
обучающиеся с РАС:
в процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно: специфика освоения навыков и усвоение информации от «простого» к «сложному».
При организации и подаче учебного материала учитываются особенности усвоения информации и специфика выработки навыков.
При организации самостоятельного выполнения обучающимся учебных заданий используются виды заданий, поддерживающие и организующие работу ребенка.
Подача материала дается от «простого» к «сложному».
На уроках логопед поддерживает положительный эмоциональный фон.
При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.
слабослышащие, слабовидящие обучающиеся:
при обучении учтены следующие условия; организация рабочего места: ребенок сидит на первой парте, учебное место хорошо освещено.
В ходе обучения организуется специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредованнее индивидуального жизненного опыта ребенка. Обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящим/ слабослышащим обучающимся. Учитывается специфика восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом с соблюдение регламента зрительных нагрузок. На уроках используется соотношение устной, письменной речи с учетом их необходимости для качественного образования.
Слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
Ребенку увеличивается время в 1,5-2 раза для написания письменных работ, использование текстового.
Организуется специальная психолого-педагогическая помощь на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности, которая дозируется исходя из его индивидуальных особенностей. Обязательным является проведение гимнастики для глаз, физкультминуток в ходе занятия, направленных на снятие общего мышечного напряжения и коррекции осанки. При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащегося проявлений утомления, истощения.
обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
В процессе обучения учитываются особые образовательные потребности, а именно:
1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
2) Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.
3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.
4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.
5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
7) Увязка речевой деятельности/альтернативная и дополнительная коммуникация (далее - АДК) учащихся с реальными потребностями жизни (использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).
8) Разнообразные формы уроков: игровые, путешествия, проектная деятельность.
9)Текстовые задания предъявляются более крупным шрифтом, где четко отграничивается одно задание от другого, даются упрощенные формулировки по грамматическому и семантическому оформлению.
Предоставляется дифференцированная помощь: стимулирующая, организующая, направляющая.
При необходимости в процессе урока организуется короткий перерыв при нарастании в поведении учащейся проявлений утомления, истощения.
Структура занятий
Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем используется наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы, картинки, а также используются QR коды (помогает воспроизвести серию различных неречевых и речевых звуков).
Каждый изучаемый речевой звук многократно произносится учеником и усваивается прочнее с помощью различных опор (зрительных, слуховых, жестовых). Ученики запоминают и показывают движения на каждый звук; серию движений при произнесении слогов и слов с этим звуком, а также учатся произносить звук длительно и кратко, громко и тихо. Это способствует развитию переключаемости и более легкому переходу к процессу чтения.
Опорные графические изображения помогают ученикам самостоятельно проводить анализ изучаемого звука (гласный-согласный) и определять, какая преграда есть при произнесении согласного звука (губы, зубы, язык).
Выполнение различных игровых упражнений, направленных на определение места звука в слове. В процессе занятий усваиваются элементарные базовые знания и грамматические правила написания слов.
При изучении написания буквы предлагаются упражнения для ориентации на листе бумаги (прорабатываются понятия верх-низ, справа-слева; выше-ниже), а также – упражнения на конструирование букв из различных материалов (длинных и коротких палочек, верёвок, пуговиц, фишек…).
Параллельно совершенствуется механизм чтения: ребёнок читает различные слоги, слова и предложения. При чтении обязательно привлекается внимание к пониманию прочитанного: ребёнок должен показать соответствующие слова-картинки после прочтения.
Предлагаются задания на динамическое моделирование предложений как без предлогов, так и с различными пространственными предлогами (в-из, на-под, перед-за и др.). Это позволяет «увидеть» каждое слово и поработать с ним, передвигая символ слова в различные места составляемого предложения. Вводятся символические изображения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и маленьких слов-предлогов. Задания для преобразования деформированных предложений (с измененным смыслом) помогут осознать важность правильного порядка слов. Параллельно проводится работа по обучению интонированию составляемых предложений.
В работе предусмотрена частая смена деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.
Учитывая особенности нарушения всех компонентов речи у обучающихся на каждом занятии, проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха, развитием общей, мелкой, речевой моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Содержание курса групповых логопедических занятий
Логопедическое обследование проводится в начале и конце года
(фонематического восприятия, звукопроизношения, артикуляционной моторики, навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, письменной речи).
Коррекционная работа:
Развитие артикуляционного аппарата. Звуковая разминка. Графический диктант.
Звуки вокруг нас. Неречевые звуки.
Звуки речи. Общение с помощью речи
Признаки осени.
Работа над формированием носового дыхания.
Слова-предмета
Слова-действия. Предложение
Слова-признаки. предложение
Звуки гласные и согласные
Интонация. Знаки в конце предложения
Звук и буква Аа.
Звук и буква Уу.
Звук и буква Ии.
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии
Звук и буква Оо
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо
Звук и буква Ээ
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ
Звук и буква Ыы
Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, Ыы
Звук и буква Мм
Звук и буква Тт
Звук и буква Нн
Звук и буква Кк
Звук и буква Пп
Закрепление написания слогов с изученными буквами.
Звук и буква Сс
Звук и буква Фф
Звук и буква Шш
Закрепление написания слогов с изученными буквами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов |
Логопедическое обследование. | ||||
1 | 05.09 | Обследование речи. | 2 | |
2 | 12.09 | |||
Коррекционная работа. | ||||
3 | 19.09 | Развитие артикуляционного аппарата. Звуковая разминка. Графический диктант. | 1 | |
4 | 26.09 | Звуки вокруг нас. Неречевые звуки. | 1 | |
5 | 03.10 | Звуки речи. Общение с помощью речи | 1 | |
6 | 10.10 | Признаки осени. Работа над формированием носового дыхания. | 1 | |
7 | 17.10 | Слова-предмета | 1 | |
8 | 24.10 | Слова-действия. Предложение | 1 | |
9 | 07.11 | Слова-признаки. предложение | 1 | |
10 | 14.11 | Звуки гласные и согласные | 1 | |
11 | 21.11 | Интонация. Знаки в конце предложения | 1 | |
12 | 28.11 | Звук и буква Аа. | 1 | |
13 | 05.12 | Звук и буква Уу. | 1 | |
14 | 12.12 | Звук и буква Ии. | 1 | |
15 | 19.12 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии | 1 | |
16 | 26.12 | Звук и буква Оо | 1 | |
17 | 09.01 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо | 1 | |
18 | 16.01 | Звук и буква Ээ | 1 | |
19 | 23.01 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ | 1 | |
20 | 30.01 | Звук и буква Ыы | 1 | |
21 | 06.02 | Звуки и буквы Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, Ыы | 1 | |
22 | 13.02 | Звук и буква Мм | 1 | |
23 | 20.02 | Звук и буква Тт | 1 | |
24 | 27.02 | Звук и буква Нн | 1 | |
25 | 06.03 | Звук и буква Кк | 1 | |
26 | 13.03 | Звук и буква Пп | 1 | |
27 | 20.03 | Закрепление написания слогов с изученными буквами. | 1 | |
28 | 03.04 | Звук и буква Сс | 1 | |
29 | 10.04 | Звук и буква Фф | 1 | |
30 | 17.04 | Звук и буква Шш | 1 | |
31 | 24.04 | Закрепление написания слогов с изученными буквами. | 1 | |
Логопедическое обследование. | ||||
32 | 15.05 | Обследование речи. | 2 | |
33 | 22.05 | |||
Итого | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Рабочая программа Логопедическая коррекция
Рабочая программа Логопедическая коррекция...
Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект
Аннотация «Логопедическая коррекция»Название курса«Логопедическая коррекция»Класс 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплектКоличество часов68 ч.Составитель рабоч...
Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 5 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект
Обучающиеся должны уметь:правильно обозначать звуки буквами на письме;подбирать группы родственных слов;проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора р...
Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"
Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....
Рабочая программа "Логопедической коррекции по предупреждению и преодолению дислексии и смешанной дисграфии у младших школьников" ( 2-4 класс)
Рабочая программа "Логопедической коррекции по предупреждению и преодолению дислексии и смешанной дисграфии у младших школьников" ( 2-4 класс)...
Рабочая программа "Логопедической коррекции нарушения устной речи у младших школьников" 1 класс
Рабочая программа "Логопедической коррекции нарушения устной речи у младших школьников" 1 класс...