Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"
учебно-методический материал по логопедии

Щербинина Ольга Евгеньевна

В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. 

Будет полезно для начинающих логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo-motornaya_alaliya.pptx.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Моторная алалия –состояние, обусловленное очаговым недоразвитием моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга. Этот термин объединяет ряд состояний с различной картиной проявлений и соответственно различной мозговой локализацией поражения, общим для которых является патологическое развитие моторной речи.

 Речь ребенка, страдающего алалией, характеризуется отклонениями в воспроизведении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет сокращения числа слогов, когда ребенок опускает один или два первых слога («СА»- лиса, «ВА» -сова, «СЫ»- часы, «КА»- собака, «КИ»-кубики). Контур слова может быть искажен за счет перестановки, замены, добавления отдельных звуков или слогов («тко» - кто, «шкотька» -кощка, «бакиты» -ботинки, «ируси» -игрушки), причем при многократном  повторении одно и то же слово искажается по-новому (джемпер – «жемво», «жепе», костюм -«кос-сю», «коскум», «косюй»).

Трудности в овладении слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи алалика (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняет  его общение.

Формировать слоговую структуру слова у детей с тяжёлой формой моторной алалии можно в следующих упражнениях.

Упражнение 1.

Ребенку предлагают картинки «Девочка в лесу», «Младенец». Справа от иллюстраций сделаны квадратные прорези. Логопед задает вопрос» «Что кричит девочка?» «Как плачет малыш?». Ребенок отвечает: «Ау», «Уа»,  записывает печатными буквами названные слоги в нужные прорези и читает их. Аналогично усваиваются слоги – звукоподражания: «му», «ко», «га» и др.

Упражнение 2.

На листе бумаги и нескольких строчках логопед пишет открытые слоги. Ребёнок читает их. Затем логопед называет любой из записанных слогов, ребенок находит, читает и копирует его.

Упражнение 3.

На длинной полоске бумаги пишутся слоги «па», «ма», «ка». Протягивается нитка, на которой подвижно крепится слог «ша». Перемещая по нитке слог «ша» и подставляя его к каждому написанному слову, ребенок получает слова «Маша», «Паша», «каша» и читает их.

Упражнение 4.

Ребенку предлагается табличка, составленная из различных открытых слогов и дается задание  найти «зашифрованные» в таблице слова и назвать их.

Упражнение 5.

На листе бумаги логопед пишет закрытые слова – слоги и произносит их в беспорядке. Ребёнок находит нужный , читает и записывает его.

Упражнение 6.

На длинной полоске бумаги пишутся закрытые слоги «мыш», «кош», «выш» и подвижно крепится слог «ка». Ребенок получает двусложные слова со стечением согласных звуков в середине слова читает их: кошка, вышка, мышка.

Упражнение 7.

Ребенку предлагается табличка с закрытыми и открытыми слогами, которую он должен «расшифровать», т. е. найти и прочитать все слова.

Упражнение 8.

На лист бумаги рисуется лесенка, на каждой ступеньке которой написано по слогу. Ребенок, поднимаясь по лесенке должен прочесть слова и повторить их.

Упражнение 9.

Ребенку предлагается изображение домиков с различным количеством окон (1-3) и предметные картинки, в названии которых один, два или три слога. Логопед дает задание узнать, какие слова «живут» в каждом домике. Ребенок «расселяет» картинки по домикам в соответствии с количеством слогов.

Упражнение 10.

Формируя предметную соотнесенность слов и расширяя активный словарь ребенка, логопед для каждой предметной картинки готовит  табличку с названием. Все слова классифицируются  по слоговой структуре: двусложные из открытых слогов, трёхсложные из открытых слогов, односложные  из закрытого слога, двусложные со стечением согласных в середине слова, двусложные со стечением согласных в начале слова и другие. Ребенок раскладывает картинки, подбирает названия, читает и запоминает их. Затем логопед убирает либо картинки, либо надписи, а ребенок к каждому слову подбирает нужную предметную картинку или название.

Предлагаемые упражнения – это малая часть того, что можно использовать при формировании слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Каждый логопед – практик, столкнувшийся с подобной проблемой, применяя вышеперечисленные приёмы, может обогатить набор дидактических упражнений своими вариантами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией

Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Выступление на тему: «Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка...

Коррекция слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...