Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих дифференцированную работу учащихся на уроках русского языка при формировании умений, навыков и знаний (целевого применения усвоенного).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку.
Данный урок по теме: «Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака» проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих дифференцированную работу учащихся на уроках русского языка при формировании умений, навыков и знаний (целевого применения усвоенного).
Дифференцированная работа на уроках русского языка.
Урок 2(76). Тема :Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости
согласных и разделительного мягкого знака.
Класс: 2 (2 четверть).
Цель: найти сходство и различие Ь-м. и Ь-р. знаков и уметь применять их на письме.
Задачи:
-обеспечить усвоение знаний о ь –м. и ь- р. знаке через их сопоставление;
обобщить и систематизировать знания о мягком знаке;
- развивать умения различать ь – м., ь – р.; применять эти знания на практике;
развивать познавательные умения через выделение главного, умение делать выводы;
развивать умения учебного труда через умение работать в должном темпе;
развивать самостоятельность, инициативу, уверенность в своих силах
через умение работать в паре, в группе, самостоятельно и в коллективе.
Тип урока: урок формирования умений, навыков и знаний (целевого применения
усвоенного).
Вид урока: урок практических работ.
Форма урока: ситуативная игра.
Этапы урока:
Вводная часть.
- Этап актуализации прежних знаний.
- Этап формирования новых знаний («самообъяснение»).
- Этап формирования умений и навыков (применение знаний путём многократного повторения).
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Виды работы: коллективная, групповая, в паре, самостоятельная.
Виды самостоятельной работы:
1 уровень – закрепление базовых знаний на данном этапе.
2 уровень – уровень повышенной сложности, предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
3 уровень – творческий, предполагает развитие логического мышления и развития речи через составление предложений из данных слов.
Оборудование:
1.Сводная таблица изученных правил.
2. Индивидуальные ключи правил для учащихся.
3. Сопоставительная таблица ь – м. и ь – р. знака.
4. Сигнальные карточки Ь – м. и ь – р. знака.
5. Индивидуальные сопоставительные таблицы для учащихся.
6. Карточки с разноуровневыми заданиями для учащихся.
7. Предложение ( по типу « диктанты по Федоренко»): Соловьи осенью улетели на юг.
8. Проверочные слова: соловьи, воробьи.
9. Ребусы, кроссворды.
10. Тесты №1, №2.
11. Картинки с изображениями: соловья, воробья.
12. Рисунки: 7 гномов, старухи, ь – знака.
13. Письмо.
14. Копилка.
Используемая литература:
- Н. В. Чуракова. Праздники для детей и взрослых. / Изд – во «АСТ», 1997, с. 462.
- Е. Н. Анашкина. 300 вопросов и ответов о птицах. / Ярославль: «Академия
развития», 1998, с.48.
- В. Волина. Веселая грамматика./ М.: «Знание», 1995, с. 46 – 47.
- Е. И. Николаенкова. Тесты по русскому языку. 2 класс./ М.: «Чистые пруды»,
2005, с.12 – 13.
5. Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Книга для учителя. 2 класс./М.: «Дрофа», 2001,с.43.
6. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. Справочное пособие по русскому языку. 2 класс./
М.: «Аквариум», 1996, с.17-19.
7. Т. Крюкова. Грамматическая мозаика. / г. «Начальная школа», 2006, №14, с.45.
Оборудование:
- Аудиозапись: «Голоса птиц».
- Аудиозапись «Азбука для малышей» - дополнительно.
Вводная часть.
1. Орг. момент.
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок. (подготовка рук к письму).
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над мягким знаком, а цель нашего урока-
сравнить в чем сходство и отличие ь – м. и ь – р. знака.
3. Создание ситуативной игры.
- Сегодня 23 декабря. По народному календарю «Анфиса – рукодельница».
Каждая девушка к свадьбе должна была иметь приданое, сшитое своими руками и вышитое.
По качеству работы судили о невестке как о будущей хозяйке. (слайд 5)
Запишите в тетрадях число и классную работу, вспомнив правило: «Я тетрадь свою открою и наклонно положу» - читают хором и записывают:
23 декабря.
Классная работа.
Учитель:
- Пропал сегодня мягкий знак
Без него обойтись нам никак.
Может, видел из вас кто, друзья?
Не прожить без него нам и дня.
(В дверь стучит почтальон, приносит письмо, учитель читает).
Здравствуйте, ребята! (слайд 6)
Я злая колдунья, я очень стара.
И ваш мягкий знак я с собой унесла.
Когда все заданья у гномов решите,
Свой мягкий знак вы освободите.
Сидят в заточенье 7 гномов с утра.
И ждут вашей помощи скорой, ха – ха.
Злая колдунья. (слайд 7)
(Ученики читают стих. про Ь знак – хором). (слайд 8)
Учитель:
- Что же делать? Как же быть?
Колдунью надо проучить.
И гномов с Ь – знаком освободить.
I. Этап актуализации прежних знаний.
1. Чистописание.
1 гном: Спасите, помогите!
Чистописанье проведите.
И с мягким знаком вы дружите,
Меня скорей освободите. (слайд 9)
(Ученики прописывают строчку ь знака, подчеркивают самый красивый).
2. Словарная работа.
А пока ты писал Ь – знак.
К нам на помощь две птички летят.
1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый….(воробей). (слайд 10)
- Измени слово так, чтобы оно стояло во мн. числе: воробьи.
Подчеркни соседей ь -знака.
Проверь по образцу. (слайд 11)
2. Он соло пел среди ветвей,
Его назвали … (соловей). (прослушивание аудиозаписи)
- Измени слово так, чтобы оно стояло во мн. числе.
Подчеркни соседей ь – знака.
Проверь по образцу. (образец - карточка на доске).
- Что объединяет эти слова?
(1. Ь – м. 2. На уроках окружающего мира мы узнали, что это птицы).
- В чем отличие воробья от соловья? (показ иллюстраций птиц).
(Воробей – зимующая птица, а соловей – перелетная).
Немного интересного о воробье (Чуверова В.).
3. Работа над предложением.
-Составьте предложение про соловья.
Соловьи осенью улетели на юг. (зрительный диктант)
- Подчеркните члены предложения.
- Составьте схему предложения.
- Подберите ключи к каждому слову.
(На доске- сводная таблица правил, у учащихся – ключи. Над каждым словом ученики
пишут номер ключа, ставят ударение, подбирают проверочные слова) - работа по цепочке.
1 гном: Тук- тук, а вот и я!
Спасибо за спасение, вам, милые друзья! (слайд 12)
4.Сбор информации о Ь – знаке («Кластер»).
2 гном Засоня: У гнома Засони нет сна никак.
Он просит узнать всё про ь – знак.
Все данные про Ь знак соберите
И соню – засоню скорее спасите.
Разбейтесь на группы,
Вам ясно, друзья?
Про ь – знак забывать нам нельзя! (слайд 13)
(Ученики разбиты на 4 группы, вспоминают, что знают про Ь – знак)- устно.
На доске появляется запись учителя: (слайд 14)
Не даёт звука Ь – м . Ь – р.
30 буква в
алфавите
Ь
При переносе ь знак ЧК,ЧН, нщ пишутся без Ь.
остается на 1 строке
2 гном. Работой доволен,
Хочу вам сказать.
Меня вы спасли.
Я пошел спать. (слайд 15)
II. Этап формирования новых знаний («самообъяснение»).
1. Составление сводной таблицы.
3 гном Чихун: Я всё чихаю,
Мне в больницу пора.
А злая колдунья нас держит с утра.
Сравните 2 знака в таблице моей. (слайд 16)
Помогут вам в этом вопросы друзей: 1. где?- 1 гр.
2. после? – 2 гр.
3. перед? – 3 гр.
4. что? – 4 гр. (устно)
Проверить хочу, что с таблицей моей.
И как помогли вам советы друзей?
2. Проверка сводной таблицы.( Хлопают, если правильно, топают, если неправильно).
( учащимся раздаются памятки – таблицы). (слайд 17)
Опять я чихнул,
Значит правы, друзья.
Два ь – знака спутать нельзя! (слайд 18)
III. Этап формирования умений и навыков ( применение знаний путем
многократного повторения).
1.Коллективная работа.
4 гном Весельчак: Теперь всё вам ясно.
В дорогу пора.
Не надо бояться.
Я с вами, друзья!
1). Слова про себя вы тихонько прочтите.
Сигнальные карточки мне покажите. (устно) (слайд 19)
Осень, осенью, деньки,
мальчик, окунь, окуньки,
колья, стулья и скамья,
крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак.
2). Ты вариант свой посмотри,
Слова по числам измени (письменно, по вариантам).
№2. Измени слова по числам.
1 вариант. 2 вариант.
Брат, колос, клин, Перо, полено, звено,
друг, стул. сын, сук.
(проверь себя)
3). Раздели слова для переноса,
Чтоб старуха осталась без носа (письменно, по вариантам).
№3. Раздели слова для переноса.
1 вариант. 2 вариант.
Воскресенье, горько, Зорька, варенье,
читать, льёт. олень, братья.
(Взаимопроверка по образцу)
Тук – тук, а вот и я!
Меня вы спасли, спасибо, друзья! (слайд 20)
2. Самостоятельная работа.
5 гном: Уровень первый скорее найди. (слайд 21)
Слова в 2 столбика ты запиши. (письм., по вариантам)
Уровень 1.
№1. Запиши слова в 2 столбика.
1 вариант. 2 вариант.
Пальчик, ружьё, муравьи, Стрельба, седьмой, друзья,
вьюн, коньки, польза. бельё, пеньки, гулянье.
(проверь себя по образцу)
Тук – тук, а вот и я!
За работу спасибо, друзья! (слайд 22)
6 гном: На уровне 2 очень трудно, ребята, (для 2 варианта)
Но, если ты сможешь,
Попробовать надо.
Слова с ь – знаком вставить пора.
А кто же спасать тогда будет, друзья?
Уровень 2.
№1. Спишите. Вставьте слова с мягким знаком.
1 вариант.
Разные бывают … домики. Самое … гн…здо у орла. Орел делает его из толстых … . Самый кр…сивый домик у пеноч…ки. Она … его на ветках б…рёзы. Найдёт пеноч…ка
цве…тную бумагу и украсит св…ё … .
2 вариант.
Я люблю воробьёв. У них маленькие … и серые … . …живут в деревнях и городах возле … людей. Я часто … воробьями. Вот они скачут по … . Весело клюют кро…ки хлеба. Всюду слышно их … .
(по выбору, проверка учителем, 1 чел. у доски)
7 гном: Один я остался. (для 1 варианта)
Мне страшно, друзья.
Злая колдунья кроссворд мне дала.
Отгадки к загадкам с собой унесла.
Сигнальные карточки в реки возьмите.
И мягкий знак в словах определите. (устно) (слайд 24, 25)
А в упр. 205
Ты можешь ребус разгадать.(устно)
(Проверка уровня 2)
IY. Подведение итогов (копилка знаний)
Не хочет колдунья наш знак отпускать.
Но гномы свободны, пора и честь знать.
Мы знания наши в копилку положим
И мягкому знаку освободиться поможем.
(Ответы учеников – чему научились на уроке)
Появляется ь – знак. (Хлопают в ладоши).
Y. Домашнее задание.
1. тесты № 1, №2.
2. Уровень 2.
3. Уровень 3.
4. Задание по карточкам.
Сбор тетрадей для проверки.
Физкультминутка на 10 - 15 мин. урока.
Дополнительно: 1. Стих. «Конкурс красоты», найди слова с ь – м. и ь – р. знаком.
2. Художник – грамотей, 18 карточек. Выбор ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обозначение мягкости согласного на письме мягким знаком
Тип урока: Закрепление пройденного.Форма урока: Урок - ПУТЕШЕСТВИЕ Тип урока: Закрепление пройденного.Форма урока: Урок - ПУТЕШЕСТВИЕЗакреплять знания уч-ся в правописании слов с мягким зна...
Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...
«Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»
Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат...
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Цели:Коррекционно-обучающие: -закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,-отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,-закреплять знание способа смяг...
Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.
Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр...
Презентация логопедического занятия на тему « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР
Презентация логопедического занятия на тему: « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР...