Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
план-конспект урока (логопедия, 3 класс) на тему

Арифулина Татьяна Геннадьевна

 

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне».

(3-ий логопедический класс)

 

       Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне,      осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным; развитие фонематических представлений; обогащение лексического запаса; закрепление навыков правильного построения предложений, логически увязывая их с друг другом; развитие внимания, памяти, логического мышления.

 

       Оборудование: конверты с карточками, таблица букв, опорные схемы для проверки безударных гласных, карточки с предложениями из опорных слов, карточки с листочками деревьев с написанными на них словами; мешок с различными предметами, в названии которых проверяемая безударная  гласная в корне.

 

 

Ход   занятия.

 

  1. Организационный момент.

 

Упражнение «ЭХО» :  ве-ве-вя, вье-вье-вья, въе-въе-въя  и т.д.

 

 

  1. Сообщение темы и целей занятия.

 

       Л.  Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами.        Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово.

           

               проверяемые                                В

               безударные                                   Е

                гласные                                        Р

                в                                                   Н

                корне                                           О

 

         -  сегодня на занятии будем учиться слышать и определять безударную  гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно, без ошибок  писать слова.

       Л.  Вспомним  правило  проверки  слов  с  безударными  гласными  в корне.

            Используя опорные схемы, дети рассказывают правило:

 

                                                          

     1.                      – изменить слово

 

                                             2.                       – подобрать однокоренное слово

 

 

       -  так сколько существует способов проверки безударных гласных в корне    слова?

       Д. Два способа проверки.

 

 

  1. Распознавание проверяемых безударных гласных в корне и их проверка.

 

        1.   На доске слова: ст-на, с-ва, з-ма, стр-ла, тр-ва.

      

        Л. Пропущена гласная в корне. Как вы думаете, почему?  Что надо   сделать, чтобы  проверить слово?

        Д.  Изменить слово так, чтобы этот звук четко слышался, т.е. чтобы на него падало ударение.

        К доске выходит ученик , берет из кармашка букву –Ы и закрывает  им окончание в слове букву –А. Дети читают слово стены, протягивая ударный звук. Логопед берет букву е и вставляет в слово.

        Л. Каким способом проверили безударную гласную в корне?

        Д. Меняем окончание так, чтобы этот звук четко слышался. Это первый способ.

        Л. А что надо сделать, чтобы  проверить это слово вторым способом?

        Д. Подобрать однокоренное слово – стеночка, при помощи суффикса.

        Дети записывают слова в тетрадь вместе с проверочными словами,    выделяя морфемы.

 

  1.   « Найди проверочное  слово».     (см. приложение)

                                Л-нивый                 (линька, лень)

                               М-стерская            (мост, мастер)

                               Уд-вительный        ( дева, диво)

         Л. Каким способом проверяли безударные гласные в корне?

         Д. Вторым способом – подбирали однокоренные слова.

 

 

  1. Физкультминутка.

 

        Л.   Давайте прогуляемся по зимнему лесу.

 

               Мы пришли в зимний лес.        (шагают на месте)

               Сколько здесь вокруг чудес?    (разводят руками)

               Справа березка в шубке стоит, (отводят правую руку в сторону)

               Слева елка на нас глядит,          (отводят левую руку в сторону)

               Снежинки в небе кружатся       (кружатся на месте)

               И на землю тихо ложатся.         ( приседают)

 

 Л.  Замерзли?  Потрите щечки, ушки, носик, ручки. Сделайте глубокий вдох и выдох.

 

 

  1. Тренировка в применение полученных знаний.

 

  1. Составление  предложения по опорам.

 

На             ----------           р-сы.     (см. приложение)

 

Д.   На траве блестели (сверкали, искрились, сияли, лежали) капельки    росы.                                                                                                                                                                           

        Л.    Есть ли в предложении слова с проверяемой безударной гласной в корне?        

        Дети называют слова, подбирают к ним проверочные, объясняют, каким способом проверяли.

        Предложение записывают в тетрадь  с комментированием.        

 

  1. Работа с деформированным текстом загадки.

 

        Л.   А сейчас задание немного сложнее. На листочках деревьев (липы,    клена, дуба, березы) записаны слова. Составьте из них предложения. У вас получится загадка. (см. приложение)

                Первая строчка:    липовые листочки     (Летом я летаю.)

                Вторая строчка:    кленовые листочки    (Мед собираю.)

        Третья строчка:    дубовые листочки    (Но когда меня     подразнишь,)

                Четвертая строчка: березовые листочки:(Тогда я кусаю.)

        Л.    Кто это?

        Д.    Пчела.

        Отгадку дети записывают в тетрадь вместе с проверочным словом.

 

 

 

  1. Пройти лабиринт,  собирая буквы. Записать из этих букв слово вместе   с проверочным словом.   (см. приложение)  укв слово вместе с проверочным словом.словом.ишь,)
  2. а..

 

 

  1. Игра «Угадай предмет»

В мешочке  лежат различные предметы: карандаш, линейка, медвежонок, слоненок, блокнот, часы и т.п. Ученик на ощупь угадывает предмет, затем достает его из мешочка и определяет, если в названии этого предмета проверяемая безударная гласная в корне, подбирает проверочное слово, определяет безударную гласную.

 

 

  1. Итог занятия.

 

        Л.   Чему вы учились сегодня на занятии?  Какие задания вам понравились больше? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание слов с безударными гласными в корне"

Урок с использованием уровневой дифференциации.Русский язык. 2 класс.УМК "Школа России" Канакина В.П....

Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Конспект логопедического занятия по теме:«Безударные гласные в корне слова»...

Конспект урока "Правописание слов с безударными гласными в корне".

Урок позволит развить у учащихся орфографическое умение написания слов с  безударными гласными в корне слова. ...

Конспект урока "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Подробный конспект к открытому уроку "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"...

Конспект логопедического заниятия на тему: "Безударные гласные в корне слова"

Безударные гласные в корне слова. Закрепление лексики на тему «Зима»....

Конспект урока «Правописание слов с безударным гласным в корне»

Конспект урока «Правописание слов с безударным гласным в корне»...