Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
статья по логопедии

Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо не используется как средство коммуникации. В данной статье мы раскажем о средствах альтернативной коммуникации, которые используем в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya.docx109.93 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо не используется как средство коммуникации. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого, ребенка с группой сверстников, отсутствие учебных успехов. Мы говорим о таких нарушениях развития, как расстройства аутистического спектра, органические и функциональные поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, а так же сочетанные нарушения.

Что же такое альтернативная коммуникация? Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для «неговорящих» детей или детей, не использующих речь в качестве коммуникации. Если ребенок не может донести свою мысль до окружающих, то он зачастую прибегает к агрессивному, нежелательному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит или отказывается нежелательным способом, начиная повреждать себя, взрослого, предметы мебели вокруг. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми, а иначе говоря «даст язык», который понятен и прост практически для всех, даже низко функциональных детей. 

В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации. В частности, нам хотелось бы рассказать о методах, которые мы успешно используем в работе.

  1. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Эта система предполагает обмен карточками-картинками. Изначально была создана для детей с РАС. Но, как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают некоторые.

Конечно же метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания и снизить социально неприемлемое поведение.

Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует определить круг интересов ребенка и выбрать мощные стимулы. Проведя анализ предпочтений ребенка, переходим к 4-х фазовому обучению по системе РЕСS.

I фаза. Основной целью I фазы обучения РЕСS – научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того чтобы получить желаемый предмет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку и дает ее педагогу.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых – "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый – "фея" – сидит позади ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету, физически направляет его руку к карточке, помогает ее взять и протянуть "коммуникативному партнеру".

Для того чтобы не подавить инициативу ребенка важно, чтобы оба взрослых молчали. Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера", тот произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова, он сможет сопровождать просьбу словами.

В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями для того, чтобы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям, не будет лишним, если в процессе проведения проб PECS так же будут меняться и места (столовая, коридор на перемене, улица и конечно дом, где на первый план выходит роль родителей, предварительно обученных логопедом или дефектологом).

II фаза. Основная цель второй фазы – это закрепить и обобщить навык, полученный на первом этапе. Ко второму этапу можно перейти, если ребенок подает карточку уверенно и делает это самостоятельно без физической подсказки "феи".

На втором этапе, как и на первом, не используются словесные подсказки. Но, если на первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором от него требуется более сложная реакция. Например, ребенок увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет. Он идет к столу, берет карточку и вместе с ней подходит к взрослому. Задача "феи" здесь – физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность и не может сделать это самостоятельно.

III фаза. После того, как ребенок понял, что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребенка выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге.

Начинается третий этап с выбора между двух карточек – карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить.

Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок, и не подсказывать ребенку, какую карточку он должен выбрать. На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий: выбрал правильно – получил то, что хотел. Выбрал неправильно – получит то, чего не хотел.

Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того чтобы ребенок не привык подавать только левую или только правую карточку.

После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение переходит на следующий этап – выбор между двумя желаемыми предметами.

Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.

IV фаза. Основной целью четвертой фазы является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску с липкой лентой, и подавать ее.

Существуют еще V и VI фазы, но, как правило, мы в своей практике не используем даже IV-ую. Как только ребенок в полной мере научился различать карточки и выбирать из нескольких желаемую, мы переходим к следующему методу альтернативной коммуникации – такому как коммуникативная доска.

Картинки по запросу коммуникативная доска

  1. Коммуникативная доска – это неэлектронный вспомогательный символьный дисплей для коммуникации. Представляет собой белый лист А4, расчерченный на 16, 32, 48 квадратов. В квадратах первоначально помещается несколько ключевых слов-картинок: «Я хочу», «Да», «Нет». В приложении – ряд картинок-предпочтений. Это, в первую очередь еда, игрушки, игры, любимые действия. С помощью коммуникативной доски ребенок составляет фразы (например, «Я хочу сок»), указывая пальцем на соответствующие картинки в определенной последовательности, тем самым моделируя фразу. Коммуникативный партнер (педагог) на первоначальном этапе помогает ребенку физически (двигая пальцем ребенка по картинкам) и озвучивает фразу, которую строит ребенок. Постепенно на основном поле количество картинок увеличивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Например, там появляются слова «Еще», «Здравствуйте», «До свидания», «Помоги», «Закончили», «Туалет». А также увеличивается количество приложений. Тем самым по мере развития возможностей ребенка увеличивается его словарный запас, состав фразы усложняется.

Задача взрослого – провоцировать ребенка на общение. Например, предлагая игрушки или еду, задавать вопрос: «Что ты хочешь?» Состав фразы усложняется с помощью дополнительных вопросов, ответы на которые ребенок находит на своей доске, показывая нужные картинки. Например: «Какого цвета?» «Сколько?»

Коммуникативная доска предлагается не только детям, успешно освоившим систему PECS до 3-ей фазы, но и детям, у которых полностью отсутствует речь, но есть понимание обращенной речи; детям, владеющим звуковой речью, но с трудом использующим ее для общения; детям, речь которых непонятна  большинству людей.

Важно помнить:

• Выбор коммуникативного устройства, темп его освоения, наполнение всегда индивидуальны.

• Коммуникативное устройство – это язык ребёнка, он всегда должен быть с ним.

• Все значимые взрослые в жизни ребёнка должны знать как пользоваться коммуникативным устройством.

• Общение приносит радость, наша задача показать это детям.

В заключение можно сказать, что использование альтернативной коммуникации:

повышает активность, самостоятельность и социальную мобильность детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;

повышает уровень социализации и адаптации детей и улучшает качество их жизни;

позволяет достичь более высокого уровня развития навыков общения;

способствует переходу от невербальных к вербальным способам общения.

И закончить наше выступление мы хотели бы словами знаменитого французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери: «Всякая ценность имеет цену. Единственно, что бесценно – это человеческое общение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития...