Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г. При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_rabochaya_programma3_klass_8_vid.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 3 класса (VIII вид)
Учитель-логопед Аверкина Г. Н.
2017 – 2018 учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»
- Пояснительная записка……………………………………………3
- Содержание программы……………………………………….......4
- Календарно-тематическое планирование…………………………7
- Планируемые результаты ………………………………………...10
Список литературы…………..……………………………………...........11
- Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г. При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Задачи:
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, общую координацию движений, мелкую моторику.
- Формировать правильное звукопроизношение.
- Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей.
- Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Развивать познавательную деятельность.
Актуальность
В настоящее время проблема возникновения и коррекции устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.
- Содержание программы
Содержание логопедической работы взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, так же включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед связывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторикой ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.
Программа включает 102 часа, при проведении занятий 3 раза в неделю.
На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика.
Программа состоит из 4 этапов:
- Диагностический этап.
Задачи:
- Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
- Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- Определение индивидуальных особенностей таких психических процессов, как: мышление, внимание, память.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 8 часов.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- коррекция звукопроизношения:
подготавливает учащихся к овладению звуковой стороной речи; на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров, заднеязычных согласных.
- коррекция фонематических процессов:
развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.
- устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- обогащение словаря.
Длительность этапа – 82 часа.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
- Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 6 часа.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Проведение проверки навыков письма и чтения.
- Анализирование различных видов работ детей.
Длительность этапа – 6 часа.
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 3 класса (VIII вид) на 2017-2018 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | дата |
I. | Диагностический этап | 8 | ||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. | 1 | |
2. | Обследование экспрессивной речи. | Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, Объема связной речи. | 1 | |
3. | Обследование словарного запаса. | Выявление соответствовали словаря возрастной норме, точности употребления лексических значений слов. | 1 | |
4. | Обследование грамматического строя речи. | Правильность построения грамматической структуры предложения, характер использования падежных форм судествительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа. | 2 | |
5. | Обследование слоговой структуры слов. | Выявление степени владения слоговой структурой. | 1 | |
6. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявление наличия нарушений звукопроизношения. | 2 | |
II. | Коррекционный этап | 82 | ||
1. | Звуки речи. | Строение речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. Знакомство с речевыми звуками. Образование гласных и согласных звуков. Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых звуков в слове. | 8 | |
2. | Знакомство со словом. | Знакомство с термином «слово». Дифференциация понятия «звук» и «слово». Работа над ритмическим оформлением слова. | 8 | |
3. | Дифференциация сходных по звучанию слов. | Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу). | 4 | |
4. | Деление слов на части (слоги). | Показать учащимся, что слово состоит из частей – «слогов». Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. | 4 | |
5. | Знакомство с предложением. | Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов. | 4 | |
6. | Звуки речи и буквы. Гласные. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Дифференциация гласных I и II ряда. | 10 | |
7. | Звуки речи и буквы. Согласные. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Дифференциация согласных по твердости и мягкости. Дифференциация согласных по звонкости и глухости. Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Дифференциация сонорных звуков. | 14 | |
8. | Звуки речи и буквы. Дифференциация оптически сходных букв | Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, б-д, ц-щ,и-ш.) на уровне слова, предложения, текста. | 10 | |
9. | Звуки речи и буквы. Закрепление. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 6 | |
10. | Слово. Словосочетание. Предложение. | Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составление словосочетаний. Слова, обозначающие действие предмета. Работа по сказкам. Формирование умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале. Работа со схемами предложения и словосочетания. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | 14 | |
III. | Этап повторения и закрепления. | 6 | ||
1. | Повторение и закрепление ЗУН. | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | 6 | |
VI. | Оценочный этап. | 6 | ||
1. | Оценочный этап. | Проведение итоговых диагностических работ. Выполнение тестовых заданий. | 6 | |
Итого: | 102 |
- Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
- Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
- Улучшение подвижности артикуляционного аппарата и произносительных навыков.
- Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
- Выработка навыка выполнения оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, мелкой и общей моторики.
- Улучшение сформированности высших психических функций.
Список литературы
- Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
- Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
- Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
- Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.
- Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
- Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
- Моисеева, Т. В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
- Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
- Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов / Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
- Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образовани я для детей с ОВЗ 2014 г.
- Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)
Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год
Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса VII вида (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися второго класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГО...