Исследование: Расширение активного глагольного словаря детей с моторной алалией в 1 классе общеобразовательной школы
статья по логопедии на тему

Борисова Татьяна Васильевна

Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.

Материал и методы: исследование стало актуальным с приходом в общеобразовательную школу детей, имеющих в анамнезе диагноз невропатолога: моторная алалия, задержка формирования всех двигательных умений, в том числе движений артикулярного аппарата. Заключение логопеда: ОНР (III уровня).

 

Материал напечатан в сборнике:

МАТЕРИАЛЫ VII Российского Форума 
«Педиатрия Санкт-Петербурга опыт, инновации, достижения», 
VII Региональной научно-практической конференции «Здоровье 
и образ жизни учащихся в современных условиях взгляд врача 
и педагога» 14–15 сентября 2015 г. – СПб., 2015., 273 с.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья - материал исследования14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.

Материал и методы: исследование стало актуальным с приходом в общеобразовательную школу детей, имеющих в анамнезе диагноз невропатолога: моторная алалия, задержка формирования всех двигательных умений, в том числе движений артикулярного аппарата. Заключение логопеда: ОНР (III уровня).

Наши подопечные отличались нормальным уровнем интеллекта и хорошей мотивацией к обучению. Для решения проблемы развития речи апробирован в работе цикл 20-минутных занятий, объединённых одной лексической темой «Незнайка и его друзья». Цикл активных обучающих игр построен с опорой на сюжеты из произведений Н. Н. Носова. Занятия разработаны для работы с детьми в подгруппе из двух человек на учебный год. За это время разнообразные сюжеты рассказов о Незнайке и его друзьях позволяет актуализировать глагольных словарь по всем учебным предметам, попробовать различные виды деятельности и познакомиться с навыками людей различных профессий. Ребятишкам предлагается проблема. Например: «Сыграй с Гуслей на дудочке». Нужно уметь перебирать пальчиками, дуть, музицировать, играть. «А теперь ты – Незнайка. Еще не умеешь играть на дудочке. Скажи, что ты хотел бы сейчас сделать.» - «Я сейчас сыграю, буду перебирать пальчиками, музицировать, дуть в дудочку.» Для закрепления усвоенных глаголов, вызываем учеников на диалог между собой, они разыгрывают сценку, а затем меняются ролями.

Результаты: ребёнок начинает говорить грамматически правильно оформленными фразами, используя их к месту. Этому способствует игровая форма занятий, работа учеников в диалоге, систематичность занятий, объединённость одной лексической темой, разнообразие сюжетных линий, возможность подключать мышечную память.

Заключение: для введения в активную речь усвоенных на занятии глаголов формируется автоматизм у родителей: «Спросите у своего ребёнка, о чём шла речь на занятии у логопеда.» Если мама и папа поняли что-нибудь из рассказа первоклассника, вы достигли цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ

В статье отражены вопросы классификации детей с ЗПР, причины задержки психического развития у детей, характеристика детей с ЗПР, особенности учебной деятельности детей с ЗПР....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья написана в соавторстве с врачом-психиатром Фёдоровой Ириной Викторовной и рассматривает особенности обучения детей с задержкой развития...

Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией

Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...

статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дис...

Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"

В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. Будет полезно для начинающих логопедов....

Коррекция слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...