Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова; работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; учить соотносить букву с символом для её обозначения; обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН.
Коррекция акустической дисграфии.
Подготовила:
учитель-логопед I квалификационной категории
МБОУ ППМС ЦДиК НМР РТ
Чермакова Елена Петровна
г.Набережные Челны, 2018
Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Цели и задачи: закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова; работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; учить соотносить букву с символом для её обозначения; обогащение словарного запаса.
Оборудование: разрезные буквы и квадраты трёх цветов на каждого обучающегося, мультимедийное оборудование, ноутбук, Презентации Microsoft Power Point, образец написания буквы Ь, стилизованное изображение мягкого знака, тетради и ручки.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед раздаёт детям буквы и квадраты трёх цветов: Составьте слово из букв и выложите его звуковую схему (буквы: Б, О, Л, Е, К, Ч, А - БЕЛОЧКА).
II. Основная часть
1.Знакомство с темой занятия.
Логопед: Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия (выставляет на доску изображение белочки). Послушайте стихотворение об этом зверьке:
Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула
Распушила хвост, да так –
Стала словно мягкий знак!
Рядом с изображением белки – стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки.
Логопед: С какой буквой ещё можно сравнить мягкий знак?
- Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась.
2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.
Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?
Сказка о мягком знаке
Жили-были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова. Например: вставали друг за другом буквы К, О, Н, И – и можно было прочесть слово – КОНИ, становились в ряд буквы Л, О, С, И – и сразу появлялись ЛОСИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.
«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись гласные и согласные.
Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты – ведь они могли обозначать сразу по два звука!
«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защититься Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть Я, Е, Ё, Ю, И», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли в лес Ь и Ъ, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.
Шло время, и вот однажды к буквам пришёл лось и попросил из букв выстроить его имя. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С… что же делать дальше? Звук С* звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось… ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, Ю – ЛОСЮ, Е – ЛОСЕ, Ё – ЛОСЁ! Всё не так! Что же делать? Совсем выбились из сил буквы, и расстроенные уселись на лужайке.
И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.
С тех пор все буквы жили мирно и никогда не ссорились!
Логопед: Нам с вами тоже нужно помнить о Ь и приглашать его для смягчения согласных (выставляет образец написания буквы). Итак, мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных.
3. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Рассмотрите картинку и помогите нашей гостье – белочке собрать грибы – подберите слова, в которых для смягчения согласных пишется Ь. Где в слове пишется Ь? (Ь пишется в конце слова). Запишите слова по памяти в тетрадь и подчеркните букву Ь.
4. Физминутка.
Игра «Бывает - не бывает».
Логопед: Я буду называть предложения, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает - стойте, если нет - приседайте.
-Собака на цепи сидит (стоят). Собака на дереве сидит (приседают). В кастрюле чашка варится (приседают). Слон на крыше гуляет (приседают). Девочка рисует домик (стоят). Мышка любит сыр (стоят). Кот купил колбасу (приседают). Ночью идет дождь (стоят). Ночью бывает радуга (приседают). Рыбка лежит на сковородке (стоят). На лугу пасутся коровы (стоят). На лугу пасутся крокодилы (приседают). Козел дает молоко (приседают).
5. Работа со словами-омофонами.
Логопед: Сейчас я познакомлю вас со словами, которые отличаются друг от друга только буквой Ь, но имеют разное значение.
Презентация Microsoft Power Point «Слова – омофоны».
Логопед: Посмотрите на изображения. Прочитайте слова (угол-уголь, мел-мель, хор-хорь, шест-шесть, стал-сталь, ел-ель). Объясните значения слов (как вы их понимаете?). В чём сходство и различие данных слов? Запишите их в тетрадь.
После анализа и разбора третьей пары слов выполняются упражнения для глаз: 1) Часики, 2) Метёлочки (моргают), 3) Радуга, 4) Восьмёрка, 5) Далеко – близко.
III. Итог занятия
Логопед:
- Составьте 1 – 2 предложения со словами, оканчивающимися буквой Ь.
- Для чего в словах пишется буква Ь?
- Чем понравилось это занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...
«Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»
Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»
Цели:1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.3. Коррекция памяти, внимания, мышления....
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат...
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Цели:Коррекционно-обучающие: -закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,-отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,-закреплять знание способа смяг...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...
Презентация логопедического занятия на тему « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР
Презентация логопедического занятия на тему: « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР...