Коррекция моторной алалии методом графомоторной стимуляции
консультация по логопедии (1 класс) по теме

Основная идея данной методики графомоторной стимуляции речи у моторных алаликов состоит в  необходимости максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

«Коррекция моторной алалии

методом графомоторной стимуляции»

ВЫПОЛНИЛ:

Белова Евгения Александровна

Новокузнецк, 2017

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

 Установлено, что если дети отстают в развитии движений пальцев рук, то они отстают и в развитии речи. По мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи.

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, то страдают все ВПФ, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Развитие речи у алаликов протекает своеобразно. Если она начинает развиваться самостоятельно, то она все равно не складывается в систему. Ребенок усваивает отдельные фрагменты этой системы.

Графомоторная стимуляция речи при моторной алалии

2 методики работы с неговорящими детьми с моторной алалией.

Первая – это методика белорусских логопедов Башинской Татьяны Владиславовны и Пятницы Татьяны Викторовны, вторая – методика московского логопеда Новиковой-Иванцовой Тамары Никифоровны. Обе методики в чём-то похожи:

Каждая методика направлена работу с предъязыковым уровнем, с основой понимания. Это работа над темпом ритмом интонацией – над всеми этапами речевого развития. Используют сочетание двигательного праксиса с речью.

Методика Иванцовой работает по типу речевого онтогенеза. Т.е. ребенок должен пройти все этапы речевого развития от гуления, лепета, до слов.

Его лепет сначала будет из повторяющихся слогов, а потом из слогов с одинаковым гласным и так далее. И самое основное в этой методике, постоянное сопровождение всех речевых упражнений музыкой, специально-подобранной ритмической мелодией. 

По методике Башинской\ Пятницы  поэтапно формируют компоненты языковой системы, используют работу кисти или руки при одновременном проговаривании необходимых звуков, слогов, слов, отрабатывают ритм, темп, силу движений.

 Дети испытывают значительные затруднения при одновременном выполнении движения и какой-либо голосовой реакции (например, крикнуть одновременно с хлопком). Они не могут выполнить последовательность из 2-3 и более движений. Авторы выдвигают предположение, что как раз целенаправленное формирование одновременности движения и возгласа может служить пусковым механизмом для всей дальнейшей коррекционной работы.

Так как тактильное восприятие у них в норме, то накладывая музыку на движения, дается хороший результат. Работа начинается с артикуляционных упражнений, которые сопровождаются словами и движениями рук, что усиливает воздействие на двигательные центры и снимает напряжения с органов артикуляциии.

Таким образом, основная идея данной методики состоит в следующем: необходимо максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произненсения звука в момент резкого движения, дети совершенствуют свои речевые возможности, подбирают различные эмоциональные возгласы, подражая педагогу. Постепенно голосовая реакция преобразуется в слоги и короткие слова. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются движения руки, переходя от активизации локтевого и плечевого суставов к мелкой моторике. И вот она, языковая иерархия: постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова ведёт к выстраиванию грамматически верной развёрнутой речи.

Итак, двигательным аккомпанементом в данной методике стали движения кисти и руки, которые подчиняются языковому ритму. Всё это осуществимо при использовании детских рифмованных весёлых стихов, в том числе и традиционных потешек, которые активизируют детей для выполнение нужных движений и произнесения нужных звуков, слогов и слов. Как говорил К.И. Чуковский: «Преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть хорей»

Все упражнения чётко разделены на концентры, всего их 5: «Звук», «Слог», «Слово», «Фраза», «Связная речь».

1 этап – звук, слог, слово. На первом этапе  воспитывается  речевая активность у детей, формируется пассивный и активный словарь, доступный пониманию и воспроизведению. Также ведется работа над простейшим диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются  предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. При работе над звуком, слогом, словом формируется способность выражать свои мысли, а не исправляется звукопроизношение.

             2 этап – фраза. На втором этапе формируем фразовую речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведем работу над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируем высказывания как основные единицы речевого действия.

3 этап - связная речь. На третьем этапе формируем связную речь, коммуникативные умения, автоматизируем грамматические структуры.
В своём пособии авторы в каждый концентр поместили 6-7 видов заданий-блоков, которые характеризуются своей специальной направленностью и по мере усвоения усложняются. Задания включают в себя:
- выражение просьбы;
- координацию речи с движением;
- пальчиковую гимнастику, рисование;
- звуковую гимнастику;
- артикуляционно-мимическую и дыхательную гимнастику;
- ориентировку в пространстве и во времени;
- самостоятельную речь.

Рекомендуется заниматься 20-30 минут каждый день и брать по 1 упражнению из каждого блока. И повторять один и тот же комплекс изо дня в день, постепенно заменяя отработанные упражнения аналогичными (т.к. дети с моторной алалией плохо запоминают то, что уже делали, прежде , чем навык закрепится и образуется необходимая связь в коре головного мозга, ребёнок должен многократно повторить одно и то же задание)

Ребёнок, научившийся совмещать крупное движение руки с произнесением, может перейти к графическим упражнениям. 

Причём эти упражнения должны проводиться на вертикальной поверхности, лучше всего на обоях, прикреплённых к доске. Движения при таком рисовании отличаются пока ещё большей размашистостью, и такое рисование выглядит более физиологичным, так как не меняется расположение предметов в пространстве, ребенок, стоя, чувствует себя свободнее. Также разработаны упражнения в рисовании на влажном песке.

Обращается внимание на развитие мелкой моторики: детей учат линовать, раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала и т. д.

Источники:
1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в болтуна ( из опыта преодоления моторной алалии), Минск.
2. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии, М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...

Использование игровых упражнений для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью на занятиях двигательно-моторной стимуляции.

Для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью использую интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психо-коррекционные игры, дыха...

Моторная сфера как способ коррекции звукопроизношения

В коррекционной работе логопед должен использовать как можно больше методов...

Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков. Росчерки.

Мастер- класс по развитию графомоторных навыков на основе технологии Е.Е.Шулешко "Росчерки"...

«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».

Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку:  гро...