Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме

Хотина Елена Владимировна

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц.

 

ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. Закрепить у детей четкое и правильное произношение звуков, умение давать характеристику каждому звуку, выделяя его из слова. Формировать фонематический анализ и синтез. Развивать зрительную память, слуховую память, слуховое восприятие, внимание, моторику, связную речь. Расширить словарный запас на тему: «Зимующие птицы»      

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц.

ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. Закрепить у детей четкое и правильное произношение звуков, умение давать характеристику каждому звуку, выделяя его из слова. Формировать фонематический анализ и синтез. Развивать зрительную память, слуховую память, слуховое восприятие, внимание, моторику, связную речь. Расширить словарный запас на тему: «Зимующие птицы»      

   1.Орг. момент.

- Какой сегодня день недели?

       - Какой будет завтра?

- Какой был вчера?

- Какое у нас сейчас время года?

- Назовите осенние месяцы?

- Какой сейчас месяц?

- Какое сегодня число?

- Запишите в тетрадях.

2.Введение в тему

Включаю голоса птиц

- Послушайте!

- Что услышали?

- Голоса птиц, пение птиц.

- В какое время года воздух наполняется пением птиц?

- Послушайте еще раз голоса птиц.

Кого мы слышим? Кто заливается?

- Соловей.

- Что мы слышим?

- Трель соловья.

- Это кто?

- Ворона.

- Что слышим?

- Карканье вороны.

- Эту птичку узнали?

- Воробей. (чириканье воробья)

- Это чей крик?

- Журавлиный (курлыканье журавля)

- Если сегодня выйдем на улицу, мы услышим голоса птиц?

Почему?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Перелетные.

- Назовите их!

- Все ли птицы улетают в теплые края?   Какие остаются зимовать?  Как одним словом назвать таких птиц?

- Зимующие.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

 

3. Сообщение темы занятия.

    Сегодня на занятии будем продолжать учиться составлять звуковые схемы слов, обозначающие зимующих птиц.

4.Письмо по памяти.

- Сейчас мы с вами будем фотоохотниками. Кто такие фотоохотники?

_Настройте глазки  - фотоаппараты.

Называйте изображенных птиц.

- Дятел, клест, сойка, поползень, глухарь.

- Запишите в тетрадь. Проверим.

5.Составление звуковых схем.

-В названии каких птиц  5 звуков

- В названии каких птиц 6 звуков?

-В названии какой птицы последний звук [л] ?

Составьте звуковую схему слова дятел ( Дети работают с магнитами)

- В названии какой птицы встречается один гласный звук?

Составьте звуковую схему слова клест.

-Какой буквой обозначается буква о в этом слове? Почему?  Но ведь буква е обозначает два звука, а в нашем слове один?!  Что- то не то!

- Я задумала название птицы. Задайте мне вопросы и узнайте эту птицу.

Составьте звуковую схему слова глухарь.

- Я еще задумала птицу. Задавайте вопросы , узнавайте, кого я задумала. Составьте звуковую схему слова поползень.

- Какая птица осталась ?  Составьте схему слова сойка.

6.Физминутка

А)  Грач качался в гамаке

(наклоны в стороны)

Гуси в волнах на реке

(вперед – назад)

Мимо голуби летели

(покачиваем руками)

И на веточку присели

(приседание)

Веточка качается

(покачиваем руками)

Неплохо получается

(хлопки)

Б) Следим глазами за полетом птицы (на длинной палочке рисунок птицы)

7.Работа над темой.

А)     Пока мы  отдыхали, мне передали письмо для вас. А прислал письмо----. Вы сами догадайтесь кто!

1зв. Звонкая пара  [Ф]                                                                     В

2зв. Гласный [A]                                                                             А

3зв. Глухая пара [З]                                                                        С

4зв. Гласный  [A]                                                                            И

5зв. Мягкая пара [Л]                                                                      Л

6зв. Гласный [И]                                                                            И

7зв. Согласный,  непарный, звонкий, мягкий звук                   Й

Наш кот Василий, который очень любит составлять звуковые схемы. Сегодня он составил схемы к словам: синицы, сыч. Просит вас проверить их.

Б) Почему часть птиц улетает от нас в теплые края, а остальные остаются зимовать?

Легко ли найти птицам корм?

Как мы можем им помочь?

-Как пишется слово кормушка? Какое правило  необходимо применить?  Подберите проверочное слово.

Кормушка

 - С 1,3,5,8 звуками этого слова придумайте свои слова, чтобы они начинались с них. Укажите количество слогов, гласных, согласных звуков.

8.Согласование существительных с числительными.

(Рисунок птиц сидящих на кормушке)

- Посмотрите, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

- Сколько воробьев, снегирей, синиц, ворон ?

9.Физминутка.

А) Воробьи, снегирь, синицы, ворона.

 Количество букв в этих словах прохлопайте. Количество звуков – протопайте.

Б) Найдите------.  Следите глазками за полетом-------.

10.Самостоятельная работа.

- Будем работать в парах.

(раздаю конверты)

- На листочках записаны загадки. Прочитайте их. Отгадайте, какую птицу вам нужно собрать из разрезанной картинки.

Соберите картинку.

В тетрадях составьте звуковую схему слова, обозначающего вами собранную птицу.

11.Итог занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка "Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ, имеющих сложную форму дисграфии"

Представлен конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ на тему " Дифференциация предлогов В-НА"...

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»

Цели:Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.Воспитательная: развитие умения...