Протоколы логопедических обследований устной и письменной речи на начало и конец учебного года 1-4 класс.
материал по логопедии
Обседование речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl._-_diagnostika.docx | 35.69 КБ |
2_kl._-diagnostika.docx | 35.19 КБ |
3_kl._-_diagnostika.docx | 32.82 КБ |
4_kl._-diagnostika.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол логопедического обследования
1 класс (начало учебного года)
Дата обследования_____________________________________________________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Возраст на момент обследования_________________________________________________
- Обследование активной речи
1.Беседа: Как тебя зовут?___________________________________________
Сколько тебе лет?______________________________________________________________
А знаешь ли ты свой день рождения? (В какое время года празднуют твой день рождения?)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?______________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живём?__________________________________________
Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает – не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость)___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи:
Темп__________________________Голос________________________________
Разборчивость______________________Дыхание________________________________
II.Обследование связной монологической речи
- Составление рассказа по представлению
а) повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты ходил в цирк (зоопарк), отдыхал летом и т.д.
Тематика варьируется в зависимости от интереса ребёнка, недавних ярких событий из его жизни_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Рассказ – описание
Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, марка машины и т.д.)? Составь о ней рассказ. Тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка__________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)
а) Рассказ по сюжетной картинке (Приложение 3, рис. 1-4, предлагается любая из представленных картинок)
Посмотри на картинку и составь рассказ__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________
б) Рассказ по серии сюжетных картинок (Приложение 3, рис. 5-11)
Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ (фиксируется раскладывание картинок и сам рассказ)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Описательный рассказ (Приложение 3, рис. 12)
придумай загадку про кого-то из зверей
_____________________________________________________________________________
- Пересказ (Приложение 2. Текст читает логопед)___________________
_____________________________________________________________________________
III.Обследование грамматического строя речи (Приложение 3, рис. 13-24)
Проводится при наличии грамматических ошибок в связной речи.
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |
| ||
а) категория мн.ч. сущ-х (в им.п., р.п.) стол лист ухо перо | Что это? Нет чего? (открывая картинку со множеством предметов) | |
б) Категория падежа сущ-х (без картинок): Р.п. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? Д.п. Кому нужна удочка? К кому ты любишь ходить в гости? В.п. Кого ты видел в зоопарке? В цирке? Т.п. Чем подметают? Чем рисуют? П.п. На чём катаются дети зимой? | ||
в) Предложно-падежные конструкции: под коробком – между коробками – перед коробком – на коробке – за коробком – в коробке – из-под коробка – из коробка – из-за коробка | Где находится божья коровка? Откуда выглядывает? | Покажи, где коровка… |
г) категория рода прилагательных: Чистый мяч Чистая майка Чистое яблоко Белая роза Белое кресло Белый флаг Новое полотенце Новая сумка Новый автобус | Назови предмет и скажи, какой он… Эти предметы чистые или грязные? А эти предметы какие по цвету? Все эти предметы – новые | О каком предмете я говорю Чистый… Чистая… Чистое… Белая… Белое… Белый… Новое… Новая… Новый… |
д) Согласование сущ-х с числит.: «Сколько предметов изображено на каждом рисунке?» Цыплёнок Матрёшка Ведро | Понимание не обследуется | |
| ||
а) Образование названий детёнышей животных: у кошки – у собаки – у медведицы – у коровы – у лошади – у волчицы – | Назови детёнышей животных | |
б) Образование относительных прилагательных: Ложка из дерева – деревянная Аквариум из стекла – Перчатка из кожи – Шапка из шерсти – Калоши из резины – Шуба из меха – | ||
в) Образование притяжательных прилагательных: лиса – волк – медведь – кошка – заяц – | Чей хвост? Чья голова? | |
г) Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дерево – окно – ящик – зеркало – платье – звезда – | Назови ласково | |
д) Образование глаголов с помощью приставок: наливает – выливает – переливает – поливает – | Что делает мальчик? | |
е) Образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов: «Вставляет стёкла - стекольщик» Кладёт печь – Чинит сапоги – Играет в хоккей – | ||
| ||
Васю рисует Митя. Кто художник? Дедушка провожает внука. Кто уезжает? Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди? Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошёл в кино или прочитал книгу? | Употребление не обследуется |
IV.Обследование состояния словарного запаса (Приложение 3, рис. 25-32)
Проводится при наличии лексических ошибок в связной речи.
- Конкретные существительные и обобщающие слова.
Назови эти предметы. Назови их одним словом.
Инструменты_________________________________________________________________
Пила_______________________________топор_____________________________________
Молоток____________________________ножницы__________________________________
Иголка_____________________________щипцы____________________________________
Транспорт___________________________________________________________________
Автобус____________________________автомобиль________________________________
Троллейбус_________________________трамвай___________________________________
Поезд______________________________самолёт___________________________________
Учебные принадлежности_____________________________________________________
Пенал_____________________________портфель___________________________________
Карандаш__________________________ручка______________________________________
Линейка___________________________книга______________________________________
Бытовая техника______________________________________________________________
Пылесос____________________________утюг______________________________________
Телевизор___________________________телефон___________________________________
Лампа______________________________магнитофон________________________________
Профессии___________________________________________________________________
Врач_______________________________учительница_______________________________
Продавец___________________________шофёр____________________________________
Повар______________________________маляр_____________________________________
2. Словарь действий.
Что делает:
Портниха__________________________лётчик_____________________________________
Продавец__________________________повар______________________________________
Художник_________________________почтальон___________________________________
3.Слова-антонимы.
Скажи наоборот
Большой - ________________________кислый - ____________________________________
Высокий - ________________________широкий - ___________________________________
Длинный - ________________________плачет - ____________________________________
Прилетела - _______________________поднимается - _______________________________
Входит - __________________________открывает - _________________________________
V.Обследование слоговой структуры
Проводится при наличии соответствующих ошибок при составлении рассказов, предложений, назывании слов в предыдущих сериях:
- Повторить предложения:
Велосипедист едет на велосипеде ________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле_________________________________________________
Лариса смотрит телевизор_______________________________________________________
На перекрёстке стоит регулировщик______________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию________________________________________________
- Повторить слова (Приложение 3, рис. 33-34, предлагается при неуспешном выполнении п.1)
Светофор___________________________скакалка___________________________________
Автобус____________________________перчатки___________________________________
Пистолет ___________________________игрушки__________________________________
Карандаш___________________________кисточка__________________________________
Вертолёт____________________________ласточка__________________________________
Цыплёнок___________________________расчёска__________________________________
Кружка_____________________________пуговица__________________________________
Свечка______________________________паутина___________________________________
Кнопки_____________________________самокаты__________________________________
Кресло_____________________________черепаха___________________________________
Звезда______________________________кукуруза__________________________________
Свёкла______________________________гусеница_________________________________
VI.Обследование звукопроизношения.
Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Щ | Ж | Ч | Л | Ль | Р | Рь | Др. звуки | |
Изолир. | ||||||||||||||
Слог | ||||||||||||||
Слово | ||||||||||||||
Актив. речь |
VII.Сформированность фонематического слуха:
- Повторение слогов с оппозиционными звуками
(на материале звуков, не нарушенных в произношении).
Повтори слоги:
а) цепочки из трёх слогов:
да – та – да_________________________та – та – да_______________________________
па – ка – ка_________________________ка – па – па_______________________________
ма – на – на________________________на – на – ма_______________________________
са – ца – ца________________________ца – са – ца________________________________
б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):
да – та___________________________та – да__________________________
па – ка___________________________ка – па___________________________
ма – на__________________________на – ма___________________________
па – ба__________________________ба – па____________________________
- Выбери картинку на звук. (Приложение3, рис. 35-39).
- организующая (проверь, все ли картинки разложены правильно);
- если после оказания организующей помощи ошибка ребёнком не исправлена, ему предлагается выполнить задание с опорой на самостоятельное проговаривание названий картинок вслух;
- дальнейшее упрощение – проговаривание слов логопедом (логопед чётко, не утрируя звук, проговаривает слова – названия предметов).
С | Ш | Ч | Л | Т |
Забор | Шарф | Часы | Лодка | Тапки |
Самокат | Жираф | Цветы | Рубашка | Трава |
Собака | Жук | Щипцы | Рак | Дрова |
Цепь | Щётка | Чайник | Ложка | Душ |
Замок | Шприц | Чашка | Рыба | Торт |
Шуба | Шуба | Телефон | Лук | Доска |
Шапка | Слон | Шахматы | Робот | Дупло |
Самолёт | Щипцы | Цыплёнок | Лопата | Тарелка |
Цыплёнок | Дом |
- Хлопни в ладоши на звук:
«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
«Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ, Ч, Ш, ТЬ, Ч
VIII.Сформированность навыков звукового анализа
- Определение количества и последовательности звуков в словах:
Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.
Слова | Выполнение в уме | Выполнение с помощью внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении действий в уме) |
Мак | ||
Вата | ||
Волк | ||
Шапка |
- Выделение начального звука в слове (п. 2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п. 1).
Какой первый звук ты слышишь?
Мак__________________осы_________________трава______________________
Утка_________________булка________________иголка_____________________
- Выделение конечного звука в слове:
Какой звук ты слышишь в конце слова?
Дом___________коса_______________лук_____________
Перо___________палец______________маки______________
- Определение места звука в слове:
Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?
Мак__________, сумка_______________, дом________________,
Лимон____________,сом____________, муха_________________
- Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда):
Раздели слог на звуки
Ам________, оп______________, ик_______________
Ва_________, пи______________, ду______________
IХ. Обследование артикуляционного аппарата (проводится при наличии дефектов звукопроизношения и или нарушений слоговой структуры):
Правильность прикуса____________________________________________________
Состояние нёба__________________________________________________________
Строение зубов__________________________________________________________
Языка__________________________________________________________________
Строение губ____________________________________________________________
Состояние подъязычной связки____________________________________________
Мимические движения______________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________
Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________
Предварительный просмотр:
Протокол обследования устной речи
1 класс (конец учебного года)
2 класс (начало учебного года)
Дата обследования________________________________________________
Ф.И. ребёнка _________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________
I.Обследование связной монологической речи
1. Составление рассказа по представлению
а) Повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты провёл выходные, отдыхал летом, ходил в зоопарк, цирк и т.д.__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) Рассказ-описание
Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, марка машины и т.д.)? Составь о ней рассказ._________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1)
а) Рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3, рис. 5-11, предлагается любая из представленных серий)
Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ________________
_____________________________________________________________________________
б) Описательный рассказ (приложение 3, рис. 46)
Придумай загадку про кого-то из зверей __________________________________________
3. Пересказ (приложение 2)_____________________________________________________
II.Обследование лексико-грамматической стороны речи
Проводится при наличии лексических и грамматических ошибок в связной речи или письменных работах.
- Словоизменение (Приложение 3, рис. 47-52)
А) Категория мн.ч. сущ.
Начальная форма | И.п. мн.ч. Что это? | Р.п. мн.ч. Нет чего? (закрываем картинку со множеством предметов) |
Дом – Окно – Кресло – Снегирь – Крыло – Ухо – |
Б) Согласование прилагательного с сущ-м в косвенных падежах (ед.ч.):
Вставь пропущенное словосочетание (с опорой на картинку)
Новая машина
Папа в магазине увидел______________________________________________________
У папы не было такой_______________________________________________________
Папа сел в_________________________________________________________________
Папа подошёл к_____________________________________________________________
Папа мечтал о_____________________________________________________________
Красивое платье.
Тамара в магазине увидела___________________________________________________
У Тамары не было такого____________________________________________________
Девочка мечтала о________________________________________и решила его купить.
Дома Тамара примерила_____________________________________________________
Приколола большую брошь к__________________________________________________
Тамара была очень довольна своим новым______________________________________
В) Категория рода прилагательных:
Употребление | Понимает (проверяется при ошибках в употреблении) | |
Назови предмет и скажи, какой он по цвету | Отгадай, о каком предмете я говорю | |
Чёрный карандаш Чёрная кошка Чёрное ведро Чёрные перчатки Белый лебедь Белая машина Белое облако Белые кролики | Чёрный Чёрная Чёрное Чёрные Белый Белая Белое Белые |
Г) Согласование сущ-х с числительными:
Сколько предметов изображено на каждом рисунке?
«Весёлый счёт»
Цыплёнок – два_________________пять______________________
Зеркало – два___________________пять______________________
Кольцо – два____________________пять_____________________
Пень – два______________________пять_____________________
- Исследование словообразовательных процессов
А) Образование сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Назови ласково.
Стекло-стёклышко
Перо - _________________________дерево - ___________________________
Гнездо - ________________________зеркало - __________________________
Лужа - _________________________берёза- ___________________________
Б) Образование относительных прилагательных
Варенье из малины – малиновое
Сок из винограда - _____________________________________
Варенье из вишни-_____________________________________
Салат из огурцов - ____________________________________
Варенье из сливы - _____________________________________
Кувшин из глины - _____________________________________
Суп из грибов - ________________________________________
Сумка из кожи - _______________________________________
В) Образование качественных прилагательных.
За хитрость называют хитрым
За трусость - ___________________ за жадность- ______________________
Если днём мороз, то день (какой) _________________________
Если дождь - __________________если ветер - __________________
Г) Образование притяжательных прилагательных
«Назови чей хвост»
Хвост собаки – собачий
Хвост лошади - ____________________хвост кошки - ______________________
Хвост петуха - ____________________хвост лисы - ________________________
Хвост медведя - ___________________хвост рыси - ________________________
Хвост верблюда - __________________
- Предложно-падежные конструкции (Приложение 3, рис. 53)
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |
Под бочкой – За бочкой – Перед бочкой – В бочке – На бочке – Из-под бочки – Из-за бочки – Из бочки – | Где находится ящик? Откуда выглядывает ящик? | Покажи где ящик… |
- Словарный запас (приложение 3, рис. 54-58)
А) Предметный словарь и обобщающие понятия
Назови, что покажу; как эти предметы назвать одним словом.
Кресло, полка, тумбочка, табуретка__________________________________
Мебель
Трамвай, корабль, вертолёт, поезд______________________________________
Транспорт
Тетради, карандаши, ручки, пенал_______________________________________
Учебные принадлежности
Фотограф, строитель, швея, художник__________________________________
Профессии
Б) Глагольный словарь
Парикмахер что делает?__________________________________
Почтальон что делает?___________________________________
Швея что делает?________________________________________
Кондуктор что делает?___________________________________
В) Подбор антонимов (скажи наоборот).
Длинный…_________________________________________________________________
Широкий…_________________________________________________________________
Высокий…_________________________________________________________________
Смелый…__________________________________________________________________
Глубокий…_________________________________________________________________
Найти…___________________________________________________________________
Мириться…________________________________________________________________
Хвалить…_________________________________________________________________
Г) Назвать и объяснить значение слов:
Фен_______________________________________________________________________
Балерина___________________________________________________________________
Клумба____________________________________________________________________
Скворечник________________________________________________________________
Фонтан___________________________________________________________________
Д) Объяснить переносное значение:
Объясни, как ты понимаешь выражения:
Шоколадный загар_________________________________________________________
Золотое сердце____________________________________________________________
Золотые руки______________________________________________________________
Колючий ветер_____________________________________________________________
III.Обследование импрессивной устной речи (Приложение 3, рис. 59)
Проводится при наличии грамматических ошибок в письменных работах или устных ответах.
- Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.
Послушай внимательно предложения и покажи нужную картинку.
Мужчину обрызгала женщина___________________________________________________
Трактором перевозится машина_________________________________________________
Газету закрывает книга________________________________________________________
IV.Обследование слоговой структуры.
Проводится при наличии соответствующих ошибок в письменных работах или устных ответах.
- Повторяй за мной:
Полицейский регулирует движение____________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию______________________________________________
Фотограф фотографирует детей_____________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле_____________________________________________
- Повторяй за мной слова (Предлагается при неуспешном выполнении п.1):
Автобус______________________
Вертолёт_____________________
Расчёска_____________________
Скакалка_____________________
Черепаха_____________________
Гусеница_____________________
V.Обследование артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи
1. Обследование звукопроизношения.
Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Щ | Ж | Ч | Л | Ль | Р | Рь | Др. звуки | |
Изолир. | ||||||||||||||
Слог | ||||||||||||||
Слово | ||||||||||||||
Актив.речь |
- Общее звучание речи:
Темп________________________________голос_________________________________
Разборчивость________________________дыхание______________________________
- Обследование артикуляционного аппарата.
Проводится при наличии дефектов звукопроизношения или нарушений слоговой структуры.
Правильность прикуса____________________________________________________
Состояние нёба__________________________________________________________
Строение зубов__________________________________________________________
Языка__________________________________________________________________
Строение губ____________________________________________________________
Состояние подъязычной связки____________________________________________
Мимические движения______________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________
Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________
Протокол обследования письменной речи
1 класс (конец учебного года)
2 класс (начало учебного года)
Дата обследования____________________________________________________________
Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________
Предварительная беседа:
Меня зовут… (логопед называет свою фамилию и имя). Как тебя зовут?_______________________________________________________________________
Сколько тебе лет?_____________________________________________________________
В каком классе ты учишься?____________________________________________________
Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?_____________________________________________________________________
Чем ты увлекаешься?__________________________________________________________
- Письмо
1.Диктант (предлагается при неуспешном выполнении п. 1).
2. Списывание с печатного текста (Приложение 1, предлагается при неуспешном выполнении п. 1.).
3. Дополнительный материал для обследования письма под диктовку (Приложение 1).
Предлагается любой из предложенных текстов в зависимости от выявленных ошибок._____________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Письмо простых слов под диктовку (предлагается при грубых ошибках при письме текста под диктовку)._____________________________________________
- Письмо отдельных слов под диктовку (предлагается при неумении писать слова под диктовку).__________________________________________________________
- Знание написания букв (предлагается при неумении писать слоги и слова под диктовку).______________________________________________________________
Вывод:
Особенности графики____________________________________________________
Специфические ошибки_________________________________________________
II.Чтение(Приложение 2, предлагается любой из предложенных текстов)
- Чтение вслух____________________________________________________
- Чтение «про себя» (проверяется при грубых ошибках при чтении вслух)___________________________________________________________
- Пересказ прочитанного / ответы на вопросы
__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чтение слов (предлагается при неуспешном прочтении текста)______
_____________________________________________________________________________
- Чтение отдельных слогов (предлагается при неуспешном прочтении слов)__________________________________________________________
- Называние букв (предлагается при неуспешном прочтении слогов)____
______________________________________________________________
Вывод:
Тип чтения (побуквенное, буква + слог, слоговое, слог + слово, целыми словами)________________________________________________________
Скорость чтения (слов / мин)_______________________________________
Выразительность_________________________________________________
Специфические ошибки___________________________________________
Понимание прочитанного__________________________________________
III.Сформированность фонематических процессов
Пробы серии 2 предлагаются выборочно, при наличии ошибок на дифференциацию оппозиционных фонем при чтении или письме, а также при заменах и смешениях звуков в устной речи.
- Повторение слогов с оппозиционными звуками (при нарушениях звукопроизношения – запись цепочек слогов под диктовку:
Па-па-ба__________________________па-ба-па_______________________________
Са-за-са___________________________за-са-за_______________________________
Са-ша-са__________________________ша-са-ша______________________________
Ти-чи-ти__________________________чи-ти-чи______________________________
- Выбери картинки, в названии которых есть звук… (Приложение 3, рис. 40-45)
При ошибке в раскладывании картинок оказывается помощь:
- организующая (проверь, все ли картинки разложены правильно);
- если после оказания организующей помощи ошибка ребёнком не исправлена, ему предлагается выполнить задание с опорой на самостоятельное проговаривание названий картинок вслух;
- дальнейшее упрощение – проговаривание слова логопедом (логопед чётко, но не утрируя звук, проговаривает слова – названия предметов).
Ш | Ц | Т | Б | Л | М (звучит твёрдо) |
Шапка Автобус Плащ Машина Бабочка Сумка Пушка Ящик Ножницы Кошка Ящерица Аист Жук Ключ | Цветы Яйцо Часы Индеец Капуста Очки Огурец Бочка Сапоги Колесо Пуговица Ключ Лист | Ведро Торт Стакан Яблоко Стул Помидор Автобус Дудочка Сундук Шкаф | Бабочка Платок Помидор Сова Арбуз Шляпа Сапоги Рыба Ведро Яблоко | Мухомор Голубь Сова Белка Ваза Карман Стул Перо Яблоко Лампа | Помидор Мышка Мухомор Лампа Мишка Ремень Сом Мяч Лимон Карман |
IV. Сформированность навыков языкового анализа.
Серия предлагается при наличии ошибок языкового анализа при чтении или письменных работах.
- Сложные формы языкового анализа
Вопросы | Выполнение в уме | Выполнение с помощью внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении действия в уме) |
Сколько слов в предложении: Машина стояла около калитки? | ||
Какое 3-е слово в этом предложении? | ||
Сколько слогов в слове КРОТ? | ||
Сколько слогов в слове МЫШКА? | ||
Какой второй слог в слове МЫШКА? | ||
Назови гласные звуки в слове МЫШКА? | ||
Назови согласные в слове МЫШКА? | ||
Сколько звуков в слове КРАСКИ? | ||
Какой второй звук в слове КРАСКИ? | ||
Какой звук стоит после С в слове КРАСКИ? | ||
Сколько звуков в слове КАРТИНА? | ||
Какой 1-й звук в слове КАРТИНА? | ||
Какой 4-й звук в слове КАРТИНА? | ||
Какой звук после К в слове КАРТИНА? |
- Элементарные формы звукового анализа (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)
А) Выделение начального звука в слове. Какой первый звук в слове?
Утка____________ослик________________игрушка________________
Суп_____________крот________________палка___________________
Б) Выделение конечного звука в слове. Какой звук ты слышишь в конце слова?
Окно_____________доска_______________руки___________________
Стук_____________волк________________стол___________________
В) Определение места звука в слове. Где находится звук «Ф» в словах (в начале, конце или середине?)
ШКАФ_____________
КОФТА_____________
ФЛАЖОК___________
Г) Анализ на уровне слога. Раздели слог на звуки:
ВО___________________АП__________________
СИ___________________ОЛ__________________
БА___________________ИК__________________
Учитель-логопед__________________ Подпись_____________________
Предварительный просмотр:
Протокол обследования письменной речи
2 класс (конец учебного года) –
3 класс (начало учебного года)
Дата обследования____________________________________________________________
Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________
Предварительная беседа:
Меня зовут… (логопед называет свою фамилию и имя). Как тебя зовут?_______________________________________________________________________
Сколько тебе лет?_____________________________________________________________
В каком классе ты учишься?____________________________________________________
Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?_____________________________________________________________________
Чем ты увлекаешься?__________________________________________________________
- Письмо
(Предъявление всех видов заданий на обследование навыка письма не является обязательным условием. Выбор заданий зависит от данных, полученных на предварительном этапе (при анализе письменных работ, беседе с педагогами и родителями).
- Запись самостоятельно составленных предложений (Приложение 3, рис. 60)
Посмотри на картинки. Тебе понятно, что на них нарисовано? Составь предложения к этим картинкам. Произнеси их вслух. Запиши эти предложения в тетрадь.
А) Девочка вытирает пыль______________________________________________
Б) Мама кормит малыша________________________________________________
В) Малыш и щенок нюхают цветы_________________________________________
2. Диктант (Приложение 1, предлагается любой из представленных текстов)
3. Списывание с печатного текста (Приложение 1, предлагается при неуспешном выполнении п. 1, 2).
4. Дополнительный материал для обследования письма под диктовку (Приложение 1).
Предлагается любой из предложенных текстов в зависимости от выявленных ошибок.
Вывод:
Особенности графики____________________________________________________
Дисграфические ошибки_________________________________________________
Орфографические и пунктуационные ошибки_______________________________
_____________________________________________________________________
II.Чтение(Приложение 2, предлагается любой из предложенных текстов)
- Чтение вслух____________________________________________________
- Чтение «про себя» (проверяется при грубых ошибках при чтении вслух)___________________________________________________________
- Пересказ прочитанного / ответы на вопросы
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
Тип чтения (побуквенное, буква + слог, слоговое, слог + слово, целыми словами)________________________________________________________
Скорость чтения (слов / мин)_______________________________________
Выразительность_________________________________________________
Специфические ошибки___________________________________________
Понимание прочитанного__________________________________________
III.Сформированность фонематических процессов
Пробы серий 1, 2 предлагаются выборочно.
- Повторение слогов с оппозиционными звуками (при нарушениях звукопроизношения – запись цепочек слогов под диктовку:
Па-па-ба__________________________па-ба-па_______________________________
Са-за-са___________________________за-са-за_______________________________
Са-ша-са__________________________ша-са-ша______________________________
Да-та-да__________________________та-да-та_______________________________
Ца-са-ца__________________________са-ца-са_______________________________
Жа-ша-жа_________________________ша-жа-ша_____________________________
Ча-тя-ча__________________________тя-ча-тя_______________________________
- Выбери картинки, в названии которых есть звук… (Приложение 3, рис. 61 – 67)
При ошибке в раскладывании картинок оказывается помощь:
- организующая (проверь, все ли картинки разложены правильно);
- если после оказания организующей помощи ошибка ребёнком не исправлена, ему предлагается выполнить задание с опорой на самостоятельное проговаривание названий картинок вслух;
- дальнейшее упрощение – проговаривание слова логопедом (логопед чётко, но не утрируя звук, проговаривает слова – названия предметов).
С | Ш | Ч | Т | Б | Л | Н (звучит твёрдо) |
Коса Лягушка Шар Троллейбус Цветы Огурцы Шахматы Роза Коза Цапля Зонт Лист Забор Лиса Сова Глаза Каша Птица Цыплёнок Солдат | Кошка Карандаш Жираф Бусы Щенок Бабочка Мышь Самолёт Лыжи Шоколад Щука Очки Плащ Шкатулка Лужа Шорты Щепки Одуванчик Мяч Лампочка | Колокольчик Щенок Огурец Бабочка Бочка Бабушка Машинка Почка Курица Телефон Утята Яйцо Чеснок Щука Ящик Котёнок Шуруп Овца Пчела Плащ | Копыто Вата Дверь Дорога Сандалии Автомат Вода Вулкан Юбка Крот Двойка Дрова Тарелка Доска Шляпа Танк Одуванчик Попугай Колос Собака | Подушка Пальма Каблук Медаль Батон Сарафан Седло Банка Дупло Изба Паук Платок Труба Парта Подорожник Дом Дыня Баран Дым Шляпа | Ложка Гора Бутылка Робот Молоток Облако Помада Белка Рак Пенал Комар Ворота Ночь Рама Чайник Ландыш Сумка Варенье Лак | Слон Дыня Конь Пенал Печенье Носки Кузнечик Нос Снегирь Малина Варенье Щенок Монета Телефон Сарафан Олень Пони Чайник Нога Банан |
- Фонематические представления.
Назвать слова, в которых есть звук Ш_____________________________________________
Назвать слова, в которых 4 звука_________________________________________________
Назвать слова, в которых 5 звуков________________________________________________
- Сформированность навыков языкового анализа.
Серия предлагается при наличии ошибок языкового анализа при чтении или письменных работах.
Вопросы | Выполнение в уме | Выполнение с помощью внешних опор |
Сколько слов в предложении: Осенью ласточки улетают на юг? | ||
Какое 2-е слово в этом предложении? | ||
Какое слово стоит после слова ЛАСТОЧКИ? | ||
Какое последнее слово в этом предложении? | ||
Сколько слогов в слове ТАНКИСТ? | ||
Какой второй слог в слове ТАНКИСТ? | ||
Сколько звуков в слове ТЕКСТ? | ||
Сколько звуков в слове ВСТРЕЧА? | ||
Сколько звуков в слове ТАКСИСТ? | ||
Какой третий звук в слове ТАКСИСТ? | ||
Какой звук стоит после (к) в слове ТАКСИСТ? | ||
Назови гласные звуки в слове ТАКСИСТ | ||
Сколько согласных звуков в слове ТАКСИСТ? |
Учитель-логопед__________________ Подпись_____________________
Протокол обследования устной речи
2 класс (конец учебного года) –
3 класс (начало учебного года)
Дата обследования____________________________________________________________
Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________
I.Обследование связной монологической речи
1. Составление рассказа по представлению
а) Повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты провёл выходные, отдыхал летом, ходил в зоопарк, цирк и т.д.__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) Рассказ-описание
Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, марка машины и т.д.)? Составь о ней рассказ._________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1)
а) Рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3, рис. 5-11, предлагается любая из представленных серий)
Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ________________
_____________________________________________________________________________
б) Описательный рассказ (приложение 3, рис. 48)
Придумай загадку про кого-то из зверей __________________________________________
3. Пересказ (приложение 2)_____________________________________________________
II.Обследование лексико-грамматической стороны речи
Проводится при наличии лексических и грамматических ошибок в связной речи или письменных работах.
- Словоизменение (Приложение 3, рис. 69)
А) Изменение имён существительных по падежам (во мн.ч.)
Закончи предложения, используя слово (с опорой на картинку).
Деревья:
В мире с каждым годом становится всё меньше_________________________________
Удобрения необходимы все садовым___________________________________________
Сибирская тайга знаменита своими могучими__________________________________
Многие птицы вьют свои гнёзда на ___________________________________________
Шашки:
Всем ребятам не хватило____________________________________________________
Дети рады новым___________________________________________________________
Ученики играли новыми______________________________________________________
Ребята думали о ___________________________________________________________
Б) Согласование прилагательного с сущ-м в косвенных падежах.
Закончи предложения, используя словосочетание (с опорой на картинку).
Это белый халат.
У доктора нет_____________________________________________________________
Доктор пристегнул значок к__________________________________________________
Доктор гордится___________________________________________________________
Даша мечтает о____________________________________________________________
Быстрая река.
В нашем крае нет такой_____________________________________________________
Пароход плывёт по__________________________________________________________
Я вижу____________________________________________________________________
Рыбак доволен______________________________________________________________
Каждая рыба мечтает______________________________________________________
- Исследование словообразовательных процессов
А) Образование сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Назови ласково.
Дом-домик
Перо- ___________________________щипцы - __________________________________
Голова___________________________ухо______________________________________
Горло____________________________воробей__________________________________
Черешня_________________________ум_______________________________________
Письмо__________________________кухня_____________________________________
Б) Образование прилагательных от существительных.
Сумка из кожи – кожаная, а…
Шуба из меха - _____________________________________________________________
Шапка из шерсти-__________________________________________________________
Лестница из верёвки - _______________________________________________________
Горка изо льда - ____________________________________________________________
Морс из клюквы - ___________________________________________________________
Салат из моркови - _________________________________________________________
Если птицы живут в лесу, они_____________________________________________
Если на болоте_____________________________________________________________
Если в поле_________________________________________________________________
Если в пустыне_____________________________________________________________
Если в степи_______________________________________________________________
Если в тайге_______________________________________________________________
В) Образование притяжательных прилагательных.
У собаки хвост – собачий, а у …
Лошади - ____________________________оленя - ______________________
Птицы - _____________________________индюка - ________________________
Медведя - ____________________________козы - ________________________
Верблюда - ___________________________
- Предложно-падежные конструкции (Приложение 3, рис. 70)
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |
В коробке Над коробкой На коробке Около коробки Перед коробкой За коробкой Между коробками Под коробкой Из-под коробки Из-за коробки Из коробки | Где находится книга? Откуда выглядывает книга? | Покажи, где книга… |
- Словарный запас (приложение 3, рис. 71-77)
А) Предметный словарь и обобщающие понятия
Назови, что покажу; как эти предметы назвать одним словом.
Автобус, трамвай, вертолёт, самосвал________________________________________
Транспорт
Плита, утюг, пылесос, стиральная машина_____________________________________
Бытовая техника
Таксист, маляр, воспитатель, пастух_________________________________________
Профессии
Учебник, дневник, пенал, линейка_____________________________________________
Учебные принадлежности
Б) Глагольный словарь
Закончи предложения по картинкам.
Бабушка на сковороде котлеты (что делает?)
_____________________жарит
Бабушка в духовке сладкие пирожки (что делает?)
____________________печёт
Бабушка суп в кастрюле (что делает?)
____________________варит
Бабушка красивые цветы на салфетке (что делает?)
_____________________вышивает
Бабушка для внучки новое платье (что делает?)
_____________________шьёт
Бабушка для внучки спицами тёплые носки (что делает?)
_____________________вяжет
Дедушка конверт (что сделал?)______________________________заклеил
Кот молоко из блюдца (что делает?)_________________________лакает
Собака кость (что делает?)_________________________________грызёт
Во дворе дети снеговика (что делают?)_______________________лепят
В) Подбор антонимов (скажи наоборот).
Вежливый _________________________________________________________________
Разные____________________________________________________________________
Начать ___________________________________________________________________
Вернуться _________________________________________________________________
Молодость ________________________________________________________________
Свет _____________________________________________________________________
Г) Подбор синонимов
(Например весёлый – радостный, счастливый)
Смелый ___________________________________________________________________
Печальный _________________________________________________________________
Общаться _________________________________________________________________
Смеяться__________________________________________________________________
Малыш ____________________________________________________________________
Холод _____________________________________________________________________
Д) Объяснить значение слов:
Пылесос __________________________________________________________________
Холодильник _______________________________________________________________
Экскурсия _________________________________________________________________
Е) Объяснить переносное значение.
Объясни, как ты понимаешь выражения:
Клевать носом_____________________________________________________________
Как кот наплакал___________________________________________________________
Шиворот-навыворот________________________________________________________
У чёрта на куличках ________________________________________________________
III.Обследование импрессивной устной речи (Приложение 3, рис. 78)
Проводится при наличии грамматических ошибок в письменных работах или устных ответах.
- Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.
Послушай внимательно предложения и покажи нужную картинку.
Клеёнка покрыта скатертью____________________________________________________
Девочкой спасён мальчик________________________________________________________
Мама перевозится с дочкой______________________________________________________
IV.Обследование слоговой структуры.
Проводится при наличии соответствующих ошибок в письменных работах или устных ответах.
- Повторяй за мной:
Телеграфистка телеграфирует сообщение______________________________________
Ледокол скользит по льду____________________________________________________
Чистильщик начисто отчистит с_____________________________________________
Государственные служащие соблюдают интересы государства________________________________________________________________
- Повторяй за мной слова (Предлагается при неуспешном выполнении п.1):
Телеграфистка______________________
Телеграфирует _____________________
Чистильщик _______________________
Государство _______________________
V.Обследование артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи
1. Обследование звукопроизношения.
Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Щ | Ж | Ч | Л | Ль | Р | Рь | Др. звуки | |
Изолир. | ||||||||||||||
Слог | ||||||||||||||
Слово | ||||||||||||||
Актив.речь |
- Общее звучание речи:
Темп________________________________голос_________________________________
Разборчивость________________________дыхание______________________________
- Обследование артикуляционного аппарата.
Проводится при наличии дефектов звукопроизношения или нарушений слоговой структуры.
Правильность прикуса____________________________________________________
Состояние нёба__________________________________________________________
Строение зубов__________________________________________________________
Языка__________________________________________________________________
Строение губ____________________________________________________________
Состояние подъязычной связки____________________________________________
Мимические движения______________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________
Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________
Предварительный просмотр:
Протокол обследования письменной речи
3 класс (конец учебного года) –
4 класс (начало учебного года)
Дата обследования____________________________________________________________
Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________
Предварительная беседа:
Меня зовут… (логопед называет свою фамилию и имя). Как тебя зовут?_______________________________________________________________________
Сколько тебе лет?_____________________________________________________________
В каком классе ты учишься?____________________________________________________
Нравится ли тебе в школе? Какие уроки нравятся больше всего? Почему?_____________________________________________________________________
Чем ты увлекаешься?__________________________________________________________
- Письмо
(Предъявление всех видов заданий на обследование навыка письма не является обязательным условием. Выбор заданий зависит от данных, полученных на предварительном этапе (при анализе письменных работ, беседе с педагогами и родителями).
- Сочинение по серии сюжетных картинок (Приложение 3, рис. 6-8, 11, предлагается любая из представленных серий картинок).
Внимательно посмотри на картинки. Тебе понятно, что на них нарисовано? Разложи картинки по порядку. Составь к каждой картинке предложение так, чтобы получился рассказ. Повтори вслух свои предложения. Запиши эти предложения в тетрадь.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Диктант (Приложение 1, предлагается любой из представленных текстов)
3. Списывание с печатного текста (Приложение 1, предлагается при неуспешном выполнении п. 1, 2).
4. Дополнительный материал для обследования письма под диктовку (Приложение 1).
Предлагается любой из предложенных текстов в зависимости от выявленных ошибок.
Вывод:
Особенности графики____________________________________________________
Дисграфические ошибки_________________________________________________
Орфографические и пунктуационные ошибки_______________________________
_____________________________________________________________________
II.Чтение(Приложение 2, предлагается любой из предложенных текстов)
- Чтение вслух____________________________________________________
- Чтение «про себя» (проверяется при грубых ошибках при чтении вслух)___________________________________________________________
- Пересказ прочитанного / ответы на вопросы
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
Тип чтения (побуквенное, буква + слог, слоговое, слог + слово, целыми словами)________________________________________________________
Скорость чтения (слов / мин)_______________________________________
Выразительность_________________________________________________
Специфические ошибки___________________________________________
Понимание прочитанного__________________________________________
- Работа с текстом: реконструкция, придумывание заголовка (Приложение 2, предлагается любой текст).
- Прочитай части текста, расположи их по порядку так, чтобы получился рассказ.
- Прочитай получившийся текст, запомни и перескажи.
- Придумай заголовок.
Вывод:
Реконструкция текста (самостоятельно, с помощью, тип помощи, невыполнение)____________________________________________________
Придумывание заголовка_____________________________________________________
Пересказ прочитанного / ответы на вопросы______________________________________
___________________________________________________________________________
III.Сформированность фонематических процессов
- Сформированность навыков языкового анализа.
Серия предлагается при наличии ошибок языкового анализа при чтении или письменных работах.
Вопросы | Выполнение в уме | Выполнение с помощью внешних опор (при невыполнении в уме) |
Сколько слов в предложении: Лиственные леса в России очень красивые | ||
Какое 2-е слово в этом предложении? | ||
Какое слово стоит после слова ЛЕСА? | ||
Сколько слогов в слове ПИРАМИДА? | ||
Какой третий слог в слове ПИРАМИДА? | ||
Назови гласные звуки в слове ПИРАМИДА? | ||
Сколько звуков в слове КРОКОДИЛ? | ||
Какой 4-й звук в слове ШТАНГИСТ? | ||
Какой 3-й звук в слове ШУТКА? | ||
Сколько гласных звуков в слове ШТРАФ? | ||
Какой звук после (Т) в слове ШТРАФ? |
- Фонематические представления.
Назвать слова, в которых есть звук Ш_____________________________________________
Назвать слова, в которых 4 звука_________________________________________________
Назвать слова, в которых 5 звуков________________________________________________
Учитель-логопед__________________ Подпись_____________________
Протокол обследования устной речи
3 класс (конец учебного года) –
4 класс (начало учебного года)
Дата обследования____________________________________________________________
Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________
I.Обследование связной монологической речи
1. Составление рассказа по представлению
а) Повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты провёл выходные, отдыхал летом, ходил в зоопарк, цирк и т.д.__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) Рассказ-описание
Какое у тебя любимое время года? Составь о нём рассказ – опиши его (при затруднениях, перечислить основные пункты описания, например: какое солнце в это время года? температура воздуха? Осадки? Небо? Деревья и т.д.)._____________
____________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1)
а) Рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3, рис. 1-4, предлагается любая из представленных серий)
Посмотри на картинку, тебе понятно всё, что здесь нарисовано? Составь рассказ по картинке. Подумай, что было в начале, что потом, чем закончилась эта история?________
_____________________________________________________________________________
б) Описательный рассказ (приложение 3, рис. 79)
какое у тебя любимое время года? Придумай о нём загадку.__________________________
_____________________________________________________________________________
- Пересказ (приложение 2)_________________________________________________
II.Обследование лексико-грамматической стороны речи
Проводится при наличии лексических и грамматических ошибок в связной речи или письменных работах.
- Синтаксис.
А) Я назову слова, а ты составь из них предложения:
Мяч, забор, перелетает, через ___________________________________________________
Маша, капуста, несёт, сумка, в __________________________________________________
Птичка, на, сидеть, маленькая, веточка __________________________________________
Небо, высоко, летать, в, птица __________________________________________________
Ударить, нога, больно, Коля, улица, на ____________________________________________
Б) Исправь ошибку в предложении:
Мешок насыпали в картошку ____________________________________________________
Собака сидит в конуры _________________________________________________________
Клеёнка покрыта скатерть _____________________________________________________
Петя мучился от зубастой боли _________________________________________________
В нашем классе все ребята дружеские ____________________________________________
В) Закончи предложение:
Малыш замёрз, потому что_____________________________________________________
Малыш замёрз, несмотря на то, что _____________________________________________
Пограничник стоит на посту, хотя ______________________________________________
Пограничник стоит на посту, чтобы ____________________________________________
- Словоизменение (Приложение 3, рис. 80)
А) Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Измени слово по образцу:
Дом – много домов,
Цыплёнок – много_____________________стол – много __________________________
Стул – много ________________________окно – много ___________________________
Сова – много ________________________дождь – много _________________________
Рот – много ________________________галка – много ___________________________
Ласточка – много ___________________
Б) Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах.
Закончи предложения, используя словосочетание (с опорой на картинку).
Узкая тропа.
В темноте не видно (чего?)___________________________________________________
Мы подошли к (чему?) _______________________________________________________
Мы видим (что?)____________________________________________________________
Мы любуемся (чем?)_________________________________________________________
Мы рассказали (о чём?)______________________________________________________
Северный олень.
Я кормил (кого?) ____________________________________________________________
Оленевод подошёл (к кому?) __________________________________________________
Я восхищаюсь (кем?) ________________________________________________________
Я катался (на ком?)_________________________________________________________
- Исследование словообразовательных процессов
А) Образование сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Назови ласково.
Гриб - грибок
Скворец - ___________________________платье ________________________________
Лицо _______________________________котёл _________________________________
Имя ________________________________солома ________________________________
Дерево_______________________________клок _________________________________
Б) Образование относительных прилагательных.
Матрёшка из дерева – деревянная, а…
Салат из капусты - _________________________________________________________
Варежка из шерсти-________________________________________________________
Ваза из фарфора - __________________________________________________________
Сумка из ткани - ___________________________________________________________
Морс из клюквы - __________________________________________________________ Если человек живёт в городе – он городской житель
Если в селе - _______________________________________________________________
Если в столице - ____________________________________________________________
Если в деревне - ____________________________________________________________
В) Образование качественных прилагательных.
За хитрость называют хитрым, а…
За заботу - _____________________________
За трусость - ___________________________
За сообразительность - _________________________
За деловитость - ________________________
За гордость - ___________________________
Г) Образование притяжательных прилагательных.
«Назови, чьи лапы»
Лапы собаки – собачьи
Лапы кошки - ____________________________лапы тигра - ______________________
Лапы лисы - _____________________________лапы волка - _______________________
Лапы гуся - _____________________________лапы медведя - _____________________
Лапы утки - ____________________________лапы лебедя - _______________________
- Предложно-падежные конструкции (Приложение 3, рис. 81)
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |
На конуре В конуре За конурой Перед конурой С конуры Из-за конуры Из конуры | Где сидит собака? Откуда спрыгивает? Откуда выглядывает собака? | Покажи, где собака сидит… Закончи предложение и покажи картинку Где собака с конуры… Собака из-за конуры… Собака из конуры… |
- Словарный запас (приложение 3, рис. 82-87)
А) Предметный словарь и обобщающие понятия.
Назови, что покажу; как эти предметы назвать одним словом.
Экскаватор, бульдозер, асфальтовый каток, подъёмный кран, трактор, бетономешалка____________________________________________________________
Строительная техника
Тюлень, морж, полярный медведь, олень, песец__________________________________
Животные севера
Б) Я назову общее понятие, а ты подбери примеры.
Например:
Общее – ЖИВОТНОЕ, примеры – лиса, олень, слон, мышь.
Общее – ПИСАТЕЛИ, примеры _______________________________________________
Общее – ПРОДУКТЫ, примеры _______________________________________________
Общее – ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, примеры _____________________________________
В) Подбери к целому – его части, например:
САПОГИ – подошва, голенище, замок, каблук, мысок, меховая опушка.
ЧАЙНИК__________________________________________________________________
КОМПЬЮТЕР______________________________________________________________
РУБАШКА_________________________________________________________________
Г) Подбери родственные слова, например: ПЯТНО, пятнышко, запятнать, пятнистый
ИГРА____________________________________________________________________
ГОРОД___________________________________________________________________
ГОРА____________________________________________________________________
Д) Глагольный словарь
Закончи предложения по картинкам.
Дедушка топором дрова ____________________________________________________
Весной почки на деревьях ___________________________________________________
Птицы гнездо _____________________________________________________________
Футболист мяч в ворота ___________________________________________________
Кошка молоко _____________________________________________________________
Женщина морковь на тёрке __________________________________________________
Хозяйка мясо на мясорубке __________________________________________________
Е) Подбор антонимов (скажи наоборот).
Мудрый __________________________________________________________________
Вредные продукты _________________________________________________________
Тупой угол _________________________________________________________________
Густой кисель _____________________________________________________________
Потерять ________________________________________________________________
Уронить _________________________________________________________________
Нарочно __________________________________________________________________
Тьма _____________________________________________________________________
Жадность ________________________________________________________________
Ж) Подбор синонимов
(Например весёлый – радостный, счастливый)
Смелый ___________________________________________________________________
Забавный __________________________________________________________________
Отважный ________________________________________________________________
Лгать ____________________________________________________________________
Утаивать ________________________________________________________________
Истина __________________________________________________________________
Родник ___________________________________________________________________
З) Объяснить значение слов:
Памятник _________________________________________________________________
Табурет ___________________________________________________________________
Погоны ___________________________________________________________________
Клумба ___________________________________________________________________
И) Закончи предложение подходящим по смыслу словом:
За проезд на красный свет светофора полагается оплатить _____________________
После концерта в зале раздались бурные и продолжительные _____________________
Электровозом управляет ____________________________________________________
В ресторане нас обслуживает – разносит заказы _______________________________
Е) Объяснить переносное значение.
Объясни, как ты понимаешь выражения:
Холодный взгляд ____________________________________________________________
Тяжёлый характер _________________________________________________________
За тридевять земель ________________________________________________________
Рукой подать ______________________________________________________________
III.Обследование импрессивной устной речи (Приложение 3, рис. 88)
Проводится при наличии грамматических ошибок в письменных работах или устных ответах.
- Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.
Послушай внимательно предложения и покажи нужную картинку.
Салфетка накрыта книгой______________________________________________________
Прохожий обрызган машиной ___________________________________________________
Маму расчёсывает дочка _______________________________________________________
Человеком спасено животное ___________________________________________________
IV.Обследование слоговой структуры.
Проводится при наличии соответствующих ошибок в письменных работах или устных ответах.
- Повторяй за мной:
Милиционер охраняет правопорядок __________________________________________
Полотёром натирали напольное покрытие _____________________________________
В космической отрасли используют нанотехнологии _____________________________
Термометром измеряют температуру ________________________________________
- Повторяй за мной слова (Предлагается при неуспешном выполнении п.1):
Правопорядок ______________________
Полотёр __________________________
Нанотехнологии ____________________
Термометр ________________________
V.Обследование артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи
1. Обследование звукопроизношения.
Проводится при выявлении нарушений звукопроизношения в устных ответах.
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Щ | Ж | Ч | Л | Ль | Р | Рь | Др. звуки | |
Изолир. | ||||||||||||||
Слог | ||||||||||||||
Слово | ||||||||||||||
Актив.речь |
- Общее звучание речи:
Темп________________________________голос_________________________________
Разборчивость________________________дыхание______________________________
- Обследование артикуляционного аппарата.
Проводится при наличии дефектов звукопроизношения или нарушений слоговой структуры.
Правильность прикуса____________________________________________________
Состояние нёба__________________________________________________________
Строение зубов__________________________________________________________
Языка__________________________________________________________________
Строение губ____________________________________________________________
Состояние подъязычной связки____________________________________________
Мимические движения______________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата______________________________________
Учитель-логопед____________________________ Подпись_______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическое обследование устной и письменной речи
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой, Ахутиной, только уменьшено и упрощено в несколько раз, так же сопровождается картинным материалом, на основе которого непосредственно провод...
Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).
Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования звукового анализа, слова...
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года
темы для обследования устной и письменной речи...
Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.
Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...
ПРОТОКОЛ "ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".
ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ...
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов, проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....