Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для обучающихся по АООП НОО (вариант 2.1)
рабочая программа по логопедии
Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 2.1). Содержание программы рассчитано на четыре года обучения, включая тематическое и календарное планирование по классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс "Развитие речи" 1-4 классы АООП НОО вариант 2.1 | 79.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
МКУ "Управление образования Администрации города Бийска "
МБОУ "СОШ №1"
РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов МБОУ "СОШ № 1" | ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ "СОШ №1" | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ "СОШ №1" |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
«Развитие речи»
для ___________________________
АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.1)
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Криницкая Светлана Геннадьевна
учитель-логопед
Бийск 2024
I. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса логопеда «Развитие речи» для 1 класса слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1), составлена на основании следующих нормативных документов и методических материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (приказ зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в редакции от 08.11.2022 № 955);
- Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 99);
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
- Приказ МБОУ «СОШ № 1» от 22.08.2023 № 400 «Об утверждении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1)»;
- Приказ МБОУ «СОШ № 1» от 21.08.2023 № 397 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2023/2024 учебный год МБОУ «СОШ № 1»;
- Приказ МБОУ «СОШ № 1» от 07.06.2023 № 348 «Об утверждении Учебного плана начального общего образования на 2023/2024 учебный год МБОУ «СОШ № 1»;
- Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельности на территории Алтайского края №23-02/23/2585 от 30.12.2020 г.
Цель программы:
формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам;
- коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 2.1).
Содержание курса коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Адресат: ученица 2Г класса ___________ с кохлиарным имплантом, обучающаяся по АООП (вариант 2.1), имеющая общее недоразвитие речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Русский язык» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На занятиях по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они учатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Коррекционно–развивающая работа обеспечивает специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 2.1).
Содержание курса коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа реализуется за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, её коррекционно-развивающей области, входящей во внеурочную деятельность, рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю) и 34 часа со 2 класса (1час в неделю).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, поэтому коррекционно-логопедические занятия способствуют формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе коррекционно-логопедического обучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Коррекционно-логопедические занятия являются для учащихся основой для успешного освоения основной общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметметных и личностных результатов.
Основной целевой установкой для курса «Развитие речи» является формирование полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Лексический и грамматический материал группируется по тематическим блокам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет обучающимся использовать язык как средство общения при решении коммуникативных задач.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Направления работы
№ раздела | Название раздела | Содержание работы |
«Работа над словом» |
| |
«Работа над предложением» |
| |
«Работа над связной речью» |
|
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель-логопед может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.
Изучаемые лексические средства языка включаются в непосредственное общение, формируют умения творчески использовать их в различных видах деятельности, обеспечивая лексическое «наполнение» высказываний.
Тематика для развития речи тесно связана с жизненным опытом обучающихся, что помогает им осмысливать явления действительности, способствует созданию картины мира и является основой формирования социальной компетенции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Развитие речи».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя-логопеда).
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения
пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами
самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
В области звуковой стороны речи:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- уточнены представления об артикуляционных укладах звуков;
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонких-глухих, твёрдых-мягких);
- сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в слове.
В области лексической стороны речи:
- сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
- актуализированы и закреплены умения подбирать слова к разным лексическим группам;
- сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
- сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв ;
- сформированы представления о том, что звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем;
- сформированы представления об ударении, умение определять место ударения в слове;
- выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
- сформировано умение составлять предложение из отдельных слов;
- сформировано умение подбирать слова в словосочетании (предмет и его признак);
- сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения;
- умение пользоваться навыками словоизменения и словообразования на доступном лексическом материале;
- сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.
В области связной речи:
- сформировано умение прослушивания связного текста и ответов на вопросы;
- составление небольшого рассказа(3-4 предложения) на заданную тему по вопросам;
- умение составлять рассказ с опорой на наглядность (серию сюжетных картинок) и без нее.
В области письменной речи:
- сформирован навык написания строчных и заглавных букв, их соединений в словах;
- сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного текста, осуществления проверки;
- навык письма под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с произношением;
- умение употреблять заглавную букву в начале предложения и постановка точки в конце;
- сформирован навык слогового чтения и понимания прочитанного.
2 класс
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно ( без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- обобщать и классифицировать слова по группам;
- использовать в своих высказываниях слова всех частей речи;
- уметь составлять простое предложение из 3-4 слов, соотносить его со схемой;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- владеть навыками словообразования и словоизменения, а также связью слов в простом предложении.
3 класс
К концу коррекционного обучения учащиеся должны:
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;
- строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);
- устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повествование, рассуждение).
Учащиеся должны уметь:
- различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки;
- практически пользоваться вопросами «кто?», «что?», «что делает?», «какой?»
- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
- уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкости, твердости-мягкости;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
- соотносить звук с буквой,
- обозначать на письме мягкость согласных звуков при помощи гласных 2 ряда и ь;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;
- анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
4 класс
В области звуковой стороны речи:
- выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области лексической стороны речи:
- уточнены представления о частях речи (имя существительное, прилагательное, глагол, предлог), выработаны умения в подборе вопросов к словам;
- сформированы умения давать толкование лексического значения слов и использовать слова в речи;
- умение подбирать родственные слова, используя все изученные части речи;
- актуализированы и закреплены умения использования синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов;
- сформированы навыки использования слов с обобщающим значением, подбора слов в каждую лексическую группу, исключение лишнего.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
- сформированы представления о гласных и согласных звуках, их характеристиках;
- сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
- сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков;
- умение работать с правилом написания безударных гласных в слове;
- выработан навык составления графических схем слов.
- выработано умение выполнять фонетический разбор слова.
В области грамматического строя речи:
- сформировано умение работать с деформированным предложением, текстом;
- сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения из слов, данных в начальной форме;
- сформированы навыки словоизменения и словообразования;
- развито умение устанавливать связи между словами в предложении;
- сформировано умение находить ошибки в неправильно построенных словосочетаниях, предложениях;
- сформированы умения разбирать слова по составу и выделять морфемы в слове;
- сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.
В области связной речи:
- сформировано умение пересказа текста;
- сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте;
- сформировано умение составлять план к тексту;
- умение устанавливать логику (связность, последовательность), точное формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- составление рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее;
- сформированы умения ведения диалогов;
- совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
- сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и гласными второго ряда;
- сформировано умение различать слова всех изученных частей речи и обозначать их на письме;
- сформирован навык правильного письма под диктовку и списывания с печатного и рукописного текста, осуществления проверки;
- сформировано умение составлять предложения на заданную тему и оформлять их на письме;
- сформировано умение работать с деформированными текстами;
- анализировать текст и самостоятельно строить связное устное и письменное высказывание;
- сформирован навык чтения целыми словами и понимания прочитанного;
- сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении и письме.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
1. Звуки речи. Гласные звуки и буквы.
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа с функциональным дыханием. Гласные первого ряда. Образование гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Образование йотированных гласных: я, е,ю,ё. выделение гласных звуков, слогов и слов.
2. Ударение.
Понятие ударения. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.
3.Согласные звуки и буквы.
Образование согласных звуков Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. Звуки [п]-[п’], буквы П-п. . Звуки [б]-[б’], буквы Б-б. Дифференциация б-п. Звуки [т]-[т’], буквы Т-т. . Звуки [д]-[д’], буквы Д-д. Дифференциация д-т. Звуки [г]-[г’], буквы Г-г. . Звуки [к]-[к’], буквы К-к. Дифференциация г-к. Звуки [с]-[с’], буквы С-с. . Звуки [з]-[з’], буквы З-з. Дифференциация з-с.
Звуки [в]-[в’], буквы В-в. . Звуки [ф]-[ф’], буквы Ф-ф. Дифференциация в-ф.
Звук [ш], буквы Ш-ш. . Звук [ж], буквы Ж-ж. Дифференциация ж-ш.
4.Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов.
Выделение первого звука в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двух- и трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов»
5.Развитие связной речи.
Обучение последовательному пересказу: по вопросам, с опорой на действия, с опорой на предметные картинки.
Лексические темы с учетом национально-регионального компонента:
«Осень» - особенности осени в регионе проживания.
«Овощи и фрукты» - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.
«Дикие животные» - ознакомление с редкими животными области. «Детеныши диких животных».
«Домашние животные» - ознакомление с домашними животными родного края. «детеныши домашних животных»
«Школьные принадлежности».
«Части предметов».
«Птицы» - ознакомление с птицами нашего края.
«Зима» - особенности зимы нашего края.
«Весна» - особенности весны нашего края.
«Цветы и растения» - растительный мир родного края.
2 класс
1.Речь. Предложение. Слово.
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
2.Звуки и буквы.
Гласные. Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Дифференциация [a] – [o].
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь.
Дифференциация гласных ( ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и конце слова).
Согласные.Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ( [з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]- [к]). Непарные согласные: «р-л», «м-н», глухие звуки.
3.Связь слов в предложении.
Понятие о предложении. Соотнесение предложения с графической схемой. Наблюдение связи слов в предложении
Объяснение связей в предложении. Введение в простое предложение 1-2 слов, постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Определение количества слов в предложении.
Знакомство с предлогами, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов.
4.Слоговой анализ слов.
Деление слов на слоги и выделение гласных 1 и 2 ряда.
Выделение ударного слога. Слогоритмическая схема слова, слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов. Деление слов на слоги. Соотнесение слова со схемой. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Фонематический анализ обратных и прямых слогов. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Определение количества и последовательности звуков в слове.
5.Развитие связной устной речи.
Пересказ текста с опорой на вопросы учителя.
Развитие умения определять последовательность событий, составлять
рассказ по серии сюжетных картинок
Составление текста с опорой на картинный план рассказа.
Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции
3 класс
1.Звуки и буквы русского языка.
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Звук и буква. Звуковой анализ и синтез слов. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на цифровой ряд
Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация гласных после твёрдых и мягких согласных «а-я», «о-ё» ,«ы-и» , «у-ю». Обозначение мягкости согласных с помощью буквы «ь».
Дифференциация парных согласных «б-п», «д-т», «в-ф», «з-с», «ж-ш», «г-к». Оглушение парных согласных в середине и на конце слов.
2.Слоговой анализ и синтез слов.
Слоговой анализ и синтез слов. Безударная гласная.
3.Работа со словом.
Однокоренные слова. Родственные слова. Корень слова. Словообразование. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью суффиксов. Состав слова.
Слова-синонимы. Слова - антонимы
4.Связь слов в предложении.
Слово. Словосочетание. Предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Согласование количественных числительных с существительными. Связь слов в предложении. Управление.
5.Развитие связной письменной речи.
Деформированное предложение, деформированный текст. Письменные ответы на вопросы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, опорным словам.
Выборочное письмо. Составление рассказа по опорным словам. Составление рассказа по заданному началу, концу
4 класс
1. Части речи.
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам-предметам.
2.Гласные и согласные.
Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Парные согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине и конце слова.
3.Связь слов в словосочетании и предложении.
Понятия «словосочетание», «предложение». Выделение словосочетаний и предложений. Составление предложений из словосочетаний. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Слова, отвечающие на вопросы : Кто? Что? (Именительный падеж)
Слова, отвечающие на вопросы : Кого? Чего? (Родительный падеж)
Слова, отвечающие на вопросы : Кому? Чему? (Дательный падеж)
Слова, отвечающие на вопросы : Кого? Что? (Винительный падеж)
Слова, отвечающие на вопросы : Кем? Чем? (Творительный падеж)
Слова, отвечающие на вопросы : О ком? О чем? (Предложный падеж)
Множественное число имен существительных. Падежи: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный . закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
4.Словоизменение.
Согласование имени прилагательного с именем существиельным в роде. Согласование имени существительного с именем прилагательным в падеже.Словоизменение глаголов.
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.
5. Состав слова.
Закрепление темы «Состав слова». Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставки пространственного и временного значения. Многозначные приставки. Окончание.
6.Связная речь.
Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Сложные предложения. Распространение и сокращение предложения. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по его концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ коррекционных занятий:
- логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
- консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа);
- совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Звуки речи. Гласные звуки и буквы | 10 | |
Ударение в слове | 4 | |
Согласные звуки и буквы | 10 | |
Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов | 5 | |
Развитие связной речи | 4 | |
Итого: | 33 |
2 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Речь. Предложение. Слово. | 10 | |
Звуки и буквы | 10 | |
Связь слов в предложении | 6 | |
Слоговой анализ слов | 4 | |
Развитие связной устной речи | 4 | |
Итого: | 34 |
3 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Звуки и буквы русского языка | 14 | |
Слоговой анализ и синтез слов | 4 | |
Работа со словом | 6 | |
Связь слов в предложении | 5 | |
Развитие связной письменной речи | 5 | |
Итого: | 34 |
4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Части речи | 3 | |
Гласные и согласные | 6 | |
Связь слов в словосочетании и предложении | 7 | |
Словоизменение | 6 | |
Состав слова | 6 | |
Итого: | 34 |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Программа предусматривает безоценочную систему занятий.
Критерием эффективности реализации программы является мониторинг речевых данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики
Периодичность логопедического обследования
Эт ап | Наименование этапа | Период реализации | Задача этапа |
1 | Первичный | 1-15 сентября | -выявить глубину и степень нарушений в психоречевом развитии обучающегося через устные высказывания, активность речевой деятельности на занятиях; -составить план коррекционных заданий по компенсации нарушенного развития. |
2 | Текущий | 15 декабря - 25 декабря | -уточнить индивидуальные достижения обучающихся в процессе коррекционной работы (выполнения заданий), при необходимости провести корректировку заданий. |
3 | Итоговый | 15 мая - 30 мая | -оценить эффективность коррекционно-образовательной деятельности обучающихся через их устные высказывания (повествование и описание), ответы на вопросы, активность речевой деятельности на уроке; -провести выставку тетрадей с выполненными заданиями. |
II. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
1 класс
№ п/п | Дата | Название раздела, темы |
1.Звуки речи. Гласные звуки и буквы (10 ч.) | ||
Знакомство с органами речи. Речевое дыхание. | ||
Образование звуков речи. | ||
Гласные звуки, их образование | ||
Буква А | ||
Буква О | ||
Буква У | ||
Буква ы. Буква И. | ||
Гласные второго ряда | ||
Выделение гласных в словах | ||
Гласные звуки и буквы. Закрепление | ||
2.Ударение (4 ч.) | ||
Понятие об ударении. Ритмический рисунок | ||
Место ударения в слове | ||
I триместр – 12 ч. | ||
Выделение ударного слога (ударного гласного) | ||
Работа со схемой слова | ||
3.Согласные звуки и буквы (10 ч.) | ||
Образование согласных звуков | ||
Акустические признаки звонких и глухих согласных | ||
Твердое и мягкое звучание согласных | ||
Буквы Б-П | ||
Буквы Д-Т | ||
Буквы Г-К | ||
Буквы З-С | ||
Буквы В-Ф | ||
Буквы Ж-Ш | ||
II триместр – 11 ч. | ||
Непарные согласные | ||
4.Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов (5 ч.) | ||
Соотнесение звука и буквы. Характеристика звука | ||
Выделение первого и последнего звука в слове | ||
Деление слов на слоги. Роль гласных звуков | ||
Деление слов на слоги для переноса | ||
Составление слов из букв, из слогов | ||
5.Развитие связной речи (4 ч.) | ||
Последовательный пересказ | ||
Пересказ по вопросам | ||
Пересказ по опорным картинкам | ||
Рассказ по сюжетным картинкам | ||
III триместр – 10 ч. | ||
Итого за год: 33 ч. |
2 класс
№ п/п | Дата проведения | Название раздела, темы |
1.Речь. Предложение. Слово (10 ч.) | ||
Путешествие в пространстве | ||
Путешествие во времени | ||
Речь и предложение | ||
Интонационная законченность предложения | ||
Слова, обозначающие предмет | ||
Слова, обозначающие действие предмета | ||
Слова, обозначающие признак предмета | ||
Грамматическая основа предложения | ||
Распространение предложений по вопросам | ||
Работа со схемой предложения | ||
2.Звуки и буквы (10 ч.) | ||
Гласные звуки и буквы | ||
Слоговой состав слова. Составление слов из слогов | ||
I триместр – 12 ч. | ||
Ударные и безударные гласные | ||
Работа со слоговой схемой слова | ||
Согласные звуки и буквы | ||
Звонкие и глухие согласные | ||
Парные согласные | ||
Непарные согласные | ||
Твердые и мягкие согласные | ||
Звуковая схема слова | ||
3.Связь слов в предложении (6 ч.) | ||
Понятие о предложении | ||
Количество слов в предложении | ||
Дополнение простого предложения 1-2 словами | ||
II триместр – 11 ч. | ||
Наблюдение связи слов в предложении | ||
Пространственное значение предлогов | ||
Соотнесение предложения с графической схемой | ||
4.Слоговой анализ слов (4 ч.) | ||
Деление слов на слоги. Ударный слог | ||
Составление слов из слогов | ||
Виды слогов | ||
Слоговая схема слова | ||
5.Развитие связной устной речи (4 ч.) | ||
Пересказ текста по вопросам учителя | ||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||
Составление рассказа по картинному плану | ||
Выборочный пересказ | ||
III триместр – 11 ч. | ||
Итого за год: 34 ч. |
3 класс
№ п/п | Дата | Название раздела, темы |
1.Звуки и буквы русского языка (14 ч.) | ||
Путешествие в пространстве и времени | ||
Звуко-буквенный анализ и синтез слов | ||
Дифференциация гласных а-я | ||
Дифференциация гласных о-ё | ||
Дифференциация гласных у-ю | ||
Дифференциация гласных ы-и | ||
Обозначение мягкости согласных буквой Ь | ||
Дифференциация согласных б-п | ||
Дифференциация согласных д-т | ||
Дифференциация согласных в-ф | ||
Дифференциация согласных з-с | ||
Дифференциация согласных г-к | ||
I триместр – 12 ч. | ||
Дифференциация согласных ж-ш | ||
Оглушение парных согласных | ||
2.Слоговой анализ и синтез слов (4 ч.) | ||
Слогообразующая роль гласного. Выделение гласного | ||
Деление слов на слоги | ||
Ударение. Безударная гласная | ||
Работа со схемой слова | ||
3.Работа со словом (6 ч.) | ||
Корень слова. Родственные слова | ||
Образование слов при помощи суффиксов | ||
Образование слов при помощи приставок | ||
Состав слова | ||
Синонимы | ||
II триместр – 11 ч. | ||
Антонимы | ||
4.Связь слов в предложении (5 ч.) | ||
Слово. Словосочетание. Предложение | ||
Согласование слов в числе | ||
Согласование слов в роде | ||
Согласование слов во время счета | ||
Связь слов в предложении | ||
5.Развитие связной письменной речи (5 ч.) | ||
Деформированное предложение | ||
Деформированный текст | ||
Ответы на вопросы | ||
Выборочное письмо | ||
Составление рассказа по серии картинок | ||
III триместр – 11 ч. | ||
Итого за год: 34 ч. |
4 класс
№ п/п | Дата | Название раздела, темы |
1.Части речи (3 ч.) | ||
Главные члены предложения и способы их выражения | ||
Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям | ||
Распространение предложений | ||
2.Гласные и согласные (6 ч.) | ||
Ударение в словах. Безударные гласные. | ||
Безударные гласные, требующие проверки | ||
Безударные гласные, проверяемые ударением | ||
Парные и непарные согласные | ||
Оглушение парных согласных на конце слова | ||
Оглушение парных согласных в середине слова | ||
3.Связь слов в словосочетании и предложении (7 ч.) | ||
Словосочетание и предложение | ||
Управление. Родительный падеж | ||
Управление. Дательный падеж. | ||
I триместр – 12 ч. | ||
Управление. Винительный падеж | ||
Управление. Творительный падеж | ||
Управление. Предложный падеж | ||
Связь слов в предложении | ||
4.Словоизменение (6 ч.) | ||
Множественное число имен существительных | ||
Согласование имен существительных с прилагательными | ||
Настоящее время глаголов | ||
Согласование глаголов с именами существительными в числе | ||
Прошедшее время глаголов | ||
Согласование глаголов с именами существительными в роде | ||
5.Состав слова (6 ч.) | ||
Корень слова | ||
II триместр – 11 ч. | ||
Уменьшительно-ласкательные суффиксы | ||
Суффиксы профессий | ||
Приставки | ||
Окончание | ||
Состав слова. Закрепление | ||
6.Связная речь (6 ч.) | ||
Составление предложений по картинкам | ||
Распространение и сокращение предложений | ||
Деформированный текст | ||
Составление рассказа по его началу или концу | ||
Составление вступления и заключения к рассказу | ||
Составление рассказа по плану | ||
III триместр – 11 ч. | ||
Итого за год: 34 ч. |
III. Лист внесения изменений
Дата урока по журналу, на который была сделана корректи ровка | Номера уроков, которые были интегрированы (дополне ны) | Тема урока, которая стала после интеграции (дополнения) | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические разработки и пособия
№ п/п | Автор | Название | Издательство, год |
Азова О.И. | Диагностика письменной речи у младших школьников. | М.: Сфера, 2013 | |
Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. | Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. | М.: Книголюб, 2005. | |
Елецкая О. В., Горбачевская Н.Ю. | Логопедическая помощь школьникам с нарушениями речи: формирование представлений о пространстве и времени | СПб.: Издательство «Речь», 2005 | |
Ефименкова Л. Н. | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. | М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015 | |
Зубарева Л.В. | Коррекция письма на уроках | Волгоград: Учитель, 2006 | |
Иншакова О. Б. | Альбом для логопеда. | ||
Иншакова О. Б. | Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод. пособие. | М.: Владос, 2004. | |
Ишимова О. А. | Логопедическая работа в школе | М.: Просвещение, 2012. | |
Ишимова О. А. | Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. | М.: Просвещение, 2014. | |
Ишимова О. А., Шаховская С. Н., Алмазова А. А. | Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. | М.: Просвещение, 2014 | |
Ишимова О. А. | Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. | М.: Просвещение, 2014. | |
Ишимова О. А. | Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов | М.: Просвещение, 2014 | |
Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В.,. Зорина С.В | Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития | М.: ВЛАДОС, 2003 | |
Лалаева Р.И. | Логопедическая работа в коррекционных классах | М.: ВЛАДОС, 2001 | |
Садовникова, И. Н. | Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. | М.: ВЛАДОС, 1997 | |
Плешакова Е,П. | Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2, 3-4 классы | Волгоград: Учитель, 2007 | |
Мазанова Е.В. | Коррекция дисграфии. Конспекты занятий. Комплект методических пособий | М.: Гном и Д, 2006 | |
Голубь В.Т. | Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет | М.: ВАКО, 2004 |
Материально-техническое обеспечение
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Раздаточный материал для занятий
Дидактические игры и игрушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)
Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся по АООП НОО (для учащихся с ЗПР) 2 класс
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...
Адаптированные рабочие программы по предметам для обучающихся с УО (ИН) (вариант 1) , (вариант 2)
Адаптированные рабочие программы по учебным предметам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1-4 классАдаптированные рабочие программы по учеб...
Рабочая программа по математике для обучающихся с нарушением речи (вариант 5.1)
Программа по математике для обучающихся 1 - 4 классов с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)...
Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс
Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс...