Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих дифференцированную работу учащихся на уроках русского языка при формировании  умений, навыков и знаний (целевого применения   усвоенного).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку.

  Данный урок  по теме: «Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака»  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих дифференцированную работу учащихся на уроках русского языка при формировании  умений, навыков и знаний (целевого применения   усвоенного).

Дифференцированная работа на уроках русского языка.

Урок 2(76). Тема :Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  

               согласных и  разделительного мягкого знака.

Класс: 2 (2 четверть).

Цель: найти сходство и различие Ь-м. и Ь-р. знаков и уметь применять их на письме.

Задачи:

-обеспечить усвоение знаний о ь –м. и ь- р. знаке через их сопоставление;

  обобщить и систематизировать знания о мягком знаке;

- развивать умения различать ь – м., ь – р.; применять эти знания на практике;

   развивать познавательные умения через выделение главного, умение  делать выводы;

   развивать умения учебного труда через умение работать в должном темпе;

   развивать самостоятельность, инициативу, уверенность в своих силах                                                                  

   через умение работать в паре, в группе, самостоятельно и в коллективе.

Тип урока: урок формирования умений, навыков и знаний (целевого применения  

                   усвоенного).

Вид урока: урок практических работ.

Форма урока: ситуативная игра.

Этапы урока:

     Вводная часть.

  1. Этап актуализации прежних знаний.
  2.  Этап формирования новых знаний («самообъяснение»).
  3. Этап формирования умений и навыков (применение знаний путём многократного повторения).
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Виды работы: коллективная, групповая, в паре, самостоятельная.

Виды самостоятельной работы:

1 уровень – закрепление базовых знаний на данном этапе.

2 уровень – уровень повышенной сложности, предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического                     мышления.

3 уровень – творческий, предполагает развитие логического мышления и развития                      речи через составление предложений из данных слов.

Оборудование:

1.Сводная таблица изученных правил.

2. Индивидуальные ключи правил для учащихся.

3. Сопоставительная таблица ь – м. и ь – р. знака.

4. Сигнальные карточки Ь – м. и ь – р. знака.

5. Индивидуальные сопоставительные таблицы для учащихся.

6. Карточки с разноуровневыми заданиями для учащихся.

7. Предложение ( по типу « диктанты по Федоренко»): Соловьи осенью улетели на юг.

8. Проверочные слова: соловьи, воробьи.

9. Ребусы, кроссворды.                                                                                                        

10. Тесты №1, №2.

11. Картинки с изображениями: соловья, воробья.

12. Рисунки: 7 гномов, старухи, ь – знака.

13. Письмо.

14. Копилка.

Используемая литература:

  1. Н. В. Чуракова. Праздники для детей и взрослых. / Изд – во «АСТ», 1997, с. 462.
  2. Е. Н. Анашкина. 300 вопросов и ответов о птицах. / Ярославль: «Академия

развития»,  1998, с.48.

  1. В. Волина. Веселая грамматика./ М.: «Знание», 1995, с. 46 – 47.
  2. Е. И. Николаенкова. Тесты по русскому языку. 2 класс./ М.: «Чистые пруды»,

2005, с.12 – 13.

     5. Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Книга для учителя. 2 класс./М.: «Дрофа», 2001,с.43.

     6. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. Справочное пособие по русскому языку. 2 класс./

         М.: «Аквариум», 1996, с.17-19.

     7. Т. Крюкова. Грамматическая мозаика. / г. «Начальная школа», 2006, №14, с.45.

Оборудование:

  1. Аудиозапись: «Голоса птиц».
  2. Аудиозапись «Азбука для малышей» - дополнительно.                                                                                                                                                                                    

                                                                Вводная часть.

1. Орг. момент.

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок. (подготовка рук к письму).

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над мягким знаком, а цель нашего урока-

сравнить в чем сходство и отличие ь – м. и ь – р. знака.

3. Создание ситуативной игры.

- Сегодня 23 декабря. По народному календарю «Анфиса – рукодельница».

Каждая девушка к свадьбе должна была иметь приданое, сшитое своими руками и вышитое.

По качеству работы судили о невестке как о будущей хозяйке.  (слайд 5)

Запишите в тетрадях число и классную работу, вспомнив правило: «Я тетрадь свою открою и наклонно положу» - читают хором и записывают:

 23 декабря.

 Классная работа.

Учитель:

- Пропал сегодня мягкий знак

Без него обойтись нам никак.

Может, видел из вас кто, друзья?

Не прожить без него нам и дня.

(В дверь стучит почтальон, приносит письмо, учитель читает).

Здравствуйте, ребята! (слайд 6)

Я злая колдунья, я очень стара.

И ваш мягкий знак я с собой унесла.

Когда все заданья у гномов решите,

Свой мягкий знак вы освободите.

Сидят в заточенье 7 гномов с утра.

И ждут вашей помощи скорой, ха – ха.

                         Злая колдунья. (слайд 7)

(Ученики читают стих. про Ь знак – хором). (слайд 8)

Учитель:

- Что же делать? Как же быть?

Колдунью надо проучить.

И гномов с Ь – знаком освободить.

                                       I. Этап актуализации прежних знаний.

1. Чистописание.

1 гном:  Спасите, помогите!

               Чистописанье проведите.

               И с мягким знаком вы дружите,

               Меня скорей освободите. (слайд 9)

 (Ученики прописывают строчку ь знака, подчеркивают самый красивый).

                                                                                                                                                           

2. Словарная работа.

А пока ты писал Ь – знак.

К нам на помощь две птички летят.

1. Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

     В теплый край не улетаю,

     Здесь, под крышей, обитаю

     Чик – чирик! Не робей!

     Я бывалый….(воробей). (слайд 10)

- Измени слово так, чтобы оно стояло во мн. числе: воробьи.

   Подчеркни соседей ь -знака.

   Проверь по образцу.  (слайд 11)

2. Он соло пел среди ветвей,

     Его назвали … (соловей).                              (прослушивание аудиозаписи)

  - Измени слово так, чтобы оно стояло во мн. числе.

     Подчеркни соседей ь – знака.

     Проверь по образцу. (образец - карточка на доске).

- Что объединяет эти слова?

(1. Ь – м. 2. На уроках окружающего мира мы узнали, что это птицы).

- В чем отличие воробья от соловья?  (показ иллюстраций птиц).

  (Воробей – зимующая птица, а соловей – перелетная).

Немного интересного о воробье (Чуверова В.).

3. Работа над предложением.

 -Составьте предложение про соловья.

 Соловьи осенью улетели на юг. (зрительный диктант)

- Подчеркните члены предложения.

- Составьте схему предложения.

- Подберите ключи к каждому слову.  

(На доске- сводная таблица правил, у учащихся – ключи.  Над каждым словом ученики

 пишут номер ключа, ставят ударение, подбирают проверочные слова) - работа по цепочке.

                   1 гном:  Тук- тук, а вот и я!

                                  Спасибо за спасение, вам, милые друзья! (слайд 12)

4.Сбор информации о Ь – знаке («Кластер»).

2 гном Засоня: У гнома Засони нет сна никак.

                           Он просит узнать всё про ь – знак.

                           Все данные про Ь знак соберите

                            И соню – засоню скорее спасите.

Разбейтесь на группы,

Вам ясно, друзья?

Про ь – знак забывать нам нельзя! (слайд 13)

(Ученики разбиты на 4 группы, вспоминают, что знают про Ь – знак)- устно.                      

На доске появляется запись учителя: (слайд 14)

Не даёт звука                          Ь – м .                                Ь – р.

30 буква в                                                                    

алфавите                                  

                                                    Ь

       При переносе ь знак                                        ЧК,ЧН, нщ пишутся без Ь.

       остается на 1 строке

    2 гном. Работой доволен,

                  Хочу вам сказать.

                  Меня вы спасли.

                   Я пошел спать. (слайд 15)

                      II. Этап формирования новых знаний («самообъяснение»).

1. Составление сводной таблицы.

     

   3 гном Чихун:  Я всё чихаю,

                              Мне в больницу пора.

                              А злая колдунья нас держит с утра.

                              Сравните 2 знака в таблице моей. (слайд 16)

                              Помогут вам в этом вопросы друзей: 1. где?- 1 гр.

                                                                                            2. после? – 2 гр.

                                                                                            3. перед? – 3 гр.

                                                                                            4. что? – 4 гр. (устно)

                               Проверить хочу, что с таблицей моей.

                               И как помогли вам советы друзей?

2. Проверка сводной таблицы.( Хлопают, если правильно, топают, если неправильно).

   ( учащимся раздаются памятки – таблицы). (слайд 17)

                               Опять я чихнул,

                               Значит правы, друзья.

                                Два ь – знака спутать нельзя! (слайд 18)

                        III. Этап формирования умений и навыков ( применение знаний путем

                              многократного повторения).

1.Коллективная работа.

    4 гном Весельчак: Теперь всё вам ясно.

                                     В дорогу пора.

                                     Не надо бояться.

                                     Я с вами, друзья!

1). Слова про себя вы тихонько прочтите.

      Сигнальные карточки мне покажите.  (устно) (слайд 19)

                                                           Осень, осенью, деньки,                                                          

мальчик, окунь, окуньки,

колья, стулья и скамья,

крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак.

2). Ты вариант свой посмотри,

      Слова по числам измени  (письменно, по вариантам).

№2. Измени слова по числам.

1 вариант.                                               2 вариант.

Брат, колос, клин,                                 Перо, полено, звено,

друг, стул.                                              сын, сук.

(проверь себя)

3). Раздели слова для переноса,

     Чтоб старуха осталась без носа  (письменно, по вариантам).

№3. Раздели слова для переноса.

1 вариант.                                                2 вариант.

Воскресенье, горько,                              Зорька, варенье,

читать, льёт.                                            олень, братья.

(Взаимопроверка по образцу)

                         Тук – тук, а вот и я!

                          Меня вы спасли, спасибо, друзья! (слайд 20)

2. Самостоятельная работа.

    5 гном: Уровень первый скорее найди. (слайд 21)

                  Слова в 2 столбика ты запиши. (письм., по вариантам)

                            Уровень 1.

№1. Запиши слова в 2 столбика.

1 вариант.                                                2 вариант.

Пальчик, ружьё, муравьи,                Стрельба, седьмой, друзья,

вьюн, коньки, польза.                        бельё, пеньки, гулянье.

(проверь себя по образцу)

                          Тук – тук, а вот и я!

                           За работу спасибо, друзья! (слайд 22)

       6 гном: На уровне 2 очень трудно, ребята,                 (для 2 варианта)

                     Но, если ты сможешь,

                     Попробовать надо.

                     Слова с ь – знаком вставить пора.

                     А кто же спасать тогда будет, друзья?

                                        Уровень 2.                                                                                                    

№1. Спишите. Вставьте слова с мягким знаком.

1 вариант.  

Разные бывают … домики. Самое … гн…здо у орла.  Орел делает его из толстых … . Самый кр…сивый домик у пеноч…ки. Она … его на ветках б…рёзы.  Найдёт пеноч…ка

цве…тную бумагу и украсит св…ё … .

2 вариант.

Я люблю воробьёв. У них маленькие … и серые … .   …живут в деревнях и городах возле … людей. Я часто … воробьями. Вот они скачут по … . Весело клюют кро…ки  хлеба.  Всюду слышно их … .

(по выбору, проверка учителем, 1 чел. у доски)

        7 гном: Один я остался.                  (для 1 варианта)

                      Мне страшно, друзья.

                      Злая колдунья кроссворд мне дала.

                      Отгадки к загадкам с собой унесла.

                      Сигнальные карточки в реки возьмите.

                      И мягкий знак в словах определите. (устно) (слайд 24, 25)

         

                     А в упр. 205

                     Ты можешь ребус разгадать.(устно)

(Проверка уровня 2)

IY. Подведение итогов (копилка знаний)

Не хочет колдунья наш знак отпускать.

Но гномы свободны, пора и честь знать.

Мы знания наши в копилку положим

И мягкому знаку освободиться поможем.

(Ответы учеников – чему научились на уроке)

Появляется ь – знак. (Хлопают в ладоши).

Y. Домашнее задание.

1. тесты № 1, №2.

2. Уровень 2.

3. Уровень 3.

4. Задание по карточкам.

Сбор тетрадей для проверки.

Физкультминутка на 10 -  15 мин. урока.

 Дополнительно: 1. Стих. «Конкурс красоты», найди слова с ь – м. и ь – р. знаком.

                              2. Художник – грамотей, 18 карточек.  Выбор ответа.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласного на письме мягким знаком

Тип урока: Закрепление пройденного.Форма урока: Урок - ПУТЕШЕСТВИЕ Тип урока: Закрепление пройденного.Форма урока: Урок - ПУТЕШЕСТВИЕЗакреплять знания уч-ся в правописании слов с мягким зна...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

«Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат...

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Цели:Коррекционно-обучающие: -закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,-отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,-закреплять знание способа смяг...

Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.

Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр...

Презентация логопедического занятия на тему « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР

Презентация логопедического занятия  на тему: « Обозначение мягкости согласных  при помощи  мягкого знака (ь)»  с применением ЭОР...