Рабочая программа Логопедическая коррекция
рабочая программа по логопедии

Рабочая программа Логопедическая коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_zanyatiya._1_dopolnitelnyy_klass.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические занятия

1 дополнительный класс

Примерная рабочая программа

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

Пояснительная записка

Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 7.2.)[1].

Общая цель логопедических занятий[2] заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи курса:

  • постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
  • обогащение словаря, его расширение и уточнение;
  • коррекция недостатков грамматического строя речи;
  • улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
  • совершенствование коммуникативной функции речи;
  • повышение мотивации речеговорения;
  • обогащение речевого опыта;
  • профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
  • дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
  • формирование способности давать определения словам;
  • формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
  • овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
  • профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом,  грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов  суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
  • умение понимать интонационную окраску высказывания;
  • умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
  • умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
  • формировать начальные умения монологического высказывания.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса:

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2. является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной категории. В первом дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой над звукослоговым и звукобуквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.

Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет работы над лексическими темами, использования метафорических выражений, обучения умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащения словаря синонимов и антонимов.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания;

Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи осуществляется в ходе работы над текстом, моделированием коммуникативных ситуаций, формированием начальных навыков развернутого связного высказывания.

Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы:

В 1 дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением, а также профилактику и коррекцию их нарушений. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология». Программа курса составлена с опорой на соответствующие рабочие программы по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение».

Профилактика и своевременная коррекция нарушений чтения и письма потенциально способствует общему повышению учебной успешности.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.

Эффективность логопедических занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие логопеда с учителем, психологом, родителями.

Место курса в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа групповых занятий 33 учебных недели). По решению образовательной организации курсы коррекционно-развивающей области, проводимые в групповом формате, могут включаться в расписание занятий.

Общее количество часов на курсы коррекционно-развивающей области  составляет 6 часов в неделю). Логопед также может заниматься с детьми индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем и, соответственно, актуальных логопедических  задач. В зависимости от степени выраженности нарушений такая работа может проводиться 1-2 раза в неделю. Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятия меняется в зависимости от результатов диагностики, проводимой в конце учебного года. Аналогично корректируется содержание групповых логопедических  занятий.

Ожидаемые результаты освоения курса

Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • получать и уточнять информацию от собеседника;
  • задавать вопросы;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:

0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.  

Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:

  • состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);
  • состояние активного словаря, понимание значений слов;
  • овладение словообразованием и словоизменением;
  • уровень связного высказывания;
  • состояние речевой коммуникации;
  • речевая активность;
  • состояние познавательных функций речи;
  • состояние навыков  чтения и письма.

Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения.

Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в первом дополнительном классе представлены в конце программы.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия»  в соответствии с ПрАООП обучающихся  с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной образовательной программы.

Основное содержание курса «Логопедические занятия»

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована и обозначена следующими разделами:  

Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

Этот раздел направлен на повторение  и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У школьников, не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).

Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).

Связная речь (активизация мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).

При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности. Необходимо также фиксировать любые позитивные и негативные аспекты в индивидуальной карте речевого развития.

Календарно-тематическое планирование групповых занятий по курсу коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия»

Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

1 четверть

Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения

(16 часов)

Уточнение общих представлений о звуко-буквенном составе русского языка

Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе слов. Звуковой анализ и синтез. Соотнесение звуков с буквами.

 

Печатные и рукописные буквы.

Заглавные и строчные буквы

Дифференциация букв, сходных по начертанию

Слоговой анализ и синтез слов.

Ударные и безударные слоги

Лексическая тема «Осень»

Диагностическое занятие.

Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на прослушивание (губы логопеда закрыты экраном); опознание звука по видимой артикуляции и другим зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном артикулировании (например, звуков [Ш, С, Ж, Б, П, А, О, У]); различение гласных и согласных звуков: поднять сигнал-обозначение, если услышите гласный (или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук.

Задания на узнавание и называние букв алфавита по инструкции: Поднимите букву, которую я назову. Назовите букву, которую я покажу.

Уточнение различий в понятиях ЗВУК-БУКВА.

Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и о соответствующих им буквах. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Задания на фонематический анализ (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности).

Упражнения в опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам.

Диагностическое задание: выбор печатных букв по заданию (из разрезной азбуки); запись рукописного варианта задаваемых букв.

Определение роли букв в составе слов (обозначение соответствующего звука, обозначение мягкости согласного звука на письме).

Задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно-пространственных представлений образов печатных и рукописных букв.

Упражнения на анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Сравнение образов строчных и заглавных букв. Уточнение функций заглавных букв. Анализ  графических образов строчных и заглавных  букв. Составление, прочтение и запись слов-имен собственных. Составление, запись и прочтение предложений - закрепление представления о заглавной букве в начале предложения и заглавной букве в начале написания имен, кличек животных, названий городов и т.д.

Уточнение знаний о правилах оформления предложений с опорой на анализ данных для прочтения (на доске или на наборном полотне) текстов из 2-3 предложений.

Упражнения на закрепление умений поиска отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию.

Задания на опознание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв.

Задания на дифференциацию букв, сходных по начертанию, количеству и пространственному расположению элементов (с опорой на тактильно-кинестетический анализ, на образные ассоциации и т.д.).

Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов.

Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование  (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью.

Упражнения в определении ударных слогов в словах

Задания на подбор слов с определенным местом в них  ударного слога. Упражнения в воспроизведении слогоритмической структуры слов с опорой на графические схемы. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»).

Беседа о признаках осени. Подбор слов-определений к словам-предметам (уточнение навыков грамматического согласования слов и профилактика аграмматизма на письме и при чтении). Анализ значений слов с переносным смыслом (золотая осень, хрустальный лед и т.п.). Упражнения в составлении из букв и слогов разрезной азбуки слов, словосочетаний, предложений по теме с последующим чтением и записью.  Составление  коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова и словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия темы.

2 четверть

Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения

(14 ч)

Дифференциация звонких и глухих звуков.

Обозначение звонких и глухих звуков на письме (дифференциация соответствующих букв).

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Способы обозначения мягкости на письме.  

Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е

Мягкий знак.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации звонких-глухих звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схему состояния голосовых связок при произношении звонких-глухих и т.д.).

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по звонкости-глухости звуки. Придумывание слов с глухими и звонкими  звуками

Соотнесение звонких и глухих звуков с соответствующими буквами.

Составление слогов и слов с звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью.

Письмо под диктовку слов простого звуко-слогового состава, содержащих звонкие и глухие звуки.

Упражнения со словами-паронимами (типа «дом-том, Толя-доля») – анализ изменения значений слов при включении звонкого или глухого звука; составление слов из букв разрезной азбуки; составление с этими словами предложений; запись пар таких слов и составленных с ними предложений.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации твердых и мягких звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схемы артикуляционных укладов).

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по твердости-мягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и мягкими звуками.

Чтение слов, включающих мягкие звуки. Анализ различий в буквенном составе слов, различающихся твердыми и мягкими звуками.

Уточнение представлений о буквах, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласного [И] и соответствующей ему буквы для обозначения мягкости предыдущего согласного. Сопоставление произношения соответствующих слогов, слов (Мила – мыла и т.п.). Составление слогов и слов с мягкими и твердыми звуками с применением графических схем и букв разрезной азбуки. Последующая запись слов. Упражнения в чтении слов, включающих открытые слоги с буквами А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.

Упражнения в произношении слов, заканчивающихся на мягкий согласный звук. Составление графических схем звуко-слогового состава таких слов.

Чтение таких слов. Определение роли  буквы Ь для обозначения мягкости согласного звука на письме. Составление аналогичных по структуре слов из букв разрезной азбуки с последующей записью.

3 четверть

Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения

 (10 ч.)

Значения слов разных грамматических категорий

Место и роль слов, обозначающих названия предметов, в предложениях и текстах.

Место и роль слов, обозначающих названия действий и признаков, в предложениях и текстах (на материале

лексической темы «Зима»)

Лексическая тема «День 8 Марта»

Место и роль слов-синонимов, антонимов, обобщений в предложениях и текстах.

Диагностическое занятие.

Задания на актуализацию знаний о словах-названиях предметов (выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам, например, «Класс», «Магазин игрушек», «Кабинет врача», «Парикмахерская» и т.д.). Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия; на подбор слов, обозначающих признаки, к данным словам- предметам.

Слова-названия предметов и их место в предложении. Конструирование предложений с заданными словами, обозначающими различные предметы (с опорой на картинки). Различия в структуре и смысле предложения и текста в зависимости от значения заданного слова (например, ручка как принадлежность для письма и ручка ребенка). Обогащение заданных и прочитанных предложений другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»).

Упражнения на выбор слов, обозначающих действия какого-либо предмета и его признаки.

Беседа о признаках зимы. Подбор слов-предметов к теме (зима, снег, мороз, снежинки, иней, санки, лыжи, снеговик и т.д. ). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам.  Анализ значений слов с переносным смыслом. Упражнения в составлении из букв и слогов разрезной азбуки слов, словосочетаний, предложений по теме с последующим чтением и записью.  Составление  коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова и словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия темы.

Беседа в форме полилога на лексическую тему. Уточнение правил участия в беседе. Актуализация слов по теме. Высказывания о праздновании дня 8 Марта в семье.

Моделирование ситуации «Поздравления с праздником 8 марта». Составление текста – поздравления с днем 8 марта и его запись на доске. Выполнение  произвольного рисунка,  посвященного этому празднику (для развития мелкой моторики, уточнения зрительно-пространственных представлений, ориентировки на листе).  Уточнение знаний формул речевого этикета – переписывание с доски текста поздравления с обращением к конкретному человеку (маме, бабушке, сестре, тете и т.д.) под заготовленным рисунком.

Упражнения на подбор слов с одинаковым значением и составление с ними предложений (по образцу). Задания на уточнение представлений о словах с противоположным значением. Составление с ними словосочетаний, предложений.

Анализ значений слов- обобщений на материале прослушанных текстов. Упражнения на включение обобщающих слов  в предложения и связные высказывания.

Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении.

(10 ч.)

Предложение, его структура и основные признаки.

Словосочетание в составе предложения

Словоизменение

Словообразование

Закрепление материала раздела на основе темы «Мои друзья»

Упражнения в прослушивании и чтении предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Составление предложений  с использованием опорных слов и на основе графических схем. Чтение предложений. Определение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Конструирование простых по составу предложений из слов, напечатанных на карточках. Последующая запись предложений. Уточнение правил оформления предложения при записи (Заглавная буква, точка в конце предложения, вопросительный или восклицательный знаки).

Упражнения на выделение словосочетаний в составе предложения (слово-предмет + слово-признак; слово-действие + слово признак). Составление словосочетаний с опорой на картинки. Включение в словосочетания слов разных значений – синонимов, антонимов, обобщающих слов. Сравнение правильно  и неверно составленных словосочетаний (с опорой на картинки). Влияние ошибок в составлении словосочетаний на их смысл. Чтение и запись словосочетаний. Упражнения на включение словосочетаний в состав предложения (с опорой на графические схемы).

Упражнения на сопоставление разных форм слова в структуре высказываний (единственного и множественного числа, мужского и женского рода, разных падежных форм). Задания на анализ форм слов в словосочетании. Включение одного и того же слова в разных его формах в словосочетания и предложения. Чтение предложений и текстов с последующим анализом изменений форм одного и того же слова в разных предложениях текста. Запись слов в разных формах (изолированно, в словосочетаниях и предложениях).

Упражнения на уточнение и автоматизацию навыков образования новых слов различными способами (суффиксальным и префиксальным). Анализ значений образованных слов. Включение вновь образованных слов в различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки).  Анализ звукослогового и буквенного состава образованных слов, сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо цепочек слов (нос-носик; дом—домик; стол-столик и т.д.).

Уточнение значения слова ДРУЗЬЯ.

Свободные высказывания обучающихся о своих друзьях. Работа по составлению связного рассказа о друзьях.  Задание на подбор слов для составления предложений о своем друге (слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия). Составление  разных вариантов рассказа о друзьях: описание друга (друзей); рассказ о каком-либо событии с участием друга (друзей).

Уточнение навыков правильного выбора форм слов при составлении предложений в составе рассказов.

4 четверть

Связная речь и  

профилактика смысловых ошибок при чтении и письме.

16 часов

Уточнение представлений о тексте как развернутом рассказе на какую-либо тему.

Смысловые характеристики текста и его состав.

Монологическое высказывание (на материале темы «Домашние и дикие животные»).

Диалогическая речь и развитие коммуникативной активности

бенности лексико-грамматической структуры высказываний в диалоге

Построение учебных высказываний

Диагностическое занятие. Слушание текста. Анализ его содержания путем  ответов на вопросы и посредством опоры на  соответствующую  сюжетную картину. Определение главной мысли в тексте. Придумывание названия текста.

Упражнения в прослушивании текстов, формулировании собственных высказываний о событиях, описанных в тексте (опора на содержание вопросов логопеда, на иллюстрации к тексту), воспроизведение последовательности текста путем выкладывания в нужном порядке опорной серии сюжетных картинок. Упражнения в выделении из текста отдельных предложений и анализ смысловой связи между ними.

Чтение несложных текстов с последующим анализом смысла. Конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них. Придумывание названий текстов. Анализ связи названия текста с его содержанием.

Актуализация представлений о домашних и диких животных (ориентировка на знания обучающихся) – воспроизведение слов- названий, называние животных по картинкам. Упражнения в составлении рассказов о выбранном животном. Дифференциация монологов-описаний животного и монологов-рассказов о каком-либо событии с участием животного. Пересказ какого-либо рассказа или сказки о животном (с опорой на материал уроков литературного чтения). Уточнение правил связного высказывания на определенную тему (соблюдение последовательности, полнота используемых предложений, точность в употреблении слов, четкость в артикулировании звуков, интонационная выразительность).

Моделирование коммуникативной ситуации, например, просмотр мультфильма и последующий обмен впечатлениями в форме полилога. Уточнение правил ведения беседы: ориентирование на тему разговора, внимательное прослушивание собеседника, ответ на его вопрос, высказывание своего мнения, сообщение собственной информации по обсуждаемой теме, соблюдение очередности в высказываниях, применение формул речевого этикета.

Прослушивание текстов рассказов или сказок, содержащих диалоги персонажей. Анализ отдельных реплик в составе диалогов.  Уточнение представлений о возможности однословных ответов в диалоге, когда не требуется повторения слов из вопроса собеседника. Моделирование диалогов на разные темы (например, разговор по телефону с мамой, с другом; беседа о прошедшем выходном дне и т.п.).

Моделирование учебных ситуаций, предполагающих: а)формулирование ответов на вопросы педагога в ходе беседы на какую-дибо тему; б) формулирование вопросов к педагогу или однокласснику; в) формулирование связных монологических высказываний  (рассказ на заданную тему, рассказ по картине,  пересказ текста).

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по курсу «Логопедические занятия»

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.

Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко.

Планируемые результаты

Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания  не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.

В области лексической стороны речи:

  • уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам;
  • умение давать понятийные определения простым словам;
  • расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
  • использование слов с обобщающим значением
  •  возможность понимать значения слов с переносным смыслом.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
  • обозначение мягкости согласных на письме;
  • составление графических схем слов;
  • выделение ударного и безударных слогов;
  • дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.

В области грамматического строя речи:

  • понимание интонационных характеристик предложения;
  • умение конструировать предложения из разрозненных слов;
  • умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
  • умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
  • овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
  • автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • умение прослушивания связного текста;
  • определение главной мысли текста;
  • озаглавливание текста;
  • составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
  • возможность моделирования простых диалогов;
  • начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).


[1] Дети, обучающиеся по варианту 7.1., занимаются с логопедом по показаниям - индивидуально или в малых подгруппах с учетом индивидуальных и типичных проблем речевого развития, а также содержания, представленного в данной рабочей  программе.

[2] в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПрАООП).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения...

Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект

Аннотация «Логопедическая коррекция»Название курса«Логопедическая коррекция»Класс 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплектКоличество часов68 ч.Составитель рабоч...

Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 5 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект

Обучающиеся должны уметь:правильно обозначать звуки буквами на письме;подбирать группы родственных слов;проверять написание в корне безударных гласных,  звонких и глухих согласных путем подбора р...

Рабочая программа логопедических занятий по профилактике и коррекции письменной речи во 2 классе

Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обес...

Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"

Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....