Программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)" составлены в соответствии с последними требованиями к содержанию работы по логопедической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_uo_programma_na_sayt_logoped.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
Составила:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2023 – 2024 учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса
(с интеллектуальной недостаточностью)»
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Содержание программы………………………………………........5
- Планируемые результаты ………………………………………….8
- Список литературы ………………………………………...............9
Приложение: Календарно-тематическое планирование ……….10
- Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года);
- Программа Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат»);
- Письмо Министерства образования РФ «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» от 20.06.2002г., №29/2194-6;
Цель программы коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Задачи:
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, общую координацию движений, мелкую моторику.
- Формировать правильное звукопроизношение.
- Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей.
- Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Развивать познавательную деятельность.
Актуальность
В настоящее время проблема возникновения и коррекции устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.
- Содержание программы
Содержание логопедической работы взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, так же включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед связывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторикой ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.
Программа включает 102 часа, при проведении занятий 3 раза в неделю.
На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.
Программа состоит из 4 этапов:
- Диагностический этап.
Задачи:
- Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
- Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- Определение индивидуальных особенностей таких психических процессов, как: мышление, внимание, память.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 8 часов.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- коррекция звукопроизношения:
подготавливает учащихся к овладению звуковой стороной речи; на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, сонорных, заднеязычных согласных.
- коррекция фонематических процессов:
развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.
- устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- обогащение словаря.
Длительность этапа – 82 часа.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
- Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 6 часа.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Проведение проверки навыков письма и чтения.
- Анализирование различных видов работ детей.
Длительность этапа – 6 часа.
- Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
- Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
- Улучшение подвижности артикуляционного аппарата и произносительных навыков.
- Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
- Выработка навыка выполнения оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, мелкой и общей моторики.
- Улучшение сформированности высших психических функций.
Список литературы
- Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
- Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
- Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
- Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.
- Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
- Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
- Моисеева, Т. В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
- Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
- Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов / Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
- Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образовани я для детей с ОВЗ 2014 г.
- Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью) на 2023-2024 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Часы по плану | Часовы по факту | Дата/ неделя | |
I. | Диагностический этап | 8 | ||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. | 1 | 4.09 2023г | ||
2. | Обследование экспрессивной речи. | Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, Объема связной речи. | 1 | 6.09 2023г | ||
3. | Обследование словарного запаса. | Выявление соответствовали словаря возрастной норме, точности употребления лексических значений слов. | 1 | 7.09 2023г | ||
4. | Обследование грамматического строя речи. | Правильность построения грамматической структуры предложения, характер использования падежных форм судествительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа. | 2 | 11.09 13.09 2023г | ||
5. | Обследование слоговой структуры слов. | Выявление степени владения слоговой структурой. | 1 | 14.09 2023г | ||
6. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявление наличия нарушений звукопроизношения. | 2 | 18.09 20.09 2023г | ||
II. | Коррекционный этап | 82 | ||||
1. | Знакомство с предложением. | Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов. | 4 | 21.09 25.09 27.09 28.09 | ||
2. | Знакомство со словом. | Знакомство с термином «слово». Дифференциация понятия «звук» и «слово». Работа над ритмическим оформлением слова. | 8 | 2.10 4.10 5.10 9.10 11.10 12.10 16.10 18.10 | ||
3. | Дифференциация сходных по звучанию слов. | Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу). | 4 | 19.10 23.10 25.10 26.10 | ||
4. | Деление слов на части (слоги). | Показать учащимся, что слово состоит из частей – «слогов». Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. | 4 | 8.11 9.11 13.11 15.11 | ||
5. | Звуки речи. | Строение речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. Знакомство с речевыми звуками. Образование гласных и согласных звуков. Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых звуков в слове. | 8 | 16.11 20.11 22.11 23.11 27.11 29.11 30.11 4.12 | ||
6. | Звуки речи и буквы. Гласные. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Дифференциация гласных I и II ряда. | 10 | 6.12 7.12 11.12 13.12 14.12 18.12 20.12 21.12 25.12 27.12 2023г. | ||
7. | Звуки речи и буквы. Согласные. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Дифференциация согласных по твердости и мягкости. Дифференциация согласных по звонкости и глухости. Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Дифференциация сонорных звуков. | 14 | 28.12 30.12 2023г. 10.01 11.01 15.01 17.01 18.01 22.01 24.01 25.01 29.01 31.01 01.02 05.02 2024г. | ||
8. | Звуки речи и буквы. Дифференциация оптически сходных букв | Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, б-д, ц-щ,и-ш.) на уровне слова, предложения, текста. | 9 | 7.02 8.02 12.02 14.02 15.02 19.02 21.02 22.02 26.02 2024г. | ||
9. | Звуки речи и буквы. Закрепление. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 6 | 28.02 29.02 4.03 6.03 7.03 11.03 2024г. | ||
10. | Слово. Словосочетание. Предложение. | Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составление словосочетаний. Слова, обозначающие действие предмета. Работа по сказкам. Формирование умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале. Работа со схемами предложения и словосочетания. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | 15 | 13.03 14.03 18.03 20.03 21.03 3.04 4.04 8.04 10.04 11.04 15.04 17.04 18.04 22.04 24.04 | ||
III. | Этап повторения и закрепления. | 6 | ||||
1. | Повторение и закрепление ЗУН. | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | 6 | 25.04 2.05 6.05 8.05 13.05 15.05 | ||
VI. | Оценочный этап. | 6 | ||||
1. | Оценочный этап. | Проведение итоговых диагностических работ. Выполнение тестовых заданий. | 6 | 16.05 20-24.05 | ||
Итого: | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...
Программа " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)"
Программа Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)" составлена в соответствии с нормотивно-правовыми документами. В прог...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:- Федера...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе но...