Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
методическая разработка по логопедии на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Материал будет полезен учителям-логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Критерии сравнения

Моторная алалия

Дизартрия

Задержка речевого развития

Ранний детский аутизм

Интеллектуальная недостаточность

Особенности перинатального развития

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей

Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни,  заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.

Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы.  Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность

Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей,

нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов.

Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др.

При наследственной форме – без особенностей.

Состояние общей и мелкой моторики

Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество.

Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии)

Обычно без проявлений неврологической симптоматики

Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками сомообслуживания.

Выраженная моторная неловкость.

Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики

протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль.

Темп овладения речью

Темп овладения речью замедленный,

вероятность самокомпенсации низкая

Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен

Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации.

Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям.

Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д.

Восприятие речи, коммуникативные навыки

Сохранно.

Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.

Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.

Сохранно

Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности).

Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми.

Нарушение формирования коммуникативных навыков

по причине недоразвития познавательной деятельности (слабость речевых контактов, незрелость интересов, не разграничивает слова, произносимые окружающими,

снижение потребности в

 речевом общении).

Импрессивная речь

Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

Не имеет выраженных нарушений

Хорошо понимает обращенную речь

Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия

Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия.

Звукопроизношение

При кинетич.ф.: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетич.ф.: затруднено формирование артикулем

Нарушение формирования артикулемы

Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко)

Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам

Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением

Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации,

несформированность операций слухового и кинестетического контроля).

Слоговая структура слова

Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в  слове.

Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова

При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов

Трудности воспроизведения многосложных слов, редко встречающихся в речи ребенка

Без особенностей

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова

Активный словарный запас

Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения

Соответствует возрасту

Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно,  волнообразно или скачкообразно

Отсутствие личного местоимения «я», диапазон м.б широким: от скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Значительное запаздывание появления слов «мама», «папа». Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения.

Длительное время сохраняется отсутствие точной предметной соотнесенности,  выраженные затруднения в овладении лексемами отвлеченного, обобщенного характера.

Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.

Грамматический строй речи

 Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных,  однословных  предложений,  при усложнении синтаксич. стр-ры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.

Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных).

Соответствует возрасту

Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам.

Полноценное овладение морфологической системой языка

Характерная неравномерность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа.

Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений.

Несформированность динамического речевого стереотипа.

Навыки самостоятельного связного высказывания

Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения

Соответствует возрасту

Отстает от нормы объем речевых навыков, но  они способны формироваться в условиях свободного общения.

 Отсутствие способности к развернутому изложению.

 При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др.

Высказывания малоразвернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания.

 Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией

     Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...

Неречевые нарушения при моторной алалии

Статья рекомендована в помощь родителям, имеющим ребенка с нарушением речи...

Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией

Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...

Исследование: Расширение активного глагольного словаря детей с моторной алалией в 1 классе общеобразовательной школы

Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.Материал и методы: ...

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....

Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями.

В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи....

К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.

В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...