Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
методическая разработка по логопедии на тему

Набережных Наталья Борисовна

На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.

Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат — брать, жар — жарь, опят — опять, стал — сталь, цел — цель, вес — весь, дал. — даль, жест — жесть, удар — ударь, банка — банька, галка — галька, полка — полька, колко — Колька.

Вначале сравниваются слова с конечным мягким знаком.

Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова.

Работа над словами - квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова).

1. дифференциация значения слов с опорой на картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол — уголь.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и во втором слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов (л и л’).

5. Прочтение слов по схеме.

            Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _znak.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

        На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.

Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат — брать, жар — жарь, опят — опять, стал — сталь, цел — цель, вес — весь, дал. — даль, жест — жесть, удар — ударь, банка — банька, галка — галька, полка — полька, колко — Колька.

Вначале сравниваются слова с конечным мягким знаком.

Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова.

Работа над словами - квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова).

1. дифференциация значения слов с опорой на картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол — уголь.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и во втором слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов (л и л’).

5. Прочтение слов по схеме.

        Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью ь.

В дальнейшем предлагаются следующие задания:

1. Поднять букву ь на слова, в которых его можно написать в конце слова. Примерные слова: дом, - мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, лень, соль, дым, бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, день, шмель, пух, сок, рубль, дверь, зверь.

2.Дописать конечные буквы слов. Примерные слова: фасо..., саха..., ого..., косте..., буква..., дива..., песо. табе..., меда..., писа...

3. Записать пары слов:

был — быль, кров — кровь, кон — конь, вес — весь, мыл мыль, цел — цель и др.

4. Добавить слог ки к названиям картинок. Записать слова.  Это задание может быть дано в нескольких вариантах.

а) На доске вывешиваются картинки с изображением с одного или нескольких предметов (куль — кульки, хорь — хорьки, зверь — зверьки, уголь — угольки, огонь — огоньки, тополь - топольки, окунь — окуньки, карамель — карамельки).

Дети сначала называют картинки с изображением одного  предмета. Названия картинок записываются в столбик? Затем детей просят назвать много предметов, но так, чтобы конце слышалось ки (хорь — хорьки). Справа от слов-названий одного предмета дети записывают через черточку слова, обозначающие много предметов.

б) Детям предлагаются картинки с изображением только одного предмета. Дети называют картинки, записывают названия. Уточняется, что в конце слова надо писать Далее логопед просит добавить слог ки в конце слова. Слова  со слогом ки также записываются.

в) Слова называются устно. Определяется конечный звук — твердый или мягкий. Уточняется, что в конце слова надо писать ь, так как конечные согласные мягкие. Слово

записывается. Затем логопед дает задание добавить слог Ки в конце слова. Дети произносят образованное таким образом слово, уточняют его значение и записывают.

5. Найти ошибку. На доске записаны слова, в некоторых из них пропущен ь. Детям предлагается исправить ошибки в словах:

санки, албом, палма, парта, персик, палто, мосты, релсы, крылцо, писмо.

После исправления на доске дети записывают слова в тетради.

6. Записать названия картинок.

Примерные картинки: кость, коньки, осень, портфель, письмо, платье, семья, деревья, пальто, мальчик, дверь, лось, рысь.

7. Добавить ь в середину слова. Какое слово получится?

Банка, галка, полка, горки, пенки.

Записать пары слов.

8. Выделить из предложений похожие по звучанию слова. Определить их различие. Записать слова парами.

Маше шесть лет. Около сарая шест.

Под домом появился хорь. На сцене поет хор.

Петя ел грушу. Около дома высокая ель.

У меня есть брат. Он разрешил мне брать его карандаши.

9. Диктант предложений.

Уголь положили в угол. Дождь прибил пыль. Рысь — хищный зверь. Рыбаки закинули сеть. Мы купили мебель. Кровать стоит около окна. У пенька выросли опять пять опят.

10. Диктанты текстов.

Наступила осень. С деревьев падают листья. Часто идет дождь. От дождя грязь. День становится короче. Птицы улетают в дальний путь.

В. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и

Первоначально сравнивается звучание следующих слов и слогов: МЫЛО — Мила, Мала — мяла, мол — мел, мэ — мел, му—мю.

В каждом слове выделяется первый слог. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге, называется второй звук слога. Слоги составляются  из букв разрезной азбуки: на одной строчке с твердыми согласными, на другой— с мягкими.

Предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Какие слоги на первой строчке? (С твердыми согласными.)

2. Подчерните гласные в этих слогах красным цветом).

3. Какие гласные в первом ряду? (а, ы, о, э, у)

4. После каких согласных они пишутся? (После твердых.)

5. Прочитайте слоги второго ряда (ми, мя, ме, мё)

6. Какие согласные в этих слогах? (Мягкие.)

7. Подчеркните гласные, которые стоят после мягких согласных. Назовите эти гласные (и, (я, е, ё, ю).

8. После каких согласных пишутся эти буквы? (После мягких согласных.)

        Далее делается вывод: гласные  е, ё, ю, я, и обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука.

Параллельно с дифференциацией твердых и мягких согласных на слух проводится работа по закреплению чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную букву.

1. Вначале закрепляется правило. После мягких согласных пишутся гласные е, ё, ю, я,’ Поэтому, чтобы правильно прочитать согласную, надо чала посмотреть, какая гласная идет после согласного.

2. Работа по таблице Калининой

3. Чтение пар слов с ориентировкой на последующую гласную.

4. Придумать слоги с твердыми согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.

5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, составить из букв разрезной азбуки и прочитать.

6. Придумать пары слогов с твердыми и мягкими согласными (ма — мя, ду — дю, во — вё и т.д.). Записать слоги в два столбика: в первый столбик — слоги с твердыми согласными, во второй столбик — слоги с мягкими согласными. Подчеркнуть согласные разным цветом.

7. Подобрать слова с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове — твердый или мягкий. Составить слово из буки разрезной азбуки.

8. Записать под диктовку слоги с твердыми и мягкими согласными. Прочитать их.

9. Придумать слова с твердыми звуками в начале слова. Составить их из букв разрезной азбуки. Прочитать слова.

10. Придумать слова с мягкими звуками в начале слова. Составить слова из букв разрезной азбуки и прочитать их.

11. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую букву.

12. Чтение предложений, включающих слова с твердыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую гласную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласного на письме мягким знаком

Тип урока: Закрепление пройденного.Форма урока: Урок - ПУТЕШЕСТВИЕ Тип урока: Закрепление пройденного.Форма урока: Урок - ПУТЕШЕСТВИЕЗакреплять знания уч-ся в правописании слов с мягким зна...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

«Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Цели:Коррекционно-обучающие: -закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,-отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,-закреплять знание способа смяг...

Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.

Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр...

Презентация логопедического занятия на тему « Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (ь)» с применением ЭОР

Презентация логопедического занятия  на тему: « Обозначение мягкости согласных  при помощи  мягкого знака (ь)»  с применением ЭОР...