Рабочая программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года)
Данная рабочая программа может быть использованна для работы учителя-логопеда, дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_uo_programma_logopediya.docx | 37.53 КБ |
4_klass_uo_ktp_logopediya.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена Утверждена
и рекомендована приказом №____
педагогическим советом от «__»_________г.
протокол №_________ директор школы
от «__»______________г. _______О. М. Жукова
Рабочая программа
Коррекционно-логопедическая работа
с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
Составила:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2022-2023учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися
4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
- Пояснительная записка……………………………………………….3
- Содержание программы……………………………………….......... .5
- Планируемые результаты ………………………………………..…...7
- Список литературы……………………………………….………….. 8
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование........................................................9
- Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года);
- Программа Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью) ( ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат»);
- Письмо Министерства образования РФ «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» от 20.06.2002г., №29/2194-6;
Цель программы:
Восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи, развитие фразовой речи, продолжение работы над развитием коммуникативно-речевых навыков, продолжение работы по коррекции дефектов фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи:
Логопед осуществляет дальнейшую коррекционную работу по развитию артикуляции, фонематических процессов, общей и мелкой моторики, речевого дыхания и просодики. Отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Систематическое обогащение лексикона через расширение знаний лексических тем. Обогащение словаря учащихся осуществляет через практическое освоение состава слова: корень и однокоренные слова, роль окончания в словоизменении. Проводится коррекционная работа по устранению фонематической, мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проводится работа по предупреждению оптической дисграфии. Логопед осуществляет работу по развитию грамматического строя речи. Правильное использование (по ситуации) слов и словосочетаний, развитие навыка грамотного использования предлогов. Знакомство с общеизвестными фразеологизмами. Развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей. Логопед активно направляет речевую диалоговую деятельность детей: создает ситуации для развития навыков постановки вопроса, формулирование ответа в форме простого предложения, развитие терпения слушать собеседника (этикет ведения беседы).
Актуальность
В настоящее время проблема коррекция деффектов устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.
- Содержание программы
Содержание логопедической работы взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной коррекции всех компонентов речевой деятельности: включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию звуков, сходных по акустическому, артикуляторному, арикуляторно-акустическому признакам, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по озвучиванию действий.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.
Программа включает 68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю, одно занятие продолжительностью 40 минут.
Программа состоит из 3 этапов:
- Диагностический этап.
Задачи:
- Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
- Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия.
- Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
- Определение объема и видов памяти, мышления и внимания.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 4 часов.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- коррекция звукопроизношения:
на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков.
- коррекция фонематических процессов:
развитие фонематического слуха одновременно с выработкой правильного произношения.
- устранение фонематической и мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- развитие речевого дыхания;
- улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи;
- обогащение лексикона.
Длительность этапа – 60 часа.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Проведение проверки навыков письма и чтения.
- Анализирование различных видов работ детей.
Длительность этапа – 4 часа.
- Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
- Улучшение звукопроизношения и слухопроизносительной дифференциации звуков.
- Улучшение навыков пространственных и временных представлений.
- Улучшение подвижности и ориентации общей, мелкой и артикуляторной моторики.
- Улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи.
- Улучшение навыка дифференциации гласных и согласных, согласных звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.
- Выделение ударной гласной, ударного слога.
- Распознавать «открытый слог» и «закрытый слог».
- Уметь выполнять простой (по слогам) перенос части слова на другую строку.
- Выполнять элементарный звуко-буквенный анализ и синтез слов.
- Закрепить (практическое) значение гласных II ряда при смягчении согласных.
- Закрепить практическое значение мягкого знака для смягчения согласных на письме.
- Улучшить навык дифференциации оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, и-ш, и-ц, ш-щ, б-д).
- Уметь составлять рассказы по серии картинок (состоящей из 2-6 картинок) или по опорным словам с последующей записью под руководством логопеда.
- Уметь использовать в речи антонимы, синонимы, фразиологизмы.
- Умение находить корень в однокоренных словах.
- Уметь восстанавливать несложный деформированный текст (из 2-3 предложений), последовательное расположение предложений по смыслу.
- Уметь участвовать в беседе: слушать говорящего (одноклассника, учителя), задавать вопрос по теме разговора, уметь ответить на поставленный вопрос простым предложением.
- Список литературы
- Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
- Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
- Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
- Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
- Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
- Моисеева, Т. В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
- Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов / Е.А.Пожиленко . - Спб.:КАРО, 2006.–256 с.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
- Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.
- Приложение
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту |
Диагностический этап. | 4 | ||||
1. | Логопедическое обследование речи. | Обследование и выявление речевых нарушений. Определение направлений коррекционной работы. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | 4 | 05.09 06.09 12.09 13.09 2022г. | |
Коррекционный этап | 60 | ||||
I. Раздел: Речь. Предложение. Слово. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Речь. Предложение. Слово. | Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово. Составление схемы предложения. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Слова, называющие предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, называющие действия предметов. Подбор слов-действий к предмету. Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам. Слова, обозначающие признак предметов. Подбор слов-признаков к предмету. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 19.09 20.09 26.09 27.09 03.10 04.10 2022г. | |
2. | Предлог. | Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников – предлогов. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ. Тип урока: комбинированный урок. | 4 | 10.10 11.10 17.10 18.10 2022г. | |
II Раздел: Звуки речи и буквы. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки. Слог. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Представления о речевых звуках. Понятие о гласных и согласных звуках. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | 2 | 24.10 25.10 2022г. | |
2. | Твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I ряда. Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные. Закрепление знаний орфографии. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ. Тип урока: Повторение. | 6 | 07.11 18.11 14.11 15.11 21.11 22.11 2022г. | |
3. | Итоговое занятие. (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда) | Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление. Тип урока: закрепления и обобщения. | 2 | 28.11 29.11 2022г. | |
4. | Обозначение мягкости и твердости согласных при помощи мягкого и твёрдого знаков. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Упражнение со словами с пропущенными буквами. Роль «Ъ» в словах. Учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам и картинкам. Материалы и пособия: предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | 6 | 05.12 06.12 12.12 13.12 19.12 20.12 2022г. | |
5 | Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме. | Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги. Материалы и пособия: презентация, раздаточный материал, ИКТ. Тип урока: Урок закрепления. | 2 | 26.12 27.12 2022г. | |
6 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: о-а; и- у, и- ы, н-и, И-Ш, и-ш, И-Й, и-й, И-Ц, и-ц, Е-З, Е-Ё, е-ё, Е-Э, е-э, С-Э, с-э, с-е Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. | 6 | 09.01 10.01 16.01 17.01 23.01 24.01 2023г. | |
6 | Дифференциация парных согласных звуков | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Учить дифференцировать согласные [п-б]- [п’-б’], [в-ф]- [в’-ф’], [г-к]- [г’-к’], [д-т]- [д’-т’], [з-с]-[з’-с’], [ж-ш] изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Упражнения для профилактики акустической дисграфии. Правописание парной согласной в корне слова. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 30.01 31.01 06.02 07.02 13.02 14.02 2023г. | |
7 | Дифференциация согласных по акустическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [к-х], [к'-х'] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т'] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ш] Дифференциация согласных [л-р], [л'-р'] Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 10 | 20.02 21.02 27.02 28.02 06.03 07.03 13.03 14.03 20.03 21.03 2023г. | |
8 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.: - дифференциация букв: К-Н, к-н - дифференциация букв: П-Т, п-т - дифференциация букв: Л-М, л-м - дифференциация букв: б-д - дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ - дифференциация букв: Ш-Щ,ш-щ Обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 7 | 03.04 04.04 10.04 11.04 17.04 18.04 24.04 2023г. | |
9 | Обобщение знаний о гласных и согласных звуках. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных и гласных, согласных парных звуков. Выделение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить строить связное высказывание. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ. Тип урока: Урок обобщения. | 4 | 25.04 02.05 15.05 16.05 2023г. | |
Оценочный этап | 4 | ||||
Логопедическое обследование в конце учебного года. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Логопедическое обследование в конце учебного года. | Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки. Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН. | 4 | 22.05 23.05 29.05 30.05 2023г. | |
Итого | 68 |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор школы-интерната ________________________ «______»____________2022г. | Согласовано: Зам.директора по УР ____________________ «______»____________2022г. | Рассмотрено на заседании м/о Протокол №_____ от «____»_______2022г. __________________ |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Коррекционно-логопедическая работа.
Класс: 4 Класс (с интеллектуальной недостаточностью)
Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.
Количество часов за год: 68 часов.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
Тематическое планирование составила учитель-логопед Аверкина Г.Н.
2022-2023 учебный год
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту |
Диагностический этап. | 4 | ||||
1. | Логопедическое обследование речи. | Обследование и выявление речевых нарушений. Определение направлений коррекционной работы. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | 4 | 05.09 06.09 12.09 13.09 2022г. | |
Коррекционный этап | 60 | ||||
I. Раздел: Речь. Предложение. Слово. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Речь. Предложение. Слово. | Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово. Составление схемы предложения. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Слова, называющие предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, называющие действия предметов. Подбор слов-действий к предмету. Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам. Слова, обозначающие признак предметов. Подбор слов-признаков к предмету. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 19.09 20.09 26.09 27.09 03.10 04.10 2022г. | |
2. | Предлог. | Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников – предлогов. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ. Тип урока: комбинированный урок. | 4 | 10.10 11.10 17.10 18.10 2022г. | |
II Раздел: Звуки речи и буквы. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки. Слог. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Представления о речевых звуках. Понятие о гласных и согласных звуках. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | 2 | 24.10 25.10 2022г. | |
2. | Твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I ряда. Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные. Закрепление знаний орфографии. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ. Тип урока: Повторение. | 6 | 07.11 18.11 14.11 15.11 21.11 22.11 2022г. | |
3. | Итоговое занятие. (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда) | Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление. Тип урока: закрепления и обобщения. | 2 | 28.11 29.11 2022г. | |
4. | Обозначение мягкости и твердости согласных при помощи мягкого и твёрдого знаков. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Упражнение со словами с пропущенными буквами. Роль «Ъ» в словах. Учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам и картинкам. Материалы и пособия: предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | 6 | 05.12 06.12 12.12 13.12 19.12 20.12 2022г. | |
5 | Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме. | Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги. Материалы и пособия: презентация, раздаточный материал, ИКТ. Тип урока: Урок закрепления. | 2 | 26.12 27.12 2022г. | |
6 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: о-а; и- у, и- ы, н-и, И-Ш, и-ш, И-Й, и-й, И-Ц, и-ц, Е-З, Е-Ё, е-ё, Е-Э, е-э, С-Э, с-э, с-е Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. | 6 | 09.01 10.01 16.01 17.01 23.01 24.01 2023г. | |
6 | Дифференциация парных согласных звуков | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Учить дифференцировать согласные [п-б]- [п’-б’], [в-ф]- [в’-ф’], [г-к]- [г’-к’], [д-т]- [д’-т’], [з-с]-[з’-с’], [ж-ш] изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Упражнения для профилактики акустической дисграфии. Правописание парной согласной в корне слова. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 6 | 30.01 31.01 06.02 07.02 13.02 14.02 2023г. | |
7 | Дифференциация согласных по акустическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [к-х], [к'-х'] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т'] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ш] Дифференциация согласных [л-р], [л'-р'] Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 10 | 20.02 21.02 27.02 28.02 06.03 07.03 13.03 14.03 20.03 21.03 2023г. | |
8 | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.: - дифференциация букв: К-Н, к-н - дифференциация букв: П-Т, п-т - дифференциация букв: Л-М, л-м - дифференциация букв: б-д - дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ - дифференциация букв: Ш-Щ,ш-щ Обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | 7 | 03.04 04.04 10.04 11.04 17.04 18.04 24.04 2023г. | |
9 | Обобщение знаний о гласных и согласных звуках. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных и гласных, согласных парных звуков. Выделение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить строить связное высказывание. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ. Тип урока: Урок обобщения. | 4 | 25.04 02.05 15.05 16.05 2023г. | |
Оценочный этап | 4 | ||||
Логопедическое обследование в конце учебного года. | Кол-во часов по плану | Дата/ неделя | Кол-во часов по факту | ||
1. | Логопедическое обследование в конце учебного года. | Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки. Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН. | 4 | 22.05 23.05 29.05 30.05 2023г. | |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для учащихся 1 классов
Программа "Школа 21 век"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:- Федера...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...