ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ 2 РЯДА.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда
формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы
расширить словарный запас существительных и глаголов по теме «ЦИРК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.zan_.disgrafiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ 2 РЯДА.
Задачи: - научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы
- расширить словарный запас существительных и глаголов по теме «ЦИРК»
Цели: - развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу
- развитие слуховой памяти и слухового восприятия
- расширение словарного запаса
Оборудование: - пособие «Страна Твердыша и Мякиша»
- Пособие «Гласные 2 ряда»
- Словарные слова «Арена Манеж Цирк Клоун Жонглер Эквилибрист Фокусник»
Ход занятия:
- ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
- Сядут те дети, чье имя начинается на гласный 1 ряда
- Сядут те дети, чье имя начинается на гласный 2 ряда
- Сядут те дети, чье имя начинается на согласный
- Сколько всего гласных звуков?
- Сколько всего гласных букв?
- Назовите гласные 1 ряда
- Назовите гласные 2 ряда
- Каким цветом мы обозначаем гласные?
2.СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
-Послушайте сказку: «В цирке премьера, первый показ представления. На арене волшебник мягкий знак.
- Смотрите,- говорит Ь, - как только я приближаюсь к какому-то слову: оно становится другим: кон – конь, мел – мель, банка – банька.
Но тут на манеж выбегают гласные 2 ряда: Я, Е, Е, Ю, И.
- Мы тоже умеем показывать фокусы.
Они подбежали к твердым согласным.
- Смотрите: был лук, стал люк, был мал, стал мял, был ров, стал рев.».
- Где происходило действие сказки?
- Куда выбежали гласные 2 ряда?
- Как можно арену назвать по-другому?
- Какие буквы выбежали на арену?
- Что смягчают гласные 2 ряда?
- Правильно, они смягчают твердые согласные. Твердые согласные живут в Стране Твердыша и мы будем обозначать их фишкой синего цвета. Мягкие согласные живут в Стране Мякиша и мы будем обозначать их фишками зеленого цвета.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
- Итак, мы с вами попали в цирк. Артисты цирка сегодня покажут нам свое умение и поиграют с нами. Первым на арену выходит КЛОУН. У него в руках воздушные шары. Нам надо сделать звукобуквенный анализ слов, которые написаны на этих шарах: лес, рис, пес, мел, нес,
пел. Какие буквы смягчали твердые согласные?
(На магнитной доске дети выполняют звуко-буквенный анализ слов)
-Клоун рад,что вы справились.Теперь клоун в цирке сможет (что делать?)…Правильно:развлекать,веселить,смешить,дурачить.
-Дальше на манеже появляется ЖОНГЛЁР. Что делают в цирке жонглёры?
-Чем они жонглируют? (мячами,булавами,гирями,факелами,кольцами)
Дополняем предложения словами,нарисованными на кольцах жонглёра:
Из трубы идёт … (дым) !!!
Рита любит собирать …(грибы)
У Деда Мороза красный … (нос)
Белка живёт в … (лесу)
Гриша любит … (вишни)
Соня грела …(утюг)
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4.-Молодцы!А сейчас к нам выходит ЭКВИЛИБРИСТ.Эквилибристы-это артисты,которые стоя на канате,двигаясь по нему,танцуя,должны сохранять равновесие.Ещё их называют канатоходцами.
-Эквилибрист должен пройти по канату без остановки.Чтобы помочь ему нужно называть слова с мягкими согласными в 1 слог; в 2 слога;
в 3 слога.
-И вот нас ждут ФОКУСНИКИ….
-Мы сами тоже покажем фокусы с волшебной палочкой.Превращения слов: ЛУК-ЛЮК,МАЛ-МЯЛ,ВИЛЫ-ВИЛИ,РОВ-РЁВ,РАД-РЯД,
НОС-НЁС.
5.Рассказ о цирке по опорным словам и вопросам:
Когда вы были в цирке? Сегодня.
Кто выступал на арене? Клоуны,жонглёры,фокусники,
эквилибристы.
Что делал клоун? Смешил,развлекал,веселил,
Дурачил.
Что делал жонглёр? Жонглировал мячами,кольцами,
Гирями
Что делали эквилибристы? Ходить,танцевать, канат.
Что делал фокусник? Фокусы.
-Как назовём этот рассказ? Кто может пересказать его полностью?
(Словарные слова, делим на слоги ,звуко-буквенный анолиз слов)
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
Логопедическая тема: развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж на материале текстов.
Лексическая: весна.
Грамматическая: Глухие и звонкие согл. в конце слов, правописание Жи-ШИ.
Цели:
- развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ш-Ж в словах , предложениях, тексте.
- Формировать сложные формы фонематического анализа.
- Развивать речеслуховую память.
- Обогащать словарный запас существительных, глаголов, при- лагательных по теме ,,Весна,,
- Закреплять навык словообразования и словоизменения
- Закреплять навык правописания звонких и глухих согласных в конце слов, правописание ЖИ-ШИ.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение логопедической темы.
На доске картинки ( ландыш, шмель )
- Какой общий звук в этих словах?
Выставляются следующие картинки.( ежи, ужи, лужи, жук)
-Какой общий звук в этих словах?
-Сегодня мы продолжим работу по различению звуков Ж-Ш.
Откройте тетради и запишите число и тему: ,,Различай Ж-Ш,,
3.Уточнение связи буквы и звука.
-сравнение по звучанию ( предлагается произнести звук Ш, сказать , на что он похож, что напоминает.)
- то же со звуком Ж.
- Сравнение звуков по артикуляции ( выделение общего в артикул.,
определение отличия.)
-соотнесение звуков Ш и Ж с печатным и рукописным текстом.
( какой буквой обозначается зв.Ш , зв. Ж)
4.Закрепление дифференц. зв. в слогах.
Повторение ряда слогов:
Ша-жа-жа ши-жи-ши-жи жа-ша-жа-ша
Жо-шо-жо жи-жи-ши-ши шу-шу-жу-жу
5.Знакомство с лексич. темой .
- Отгадывание загадок о весне, весенних месяцах.
- Шагает красавица, легко земли касается,
Идёт на поле, реку, и по снежку и по цветку.( весна)
- В каких словах вы услышали звуки Ш,Ж?
- А теперь отгадайте загадки про месяцы.
Дует тёплый , южный ветер, солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мягкнет ,тает, грач горластый прилетает. (март)
-Яростно река ревёт и разламывает лёд,
в домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся.(апрель)
-Зеленеет даль полей, запевает соловей,
в белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят,
гром грохочет , угадай, что за месяц это? (май)
-Какие весенние месяцы мы знаем?
-Какие слова вы запомнили со зв. Ж-Ш?
Шифрование слов: шагает, снежок, южный, солнышко, лужа, журчат, подснежник.( графическ. схема с указанием места буквы в слове)
6.Составление рассказа о весне.
- Сегодня мы будем составлять рассказ о весне. Поможет нам схема описания времён года. Но чтобы её отрыть, надо выполнить несколько заданий.
а) Каждый получает по два облака, на одном надо записать слова с буквой Ш в конце, на другом – с буквой Ж в конце слова: малы…, бага…, стри…, ков…, эта…, у…, ё…, но…, шала… .
Физкультминутка.
б) Правописание жи-ши.
-На земле снег тает и появились ручейки.(На листочках раздаётся изображение 2-ух ручейков.)В один мы запишем слова с буквой И, в другой – с буквой Ы. Чтобы сделать правильно, послушайте стихотворение:
Лыжи, мыши и ужи, шины, ёжики, чижи,
Жи да ши, жи да ши – с буквой И всегда пиши.
( запись слов: шило, жили, шили, живой, ландыш, шары, крыжовник)
в) Подбор существительных к глаголам.
Оживают проталинки
Обнажаются ручьи
Журчат деревья
Пришла солнышко
Прошли весна
Пригревает метели
г)- Сейчас мы с вами будем фотохудожниками ( на доске картинки с изображением диких животных и птиц) Назовите.
Задание: Кто больше животных и птиц успеет сфотографировать ? (запомнить и записать в тетрадь: ежи, ужи, медвежонок, кукушка и т.д.)
-Что они делают весной?
(составление предложений из слав, данных в разбивку, вставляя пропущенные буквы Ш, Ж)
7.Составление рассказа о весне.(деформированный текст)
Весна.
Прошла длинная зима и наступила весна .Весной небо голубое и чистое. Солнышко светит ярко. Тает снег и журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из дальних стран грачи, скворцы и жаворонки. В лесу просыпаются медведи, ежи и ужи.
( записать, выделить буквы Ш-Ж на слух, обвести в тетради)
8.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих диф...
«Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»
Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)...
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат...
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Цели:Коррекционно-обучающие: -закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,-отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,-закреплять знание способа смяг...
Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.
Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр...
Презентация логопедического занятия на тему « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР
Презентация логопедического занятия на тему: « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР...