Доклад "Применение альтернативных коммуникаций с детьми с ОВЗ"
материал по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Виды альтернативной коммуникации с детьми с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

"Применение альтернативных коммуникаций с детьми с ОВЗ"

В последнее время наметилась явная тенденция увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями, о чем говорят многочисленные исследования в логопедии и психологии. Отдельную категорию занимают неговорящие дети, которые требуют особого внимания и профессионального подхода в вопросе правильной коммуникации с ними.

Неговорящий ребенок является такой же полноценной личностью, как и дети, у которых отсутствуют какие-либо дефекты речи. При этом если ребенок не обладает навыком вербальной речи, то это не значит, что он не хочет и не может общаться. А общаемся мы по-разному и используем для этого не только слова, потому что свои чувства и мысли можно выразить через эмоции, мимику, жесты, рисунки и другие неречевые способы общения, которых достаточно много.

Что такое АДК?

Для большинства родителей неговорящих детей основная сложность заключается в том, чтобы понять желания и потребности своего ребенка. Ранний доступ к средствам АДК позволит снизить уровень проблемного поведения, а также дать таким детям реальную возможность общаться и получать доступ к желаемым им предметам.

АДК – это целая система знаний о различных средствах общения, которые были разработаны специально для людей, у которых полностью отсутствует способность разговаривать, либо у них есть серьезные проблемы с речью. Иными словами, эта система может использоваться не только в работе с неговорящими детьми, но и в случае, если речь неразборчива и/или есть нарушение понимания речи.

Она включает в себя 2 направления:

  1. Альтернативная коммуникация. Подразумевает все виды неголосового общения и особенно актуальна в тех случаях, если у ребенка полностью отсутствует устная речь с рождения по причине нарушений развития, либо в результате генетического нарушения или травмы.
  2. Дополнительная коммуникация. Она помогает людям, у которых есть речь, но она затруднена по каким-то причинам.

Кому необходима альтернативная коммуникация?

Альтернативная коммуникация способствует развитию абстрактного мышления, стимулирует появление речи и помогает ее развитию, а также повышает независимость ребенка, который не может говорить.

Она необходима детям, имеющим различные проблемы со здоровьем и особенности развития:

  • с моторной и сенсорной алалией;
  • с нарушениями слуха и после КИ;
  • с двигательными нарушениями (парезы и параличи);
  • с ментальными нарушениями;
  • в случае специфических органических проблем органов артикуляции (к примеру, при синдроме Дауна наблюдается низкий тонус артикуляционных мышц, что мешает ребенку овладеть полноценной речью);
  • при расстройствах аутистического спектра, которые могут ограничивать восприятие слов собеседника, а также способность к выражению своих мыслей при помощи слов и знаков;
  • при множественном склерозе, а также других прогрессирующих заболеваниях.

Неговорящие дети и альтернативная коммуникация: основные средства

Использование средств АДК оказывается крайне эффективным для детей, у которых полностью отсутствует речь. Если ребенок никогда в своей жизни не разговаривал, то зачастую он демонстрирует агрессивное и проблемное поведение, потому что у него элементарно нет других способов сообщить о своих чувствах и потребностях. Применение средств альтернативной коммуникации позволяет дать ребенку эффективный способ для неголосового общения с другими людьми. Существует несколько популярных способов АДК, о которых мы поговорим более подробно.

Коммуникативные книжки

Это своеобразный «словарь» с фотографиями и картинками, которые относятся к жизни самого ребенка. Также могут содержать записи разговоров на повседневные темы. С помощью картинок он может нормально коммуницировать в бытовой жизни, прося дать игрушку или какой-нибудь другой предмет, указывая на соответствующее изображение в книжке. С помощью картинок можно выстраивать и полноценные фразы.

Система жестов

Данная система предполагает использование естественных жестов, которые все мы осваиваем, живя в определенной культуре, а также различные жестовые программы: жестовая речь Пагет Гормана, Макатон и т.д.

Системы жестов могут использоваться как вспомогательная программа (жестовый язык используется одновременно с речью и когда появляется четкая речь, то жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь.

Интерактивные коммуникационные доски

Они представляют собой визуальные символы, которые организованы по определенным темам. Доски могут быть разного формата в зависимости от той ситуации, в которой они требуются.

Карточки PECS

PECS – это система, которая предполагает обмен карточек, и она подходит для большинства детей, у которых есть проблемы с общением и речью. С помощью карточки ребенок сообщает о какой-то своей просьбе, высказывает мнение по поводу определенного события, отвечает на вопрос и т.д. Сначала дети коммуницируют при помощи отдельных картинок, но в дальнейшем они учатся комбинировать сразу несколько карточек, создавая тем самым более сложные высказывания.

Основное условие при работе с карточками PECS – это готовность ребенка к преднамеренному общению, желание что-то сказать или сделать. Данная система в первую очередь используется с невербальными детьми, но может быть полезна и в тех случаях, если речь нечленораздельна, либо состоит в основном из эхолалий.

Какое средство альтернативной коммуникации выбрать?

Не существует строгих рекомендаций по поводу такого, какое именно средство АДК является более эффективным или рекомендуемым к использованию. Это всегда индивидуальный вопрос, потому что этот выбор напрямую зависит от особенностей и возможностей конкретного ребенка. К примеру, если у ребенка функция руки сильно ограничена, и он не может пользоваться обычными карточками с картинками, то может применяться Eye-tracking – это высокотехнологичный способ управления взглядом, который регистрируется оптическим сенсором устройства, позволяя фиксировать его траекторию. Иными словами, ребенок указывает взглядом на картинку, которая выражает его эмоции, является ответом на вопрос и т.д.

Правильно будет сказать, что используется не одно средство, а их сочетание, потому что они могут успешно дополнять друг друга (неговорящий ребенок может пользоваться как жестами, так и картинками).

Работа по внедрению АДК позволяет невербальным детям вступать в общение как дома, так и в школе, различных жизненных ситуациях, тем самым развиваясь и социализируясь. Помочь в выборе доступных ребенку средств коммуникации сможет специалист в области альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Специалист не только подберет средства АДК, но и научит родителей и ребёнка использовать данные средства для общения и обучения.

При развитии коммуникации крайне важно следить за тем, чтобы никакие доступные ребенку навыки не были упущены. Это умение просить, комментировать, выбирать, отказываться от чего-то, задавать вопросы и отвечать на них, делиться своими впечатлениями, т.е. всем тем, что делает любой ребенок, у которого нет проблем с речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

"Альтернативная коммуникация с детьми с РДА"

Урок: Речь и альтернативная коммуникация.Тема: Артикуляционная гимнастика.Цель: продолжать знакомить с артикуляционной гимнастикой, необходимой для постановки звуков; Развивать артикуляционные и дыхат...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...