Протоколы логопедических обследований устной и письменной речи на начало и конец учебного года 1-4 класс.
материал по логопедии

Ланг Жанна Юрьевна

Обседование речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl._-_diagnostika.docx35.69 КБ
Файл 2_kl._-diagnostika.docx35.19 КБ
Файл 3_kl._-_diagnostika.docx32.82 КБ
Файл 4_kl._-diagnostika.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования

1 класс (начало учебного года)

Дата обследования_____________________________________________________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Возраст на момент обследования_________________________________________________

  1. Обследование активной речи

1.Беседа: Как тебя зовут?___________________________________________

Сколько тебе лет?______________________________________________________________

А знаешь ли ты свой день рождения? (В какое время года празднуют твой день рождения?)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?______________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живём?__________________________________________

Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает – не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость)___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи:

Темп__________________________Голос________________________________

Разборчивость______________________Дыхание________________________________

II.Обследование связной монологической речи

  1. Составление рассказа по представлению

а) повествовательный рассказ

Расскажи о том, как ты ходил в цирк (зоопарк), отдыхал летом и т.д.

Тематика варьируется в зависимости от интереса ребёнка, недавних ярких событий из его жизни_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рассказ – описание

Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, марка машины и т.д.)? Составь о ней рассказ. Тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)

а) Рассказ по сюжетной картинке (Приложение 3, рис. 1-4, предлагается любая из представленных картинок)

Посмотри на картинку и составь рассказ__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________

б) Рассказ по серии сюжетных картинок (Приложение 3, рис. 5-11)

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ (фиксируется раскладывание картинок и сам рассказ)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ (Приложение 3, рис. 12)

придумай загадку про кого-то из зверей

_____________________________________________________________________________

  1. Пересказ (Приложение 2. Текст читает логопед)___________________

_____________________________________________________________________________


III.Обследование грамматического строя речи  (Приложение 3, рис. 13-24)

Проводится при наличии грамматических ошибок в связной речи.

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

  1. Словоизменение

а) категория мн.ч. сущ-х (в им.п., р.п.)

стол

лист

ухо

перо

Что это? Нет чего? (открывая картинку со множеством предметов)

б) Категория падежа сущ-х (без картинок):

Р.п. Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

Д.п. Кому нужна удочка?

К кому ты любишь ходить в гости?

В.п. Кого ты видел в зоопарке? В цирке?

Т.п. Чем подметают?

Чем рисуют?

П.п. На чём катаются дети зимой?

в) Предложно-падежные конструкции:

под коробком –

между коробками –

перед коробком –

на коробке –

за коробком –

в коробке –

из-под коробка –

из коробка –

из-за коробка

Где находится божья коровка?

Откуда выглядывает?

Покажи, где коровка…

г) категория рода прилагательных:

Чистый мяч

Чистая майка

Чистое яблоко

Белая роза

Белое кресло

Белый флаг

Новое полотенце

Новая сумка

Новый автобус

Назови предмет и скажи, какой он…

Эти предметы чистые или грязные?

А эти предметы какие по цвету?

Все эти предметы – новые

О каком предмете я говорю

Чистый…

Чистая…

Чистое…

Белая…

Белое…

Белый…

Новое…

Новая…

Новый…

д) Согласование сущ-х с числит.:

«Сколько предметов изображено на каждом рисунке?» 

Цыплёнок

Матрёшка

Ведро

Понимание не обследуется

  1. Словообразование

а) Образование названий детёнышей животных:

у кошки –

у собаки –

у медведицы –

у коровы –

у лошади –

у волчицы –

Назови детёнышей животных

б) Образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева – деревянная

Аквариум из стекла –

Перчатка из кожи –

Шапка из шерсти –

Калоши из резины –

Шуба из меха –  

в) Образование притяжательных прилагательных:

лиса –

волк –

медведь –

кошка –

заяц –

Чей хвост?

Чья голова?

г) Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

дерево –

окно –

ящик –

зеркало –

платье –

звезда –

Назови ласково

д) Образование глаголов с помощью приставок:

наливает –

выливает –

переливает –

поливает –

Что делает мальчик?

е) Образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов:

«Вставляет стёкла - стекольщик»

Кладёт печь –

Чинит сапоги –

Играет в хоккей –

  1. Понимание синтаксических конструкций

Васю рисует Митя. Кто художник?

Дедушка провожает внука. Кто уезжает?

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошёл в кино или прочитал книгу?

Употребление не обследуется

IV.Обследование состояния словарного запаса (Приложение 3, рис. 25-32)

Проводится при наличии лексических ошибок в связной речи.

  1. Конкретные существительные и обобщающие слова.

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

Инструменты_________________________________________________________________

Пила_______________________________топор_____________________________________

Молоток____________________________ножницы__________________________________

Иголка_____________________________щипцы____________________________________

Транспорт___________________________________________________________________

Автобус____________________________автомобиль________________________________

Троллейбус_________________________трамвай___________________________________

Поезд______________________________самолёт___________________________________

Учебные принадлежности_____________________________________________________

Пенал_____________________________портфель___________________________________

Карандаш__________________________ручка______________________________________

Линейка___________________________книга______________________________________

Бытовая техника______________________________________________________________

Пылесос____________________________утюг______________________________________

Телевизор___________________________телефон___________________________________

Лампа______________________________магнитофон________________________________

Профессии___________________________________________________________________

Врач_______________________________учительница_______________________________

Продавец___________________________шофёр____________________________________

Повар______________________________маляр_____________________________________

2. Словарь действий.

Что делает:

Портниха__________________________лётчик_____________________________________

Продавец__________________________повар______________________________________

Художник_________________________почтальон___________________________________

3.Слова-антонимы.

Скажи наоборот

Большой - ________________________кислый - ____________________________________

Высокий - ________________________широкий - ___________________________________

Длинный - ________________________плачет - ____________________________________

Прилетела - _______________________поднимается - _______________________________

Входит - __________________________открывает - _________________________________

V.Обследование слоговой структуры

Проводится при наличии соответствующих ошибок при составлении рассказов, предложений, назывании слов в предыдущих сериях:

  1. Повторить предложения:

Велосипедист едет на велосипеде ________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле_________________________________________________

Лариса смотрит телевизор_______________________________________________________

На перекрёстке стоит регулировщик______________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию________________________________________________

  1. Повторить слова (Приложение 3, рис. 33-34, предлагается при неуспешном выполнении п.1)

Светофор___________________________скакалка___________________________________

Автобус____________________________перчатки___________________________________

Пистолет ___________________________игрушки__________________________________

Карандаш___________________________кисточка__________________________________

Вертолёт____________________________ласточка__________________________________

Цыплёнок___________________________расчёска__________________________________

Кружка_____________________________пуговица__________________________________

Свечка______________________________паутина___________________________________

Кнопки_____________________________самокаты__________________________________

Кресло_____________________________черепаха___________________________________

Звезда______________________________кукуруза__________________________________

Свёкла______________________________гусеница_________________________________

VI.Обследование звукопроизношения.

        Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Щ

Ж

Ч

Л

Ль

Р

Рь

Др. звуки

Изолир.

Слог

Слово

Актив. речь

VII.Сформированность фонематического слуха:

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

(на материале звуков, не нарушенных в произношении).

Повтори слоги:

а) цепочки из трёх слогов:

да – та – да_________________________та – та – да_______________________________

па – ка – ка_________________________ка – па – па_______________________________

ма – на – на________________________на – на – ма_______________________________

са – ца – ца________________________ца – са – ца________________________________

б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):

да – та___________________________та – да__________________________

па – ка___________________________ка – па___________________________

ма – на__________________________на – ма___________________________

па – ба__________________________ба – па____________________________

  1. Выбери картинку на звук. (Приложение3, рис. 35-39).

- организующая (проверь, все ли картинки разложены правильно);

- если после оказания организующей помощи ошибка ребёнком не исправлена, ему предлагается выполнить задание с опорой на самостоятельное проговаривание названий картинок вслух;

- дальнейшее упрощение – проговаривание слов логопедом (логопед чётко, не утрируя звук, проговаривает слова – названия предметов).

С

Ш

Ч

Л

Т

Забор

Шарф

Часы

Лодка

Тапки

Самокат

Жираф

Цветы

Рубашка

Трава

Собака

Жук

Щипцы

Рак

Дрова

Цепь

Щётка

Чайник

Ложка

Душ

Замок

Шприц

Чашка

Рыба

Торт

Шуба

Шуба

Телефон

Лук

Доска

Шапка

Слон

Шахматы

Робот

Дупло

Самолёт

Щипцы

Цыплёнок

Лопата

Тарелка

Цыплёнок

Дом

  1. Хлопни в ладоши на звук:

«С»  - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С

«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж

«Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ, Ч, Ш, ТЬ, Ч

VIII.Сформированность навыков звукового анализа

  1. Определение количества и последовательности звуков в словах:

Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

Слова

Выполнение в уме

Выполнение с помощью внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении действий в уме)

Мак

Вата

Волк

Шапка

  1. Выделение начального звука в слове (п. 2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п. 1).

Какой первый звук ты слышишь?

Мак__________________осы_________________трава______________________

Утка_________________булка________________иголка_____________________

  1. Выделение конечного звука в слове:

Какой звук ты слышишь в конце слова?

Дом___________коса_______________лук_____________

Перо___________палец______________маки______________

  1. Определение места звука в слове:

Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

Мак__________, сумка_______________, дом________________,

Лимон____________,сом____________, муха_________________

  1. Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда):

Раздели слог на звуки

Ам________, оп______________, ик_______________

Ва_________, пи______________, ду______________

IХ. Обследование артикуляционного аппарата (проводится при наличии дефектов звукопроизношения и или нарушений слоговой структуры):

Правильность прикуса____________________________________________________

Состояние нёба__________________________________________________________

Строение зубов__________________________________________________________

Языка__________________________________________________________________

Строение губ____________________________________________________________

Состояние подъязычной связки____________________________________________

Мимические движения______________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________

Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования устной речи

1 класс (конец учебного года)

2 класс (начало учебного года)

Дата обследования________________________________________________

Ф.И. ребёнка _________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

I.Обследование связной монологической речи

1. Составление рассказа по представлению

а) Повествовательный рассказ

        Расскажи о том, как ты провёл выходные, отдыхал летом, ходил в зоопарк, цирк и т.д.__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание

        Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, марка машины и т.д.)? Составь о ней рассказ._________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1)

а) Рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3, рис. 5-11, предлагается любая из представленных серий)

        Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ________________

_____________________________________________________________________________

б) Описательный рассказ (приложение 3, рис. 46)

Придумай загадку про кого-то из зверей __________________________________________

3. Пересказ (приложение 2)_____________________________________________________

II.Обследование лексико-грамматической стороны речи

        Проводится при наличии лексических и грамматических ошибок в связной речи или письменных работах.

  1. Словоизменение (Приложение 3, рис. 47-52)

А) Категория мн.ч. сущ.

Начальная форма

И.п. мн.ч.

Что это?

Р.п. мн.ч.

Нет чего? (закрываем картинку со множеством предметов)

Дом –

Окно –

Кресло –

Снегирь –

Крыло –

Ухо –

Б) Согласование прилагательного с сущ-м в косвенных падежах (ед.ч.):

        Вставь пропущенное словосочетание (с опорой на картинку)

Новая машина

Папа в магазине увидел______________________________________________________

У папы не было такой_______________________________________________________

Папа сел в_________________________________________________________________

Папа подошёл к_____________________________________________________________

Папа мечтал о_____________________________________________________________

Красивое платье.

Тамара в магазине увидела___________________________________________________

У Тамары не было такого____________________________________________________

Девочка мечтала о________________________________________и решила его купить.

Дома Тамара примерила_____________________________________________________

Приколола большую брошь к__________________________________________________

Тамара была очень довольна своим новым______________________________________

В) Категория рода прилагательных:

Употребление

Понимает (проверяется при ошибках в употреблении)

Назови предмет и скажи, какой он по цвету

Отгадай, о каком предмете я говорю

Чёрный карандаш

Чёрная кошка

Чёрное ведро

Чёрные перчатки

Белый лебедь

Белая машина

Белое облако

Белые кролики

Чёрный

Чёрная

Чёрное

Чёрные

Белый

Белая

Белое

Белые

Г) Согласование сущ-х с числительными:

        Сколько предметов изображено на каждом рисунке?

«Весёлый счёт»

Цыплёнок – два_________________пять______________________

Зеркало – два___________________пять______________________

Кольцо – два____________________пять_____________________

Пень – два______________________пять_____________________

  1. Исследование словообразовательных процессов

А) Образование сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Назови ласково.

Стекло-стёклышко

Перо - _________________________дерево - ___________________________

Гнездо - ________________________зеркало - __________________________

Лужа - _________________________берёза- ___________________________

Б) Образование относительных прилагательных

        Варенье из малины – малиновое

Сок из винограда - _____________________________________

Варенье из вишни-_____________________________________

Салат из огурцов - ____________________________________

Варенье из сливы - _____________________________________

Кувшин из глины - _____________________________________

Суп из грибов - ________________________________________

Сумка из кожи - _______________________________________

В) Образование качественных прилагательных.

        За хитрость называют хитрым

За трусость - ___________________ за жадность- ______________________

        Если днём мороз, то день (какой) _________________________

Если дождь - __________________если ветер - __________________

Г) Образование притяжательных прилагательных

«Назови чей хвост»

        Хвост собаки – собачий

Хвост лошади - ____________________хвост кошки - ______________________

Хвост петуха - ____________________хвост лисы - ________________________

Хвост медведя - ___________________хвост рыси - ________________________

Хвост верблюда - __________________


  1. Предложно-падежные конструкции (Приложение 3, рис. 53)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

Под бочкой –

За бочкой –

Перед бочкой –

В бочке –

На бочке –

Из-под бочки –

Из-за бочки –

Из бочки –

Где находится ящик?

Откуда выглядывает ящик?

Покажи где ящик…

  1. Словарный запас (приложение 3, рис. 54-58)

А) Предметный словарь и обобщающие понятия

        Назови, что покажу; как эти предметы назвать одним словом.

Кресло, полка, тумбочка, табуретка__________________________________

Мебель

Трамвай, корабль, вертолёт, поезд______________________________________

Транспорт

Тетради, карандаши, ручки, пенал_______________________________________

Учебные принадлежности

Фотограф, строитель, швея, художник__________________________________

Профессии

Б) Глагольный словарь

Парикмахер что делает?__________________________________

Почтальон что делает?___________________________________

Швея что делает?________________________________________

Кондуктор что делает?___________________________________

        В) Подбор антонимов (скажи наоборот).

Длинный…_________________________________________________________________

Широкий…_________________________________________________________________

Высокий…_________________________________________________________________

Смелый…__________________________________________________________________

Глубокий…_________________________________________________________________

Найти…___________________________________________________________________

Мириться…________________________________________________________________

Хвалить…_________________________________________________________________

Г) Назвать и объяснить значение слов:

Фен_______________________________________________________________________

Балерина___________________________________________________________________

Клумба____________________________________________________________________

Скворечник________________________________________________________________

Фонтан___________________________________________________________________

Д) Объяснить переносное значение:

        Объясни, как ты понимаешь выражения:

Шоколадный загар_________________________________________________________

Золотое сердце____________________________________________________________

Золотые руки______________________________________________________________

Колючий ветер_____________________________________________________________


III.Обследование импрессивной устной речи (Приложение 3, рис. 59)

        Проводится при наличии грамматических ошибок в письменных работах или устных ответах.

  1. Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.

Послушай внимательно предложения и покажи нужную картинку.

Мужчину обрызгала женщина___________________________________________________

Трактором перевозится машина_________________________________________________

Газету закрывает книга________________________________________________________

IV.Обследование слоговой структуры.

        Проводится при наличии соответствующих ошибок в письменных работах или устных ответах.

  1. Повторяй за мной:

Полицейский регулирует движение____________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию______________________________________________

Фотограф фотографирует детей_____________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле_____________________________________________

  1. Повторяй за мной слова (Предлагается при неуспешном выполнении п.1):

Автобус______________________

Вертолёт_____________________

Расчёска_____________________

Скакалка_____________________

Черепаха_____________________

Гусеница_____________________

V.Обследование артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи

1. Обследование звукопроизношения.

        Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Щ

Ж

Ч

Л

Ль

Р

Рь

Др. звуки

Изолир.

Слог

Слово

Актив.речь

  1. Общее звучание речи:

Темп________________________________голос_________________________________

Разборчивость________________________дыхание______________________________

  1. Обследование артикуляционного аппарата.

Проводится при наличии дефектов звукопроизношения или нарушений слоговой структуры.

Правильность прикуса____________________________________________________

Состояние нёба__________________________________________________________

Строение зубов__________________________________________________________

Языка__________________________________________________________________

Строение губ____________________________________________________________

Состояние подъязычной связки____________________________________________

Мимические движения______________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________

Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________


Протокол обследования письменной речи

1 класс (конец учебного года)

2 класс (начало учебного года)

Дата обследования____________________________________________________________

Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

        Предварительная беседа:

Меня зовут… (логопед называет свою фамилию и имя). Как тебя зовут?_______________________________________________________________________

Сколько тебе лет?_____________________________________________________________

В каком классе ты учишься?____________________________________________________

Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?_____________________________________________________________________

Чем ты увлекаешься?__________________________________________________________

  1. Письмо

1.Диктант (предлагается при неуспешном выполнении п. 1).

2. Списывание с печатного текста (Приложение 1, предлагается при неуспешном выполнении п. 1.).

3. Дополнительный материал для обследования письма под диктовку (Приложение 1).

        Предлагается любой из предложенных текстов в зависимости от выявленных ошибок._____________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Письмо простых слов под диктовку (предлагается при грубых ошибках при письме текста под диктовку)._____________________________________________
  2. Письмо отдельных слов под диктовку (предлагается при неумении писать слова под диктовку).__________________________________________________________
  3. Знание написания букв (предлагается при неумении писать слоги и слова под диктовку).______________________________________________________________

Вывод:

Особенности графики____________________________________________________

Специфические ошибки_________________________________________________

II.Чтение(Приложение 2, предлагается любой из предложенных текстов)

  • Чтение вслух____________________________________________________
  • Чтение «про себя» (проверяется при грубых ошибках при чтении вслух)___________________________________________________________
  • Пересказ прочитанного / ответы на вопросы

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чтение слов (предлагается при неуспешном прочтении текста)______

_____________________________________________________________________________

  1. Чтение отдельных слогов (предлагается при неуспешном прочтении слов)__________________________________________________________
  2. Называние букв (предлагается при неуспешном прочтении слогов)____

______________________________________________________________

Вывод:

Тип чтения (побуквенное, буква + слог, слоговое, слог + слово, целыми словами)________________________________________________________

Скорость чтения (слов / мин)_______________________________________

Выразительность_________________________________________________

Специфические ошибки___________________________________________

Понимание прочитанного__________________________________________


III.Сформированность фонематических процессов

Пробы серии  2 предлагаются выборочно, при наличии ошибок на дифференциацию оппозиционных фонем при чтении или письме, а также при заменах и смешениях звуков в устной речи.

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (при нарушениях звукопроизношения – запись цепочек слогов под диктовку:

Па-па-ба__________________________па-ба-па_______________________________

Са-за-са___________________________за-са-за_______________________________

Са-ша-са__________________________ша-са-ша______________________________

Ти-чи-ти__________________________чи-ти-чи______________________________

  1. Выбери картинки, в названии которых есть звук… (Приложение 3, рис. 40-45)

При ошибке в раскладывании картинок оказывается помощь:

- организующая (проверь, все ли картинки разложены правильно);

- если после оказания организующей помощи ошибка ребёнком не исправлена, ему предлагается выполнить задание с опорой на самостоятельное проговаривание названий картинок вслух;

- дальнейшее упрощение – проговаривание слова логопедом (логопед чётко, но не утрируя звук, проговаривает слова – названия предметов).

Ш

Ц

Т

Б

Л

М (звучит твёрдо)

Шапка

Автобус

Плащ

Машина

Бабочка

Сумка

Пушка

Ящик

Ножницы

Кошка

Ящерица

Аист

Жук

Ключ

Цветы

Яйцо

Часы

Индеец

Капуста

Очки

Огурец

Бочка

Сапоги

Колесо

Пуговица

Ключ

Лист

Ведро

Торт

Стакан

Яблоко

Стул

Помидор

Автобус

Дудочка

Сундук

Шкаф

Бабочка

Платок

Помидор

Сова

Арбуз

Шляпа

Сапоги

Рыба

Ведро

Яблоко

Мухомор

Голубь

Сова

Белка

Ваза

Карман

Стул

Перо

Яблоко

Лампа

Помидор

Мышка

Мухомор

Лампа

Мишка

Ремень

Сом

Мяч

Лимон

Карман

IV. Сформированность навыков языкового анализа.

Серия предлагается при наличии ошибок языкового анализа при чтении или письменных работах.

  1. Сложные формы языкового анализа

Вопросы

Выполнение в уме

Выполнение с помощью внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении действия в уме)

Сколько слов в предложении:

Машина стояла около калитки?

Какое 3-е слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове КРОТ?

Сколько слогов в слове МЫШКА?

Какой второй слог в слове МЫШКА?

Назови гласные звуки в слове МЫШКА?

Назови согласные в слове МЫШКА?

Сколько звуков в слове КРАСКИ?

Какой второй звук в слове КРАСКИ?

Какой звук стоит после С в слове КРАСКИ?

Сколько звуков в слове КАРТИНА?

Какой 1-й звук в слове КАРТИНА?

Какой 4-й звук в слове КАРТИНА?

Какой звук после К в слове КАРТИНА?

  1. Элементарные формы звукового анализа (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)

А) Выделение начального звука в слове. Какой первый звук в слове?

Утка____________ослик________________игрушка________________

Суп_____________крот________________палка___________________

Б) Выделение конечного звука в слове. Какой звук ты слышишь в конце слова?

Окно_____________доска_______________руки___________________

Стук_____________волк________________стол___________________

В) Определение места звука в слове. Где находится звук «Ф» в словах (в начале, конце или середине?)

ШКАФ_____________

КОФТА_____________

ФЛАЖОК___________

Г) Анализ на уровне слога. Раздели слог на звуки:

ВО___________________АП__________________

СИ___________________ОЛ__________________

БА___________________ИК__________________

Учитель-логопед__________________  Подпись_____________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования письменной речи

2 класс (конец учебного года) –

3 класс (начало учебного года)

Дата обследования____________________________________________________________

Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

        Предварительная беседа:

Меня зовут… (логопед называет свою фамилию и имя). Как тебя зовут?_______________________________________________________________________

Сколько тебе лет?_____________________________________________________________

В каком классе ты учишься?____________________________________________________

Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?_____________________________________________________________________

Чем ты увлекаешься?__________________________________________________________

  1. Письмо

(Предъявление всех видов заданий на обследование навыка письма не является обязательным условием. Выбор заданий зависит от данных, полученных на предварительном этапе (при анализе письменных работ, беседе с педагогами и родителями).

  1. Запись самостоятельно составленных предложений (Приложение 3, рис. 60)

Посмотри на картинки. Тебе понятно, что на них нарисовано? Составь предложения к этим картинкам. Произнеси их вслух. Запиши эти предложения в тетрадь.

А) Девочка вытирает пыль______________________________________________

Б) Мама кормит малыша________________________________________________

В) Малыш и щенок нюхают цветы_________________________________________

2. Диктант (Приложение 1, предлагается любой из представленных текстов)

3. Списывание с печатного текста (Приложение 1, предлагается при неуспешном выполнении п. 1, 2).

4. Дополнительный материал для обследования письма под диктовку (Приложение 1).

        Предлагается любой из предложенных текстов в зависимости от выявленных ошибок.

Вывод:

Особенности графики____________________________________________________

Дисграфические ошибки_________________________________________________

Орфографические и пунктуационные ошибки_______________________________

_____________________________________________________________________

II.Чтение(Приложение 2, предлагается любой из предложенных текстов)

  • Чтение вслух____________________________________________________
  • Чтение «про себя» (проверяется при грубых ошибках при чтении вслух)___________________________________________________________
  • Пересказ прочитанного / ответы на вопросы

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

Тип чтения (побуквенное, буква + слог, слоговое, слог + слово, целыми словами)________________________________________________________

Скорость чтения (слов / мин)_______________________________________

Выразительность_________________________________________________

Специфические ошибки___________________________________________

Понимание прочитанного__________________________________________


III.Сформированность фонематических процессов

Пробы серий 1, 2 предлагаются выборочно.

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (при нарушениях звукопроизношения – запись цепочек слогов под диктовку:

Па-па-ба__________________________па-ба-па_______________________________

Са-за-са___________________________за-са-за_______________________________

Са-ша-са__________________________ша-са-ша______________________________

Да-та-да__________________________та-да-та_______________________________

Ца-са-ца__________________________са-ца-са_______________________________

Жа-ша-жа_________________________ша-жа-ша_____________________________

Ча-тя-ча__________________________тя-ча-тя_______________________________

  1. Выбери картинки, в названии которых есть звук… (Приложение 3, рис. 61 – 67)

При ошибке в раскладывании картинок оказывается помощь:

- организующая (проверь, все ли картинки разложены правильно);

- если после оказания организующей помощи ошибка ребёнком не исправлена, ему предлагается выполнить задание с опорой на самостоятельное проговаривание названий картинок вслух;

- дальнейшее упрощение – проговаривание слова логопедом (логопед чётко, но не утрируя звук, проговаривает слова – названия предметов).

С

Ш

Ч

Т

Б

Л

Н (звучит твёрдо)

Коса

Лягушка

Шар

Троллейбус

Цветы

Огурцы

Шахматы

Роза

Коза

Цапля

Зонт

Лист

Забор

Лиса

Сова

Глаза

Каша

Птица

Цыплёнок

Солдат

Кошка

Карандаш

Жираф

Бусы

Щенок

Бабочка

Мышь

Самолёт

Лыжи

Шоколад

Щука

Очки

Плащ

Шкатулка

Лужа

Шорты

Щепки

Одуванчик

Мяч

Лампочка

Колокольчик

Щенок

Огурец

Бабочка

Бочка

Бабушка

Машинка

Почка

Курица

Телефон

Утята

Яйцо

Чеснок

Щука

Ящик

Котёнок

Шуруп

Овца

Пчела

Плащ

Копыто

Вата

Дверь

Дорога

Сандалии

Автомат

Вода

Вулкан

Юбка

Крот

Двойка

Дрова

Тарелка

Доска

Шляпа

Танк

Одуванчик

Попугай

Колос

Собака

Подушка

Пальма

Каблук

Медаль

Батон

Сарафан

Седло

Банка

Дупло

Изба

Паук

Платок

Труба

Парта

Подорожник

Дом

Дыня

Баран

Дым

Шляпа

Ложка

Гора

Бутылка

Робот

Молоток

Облако

Помада

Белка

Рак

Пенал

Комар

Ворота

Ночь

Рама

Чайник

Ландыш

Сумка

Варенье

Лак

Слон

Дыня

Конь

Пенал

Печенье

Носки

Кузнечик

Нос

Снегирь

Малина

Варенье

Щенок

Монета

Телефон

Сарафан

Олень

Пони

Чайник

Нога

Банан

  1. Фонематические представления.

Назвать слова, в которых есть звук Ш_____________________________________________

Назвать слова, в которых 4 звука_________________________________________________

Назвать слова, в которых 5 звуков________________________________________________

  1. Сформированность навыков языкового анализа.

Серия предлагается при наличии ошибок языкового анализа при чтении или письменных работах.

Вопросы

Выполнение в уме

Выполнение с помощью внешних опор

Сколько слов в предложении:

Осенью ласточки улетают на юг?

Какое 2-е слово в этом предложении?

Какое слово стоит после слова ЛАСТОЧКИ?

Какое последнее слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове ТАНКИСТ?

Какой второй слог в слове ТАНКИСТ?

Сколько звуков в слове ТЕКСТ?

Сколько звуков в слове ВСТРЕЧА?

Сколько звуков в слове ТАКСИСТ?

Какой третий звук в слове ТАКСИСТ?

Какой звук стоит после (к) в слове ТАКСИСТ?

Назови гласные звуки в слове ТАКСИСТ

Сколько согласных звуков в слове ТАКСИСТ?

Учитель-логопед__________________  Подпись_____________________


Протокол обследования устной речи

2 класс (конец учебного года) –

3 класс (начало учебного года)

Дата обследования____________________________________________________________

Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

I.Обследование связной монологической речи

1. Составление рассказа по представлению

а) Повествовательный рассказ

        Расскажи о том, как ты провёл выходные, отдыхал летом, ходил в зоопарк, цирк и т.д.__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание

        Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, марка машины и т.д.)? Составь о ней рассказ._________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1)

а) Рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3, рис. 5-11, предлагается любая из представленных серий)

        Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ________________

_____________________________________________________________________________

б) Описательный рассказ (приложение 3, рис. 48)

Придумай загадку про кого-то из зверей __________________________________________

3. Пересказ (приложение 2)_____________________________________________________

II.Обследование лексико-грамматической стороны речи

        Проводится при наличии лексических и грамматических ошибок в связной речи или письменных работах.

  1. Словоизменение (Приложение 3, рис. 69)

А) Изменение имён существительных по падежам (во мн.ч.)

        Закончи предложения, используя слово (с опорой на картинку).

Деревья:

В мире с каждым годом становится всё меньше_________________________________

Удобрения необходимы все садовым___________________________________________

Сибирская тайга знаменита своими могучими__________________________________

Многие птицы вьют свои гнёзда на ___________________________________________

Шашки:

Всем ребятам не хватило____________________________________________________

Дети рады новым___________________________________________________________

Ученики играли новыми______________________________________________________

Ребята думали о ___________________________________________________________

Б) Согласование прилагательного с сущ-м в косвенных падежах.

        Закончи предложения, используя словосочетание (с опорой на картинку).

Это белый халат.

У доктора нет_____________________________________________________________

Доктор пристегнул значок к__________________________________________________

Доктор гордится___________________________________________________________

Даша мечтает о____________________________________________________________

Быстрая река.

В нашем крае нет такой_____________________________________________________

Пароход плывёт по__________________________________________________________

Я вижу____________________________________________________________________

Рыбак доволен______________________________________________________________

Каждая рыба мечтает______________________________________________________

  1. Исследование словообразовательных процессов

А) Образование сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Назови ласково.

Дом-домик

Перо- ___________________________щипцы - __________________________________

Голова___________________________ухо______________________________________

Горло____________________________воробей__________________________________

Черешня_________________________ум_______________________________________

Письмо__________________________кухня_____________________________________

Б) Образование прилагательных от существительных.

        Сумка из кожи – кожаная, а…

Шуба из меха - _____________________________________________________________

Шапка из шерсти-__________________________________________________________

Лестница из верёвки - _______________________________________________________

Горка изо льда - ____________________________________________________________

Морс из клюквы - ___________________________________________________________

Салат из моркови - _________________________________________________________

        Если птицы живут в лесу, они_____________________________________________

Если на болоте_____________________________________________________________

Если в поле_________________________________________________________________

Если в пустыне_____________________________________________________________

Если в степи_______________________________________________________________

Если в тайге_______________________________________________________________

В) Образование притяжательных прилагательных.

        У собаки хвост  – собачий, а у …

Лошади - ____________________________оленя - ______________________

Птицы - _____________________________индюка - ________________________

Медведя - ____________________________козы - ________________________

Верблюда - ___________________________

  1. Предложно-падежные конструкции (Приложение 3, рис. 70)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

В коробке

Над коробкой

На коробке

Около коробки

Перед коробкой

За коробкой

Между коробками

Под коробкой

Из-под коробки

Из-за коробки

Из коробки

Где находится книга?

Откуда выглядывает книга?

Покажи, где книга…

  1. Словарный запас (приложение 3, рис. 71-77)

А) Предметный словарь и обобщающие понятия

        Назови, что покажу; как эти предметы назвать одним словом.

Автобус, трамвай, вертолёт, самосвал________________________________________

Транспорт

Плита, утюг, пылесос, стиральная машина_____________________________________

Бытовая техника

Таксист, маляр, воспитатель, пастух_________________________________________

Профессии

Учебник, дневник, пенал, линейка_____________________________________________

Учебные принадлежности

Б) Глагольный словарь

Закончи предложения по картинкам.

Бабушка на сковороде котлеты (что делает?)

_____________________жарит

Бабушка в духовке сладкие пирожки (что делает?)

____________________печёт

Бабушка суп в кастрюле (что делает?)

____________________варит

Бабушка красивые цветы на салфетке (что делает?)

_____________________вышивает

Бабушка для внучки новое платье (что делает?)

_____________________шьёт

Бабушка для внучки спицами тёплые носки (что делает?)

_____________________вяжет

Дедушка конверт (что сделал?)______________________________заклеил

Кот молоко из блюдца (что делает?)_________________________лакает

Собака кость (что делает?)_________________________________грызёт

Во дворе дети снеговика (что делают?)_______________________лепят

        В) Подбор антонимов (скажи наоборот).

Вежливый _________________________________________________________________

Разные____________________________________________________________________

Начать ___________________________________________________________________

Вернуться _________________________________________________________________

Молодость ________________________________________________________________

Свет _____________________________________________________________________

Г) Подбор синонимов

(Например весёлый – радостный, счастливый)

Смелый ___________________________________________________________________

Печальный _________________________________________________________________

Общаться _________________________________________________________________

Смеяться__________________________________________________________________

Малыш ____________________________________________________________________

Холод _____________________________________________________________________

Д) Объяснить значение слов:

Пылесос __________________________________________________________________

Холодильник _______________________________________________________________

Экскурсия _________________________________________________________________

Е) Объяснить переносное значение.

        Объясни, как ты понимаешь выражения:

Клевать носом_____________________________________________________________

Как кот наплакал___________________________________________________________

Шиворот-навыворот________________________________________________________

У чёрта на куличках ________________________________________________________

III.Обследование импрессивной устной речи (Приложение 3, рис. 78)

        Проводится при наличии грамматических ошибок в письменных работах или устных ответах.

  1. Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.

Послушай внимательно предложения и покажи нужную картинку.

Клеёнка покрыта скатертью____________________________________________________

Девочкой спасён мальчик________________________________________________________

Мама перевозится с дочкой______________________________________________________

IV.Обследование слоговой структуры.

        Проводится при наличии соответствующих ошибок в письменных работах или устных ответах.

  1. Повторяй за мной:

Телеграфистка телеграфирует сообщение______________________________________

Ледокол скользит по льду____________________________________________________

Чистильщик начисто отчистит с_____________________________________________

Государственные служащие соблюдают интересы государства________________________________________________________________

  1. Повторяй за мной слова (Предлагается при неуспешном выполнении п.1):

Телеграфистка______________________

Телеграфирует _____________________

Чистильщик _______________________

Государство _______________________

V.Обследование артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи

1. Обследование звукопроизношения.

        Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Щ

Ж

Ч

Л

Ль

Р

Рь

Др. звуки

Изолир.

Слог

Слово

Актив.речь

  1. Общее звучание речи:

Темп________________________________голос_________________________________

Разборчивость________________________дыхание______________________________

  1. Обследование артикуляционного аппарата.

Проводится при наличии дефектов звукопроизношения или нарушений слоговой структуры.

Правильность прикуса____________________________________________________

Состояние нёба__________________________________________________________

Строение зубов__________________________________________________________

Языка__________________________________________________________________

Строение губ____________________________________________________________

Состояние подъязычной связки____________________________________________

Мимические движения______________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________

Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования письменной речи

3 класс (конец учебного года) –

4 класс (начало учебного года)

Дата обследования____________________________________________________________

Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

        Предварительная беседа:

Меня зовут… (логопед называет свою фамилию и имя). Как тебя зовут?_______________________________________________________________________

Сколько тебе лет?_____________________________________________________________

В каком классе ты учишься?____________________________________________________

Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?_____________________________________________________________________

Чем ты увлекаешься?__________________________________________________________

  1. Письмо

(Предъявление всех видов заданий на обследование навыка письма не является обязательным условием. Выбор заданий зависит от данных, полученных на предварительном этапе (при анализе письменных работ, беседе с педагогами и родителями).

  1. Сочинение по серии сюжетных картинок (Приложение 3, рис. 6-8, 11, предлагается любая из представленных серий картинок).

Внимательно посмотри на картинки. Тебе понятно, что на них нарисовано? Разложи картинки по порядку. Составь к каждой картинке предложение так, чтобы получился рассказ. Повтори вслух свои предложения. Запиши эти предложения в тетрадь.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Диктант (Приложение 1, предлагается любой из представленных текстов)

3. Списывание с печатного текста (Приложение 1, предлагается при неуспешном выполнении п. 1, 2).

4. Дополнительный материал для обследования письма под диктовку (Приложение 1).

        Предлагается любой из предложенных текстов в зависимости от выявленных ошибок.

Вывод:

Особенности графики____________________________________________________

Дисграфические ошибки_________________________________________________

Орфографические и пунктуационные ошибки_______________________________

_____________________________________________________________________

II.Чтение(Приложение 2, предлагается любой из предложенных текстов)

  • Чтение вслух____________________________________________________
  • Чтение «про себя» (проверяется при грубых ошибках при чтении вслух)___________________________________________________________
  • Пересказ прочитанного / ответы на вопросы

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

Тип чтения (побуквенное, буква + слог, слоговое, слог + слово, целыми словами)________________________________________________________

Скорость чтения (слов / мин)_______________________________________

Выразительность_________________________________________________

Специфические ошибки___________________________________________

Понимание прочитанного__________________________________________

  1. Работа с текстом: реконструкция, придумывание заголовка (Приложение 2, предлагается любой текст).
  • Прочитай части текста, расположи их по порядку так, чтобы получился рассказ.
  • Прочитай получившийся текст, запомни и перескажи.
  • Придумай заголовок.

Вывод:

Реконструкция текста (самостоятельно, с помощью, тип помощи, невыполнение)____________________________________________________

Придумывание заголовка_____________________________________________________

Пересказ прочитанного / ответы на вопросы______________________________________

___________________________________________________________________________

III.Сформированность фонематических процессов

  1. Сформированность навыков языкового анализа.

Серия предлагается при наличии ошибок языкового анализа при чтении или письменных работах.

Вопросы

Выполнение в уме

Выполнение с помощью внешних опор (при невыполнении в уме)

Сколько слов в предложении:

Лиственные леса в России очень красивые

Какое 2-е слово в этом предложении?

Какое слово стоит после слова ЛЕСА?

Сколько слогов в слове ПИРАМИДА?

Какой третий слог в слове ПИРАМИДА?

Назови гласные звуки в слове ПИРАМИДА?

Сколько звуков в слове КРОКОДИЛ?

Какой 4-й звук в слове ШТАНГИСТ?

Какой 3-й звук в слове ШУТКА?

Сколько гласных звуков в слове ШТРАФ?

Какой звук после (Т) в слове ШТРАФ?

  1. Фонематические представления.

Назвать слова, в которых есть звук Ш_____________________________________________

Назвать слова, в которых 4 звука_________________________________________________

Назвать слова, в которых 5 звуков________________________________________________

Учитель-логопед__________________  Подпись_____________________


Протокол обследования устной речи

3 класс (конец учебного года) –

4 класс (начало учебного года)

Дата обследования____________________________________________________________

Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

I.Обследование связной монологической речи

1. Составление рассказа по представлению

а) Повествовательный рассказ

        Расскажи о том, как ты провёл выходные, отдыхал летом, ходил в зоопарк, цирк и т.д.__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание

        Какое у тебя любимое время года? Составь о нём рассказ – опиши его (при затруднениях, перечислить основные пункты описания, например: какое солнце в это время года? температура воздуха? Осадки? Небо? Деревья и т.д.)._____________

____________________________________________________________________________

2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1)

а) Рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3, рис. 1-4, предлагается любая из представленных серий)

        Посмотри на картинку, тебе понятно всё, что здесь нарисовано? Составь рассказ по картинке. Подумай, что было в начале, что потом, чем закончилась эта история?________

_____________________________________________________________________________

б) Описательный рассказ (приложение 3, рис. 79)

какое у тебя любимое время года? Придумай о нём загадку.__________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Пересказ (приложение 2)_________________________________________________

II.Обследование лексико-грамматической стороны речи

        Проводится при наличии лексических и грамматических ошибок в связной речи или письменных работах.

  1. Синтаксис.

А) Я назову слова, а ты составь из них предложения:

Мяч, забор, перелетает, через ___________________________________________________

Маша, капуста, несёт, сумка, в __________________________________________________

Птичка, на, сидеть, маленькая, веточка __________________________________________

Небо, высоко, летать, в, птица __________________________________________________

Ударить, нога, больно, Коля, улица, на ____________________________________________

Б) Исправь ошибку в предложении:

Мешок насыпали в картошку ____________________________________________________

Собака сидит в конуры _________________________________________________________

Клеёнка покрыта скатерть _____________________________________________________

Петя мучился от зубастой боли _________________________________________________

В нашем классе все ребята дружеские ____________________________________________

В) Закончи предложение:

Малыш замёрз, потому что_____________________________________________________

Малыш замёрз, несмотря на то, что _____________________________________________

Пограничник стоит на посту, хотя ______________________________________________

Пограничник стоит на посту, чтобы ____________________________________________

  1. Словоизменение (Приложение 3, рис. 80)

А) Образование множественного числа существительных в родительном падеже.

Измени слово по образцу:

Дом – много домов,

Цыплёнок – много_____________________стол – много __________________________

Стул – много ________________________окно – много ___________________________

Сова – много ________________________дождь – много _________________________

Рот – много ________________________галка – много ___________________________

Ласточка – много ___________________

Б) Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах.

        Закончи предложения, используя словосочетание (с опорой на картинку).

Узкая тропа.

В темноте не видно (чего?)___________________________________________________

Мы подошли к (чему?) _______________________________________________________

Мы видим (что?)____________________________________________________________

Мы любуемся (чем?)_________________________________________________________

Мы рассказали (о чём?)______________________________________________________

Северный олень.

Я кормил (кого?) ____________________________________________________________

Оленевод подошёл (к кому?) __________________________________________________

Я восхищаюсь (кем?) ________________________________________________________

Я катался (на ком?)_________________________________________________________

  1. Исследование словообразовательных процессов

А) Образование сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Назови ласково.

Гриб - грибок

Скворец - ___________________________платье ________________________________

Лицо _______________________________котёл _________________________________

Имя ________________________________солома ________________________________

Дерево_______________________________клок _________________________________

Б) Образование относительных прилагательных.

        Матрёшка из дерева – деревянная, а…

Салат из капусты - _________________________________________________________

Варежка из шерсти-________________________________________________________

Ваза из фарфора - __________________________________________________________

Сумка из ткани  - ___________________________________________________________

Морс из клюквы - __________________________________________________________                Если человек живёт в городе – он городской житель

Если в селе - _______________________________________________________________

Если в столице - ____________________________________________________________

Если в деревне - ____________________________________________________________

В)  Образование качественных прилагательных.

За хитрость называют хитрым, а…

За заботу - _____________________________

За трусость - ___________________________

За сообразительность - _________________________

За деловитость - ________________________

За гордость - ___________________________

Г) Образование притяжательных прилагательных.

        «Назови, чьи лапы»

Лапы собаки – собачьи

Лапы кошки  - ____________________________лапы тигра  - ______________________

Лапы лисы - _____________________________лапы волка - _______________________

Лапы гуся  - _____________________________лапы медведя - _____________________

Лапы утки - ____________________________лапы лебедя - _______________________

  1. Предложно-падежные конструкции (Приложение 3, рис. 81)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

На конуре

В конуре

За конурой

Перед конурой

С конуры

Из-за конуры

Из конуры

Где сидит собака?

Откуда спрыгивает?

Откуда выглядывает собака?

Покажи, где собака сидит…

Закончи предложение и покажи картинку

Где собака с конуры…

Собака из-за конуры…

Собака из конуры…

  1. Словарный запас (приложение 3, рис. 82-87)

А) Предметный словарь и обобщающие понятия.

        Назови, что покажу; как эти предметы назвать одним словом.

Экскаватор, бульдозер, асфальтовый каток, подъёмный кран, трактор, бетономешалка____________________________________________________________

Строительная техника

Тюлень, морж, полярный медведь, олень, песец__________________________________

Животные севера

Б) Я назову общее понятие, а ты подбери примеры.

Например:

        Общее – ЖИВОТНОЕ, примеры – лиса, олень, слон, мышь.

Общее – ПИСАТЕЛИ, примеры _______________________________________________

Общее – ПРОДУКТЫ, примеры _______________________________________________

Общее – ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, примеры _____________________________________

В) Подбери к целому – его части, например:

САПОГИ – подошва, голенище, замок, каблук, мысок, меховая опушка.

ЧАЙНИК__________________________________________________________________

КОМПЬЮТЕР______________________________________________________________

РУБАШКА_________________________________________________________________

Г) Подбери родственные слова, например: ПЯТНО, пятнышко, запятнать, пятнистый

ИГРА____________________________________________________________________

ГОРОД___________________________________________________________________

ГОРА____________________________________________________________________ 

Д) Глагольный словарь

Закончи предложения по картинкам.

Дедушка топором дрова ____________________________________________________

Весной почки на деревьях ___________________________________________________

Птицы гнездо _____________________________________________________________

Футболист мяч в ворота ___________________________________________________

Кошка молоко _____________________________________________________________

Женщина морковь на тёрке __________________________________________________

Хозяйка мясо на мясорубке __________________________________________________

        Е) Подбор антонимов (скажи наоборот).

Мудрый  __________________________________________________________________

Вредные продукты _________________________________________________________

Тупой угол _________________________________________________________________

Густой кисель _____________________________________________________________

Потерять ________________________________________________________________

Уронить _________________________________________________________________

Нарочно __________________________________________________________________

Тьма _____________________________________________________________________

Жадность ________________________________________________________________

Ж) Подбор синонимов

(Например весёлый – радостный, счастливый)

Смелый ___________________________________________________________________

Забавный __________________________________________________________________

Отважный ________________________________________________________________

Лгать ____________________________________________________________________

Утаивать ________________________________________________________________

Истина __________________________________________________________________

Родник ___________________________________________________________________

З) Объяснить значение слов:

Памятник _________________________________________________________________

Табурет ___________________________________________________________________

Погоны ___________________________________________________________________

Клумба ___________________________________________________________________

И) Закончи предложение подходящим по смыслу словом:

За проезд на красный свет светофора полагается оплатить _____________________

После концерта в зале раздались бурные и продолжительные _____________________

Электровозом управляет ____________________________________________________

В ресторане нас обслуживает – разносит заказы _______________________________

Е) Объяснить переносное значение.

        Объясни, как ты понимаешь выражения:

Холодный взгляд ____________________________________________________________

Тяжёлый характер _________________________________________________________

За тридевять земель ________________________________________________________

Рукой подать ______________________________________________________________

III.Обследование импрессивной устной речи (Приложение 3, рис. 88)

        Проводится при наличии грамматических ошибок в письменных работах или устных ответах.

  1. Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.

Послушай внимательно предложения и покажи нужную картинку.

Салфетка накрыта книгой______________________________________________________

Прохожий обрызган машиной ___________________________________________________

Маму расчёсывает дочка _______________________________________________________

Человеком спасено животное ___________________________________________________

IV.Обследование слоговой структуры.

        Проводится при наличии соответствующих ошибок в письменных работах или устных ответах.

  1. Повторяй за мной:

Милиционер охраняет правопорядок __________________________________________

Полотёром натирали напольное покрытие _____________________________________

В космической отрасли используют нанотехнологии _____________________________

Термометром измеряют температуру ________________________________________

  1. Повторяй за мной слова (Предлагается при неуспешном выполнении п.1):

Правопорядок ______________________

Полотёр __________________________

Нанотехнологии ____________________

Термометр ________________________

V.Обследование артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи

1. Обследование звукопроизношения.

        Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Щ

Ж

Ч

Л

Ль

Р

Рь

Др. звуки

Изолир.

Слог

Слово

Актив.речь

  1. Общее звучание речи:

Темп________________________________голос_________________________________

Разборчивость________________________дыхание______________________________

  1. Обследование артикуляционного аппарата.

Проводится при наличии дефектов звукопроизношения или нарушений слоговой структуры.

Правильность прикуса____________________________________________________

Состояние нёба__________________________________________________________

Строение зубов__________________________________________________________

Языка__________________________________________________________________

Строение губ____________________________________________________________

Состояние подъязычной связки____________________________________________

Мимические движения______________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________

Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое обследование устной и письменной речи

Логопедическое обследование основано на методике Фотековой, Ахутиной, только уменьшено и упрощено в несколько раз, так же сопровождается картинным материалом, на основе которого непосредственно провод...

Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).

Обследование устной и письменной речи младших школьников  (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования  звукового анализа, слова...

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.

Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...

ПРОТОКОЛ "ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".

ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ...

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов,  проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....