Развитие фонетического анализа на материале слов различной звукослого-вой структуры.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Стукалова Светлана Николаевна

Логопедическое занятия составлено для работы с группой учащихся 3 класса, имеющих заключение: дисграфия.

Направлено на: 

прививитие умения ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова

закрепление представлений о слове (комплексе звуков, имеющем значение);

закрепление правописания безударных гласных в корне;

формирование умения подбирать родственные слова;

расширение и уточнение словаря по теме «Части тела»;

развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

закрепление учебной терминологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_chasti_tela.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятия

С группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз дисграфия

Логопедическая тема: Развитие фонетического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры.

Грамматическая тема: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Лексическая тема: Части тела.

Общеобразовательные задачи:

  • развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
  • расширение и уточнение словаря по теме «Части тела»;
  • формирование умения подбирать родственные слова;
  • закреплять правописание безударных гласных в корне;
  • закреплять представление о слове (комплексе звуков, имеющем значение);
  • прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
  • закреплять учебную терминологию;

Коррекционные задачи:

  • учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
  • учить дифференцировать слово и звукокомплексы на основе выделения лексического значения слова;
  • учить словесному иллюстрированию;
  • актуализировать, обогащать, уточнять и систематизировать лексикон по теме «Части тела»;
  • работать над операциями внутреннего программирования высказывания, его грамматическим структурированием;
  • формировать умение составлять простое распространенное предложение;
  • развивать слуховое внимание, восприятие и память;
  • развивать логическое мышление;

Воспитательные задачи:        

  • воспитывать трудолюбие и прилежание в ходе выполнения учебной деятельности;
  • воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых;
  • воспитывать нравственно-этические модели поведения у школьников;
  • развивать умение взаимодействовать со сверстниками и оказывать взаимную помощь.

Оборудование: кукла, мяч, разрезная азбука, карточки с изображением предметов, рисунки частей тела, рисунок двух клоунов, карточки со словами, графические схемы слов, предметные картинки, вопросы и опорные слова, речевой материал для индивидуальной работы, запись на доске.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1.   Организационный момент.

2.    Сообщение темы занятия.        

3.    Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками».

4.    Тренировочные упражнения в написании слов с безударной     в корне, проверяемой ударением.

5.    Развитие слуховой памяти, закрепление частей тела. Игра «Эстафета».      

6.    Закрепление правила переноса слова.

7.    Развитие фонематических представлений

8.    Физкультминутка.

9.    Работа над антонимами и многозначностью слов.

10.  Работа над фразеологизмами.

11.  Домашнее задание и подведение итогов занятия.

План-конспект.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сядет тот в чьём полном имени а) 2 гласных; б) гласные И, А; в) гласные А, И, А.

II.  Сообщение темы занятия.  

- Вспомним песенку про забавного человечка. Дети проговаривают хором, логопед рисует на доске человечка.)

Точка, точка, запятая,

Минус. Рожица кривая.

Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек.

- Этот человечек поможет нам вспомнить название частей тела.

III.  Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками»

- «Слоговички» помогут нам правильно назвать части тела. А мы поможем (слоговичкам встретиться, чтобы получилось слово.

- У кого «слоговичок» несёт груз – целое слово? (Грудь.) Слово выставляется на фланелеграфе.

-У кого «слоговичок» несёт слог, где последний согласный ТЬ? (КОТЬ).

- У кого недостающая часть слова? (ЛО: получается ЛОКОТЬ.)

- У кого слог, читая который мы вспоминаем правило: ЖИ – ШИ пиши с буквой И? (ЖИ).

- кто добавить слог до слова? (ВОТ: получается ЖИВОТ).

- У кого слог, где после ВЬ слышится И? (ВИ).

- Какой «слоговичок» пойдёт ему на встречу? (БРО).

- У кого слог, где И слышится между КЬ и С? (КИС).

- какой слог надо добавить, чтобы получилось слово? (ТИ).

- У кого слог с мягким согласным, обозначенным с помощью Ь? (ПАЛЬ).

- какого «слоговичка» не хватает? (ЦЫ).

- Прочитайте полученные слова. (ГРУДЬ, ЛОКОТЬ, ЖИВОТ, БРОВИ, КИСТИ, ПАЛЬЦЫ).

IV. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1. На доске слова с пропущенной гласной ГЛ…ЗА, СП…НА, ПЛ…ЧО. Щ…КА, Б…ДРО.

Логопед даёт задания: а) прочитайте слово, б) назовите ударный гласный, в) какая буква безударная, г) как проверить написание безударной гласной в этом слове (дети подбирают родственные слова).

- Какое правило мы вспомнили? (О правописании безударных гласных).

Дети вспоминают правило правописания безударных гласных в корне.

- Через некоторое время вы должны будете записать эти слова в тетради. Запомните их написание (запись закрывается).

2. Запись слов по памяти.

- А теперь проверьте, правильно ли вы записали слова (запись открывается).

V. Развитие слуховой памяти, закрепление названий частей тела. Игра «Эстафета».

- Передавая друг другу куклу, надо назвать часть тела, повторив те , которые уже названы вашими товарищами. Например:

1 й ребёнок: голова; 2-й: голова, шея; 3-й: голова, шея, волосы и т.д.

VI. Закрепление правила переноса слова.

- Из названных слов запомните те, которые нельзя переносить:

КОЛЕНО, ШЕЯ, ЛОБ, БРОВИ. Почему слова ШЕЯ, ЛОБ, нельзя переносить?

ЯЗЫК, СПИНА, ЩЁКИ, УШИ, ТОРС. Почему слова ЯЗЫК, УШИ, ТОРС нельзя переносить?

- Вспомните выбранные вами слова и запишите их в тетради.

VII. Развитие фонематических представлений.

На доске изображение гнома, в руках у которого схемы слов ( лента передвигается меняются схемы).

Гном даёт задание: подобрать к схеме слова, обозначающие части тела.

VIII. Физкультминутка.

- Сейчас мы отдохнём. Удобно сядьте. Глаза закройте. Расслабьтесь. По моей команде сосредоточьте внимание на той части тела, которую я назову. Покажите её.

- Рука правая! Нога левая! Кисть правой руки! Кисть левой руки! Левый указательный палец! Правый средний палец! Правый большой палец! Левый мизинец! Левый большой палец! Правый мизинец! Правый указательный палец! И т.д.

IX. Работа над антонимами и многозначностью слов.

1. Игра с мячом «Лови – говори» (или «Скажи наоборот»).

Логопед бросает мяч одному из детей, называя словосочетание. Поймав мяч, ученик должен подобрать противоположное по значение словосочетание.

Речевой материал

Тёмные волосы, светлые волосы

Узкое лицо, широкое лицо

Густые волосы, жидкие волосы

Широкая спина, узкая спина

Редкие зубы, частые зубы

Длинная шея, короткая шея

Короткие пальцы, длинные пальцы

Мягкие волосы, жесткие волосы

Сильные руки, слабые руки

Высокий лоб, низкий лоб

2. Игра «Чем отличаются?»

На доске рисунки двух клоунов.

- Этих двух клоунов-близнецов нарисовал художник-весельчак. Это Бим, а это Бом. Бим и Бом очень похожи, они близнецы. Но всё же, если посмотреть повнимательнее, они отличаются друг от друга. Скажите, чем они отличаются? (У Бима тёмные волосы. У Бома – светлые. У Бима короткая шея, а у Бома длинная и т.д.)

- А чем отличается их одежда? (На голове у Бима …, а у Бома…. В левой руке Бима - …, а у Бима - …)

3. Добавление названий частей тела к слову – прилагательному.

- Я буду называть прилагательные. А вы догадайтесь, о каких частях тела идёт речь

Широкое – (лицо), широкие – (плечи), тонкие – (брови, пальцы, ноги, руки), густые – (волосы, ресницы, брови), крупный – (нос), острое – (колено).

Существительные называются вместе с прилагательными.

4. Рисование портрета.

- Знание частей тела, умение подбирать к ним слова-определения помогают нам в описании внешности человека.

- Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Вы художники. Вам надо нарисовать портрет девочки, которую вы никогда не видели. Видела я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы сможете нарисовать портрет. Например, можете задать вопрос, какое у девочки лицо. Я отвечу: широкое и круглое.

Логопед отвечает на вопросы. По окончании работы дети выставляют портреты на доске.

X. Работа над фразеологизмами.

1. – Сейчас я вам покажу необычные рисунки. На них нарисовано только одна часть тела. А под рисунками – сочетания слов.

– Что художник хотел показать этой подписью?

Расшифровать, то есть подобрать близкое по значению, слово поможет вам карта-справка.

Логопед раздаёт детям карты-справки.

На доске рисунки и следующие подписи к ним: чувство локтя, зуб на зуб не попадает, светлая голова, смотреть в оба, водить за нос, душа в пятки ушла, голова на плечах, держать ухо востро, взять себя в руки, валиться с ног, палец о палец не ударить, губы надуть.

На картах-справках следующие слова и словосочетания: бездельничать, чувство товарищества, быть внимательным, обманывать, умная, умный, испугаться, рассердиться, замёрзнуть, сосредоточиться, устать.

2. – А теперь вы переводчики запишите текст, заменяя некоторые выражения, вставляя слова из карты-справки.

ТЕКСТ

После школьных уроков мы едва валились с ног. На логопедическом занятии мы взяли себя в руки. Работали, не хлопая ушами. Показали, что в нас развито чувство локтя.

XI. Домашнее задание и подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры

Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса на тему: "Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры"...

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»

Цели:Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.Воспитательная: развитие умения...