ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ 2 РЯДА.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Cоловьёва Светлана Владимировна

научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда

формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы

расширить словарный запас существительных и глаголов по теме «ЦИРК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.zan_.disgrafiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ 2 РЯДА.

Задачи: - научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда

- формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы

- расширить словарный запас существительных и глаголов по теме «ЦИРК»

Цели: - развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу

- развитие слуховой памяти и слухового восприятия

- расширение словарного запаса

Оборудование: - пособие «Страна Твердыша и Мякиша»

  • Пособие «Гласные 2 ряда»
  • Словарные слова «Арена Манеж Цирк   Клоун Жонглер Эквилибрист Фокусник»

Ход занятия:

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

     - Сядут те дети, чье имя начинается на гласный 1 ряда

     - Сядут те дети, чье имя начинается на гласный 2 ряда

- Сядут те дети, чье имя начинается на согласный

  • Сколько всего гласных звуков?
  • Сколько всего гласных букв?
  • Назовите гласные 1 ряда
  • Назовите гласные 2 ряда
  • Каким цветом мы обозначаем гласные?

2.СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

-Послушайте сказку: «В цирке премьера, первый показ представления. На арене волшебник мягкий знак.

    -   Смотрите,- говорит Ь, - как только я приближаюсь к какому-то слову: оно становится другим: кон – конь, мел – мель, банка – банька.

Но тут на манеж выбегают гласные 2 ряда: Я, Е, Е, Ю, И.

  • Мы тоже умеем показывать фокусы.

Они подбежали к твердым согласным.

      -   Смотрите: был лук, стал люк, был мал, стал мял, был ров, стал рев.».

  • Где происходило действие сказки?
  • Куда выбежали гласные 2 ряда?
  • Как можно арену назвать по-другому?
  • Какие буквы выбежали на арену?
  • Что смягчают гласные 2 ряда?
  • Правильно, они смягчают твердые согласные. Твердые согласные живут в Стране Твердыша и мы будем обозначать их фишкой синего цвета. Мягкие согласные живут в Стране Мякиша и мы будем обозначать их фишками зеленого цвета.
  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
  • Итак, мы с вами попали в цирк. Артисты цирка сегодня покажут нам свое умение и поиграют с нами.  Первым на арену выходит КЛОУН. У него в руках воздушные шары. Нам надо сделать звукобуквенный анализ слов, которые написаны на этих шарах: лес, рис, пес, мел, нес,

пел. Какие буквы смягчали твердые согласные?

 (На магнитной доске дети выполняют звуко-буквенный анализ слов)

-Клоун рад,что вы справились.Теперь клоун в цирке сможет (что делать?)…Правильно:развлекать,веселить,смешить,дурачить.

-Дальше на манеже появляется ЖОНГЛЁР. Что делают в цирке жонглёры?

-Чем они жонглируют?  (мячами,булавами,гирями,факелами,кольцами)

Дополняем предложения словами,нарисованными на кольцах жонглёра:

Из трубы идёт … (дым) !!!

Рита любит собирать …(грибы)

У Деда Мороза красный … (нос)

Белка живёт в … (лесу)

Гриша любит …  (вишни)

Соня  грела …(утюг)

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

4.-Молодцы!А сейчас к нам выходит ЭКВИЛИБРИСТ.Эквилибристы-это артисты,которые стоя на канате,двигаясь по нему,танцуя,должны сохранять равновесие.Ещё их называют канатоходцами.

-Эквилибрист должен пройти по канату без остановки.Чтобы помочь ему нужно называть слова с мягкими согласными в 1 слог;     в  2  слога;

в  3 слога.

-И вот нас ждут ФОКУСНИКИ….

-Мы сами тоже покажем фокусы с волшебной палочкой.Превращения  слов: ЛУК-ЛЮК,МАЛ-МЯЛ,ВИЛЫ-ВИЛИ,РОВ-РЁВ,РАД-РЯД,

          НОС-НЁС.

5.Рассказ о цирке по опорным словам и вопросам:

Когда вы были в цирке?                                     Сегодня.

Кто выступал на арене?                         Клоуны,жонглёры,фокусники,

                                                                   эквилибристы.              

Что делал клоун?                                    Смешил,развлекал,веселил,

                                                                  Дурачил.

Что делал жонглёр?                                Жонглировал мячами,кольцами,  

                                                                   Гирями

     Что делали эквилибристы?                     Ходить,танцевать, канат.

      Что делал фокусник?                              Фокусы.

   -Как назовём этот  рассказ? Кто может пересказать его полностью?

    (Словарные слова, делим на слоги ,звуко-буквенный анолиз слов)

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Логопедическая тема: развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж  на  материале текстов.

Лексическая: весна.

Грамматическая: Глухие и звонкие согл. в конце слов, правописание Жи-ШИ.

Цели:

  1. развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ш-Ж  в  словах , предложениях, тексте.
  2. Формировать сложные формы фонематического анализа.
  3. Развивать речеслуховую память.
  4. Обогащать словарный запас существительных, глаголов, при-         лагательных по теме ,,Весна,,
  5. Закреплять навык словообразования и словоизменения
  6. Закреплять навык  правописания звонких и глухих согласных в конце   слов, правописание ЖИ-ШИ.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

  1. Сообщение логопедической темы.

На доске картинки  ( ландыш, шмель )

  • Какой общий звук в этих словах?

Выставляются следующие картинки.( ежи, ужи, лужи, жук)

-Какой общий звук  в этих словах?

-Сегодня мы продолжим работу по различению звуков Ж-Ш.

Откройте тетради и запишите число и тему: ,,Различай  Ж-Ш,,

     3.Уточнение связи буквы и звука.

        -сравнение по звучанию ( предлагается произнести звук Ш, сказать ,                на что он похож, что напоминает.)

  • то же со звуком Ж.
  • Сравнение звуков по артикуляции  ( выделение общего в артикул.,

определение отличия.)

    -соотнесение  звуков Ш и Ж с печатным и рукописным текстом.

      ( какой буквой обозначается зв.Ш , зв. Ж)

4.Закрепление  дифференц. зв. в слогах.

  Повторение ряда слогов:

Ша-жа-жа              ши-жи-ши-жи            жа-ша-жа-ша

Жо-шо-жо              жи-жи-ши-ши            шу-шу-жу-жу

5.Знакомство с лексич. темой .

  • Отгадывание загадок о весне, весенних месяцах.
  • Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт на поле, реку, и по снежку и по цветку.( весна)

  • В каких словах вы услышали звуки Ш,Ж?
  • А теперь отгадайте загадки про месяцы.

Дует тёплый , южный ветер, солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мягкнет ,тает, грач горластый прилетает. (март)

-Яростно река ревёт и разламывает лёд,

 в домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся.(апрель)

-Зеленеет даль полей, запевает соловей,

 в белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят,

гром грохочет , угадай, что за месяц это?  (май)

-Какие весенние месяцы мы знаем?

-Какие слова вы запомнили со зв. Ж-Ш?

Шифрование слов: шагает, снежок, южный, солнышко, лужа, журчат,              подснежник.( графическ. схема с указанием места буквы в слове)

6.Составление рассказа о весне.

- Сегодня мы будем составлять рассказ о весне. Поможет нам схема описания времён года. Но чтобы её отрыть, надо выполнить несколько заданий.

 а) Каждый получает по два облака, на одном надо записать слова с буквой Ш в конце, на другом – с буквой  Ж в конце слова: малы…, бага…, стри…, ков…, эта…, у…, ё…, но…, шала… .

Физкультминутка.

б) Правописание жи-ши.

-На земле снег тает и появились ручейки.(На листочках раздаётся изображение 2-ух ручейков.)В один мы запишем слова с буквой И, в другой – с буквой Ы. Чтобы сделать правильно, послушайте стихотворение:

           Лыжи, мыши и ужи, шины, ёжики, чижи,

           Жи да ши, жи да ши – с буквой И всегда пиши.

( запись слов: шило, жили, шили, живой, ландыш, шары, крыжовник)

в) Подбор существительных к глаголам.

         Оживают                        проталинки

         Обнажаются                   ручьи

          Журчат                           деревья

          Пришла                          солнышко

          Прошли                          весна

          Пригревает                     метели

г)- Сейчас мы с вами будем фотохудожниками ( на доске картинки с изображением диких животных и птиц) Назовите.

Задание: Кто больше животных и птиц успеет сфотографировать ? (запомнить и записать в тетрадь: ежи, ужи, медвежонок, кукушка и т.д.)

-Что они делают весной?

(составление предложений из слав, данных в разбивку, вставляя пропущенные буквы Ш, Ж)

7.Составление рассказа о весне.(деформированный текст)

                                    Весна.

Прошла длинная зима и наступила весна .Весной небо  голубое и чистое. Солнышко светит ярко. Тает снег и журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются  из дальних стран грачи, скворцы и жаворонки. В лесу просыпаются  медведи, ежи и ужи.

( записать, выделить буквы Ш-Ж на слух, обвести в тетради)

8.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

 

                             

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

«Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)...

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат...

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Цели:Коррекционно-обучающие: -закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,-отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,-закреплять знание способа смяг...

Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.

Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр...

Презентация логопедического занятия на тему « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР

Презентация логопедического занятия  на тему: « Обозначение мягкости согласных  при помощи  мягкого знака (ь)»  с применением ЭОР...