АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
статья
Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единственным способом общаться с теми, кто говорить не может. Альтернативную коммуникацию могут использовать: люди с нарушением слуха, люди с нарушением голоса (операции после удаления голосовых связок, инсульты), люди с серьезными нарушениями иннервации (дизартрии, анартрии, апраксии), люди с ментальными нарушениями (синдром Дауна, когда имеет место генетическая предрасположенность к нарушению речи, синдром Ретта, когда происходит распад речи), люди с эмоциональными проблемами и нарушением контакта (РАС). В данных случаях мы прибегаем к альтернативной коммуникации главным образом потому, что она является многоканальной, использует различные анализаторы, не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство, движения. Так как речь является не только средством общения, но и инструментом обучения, задача каждого педагога как можно быстрее наладить способы коммуникации со своим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_kommunikatsiya_v_rabote_s_detmi.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Для людей, не умеющих самостоятельно передвигаться, давно придуманы инвалидные коляски. Лишенный зрения человек способен читать книги, набранные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Тот, кто потерял слух, при помощи субтитров на экране, языка жестов и разного рода слуховых аппаратов может получать необходимую ему информацию. То есть каждый из этих людей имеет возможность в той или иной мере компенсировать свой физический недостаток. Как помочь невербальному человеку? Аббревиатура PECS возникла из английского определения Picture Exchange Communication System, что в дословном переводе на русский язык означает «коммуникационная система обмена изображениями». Данная система была разработана в 1985 году и до сих считается одним из эффективнейших средств альтернативной коммуникации, в немалой мере благодаря своей простоте и доступности. Карточки PECS легко можно изготовить самостоятельно при помощи компьютера и принтера, расширять их набор по мере необходимости. Первый этап обучения пользованию PECS обычно вызывает наибольшие затруднения. Непривыкшему к проявлению инициативы в общении ребенку потребуется определенное время, чтобы понять новые, ставшие доступными ему возможности. Например, если ребенок любит яблоки, обучение лучше всего начинать с того, что показывать ребенку картинку с яблоком, выдавая любимое лакомство. И момент, когда он сам возьмет в руки карточку с нужным изображением, желая донести до взрослого свое желание, можно считать первым успешным этапом использования PECS. В домашних условиях ребенок может пользоваться изготовленной для него книгой PECS, а для прогулок на улице использовать «мобильную» версию такой книги в виде маленьких карточек, нанизанных на большое кольцо или брелок.
Многие родители боятся, что дети, освоив навыки коммуникации при помощи PECS, так и не захотят разговаривать, однако опасения их беспочвенны. В большинстве случаев PECS, наоборот, лишь подстегивает развитие разговорной речи, а если ребенок все же остался невербальным, у него, по крайней мере, появится хоть какая возможность самовыражения, коммуникации с окружающим миром.
Потребность в общении лежит в основе человеческой природы, и если человек не умеет разговаривать, это вовсе не означает, что он не хочет вступать в контакт с окружением, по крайней мере — близким. Нужно лишь помочь ему это сделать, тем более что далеко не всегда средства альтернативной коммуникации требуют каких-то значительных финансовых вложений. Некоторые дети не могут использовать вербальную форму коммуникации в силу нарушений развития (например, при тяжелых формах ДЦП, в сложных случаях РДА, при синдроме Дауна, и других нарушениях развития). Это ограничение влияет не только на общение ребенка, но и на развитие всех познавательных процессов, а также на становление личности в целом. И именно в таких случаях необходимо своевременно поддержать развитие ребенка, предоставив ему возможность альтернативной формы коммуникации.
Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие активную экспрессивную речь людям, не способным общаться с помощью речи. Альтернативные формы коммуникации могут использоваться постоянно (если продуктивное использование экспрессивной речи невозможно), либо временно замещать речь или использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью. В настоящее время убедительно доказано, что при серьезных задержках речевого развития альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию, а не просто заменяет собой речь (о чем часто беспокоятся родители).
В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографий, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь (в том числе в форме набора сообщения на клавиатуре компьютера).
В нашем учреждении мы используем все доступные формы письменной речи для читающих детей и коммуникацию с использованием пиктограмм. Альтернативные формы коммуникации используются в трех направлениях коррекционной работы:
- для детей, имеющих выраженные расстройства аутистического спектра, не позволяющие ребенку пользоваться речью;
- для организации взаимодействия и общения с детьми с ДЦП, чья экспрессивная речь не развивается в силу тяжести неврологической патологии;
- в качестве временного вспомогательного средства на этапе растормаживания речи у детей с тяжелыми формами моторной алалии (в том числе при опухолях и кистах соответствующих зон головного мозга, а также при генетически обусловленных задержках развития, например, при Даун-синдроме).
Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий профессионализма и знаний в этой области. Подбор форм альтернативной коммуникации всегда осложнен тем, что в каждом конкретном случае конфигурация сопутствующих проблем детей разнообразна. При подборе форм и средств альтернативной коммуникации учитываются и особенности развития ребенка, и уклад жизни и общения в конкретной семье, и технические возможности организации коммуникации.
Особенно важен индивидуальный подход при обучении использованию пиктограмм. В этом случае индивидуализируется практически все: от набора используемых пиктограмм (особенно на первом этапе работы), до формы подачи материала ребенку и способов взаимодействия с ребенком на уроке и дома. Альтернативная коммуникация непосредственно связана с предметом «Речь и альтернативные коммуникации». Наши дети с трудом владеют устной речью. Педагог подбирает для них альтернативные средства коммуникации: жесты, мимику, взгляды, предметы, графические изображения.
Часто использует в своей работе наглядность, показ предметных картинок, объясняя тем самым то или иное действие.
В рамках реализации данных занятий педагогу приходится обучать детей самым элементарным действиям и адекватным реакциям, элементарным правилам поведения (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
В игровой форме педагог знакомит детей с элементарными социальными умениями в общении: приветствие, прощание, благодарность.
Детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаем, используя заместители речи (жесты, мимика, рисуночные изображения), количество их постепенно увеличивается. Педагог в дальнейшем оформляет их в книжку, приучая ребенка пользоваться ею для общения. Активно используем в практике символы эмоционального состояния (смайлики) – «Я рад», «Мне хорошо», «У меня плохое настроение», желания «Хочу играть», «Гулять». Эти книжечки постоянно находятся у ребенка и в любой момент он может ими воспользоваться.
Обучение общению происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности, на уровне «ребенок и взрослый», «ребенок – дети», «ребенок и окружающие». Формирование коммуникативных умений не предполагает опору на собственную речь ребенка. Источником речи здесь является потребность в общении, коммуникативные умения – опора, основа для понимания и появления речи. Общение с детьми всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью педагога.
Взрослый является носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.
Литература:
- фон Течнер С., Брекке Кари М. Развитие языка с помощью альтернативных форм коммуникации: разбор случая в условиях инклюзивного обучения.
- Лаунонен К. Раннее использование жестовых знаков. Помощь в развитии коммуникативных и языковых навыков у детей с синдромом Дауна: сопровождение от шести месяцев до восьми лет.
- Стадсклейв К. Обследование и оценка развития детей, нуждающихся в альтернативных и дополнительных средствах коммуникации.
- фон Течнер С. «Вызывающее» поведение у детей с особыми образовательными потребностями: развитие и раннее вмешательство.
- Бонди Э. Мифы и неверные представления, связанные с PECS.
- Киселева Н. Основные этапы формирования бытовой и учебной коммуникации с помощью пиктограмм.
- Караневская О. Обучение альтернативной коммуникации детей со сложной структурой нарушения.
- Рыскина В. Взгляд на ААС через призму МКФ: на примере одного случая.
- Фощунова Н. Выбор и инициатива: использование альтернативной коммуникации на примере трех случаев.
- Мысаковска-Адамчик А. Ранняя помощь в развитии коммуникации – совместная работа терапевтов с родителями неговорящих детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Периодические издания | ||||
№ | Название статьи | Автор | Журнал/год/ номер/ страницы | Краткая аннотация материала |
1 | ||||
2 | Альтернативные способы коммуникации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра | Вощенко, Н. Д | Сиб. вестн. спец. образования. – 2015. – № 2 (15). – С. 22–24. | В статье рассматривается вопрос об альтернативных способах коммуникации. Представлен практический опыт взаимодействия логопеда с ребенком с расстройством аутистического спектра в пространстве реабилитационного центра |
3 | Основные этапы формирования бытовой и учебной коммуникации с помощью пиктограмм | Киселева Н.А. | Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сборник статей./ Ред.-сост. В.Рыскина.-СПб.: Издательство | В статье раскрываются этапы обучения и включения ребенка в альтернативную коммуникацию |
4 | ||||
Книги | ||||
№ | Название | Автор | Выходные данные | Аннотация |
1 | Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов | Фрост Л., Бонди Э. | Издательство: Теревинф, 2011г. Страниц: 416 | "Система общения при помощи обмена карточками (The PictureExchange Communication System; сокращенно – PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Авторы подробно останавливаются на том, как можно внедрить программу в повседневную жизнь учащегося в любой обстановке. В обширном приложении помещены диагностические листы и таблицы для учета данных, оценки подкреплений и планирования общения, которые удобно копировать и использовать в работе." |
2 | Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра | Рыскина В., ред.-сост. | Издательство:Скифия, 2016г. Страниц: 288 | Сборник статей зарубежных и российских исследователей и практиков в области альтернативной и дополнительной коммуникации (ААС), которые помогут профессионалам начать или продолжать использовать ААС, опираясь на сравнительные исследования, теорию, описание случаев и представленную аргументацию важности данного подхода. |
3 | Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Изд. 2-е | Течнер С. | Издательство: Теревинф, 2018г., Страниц: 432 | Книга норвежского лингвиста и психолога Стивена фон Течнера и психолога Харальда Мартинсена является первым подробным учебником по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) на русском языке. Авторы обобщают и систематизируют различные формы и средства АДК, рассказывают о том, как в разных случаях подбирать эти техники общения в контексте целостной программы обучения и сопровождения человека с особенностями развития, а также о стратегиях обучения детей, по разным причинам лишенных возможности говорить. |
4 | Альтернативная и дополнительная коммуникация. Пространство диалога. Сборник статей | Редактор: Гражданкина О. | Издательство: Скифия, 2018 г. Страниц: 152 | В сборнике представлены статьи зарубежных и российских исследователей и практиков в области альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) по итогам конференции "Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога", проходившей 9-11 ноября 2017 года. |
5 | Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ | Издательство: Сфера, 2019 г. Серия: Библиотека логопеда | В пособии представлена альтернативная и дополнительная коммуникация в обучении детей с ОВЗ, описаны ее принципы, формы, приемы и методы. Даны характеристика категории детей, нуждающихся в этих видах коммуникации, этапы и программа обучения, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с ОВЗ. | |
6 | Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. | СПб, 2014г. Страниц: 240 | ||
7 | Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации | Сборник статей. Редактор-составитель: Анна Артамонова | Издательство: Скифия, 2018 г. Страниц: 176 | Книга представляет практический опыт и рекомендации по организации обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Представлена практика применения технологий АДК. Сборник адресован специалистам, работающим с нарушениями коммуникации и речи у детей.
|
8 | Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья | Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. | СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2017г. Страниц: 48 | Пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. |
9 | Азбука общения. Коррекционно-развивающая программа по альтернативной коммуникации для детей 4-7 лет | Танцюра Снежана Юрьевна, Горохова Юлия Михайловна, Крупа Наталья Борисовна | Издательство: Сфера, 2018 г. Серия: Библиотека логопеда Страниц: 64 | В книге представлена коррекционно-развивающая программа для детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья по альтернативной коммуникации, дано описание воспитанников с особенностями в развитии, нуждающихся в использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Приведены примеры занятий по формированию представлений об эмоциях. |
Альтернативная коммуникация: методический сборник | Штягинова Е.А. | Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов "Общество "Даун синдром", 2012. — 31 с. | В данном пособии подробно рассказывается о системах альтернативной коммуникации, а именно: система жестов, символов, система PECS и обучение глобальному чтению. Также дается общая информация о том, что же такое коммуникация, автор знакомит с понятием альтернативная (дополнительная) коммуникация. | |
Коммуникация - это не только слова | Лазина Е., Рыскина В.Л. | Пособие издано при поддержки Филиала благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ. — 2007. — 64 с. | Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок» авторы освещают этапы введения системы PEСS в качестве альтернативного способа коммуникации. | |
Говорящие картинки: дидактический комплект: метод. рекомендации и практический материал | И. Н. Ананьева | Самара:Издательство Кузнецовой, 2015.-132 с. | Комплект дидактических материалов содержит практический материал для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с неговорящими детьми. | |
Альтернативная и дополнительная коммуникация : сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума "Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями" | А.Г. Гилева, О.Н. Тверская, М.А. Щепелина | Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 160 с | Представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические основы АДК, общий обзор форм и средств альтернативной и дополнительной коммуникации в отношении лиц с особенностями развития. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...
Специфика работы с леворукими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Леворукость детей с интеллектуальными нарушениями один из приоритетных вопросов в педагогике и психологии, требующий особого внимания. В связи с чем возникает необходимость изучать психофизически...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...