Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
методическая разработка по логопедии на тему
Материал будет полезен учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnaya_diagnostika_motornoy_alalii_ot_shodnyh_s_ney_sostoyaniy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Критерии сравнения | Моторная алалия | Дизартрия | Задержка речевого развития | Ранний детский аутизм | Интеллектуальная недостаточность |
Особенности перинатального развития | Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей | Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы. | Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы. Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность | Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов. | Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др. При наследственной форме – без особенностей. |
Состояние общей и мелкой моторики | Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество. | Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии) | Обычно без проявлений неврологической симптоматики | Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками сомообслуживания. Выраженная моторная неловкость. | Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль. |
Темп овладения речью | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая | Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен | Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации. | Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям. | Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д. |
Восприятие речи, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. | Сохранно | Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми. | Нарушение формирования коммуникативных навыков по причине недоразвития познавательной деятельности (слабость речевых контактов, незрелость интересов, не разграничивает слова, произносимые окружающими, снижение потребности в речевом общении). |
Импрессивная речь | Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу | Не имеет выраженных нарушений | Хорошо понимает обращенную речь | Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия | Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия. |
Звукопроизношение | При кинетич.ф.: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетич.ф.: затруднено формирование артикулем | Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко) | Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам | Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением | Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации, несформированность операций слухового и кинестетического контроля). |
Слоговая структура слова | Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова | При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов | Трудности воспроизведения многосложных слов, редко встречающихся в речи ребенка | Без особенностей | Отмечаются нарушения слоговой структуры слова |
Активный словарный запас | Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения | Соответствует возрасту | Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно | Отсутствие личного местоимения «я», диапазон м.б широким: от скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Значительное запаздывание появления слов «мама», «папа». Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения. | Длительное время сохраняется отсутствие точной предметной соотнесенности, выраженные затруднения в овладении лексемами отвлеченного, обобщенного характера. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. |
Грамматический строй речи | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксич. стр-ры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). | Соответствует возрасту | Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам. Полноценное овладение морфологической системой языка | Характерная неравномерность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа. | Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Несформированность динамического речевого стереотипа. |
Навыки самостоятельного связного высказывания | Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения | Соответствует возрасту | Отстает от нормы объем речевых навыков, но они способны формироваться в условиях свободного общения. | Отсутствие способности к развернутому изложению. При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др. | Высказывания малоразвернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания. Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией
Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...
Неречевые нарушения при моторной алалии
Статья рекомендована в помощь родителям, имеющим ребенка с нарушением речи...
Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией
Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...
Исследование: Расширение активного глагольного словаря детей с моторной алалией в 1 классе общеобразовательной школы
Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.Материал и методы: ...
Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....
Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями.
В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи....
К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.
В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...