Конспект логопедического подгруппового занятия "Корень слова, однокоренные слова" 3 класс.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Конспект логопедического подгруппового занятия с обучающимися 3 класс "Корень слова, однокоренные слова."

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Тема: Корень слова, однокоренные слова.

Цель: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.

Задачи:

  • Совершенствовать умение выделять корень в слове;
  • формировать навык подбора родственных слов;
  • расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
  • развивать навыки словообразования;
  • развивать звукобуквенный анализ;
  • развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
  • формировать личностные УУД: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
  • формировать регулятивные УУД: контроль и самостоятельная коррекция, способность помнить правило и действовать в соответствии с ним;
  • формировать познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
  • формировать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.

Оборудование:  

интерактивная доска,

Ход занятия:

1. Организация детей к началу занятия

У каждого учащегося на парте лежат карточки с цветными буквами (фврл)

- Сядет первый тот, кто правильно назовет свою букву и соответствующий ей звук, который она обозначает (Дети называют букву и звук и садятся за парты).

-Проверьте на своих партах карточки ,с которыми мы будем работать на занятии (Проверяют).

2.Определение темы занятия

- Возьмите карточку 1

У учащихся на партах карточка с ребусами (семья, слово, корень). На доске слайд с этими ребусами.

C:\Users\Сергей Горячев\Desktop\Сережа\К Конкурсу\семья.jpgC:\Users\Сергей Горячев\Desktop\Сережа\К Конкурсу\корень.jpgC:\Users\Сергей Горячев\Desktop\Сережа\К Конкурсу\корень 3.jpeg

- Давайте вместе разгадаем эти ребусы.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Учащиеся формулируют тему занятия.

- Правильно, тема нашего занятия: «Корень слова и однокоренные слова».

Логопед предлагает ученикам повторить материал предыдущих занятий, ответив на вопросы: Что такое корень слова? Почему он самая главная морфема в слове? Какие слова являются однокоренными? Учащимся предлагается назвать синоним к слову «однокоренные» слова (родственные).

- Возьмите карточку 2

Логопед предлагает ученикам расшифровать слова из наложенных букв и записать их в три столбика слова (зима, снег, мороз) в карточке.

Учащиеся расшифровывают и записывают слова в карточке.

3. Подбор родственных слов к словам

- Подберите по определенному алгоритму к 1 и 3 слову родственные, однокоренные слова

Учащиеся работают в карточке, по алгоритму.

Алгоритм на доске

                                                               ПОДОБРАТЬ к слову

                                 1.прилагательное

                                 2.существительное, которое эмоционально или

                                 поэтически окрашено (ласковое, уменьшительно-ласкательное)

                                3. глагол

4. Физкультминутка

- Какой символ у зимы? (Снежинка)

Логопед предлагает ученикам взять палочки со снежинками и выполнить упражнения на дыхание.

Логопед предлагает ученикам встать у своих парт и покружиться как снежинка.

5. Словарная работа

- Посмотрите на доску. Какие новые слова вы здесь видите?

C:\Users\Сергей Горячев\Desktop\Сережа\К Конкурсу\зимовье.jpg         C:\Users\Сергей Горячев\Desktop\Сережа\К Конкурсу\морозилка.png

 На доске картинка с зимней избушкой «ЗИМОВЬЕ» и с открытым морозильным отделением холодильника «МОРОЗИЛКА»

Учащиеся уточняют, формулируют лексическое значение этих слов.  

6. Выделение корня в словах, работа на индивидуальных карточках:

- Запишите эти слов в соответствующие столбики.

- Подчеркните зеленой ручкой мягкие согласные в этих словах.

Учащиеся подчеркивают, потом проверка.                                                          

- Выделите и назовите корень в каждом столбике.

- Молодцы, теперь мы готовы поработать с этими словами в предложениях.

7. Работа с предложением

Логопед предлагает поработать ученикам в парах, прочитать первое предложение, в котором есть слово «МОРОЗИЛКА» и определить количество слов в данном предложении

На карточках и на доске:

МЫДОСТАЛИИЗМОРОЗИЛКИВИШНЮДЛЯПИРОГА. (7 слов)

- А теперь восстановите и запишите деформированное предложение со словом «ЗИМОВЬЕ»

Уставший в остановился ночь зимовье на охотник. (Дети записывают свои предложения в карточках).

- Молодцы!

8. Классификация родственных слов, работа по командам:

Учащиеся делятся на 2 команды, у каждой команды есть магниты (красного и зеленого цвета).

На доске слайды со словами:

заморозки     холодильник   стужа   холодочек    похолодание   прохлада

льдинка       ледовый       сосулька

ледник      подлёдный      наледь

- Первая команда будет отмечать однокоренные, родственные слова к слову «ХОЛОД». Помогайте друг другу, отмечайте магнитами только однокоренные слова!

 - Вторая команда будет отмечать однокоренные, родственные слова к слову «ЛЁД».

Дети отмечают магнитами однокоренные, родственные слова.

Выигрывает та команда, которая правильно отметила родственные слова.

Группу выбранных однокоренных, родственных слов чужой команды учащиеся записывают в карточках.

Уточняем значение слов «НАЛЕДЬ, ЗАМОРОЗКИ»

9. Работа с текстом, правописание безударных гласных в корне слова:

Проплясали по сн..гам

Сн..жные метели.

Снегири сн..говикам

Песню просвистели.

У засн..женной реки

В сн..жном переулке

Звонко носятся сн..жки,

Режут сн..г сн..гурки.

                         ( С. Погореловский)

Логопед предлагает ученикам прочитать текст, вставить пропущенные буквы.

- В каких словах вы вставляли буквы? (однокоренных, родственных)? Какую букву вы вставляли во всех словах? (гласную «е») Какой вывод можно сделать вывод о написании всех однокоренных слов? (пишутся одинаково)

- Молодцы!

10. Подведение итогов занятия.Рефлексия.

- Ребята, наше занятие окончено!

Ученики отвечают на вопросы: Что они делали на занятии? Какие новые слова они узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.

Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...

Конспект коррекционного подгруппового занятия для обучающихся, (3 класс). Подготовила: Щур Е.А.

Конспект коррекционного подгруппового занятия для обучающихся 3 класса....

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).

Тема: Автоматизация звука Р.Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;Задачи:- развивать операции фонематического восприятия;- развивать память н...

Конспект логопедического занятия "Деления слов на слоги"

Цель урока/занятия. Обучающие закрепят навыки деления слов на слоги.Задачи урока/занятия. Образовательные:-совершенствование умения делить слова на слоги,-закрепление знания соотносить слова со слогов...