Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года).
Данная рабочая программа может быть использованна для работы учителем-логопедом, дефектологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_8_uo_programma_logopediya.docx | 36.41 КБ |
2_klass_8_uo_ktp_logopediya.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена Утверждена
и рекомендована приказом №____
педагогическим советом от «__»_________г.
протокол №_________ директор школы
от «__»______________г. _______О. М. Жукова
Рабочая программа
Коррекционно-логопедическая работа
с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
Составила:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2022-2023учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса
(с интеллектуальной недостаточностью)»
- Пояснительная записка……………………………………………….3
- Содержание программы……………………………………….............5
- Планируемые результаты ………………………………………..…....9
- Список литературы……………………………………….…………..10
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование........................................................11
- Пояснительная записка
Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса
(с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года);
- Программа Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью) ( ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат»);
- Письмо Министерства образования РФ «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» от 20.06.2002г., №29/2194-6;
Цель программы:
Коррекция дефектов фонетико-фонематической стороны речи, восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи и развитие коммуникативно-речевых умений и навыков.
Продолжаем коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, просодических характеристик голоса, артикуляции, общей и мелкой моторики, а так же - по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Узнавание и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Подготовка учащихся к усвоению программы по русскому языку, в связи с этим содержание коррекционно-логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку, с упором на практическое овладение языком. То есть на логопедических занятиях осуществляется практическое знакомство со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?», со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» и «слова-действия» (термины «Существительное», «Прилагательное», «Глагол» не используется). Знакомство с многозначными словами, антонимами (терминология не используется, только обсуждается практическое назначение). Проводится коррекционно-логопедическая работа по построению простого предложения из заданных слов, а также дополнение предложений с помощью вопросов логопеда. Расширяется словарный запас ученика на основе углубления знаний по лексическим темам.
- Содержание программы
Данная программа разработана с учетом последовательной коррекции всех компонентов речевой деятельности: включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию звуков, сходных по акустическому, артикуляторному, арикуляторно-акустическому признакам, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по озвучиванию действий.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.
Программа включает 68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю, одно занятие продолжительностью 40 минут.
Программа состоит из 3 этапов:
- Диагностический этап.
Задачи:
- Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
- Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия.
- Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
- Определение объема и видов памяти, мышления и внимания.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 4 часов.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- коррекция звукопроизношения:
на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков.
- коррекция фонематических процессов: развитие фонематического слуха одновременно с выработкой правильного произношения.
- устранение фонематической и мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- развитие речевого дыхания;
- улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи;
- обогащение лексикона,
- Повторение и закрепление знаний и умений, приобретенных на коррекционно-логопедических занятиях
Длительность этапа – 60 часов.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Проведение проверки навыков письма и чтения.
- Анализирование различных видов работ детей.
Длительность этапа – 4 часа.
- Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
- Дифференцировать гласные и согласные звуки;
- Понимать роль гласных I и II ряда в обозначении мягкости и твердости согласного;
- Улучшить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков;
- Понимать роль мягкого знака при обозначении мягкости согласного звука на письме;
- Улучшить навык дифференциации согласных звуков по «звонкости» и «глухости»;
- Выполнять простой звуко-буквенный анализ и синтез;
- Улучшение подвижности артикуляционного аппарата
- Улучшение звукопроизношения;
- Дифференцировать оптически сходные буквы: нахождение заданной буквы среди других букв; нахождение буквы в «зашумленном» фоне; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек.
- Закрепление умения делить двусложное слово на части (слоги; термин «слог» не используется) и определять правильно ударение;
- Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам;
- Уметь слушать вопрос и отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
- Улучшение навыка классификации и умения объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- Закрепить умения работать с условно-графическим изображением предложения, слова: определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
- Уметь распознавать в предложении существительное, подбор к предмету слов, обозначающих действие предмета и признаки предмета. (Без знакомства с терминологией, только практическое использование).
Понимать многозначность слов, антонимы, уметь объяснять значение в зависимости от ситуации.
- Список литературы
- Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
- Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
- Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
- Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
- Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
- Моисеева, Т. В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
- Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов / Е.А.Пожиленко . - Спб.:КАРО, 2006.–256 с.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
- Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.
- Приложение
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту |
Диагностический этап. | 4 | ||||
1. | Логопедическое обследование речи. | Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Определение направлений коррекционной работы. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | 4 | 01.09 07.09 08.09 14.09 2022г. | |
Коррекционный этап | 60 | ||||
I. Раздел: Речь. Предложение. Слово. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Речь. Предложение. Слово. | Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово. Составление схемы предложения. Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Слова, называющие предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Слова, называющие действия предметов. Подбор слов-действий к предмету. Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 15.09 21.09 22.09 28.09 29.09 05.10 2022г. | |
2. | Предлог. | Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников - предлогов: НА, В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 3-4 слов на основе тематических иллюстраций. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ. Тип урока: комбинированный урок. | 4 | 06.10 12.10 13.10 19.10 2022г. | |
II Раздел: Звуки речи и буквы. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки. Слог. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Представления о речевых звуках. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Образование слога. Ударный и безударные слоги. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | 3 | 20.10 21.10 27.10 2022г. | |
2. | Твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I ряда. Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Закрепление знаний орфографии. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ. Тип урока: Повторение. | 10 | 09.11 10.11 16.11 17.11 23.11 24.11 30.11 01.12 07.12 08.12 2022г. | |
3. | Итоговое занятие. (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда) | Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление, профилактика нарушения зрения. Тип урока: закрепления и обобщения. | 2 | 14.12 15.12 2022г. | |
4. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак на конце числительных. Мягкий знак в середине слова после согласного. Преобразование слов: пень-пеньки, день – деньки, огонь – огоньки. Упражнение со словами с пропущенными буквами. Закреплять знания о «ь» и его роли в словах, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Деление слова на слоги. Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам и картинкам. Материалы и пособия: предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | 2 | 21.12 22.12 2022г. | |
5 | Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме. | Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги. Материалы и пособия: презентация, раздаточный материал, ИКТ. Тип урока: Урок закрепления. | 4 | 11.01 12.01 18.01 19.01 2023г. | |
6 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: - дифференциация букв: о-а - дифференциация букв: и, у, ы - дифференциация букв: н-и - дифференциация букв: И-Ш, и-ш - дифференциация букв: И-Й, и-й - дифференциация букв: И-Ц, и-ц - дифференциация букв: Е-З, - дифференциация букв: Е-Ё, е-ё - дифференциация букв: Е-Э, е-э - дифференциация букв: С-Э, с-э, с-е Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. | 6 | 25.01 26.01 01.02 02.02 08.02 09.02 2023г. | |
6 | Дифференциация парных согласных звуков | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Учить дифференцировать согласные [п-б]- [п’-б’], [в-ф]- [в’-ф’], [г-к]- [г’-к’], [д-т]- [д’-т’], [з-с]-[з’-с’], [ж-ш] изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Упражнения для профилактики акустической дисграфии. Понятие "один-много", единственное-множественное число.Образование уменьшительно-ласкательных слов. Правописание парной согласной в корне слова. Упражнения для профилактики аграмматизмов. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 15.02 16.02 22.02 01.03 02.03 09.03 2023г. | |
7 | Дифференциация согласных по акустическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [к-х], [к'-х'] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т'] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ш] Дифференциация согласных [л-р], [л'-р'] Уточнять понятия глухие - звонкие согласные звуки. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развивать навыки работы со словами-паронимами. Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 8 | 15.03 16.03 22.03 23.03 05.04 06.04 12.04 13.04 2023г. | |
8 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.: - дифференциация букв: К-Н, к-н - дифференциация букв: П-Т, п-т - дифференциация букв: Л-М, л-м - дифференциация букв: б-д - дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ - дифференциация букв: Ш-Щ,ш-щ Обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 19.04 20.04 26.04 27.04 03.05 04.05 2023г. | |
9 | Обобщение знаний о гласных и согласных звуках. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных и гласных, согласных парных звуков. Выделение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить строить связное высказывание. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ. Тип урока: Урок обобщения. | 3 | 10.05 11.05 17.05 2023г. | |
Оценочный этап | 4 | ||||
Логопедическое обследование в конце учебного года. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Логопедическое обследование в конце учебного года. | Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки. Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН. | 4 | 18.05 24.05 25.05 31.05 2023г. | |
Итого | 68 |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор школы-интерната ________________________ «______»____________2022г. | Согласовано: Зам.директора по УР ____________________ «______»____________2022г. | Рассмотрено на заседании м/о Протокол №_____ от «____»_______2022г. __________________ |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Коррекционно-логопедическая работа.
Класс: 2 Класс (с интеллектуальной недостаточностью)
Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.
Количество часов за год: 68 часов.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
Тематическое планирование составила учитель-логопед Аверкина Г.Н.
2022-2023 учебный год
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту |
Диагностический этап. | 4 | ||||
1. | Логопедическое обследование речи. | Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Определение направлений коррекционной работы. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | 4 | 01.09 07.09 08.09 14.09 2022г. | |
Коррекционный этап | 60 | ||||
I. Раздел: Речь. Предложение. Слово. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Речь. Предложение. Слово. | Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово. Составление схемы предложения. Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Слова, называющие предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, называющие действия предметов. Подбор слов-действий к предмету. Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 15.09 21.09 22.09 28.09 29.09 05.10 2022г. | |
2. | Предлог. | Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников - предлогов: НА, В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 3-4 слов на основе тематических иллюстраций. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ. Тип урока: комбинированный урок. | 4 | 06.10 12.10 13.10 19.10 2022г. | |
II Раздел: Звуки речи и буквы. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки. Слог. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Представления о речевых звуках. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Образование слога. Ударный и безударные слоги. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | 3 | 20.10 21.10 27.10 2022г. | |
2. | Твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I ряда. Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Закрепление знаний орфографии. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ. Тип урока: Повторение. | 10 | 09.11 10.11 16.11 17.11 23.11 24.11 30.11 01.12 07.12 08.12 2022г. | |
3. | Итоговое занятие. (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда) | Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление, профилактика нарушения зрения. Тип урока: закрепления и обобщения. | 2 | 14.12 15.12 2022г. | |
4. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак на конце числительных. Мягкий знак в середине слова после согласного. Преобразование слов: пень-пеньки, день – деньки, огонь – огоньки. Упражнение со словами с пропущенными буквами. Закреплять знания о «ь» и его роли в словах, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Деление слова на слоги. Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам и картинкам. Материалы и пособия: предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | 2 | 21.12 22.12 2022г. | |
5 | Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме. | Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги. Материалы и пособия: презентация, раздаточный материал, ИКТ. Тип урока: Урок закрепления. | 4 | 11.01 12.01 18.01 19.01 2023г. | |
6 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: - дифференциация букв: о-а - дифференциация букв: и, у, ы - дифференциация букв: н-и - дифференциация букв: И-Ш, и-ш - дифференциация букв: И-Й, и-й - дифференциация букв: И-Ц, и-ц - дифференциация букв: Е-З, - дифференциация букв: Е-Ё, е-ё - дифференциация букв: Е-Э, е-э - дифференциация букв: С-Э, с-э, с-е Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. | 6 | 25.01 26.01 01.02 02.02 08.02 09.02 2023г. | |
6 | Дифференциация парных согласных звуков | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Учить дифференцировать согласные [п-б]- [п’-б’], [в-ф]- [в’-ф’], [г-к]- [г’-к’], [д-т]- [д’-т’], [з-с]-[з’-с’], [ж-ш] изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Упражнения для профилактики акустической дисграфии. Понятие "один-много", единственное-множественное число.Образование уменьшительно-ласкательных слов. Правописание парной согласной в корне слова. Упражнения для профилактики аграмматизмов. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 15.02 16.02 22.02 01.03 02.03 09.03 2023г. | |
7 | Дифференциация согласных по акустическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [к-х], [к'-х'] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т'] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ш] Дифференциация согласных [л-р], [л'-р'] Уточнять понятия глухие - звонкие согласные звуки. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развивать навыки работы со словами-паронимами. Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 8 | 15.03 16.03 22.03 23.03 05.04 06.04 12.04 13.04 2023г. | |
8 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.: - дифференциация букв: К-Н, к-н - дифференциация букв: П-Т, п-т - дифференциация букв: Л-М, л-м - дифференциация букв: б-д - дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ - дифференциация букв: Ш-Щ,ш-щ Обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 19.04 20.04 26.04 27.04 03.05 04.05 2023г. | |
9 | Обобщение знаний о гласных и согласных звуках. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных и гласных, согласных парных звуков. Выделение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить строить связное высказывание. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ. Тип урока: Урок обобщения. | 3 | 10.05 11.05 17.05 2023г. | |
Оценочный этап | 4 | ||||
Логопедическое обследование в конце учебного года. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Логопедическое обследование в конце учебного года. | Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки. Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН. | 4 | 18.05 24.05 25.05 31.05 2023г. | |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" ФГОС
Рабочая программа и КТП по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" составлена в соответствии с требованиями ФГОС,из расчета 34 учебные недели в год,5 часов в неделю....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для учащихся 1 классов
Программа "Школа 21 век"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе но...
Программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)" составлены в соответствии с последними...