Моторная алалия
консультация по логопедии

абдулина марина наильевна

«На деревух сидут птиса, клют гусиц». Эта фраза из диктанта, написанная учеником седьмого класса, стала для него роковой. Именно после нее учителя начали настаивать на переводе мальчика во вспомогательную школу. А ученик, между прочим, отнюдь не бездарный тупица, у него высокий уровень интеллекта. И его ошибки в письме - следствие моторной алалии.

- Речевых нарушений существует множество. - Их можно разделить на две группы: нарушения письменной и нарушения устной речи. К последней традиционно относят искажения звукопроизношения, и этой проблемой занимаются логопеды. Но, к сожалению, существует много и других нарушений, которых на поверхности как бы не видно. Это так называемые задержки речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Моторная алалия

«На деревух сидут птиса, клют гусиц». Эта фраза из диктанта, написанная учеником седьмого класса, стала для него роковой. Именно после нее учителя начали настаивать на переводе мальчика во вспомогательную школу. А ученик, между прочим, отнюдь не бездарный тупица, у него высокий уровень интеллекта. И его ошибки в письме - следствие моторной алалии.

- Речевых нарушений существует множество, - рассказывает врач-логопед Центра медико-педагогической коррекции «Инсар» Елена Чалкова. - Их можно разделить на две группы: нарушения письменной и нарушения устной речи. К последней традиционно относят искажения звукопроизношения, и этой проблемой занимаются логопеды. Но, к сожалению, существует много и других нарушений, которых на поверхности как бы не видно. Это так называемые задержки речевого развития. Само слово «задержка» предполагает, что когда-то это все разовьется и догонит норму. Но под задержкой очень часто маскируется такой вид нарушений, как моторная алалия, которую сразу выявить и дифференцировать очень трудно. А вызвана она тем, что в ранний период внутриутробного развития у ребенка по каким-то причинам поражается центральная нервная система. Вначале все выглядит действительно как задержка речевого развития. Обычно мама приходит в поликлинику и жалуется врачу - ребенку полтора года, а он не говорит. На что педиатр отвечает: ничего страшного, у вас же мальчик, а мальчики начинают говорить позже. Корковые зоны у мальчиков и впрямь созревают несколько позже, но на это часто и списывают такое нарушение, как моторная алалия. А ее очень важно начать лечить еще в доречевом периоде.

- А как же распознать моторную алалию в столь раннем возрасте, когда малыш еще не говорит?
- Доречевой период - это подготовка к будущей речи. Он состоит из нескольких стадий - крика, гуления, лепета. Если ребенок полноценно развивается, то уже начиная с двух месяцев мама по характеру его крика может определить, что ему нужно - поесть, попить, сменить пеленки. То есть крик несет информацию, и мама дифференцирует его. Если же есть симптом риска, предрасположенность к нарушению, то крик ребенка монотонный, невыразительный. Мама не может понять, что же ему нужно. Вот это самый первый сигнальчик, что не все благополучно. Далее идет стадия гуления, которая тоже весьма показательна. Она может быть либо сжата, либо ее вообще может не быть. Это снова сигнал. А после пяти-шести месяцев, когда начинается стадия лепета, этот период особо характерен. Причем когда ребенок любой народности, любой национальности начинает лепетать, то он произносит все звуки мира - и кавказские, и японские, и английские, и французские. Вся фонетика мира идет у ребенка. И в принципе, его можно любому языку обучать. Но с ним разговаривают мама, папа, близкие родственники, и он осваивает тот язык, на котором они говорят. На этом уровне начинают устанавливаться связи между явлениями и предметами, к ребенку приходит понимание. И здесь включается самый первый механизм слогообразования. Если ребенок не произносит привычных слогов, то это уже должно вызвать тревогу у родителей. И вот если в этот период диагностируется моторная алалия, то с ней можно справиться легче, начав работать с ребенком с помощью специальных упражнений, медикаментозно. Но в жизни нередко получается иначе. Мама приходит к врачу, начинает бить тревогу где-то в 2,5 года: вот соседская девочка говорит, а моя нет. А время-то уже упущено. Если это задержка речевого развития, то еще ничего. А вот если это моторная алалия, то там будет все хуже и хуже. С ней не так просто справиться.

 - А чем она чревата, как проявляются ее симптомы?
- Когда с детьми после трех лет начинают работать различные специалисты - психоневрологи, психологи, педагоги, логопеды - то такие дети полноценно говорить уже все равно не смогут. Им очень трудно рассказать о каком-то событии. Они прекрасно понимают речь, но описать событие, последовательно рассказать о развитии действия не могут. В их речи очень много грамматических ошибок, слова не связаны между собой, они без окончаний, без предлогов.
- А почему алалия называется еще моторной?
- Дело в том, что при алалии в 70 процентах случаев параллельно идет моторное неразвитие. Ребенок неловкий, неуклюжий, часто падает, не может пройти по прямой линии. И особенно сильно у него страдает мелкая моторика. Собрать мозаику, вставить пуговицу в петельку, завязать шнурки - все это для него большая проблема.
- Вы сказали, что дети с моторной алалией полноценно говорить никогда не смогут.
- Все зависит от степени ее выраженности, степени поражения, локализации, диффузности. В зависимости от этого могут быть разные прогнозы. Более легкие формы в ходе лечения выравниваются, но такой ребенок, безусловно, никогда не будет связан с речевыми профессиями. Он никогда не будет журналистом, адвокатом, педагогом. А есть дети, страдающие моторной алалией, которые просто не могут полноценно учиться, владеть грамотой. Им очень трудно читать, писать. Такие дети делают на письме массу грубых ошибок - путают буквы, пропускают слоги, два-три слова пишут как одно, слитно, не владеют падежами, предлогами. Уже в первых-третьих классах это сразу же видно. А позже, когда идут биология, химия, физика, когда нужно много читать, такие дети это не успевают и автоматически попадают в разряд отстающих, неуспевающих. И это больно ударяет по их судьбе.
- А насколько она распространенная?
- Примерно 20 процентов детей имеют дисграфию и дислексию. В этот разряд входят дети не только с моторной алалией, но и с другими нарушениями. Например, есть дети, у которых визуальный канал не включен. Обычно в русском языке, как и в других языках, слова говорятся так, а пишутся по-другому. Если же ребенок использует не свой визуальный канал, а аудиальный - слух, то он как слышит, так и пишет: «сабака», «карова» и т. д. Есть дети, которые не овладели полностью анализом и синтезом. Обычно ребенок, читая слова «по-бежал», «по-скакал», «по-смеялся» и «позавтракал» напишет через «по», даже не зная правил о приставках. Он уже идентифицирует, обобщает и просто интуитивно чувствует словесный ряд. Но есть категория детей, которая законы языка интуитивно не ощущает. И вот эти дети тоже пополняют ряды дисграфиков и дислексиков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией

     Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...

Неречевые нарушения при моторной алалии

Статья рекомендована в помощь родителям, имеющим ребенка с нарушением речи...

Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией

Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...

Исследование: Расширение активного глагольного словаря детей с моторной алалией в 1 классе общеобразовательной школы

Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.Материал и методы: ...

Коррекция моторной алалии методом графомоторной стимуляции

Основная идея данной методики графомоторной стимуляции речи у моторных алаликов состоит в  необходимости максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с...

Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"

В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. Будет полезно для начинающих логопедов....