Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).
план-конспект по логопедии
Тема: Автоматизация звука Р.
Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;
Задачи:
- развивать операции фонематического восприятия;
- развивать память на линейный ряд (довести V зрительной памяти до 8 единиц)
- развивать внимание, мышление.
- развитие словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_r.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).
Тема: Автоматизация звука Р.
Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;
Задачи:
- развивать операции фонематического восприятия;
- развивать память на линейный ряд (довести V зрительной памяти до 8 единиц)
- развивать внимание, мышление.
- развитие словаря детей.
Оборудование: картинки ракета, космодром, скафандр; планшет-карта; медальки;
«Волшебный мешочек» с предметами: сковорода, графин, кружка, сахарница, конверты с пазлами, шапочка с «космическими» элементами.
Наборное полотно; ребусы; магнитные буквы; аудиозапись.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: Сядет только тот, у кого конверт:
- С красным прямоугольником;
- С желтым квадратом;
- С зеленым треугольником;
- С синим кругом.
(Столы расставлены в форме ракеты.)
- Объявление темы и цели занятия.
Логопед: - ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в солнечное царство в космическое государство и побываем на тех планетах, в названии которых есть звук (р). Так как цель нашего занятия – закрепить звук, который научились правильно произносить. А на чем мы полетим отгадайте сами!
Логопед: Крыльев нет, но эта птица
Полетит и приземлится
Распустила алый хвост
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную…… Хором!
Ракету!
Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и постройте ракету.
- Развитие фонематических представлений.
Логопед: Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую полетим: Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, (на Венеру)
- Кем будем в полете? (космонавтами)
- Ребята, а по-другому можно сказать? (астронавтами)
Ребята, кто знает первого человека, который совершил полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).
- Откуда стартуют космические ракеты? (с космодрома)
(Логопед показывает на глобусе место космодрома)
Логопед: «Российский космодром находится в Плесецке».
А вот космодром и ракета! (Выставляются картинки).
- Можно ли полететь в космос в наших костюмах? (Нет).
Ребята, мы с вами наденем скафандры особый космический костюм. (Показ картинки)
Имитация надевания.
Логопед: Внимание! Готовы к полету? 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Заводим мотор Игра «Эхо», тихо – громко.
Фонетическая ритмика:
Учащиеся выполняют стоя. И.п. – руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сильно сжаты в кулаки. На уровне диафрагмы косточками смотрят друг на друга. Произносится (р) долгое интенсивно вращаем один кулак вокруг другого от себя. Одновременно наклоняя туловище вперед, колени ровные, напряжены. Произносится в диапазоне на расстоянии звучания, а затем затухания. Динамика – очень сильная. Молодцы!
Логопед: «Приготовьтесь к посадке на планете Венера». (Звучит космическая музыка).
Логопед: - Ребята! Нас встречает житель инопланетянин этой планеты. Давайте с ним поздороваемся. (Логопед надевает шапочку с «космическими» элементами).
- Произношение звука (р) на материале слогов и слов.
- Воспроизведение слоговых рядов:
Тра- тро- тру- тры? (вопросительно)
Пра- про- пру- пры (утвердительно)
Стра- стро- стру- стры! (радостно.)
Логопед: Вот, ребята, например, вам слова со звуком (р): вар, ворота, пароход; повар, город, парта, рот. Ну – ка, дайте свой пример разных слов со звуком (р).
в) Учащиеся называют слова со звуком (р).
Логопед: - Молодцы. Хорошо называли слова. Следили за звуком (р). (Вручает медальки золотого цвета.) Летим дальше. Звучит космическая музыка.
- Развитие связной речи; развитие функции языкового анализа и синтеза.
Логопед: Слушайте внимательно. Выходим на связь с Землей. Расшифруйте слово, состоящее из звуков М,а,р,с и узнайте название планеты. Хором! Марс!
Логопед: Марс – планета покрытая горами, больше других похожа на Землю.
Посадка.
Выходит ученица в костюме марсианки.
«Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы такие? (Мы земляне). Наша планета – Земля.
- Интересно кА – кА – я о –на? Что есть на Земле?»
Логопед: «Давайте познакомим марсианку с Землей».
(Логопед):
- Игра «Волшебный мешочек».
Называйте предмет. Рассказывайте о его назначении.
Предметы:
- Сахарница (Это сахарница, в нее насыпают сахар).
- Сковорода (Это сковорода, в ней жарят картошку).
- Графин (Это график, в него наливают морс).
- Кружка (Это кружка, из нее пьют кефир).
-Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда).
А теперь познакомьте марсианку с природой Земли.
в) Игра «Запомни по порядку».
Логопед: По цепочке называйте картинки.
Лексический материал: Рысь, крокодил, тигр, жираф, носорог, гепард, леопард, ворона.
-Какое слово лишнее? (ворона). Почему? (птица).
- А как другие картинки можно назвать одним словом? (Э то животные).
Где мы можем их увидеть? (В зоопарке)
Логопед: Марсианка хочет с вами поиграть:
Запомните картинки по порядку. Закройте глаза.
- Догадайтесь, что изменилось?
Игра:
- «Раз, два, три!» (учащиеся называют картинки, в том порядке как показала).
- Кого не стало? (вороны). Каких еще птиц вы знаете, в названии которых есть звук (р). (грач, журавль, скворушка, воробей, сорока).
Логопед: Алеша прочитает стихотворение про ворону.
- Кра! – кричит ворона. – кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И Красивую коробку!
- Стой ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
- Как! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
Что ж вы раньше не сказали?!
Кар – р – раул!
Кар – р – рман укр – р – рали!
(В. Орлов).
- Молодец!
г) Логопед: Давайте вспомним и проговорим скороговорку про ворону. Хором.
Проворонила ворона вороненка. (3 раза).
д) Логопед: Ребята, чем мы угостим марсианку?
(Учащиеся называют слова со звуком (р)).
Мороженым, тортом, мармеладом, зефиром, пирогами.
(Логопед угощает марсианку мармеладом)
- Спасибо! (Вручает медальки серебристого цвета).
Летим дальше.
Физминутка.
Логопед: «Приготовьтесь к посадке на планете Юпитер – планета великан. На этой планете мы сделаем разминку и полетим дальше».
Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах какая красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами,
Над высокими горами.
Эмоциональное чтение стихотворения хором – с движениями.
- Логопед: « Мы приближаемся к следующей планете»
-Ребята! Что это за шум?
Да это космические пираты. Они зашифровали название планеты и захватили ее жителей.
- Ребята! Давайте расшифруем название планеты и отгадаем ребусы, предложенные пиратами.
- Логопед: Измените порядок букв 2 5 1 4 6 3
А Р С У Н Т (САТУРН)
Игра: «Отгадайте ребусы» (ученики выкладывают слово на магнитной азбуке; уточняют последовательность и количество звуков).
Логопед: - какое слово лишнее? (рак)
-Почему? (отвечает на вопрос кто?)
- Ребята! Жители планеты Сатурн просят рассказать сказку.
- Кто запомнил лишнее слово на планете Марс? (ворона)
//_//_//_ Сатурн? (рак)
Логопед: Я прочитаю сказку « Ворона и рак» Л.Н.Толстого, а вы внимательно слушайте и приготовьтесь отвечать на вопросы и пересказывать.
- Чтение логопедом.
- Беседа по содержанию.
- Как называется сказка?
- Кто написал ее?
- Кто поймал рака?
- Что решила сделать ворона?
- Как удалось раку спастись?
- Какой рак? (хитрый, умный, сообразительный).
- А какая ворона? (глупая, хвастливая, льстивая).
- Пересказ детьми.
Логопед: - Чему учит сказка?
- Ребята, существует такое выражение: « Ворона в павлиньих перьях». (так говорят о людях, которые присваивают себе чужие достоинства). Жителям этой планеты очень понравилась сказка. Молодцы! (Награждаются бронзовыми медалями).
- Ребята! Пора возвращаться на Землю – это единственная в Солнечной системе планета, на которой имеются воздух и вода, необходимая для жизни.
К полету готовы? (к полету готовы). Закройте глаза, спите. Вот и Земля.
Итог:
Блицтурнир.
За каждый правильный ответ получишь очко. Выигрывает тот, кто больше наберет очков.
- Как называется место, где мы родились? (Родина).
- Где сажают овощи? (на огороде).
- Кого ловят на удочку? (рыбу).
- Какая самая хорошая оценка? (пятерка).
- Какие цветы любят мамы? (розы, астры, ромашки).
- Чем топят мечи? (дровами).
- Какая машина пашет землю? (трактор).
- В чем носят воду? (в ведре).
- Чем закрывают бутылки? (пробкой).
- Кто стоит в воротах? (вратарь).
- Из чего варят кашу? (из крупы).
- Что течет, когда порежешь палец? (кровь).
–Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...
Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах.
Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах....
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...