Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно - фонетической дислалией
статья по логопедии
Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеют фонематическое восприятие и фонематический слух. Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки. Нарушение же фонематического слуха оказывает отрицательное влияние на развитие всех сторон речи и прежде всего на ее звукопроизносительную сторону – неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно - фонетической дислалией
Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеют фонематическое восприятие и фонематический слух. Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки. Нарушение же фонематического слуха оказывает отрицательное влияние на развитие всех сторон речи и прежде всего на ее звукопроизносительную сторону – неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи – это такой дефект, которыведет к тому, что ребенок не может правильно воспринять на слух звуки речи, близкие по звучанию или сходные по артикуляции. Его активный и пассивный словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что лексическая сторона речи остается недоразвитой, объем словами не достигает возрастной нормы.
По этим же причинам у ребенка с нарушением звукопроизношения в нужной степени не формируется грамматический строй речи. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка с таким дефектом остаются «нулевыми».
Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи плохо владеют звуковым анализом слов, испытывают большие затруднения при обучении чтению и допускают грубые нарушения письма (пропуски, перестановки, замены букв). Это является в школе причиной их неуспеваемости.
Таким образом, в результате сложной дислалии наблюдаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха, которые впоследствии приводят к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем влечет за собой нарушение письма и чтения.
Прежде чем недостатки звукопроизношения превратятся в стойкий и сложный дефект, необходима коррекционная работа и постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Кроме того, важно помнить и о том, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.
До 4-5 лет искаженное произношение у ребенка может считаться нормальным явлением, в этом случае оно носит название возрастной или физиологической дислалии. Однако после 5-тилетнего возраста (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) подобное нарушение звукопроизношения рассматривается как патология. Именно в этом возрасте нудно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.
В настоящее время термин «дислалия» употребляется авторами всех стран (т.е. он приобрел международный характер). Однако смысловое содержание и виды нарушений, которые входят в дислалию, у разных авторов совпадают не во всем. Эти несовпадения обнаруживаются в тех случаях, когда берутся разные основания для описания нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. При традиционном описании дислалии, когда используются клинические симптоны и критерии, различные произносительные нарушения, относящиеся к типу дислалии, рассматриваются как рядоположные. Описания произносительных нарушений при дислалии на основании психологических и лингвистических критериев и параметров (например, у Р.Е. Левиной), включают разные её формы и виды, и фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения.
Б.М. Гриншпун в своих работах выделила 3 виды нарушений при дислалии: замены, смешения и искажения звуков. В традиционной логопедии они рассматриваются как рядоположные.
В современных логопедических исследованиях, авторы которых опираются на положения психолингвистики, нарушения, наблюдаемые при дислалии, подразделяются на две категории. Первая категория: фонологические нарушения – замены и смешения звуков (Ф.Ф. Рау), или фонематические нарушения – дефекты, при которых нарушена система языка (Р.Е. Левина). Искажения звуков квалифицируются Ф.Ф. Рау как фонетические, дефекты при которых нарушена произносительная норма речи. [9, с. 56]
Таким образом, дислалия – это нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (словарь
В.И. Селиверстова).
В онтогенезе формирование звукопроизносительной стороны речи характеризуется тем, что в младшем дошкольном возрасте неправильное произношение отдельных групп звуков вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Однако в более старшем возрасте любые нарушения звукопроизношения это патология. Здесь нужна коррекционная работа, которую должен проводить логопед систематически и целенаправленно, чтобы выявить и устранить нарушения звукопроизношения, имеющиеся у ребенка.
Отечественная логопедия придерживается такой концепции, в которой дислалия представляет собой такие виды нарушений звукопроизношения, которые не обусловлены органическими нарушениями центрального порядка.В современной концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения разделены на самостоятельные формы дислалии.
Артикуляторно-фонетическая дислалия – это вид функциональной дислалии, при которой нарушена звукопроизносительная сторона речи, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. Выделяют два основных варианта этого дефекта: 1) из-за редуцированной и не полностью сформированной артикуляторной базы ребенок отбирает вместо нужного звука другой звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков замена звука); 2) артикуляторная база полностью сформирована, но при отборе звука ребенок принимает неправильное решение, вследствие чего ребенок может произнести слова правильно и неправильно (смешение звуков). Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей и способов выработки правильного звукопроизношения у детей с артикуляционно-фонетической дислалией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.
Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс
Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного слуха имеют умственную отсталость. Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....
Урок по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха
Конспект урока по развитию слухового восприятия и произношения в школе для детей с нарушением слуха(1 класс)...
Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".
Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...
Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...
Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...
Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР
Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....