Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и Программы формирования универсальных учебных действий. Поэтому при разработке программы были использованы следующие нормативные документы и методические рекомендации:

1.      Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");

2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023)

Данный материал будет интересен логопедам общеобразовательной организации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрена

и рекомендована

педагогическим советом

протокол №_________  

от «__»______________г.

Утверждена                                                                      приказом  №____                            

от «__»_________г.

Директор школы

_______О.М.Жукова

                                                                                                   

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2023-2024 учебный год

Содержание  рабочей программы

 «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися

с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

  1. Пояснительная записка……………………………………………….3
  2. Содержание программы………………………………………............7
  3. Планируемые результаты ………………………………………..…...14
  4. Список литературы……………………………………….……………16
  5. Приложение:

Календарно-тематическое планирование.............................................19

Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и Программы формирования универсальных учебных действий. Поэтому при разработке программы были использованы следующие нормативные документы и методические рекомендации:

  1. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2016-2021 гг. (утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016г. ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы);
  3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023);
  4.  Программа коррекционной работы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы,  утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016 г., которая разработана в соответствии с требованиями ФЗ-283 «Об образовании в Российской Федерации»», ФГОС НОО ОВЗ, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения ОУ;
  5. Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1-4 классов» ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы;
  6. Распоряжение Министерства Просвещения РФ № Р-75 от 06 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  7. Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  8. Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»;
  9. Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»;
  10.  Пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»;
  11. Работы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»;
  12. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Садовниковой И.Н.

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебно-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой метопредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Цель программы: Коррекционно-логопедическая работа с учащимися для устранения недостатков устной и письменной речи.

Задачи: 

В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционно-логопедические задачи:

Личностные:

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- развивать целеустремленность в достижении цели;

- приобщать учащихся к российским традиционным культурным ценностям, к правилам и нормам поведения в российском обществе.

Предметные:

  1. Продолжать осуществлять коррекцию нарушений устной речи;
  2. Продолжать осуществлять коррекцию нарушений чтения и письма. Этот процесс включает:

- развитие фонематического восприятия,

- развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова,

-  развитие зрительного гнозиса, связанный с дифференциацией букв;

- развитие просодических характеристик речи;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков;

Метопредметные:

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.

- способствовать развитию коммуникативных навыков.

Актуальность

В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к формированию универсальных учебных действий у младшего школьника. Фонетический, лексический, грамматический, семантический компоненты языка тесно взаимосвязаны на всех этапах развития речи ребёнка. Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания. У школьников отмечается несформированность мыслительных процессов: отставание в развитии словесно-логического мышления, поэтому без специального обучения ученики с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Обучающимся с нарушением речи присуще отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в нарушении в пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук) и артикуляторных), снижении скорости и ловкости. Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. Школьники испытывают трудности при формулировании высказывания, так как страдает коммуникативная функция языка. Это отражается на процессе обучения и социализации в целом, и поэтому так важна логопедическая коррекция в начальной школе.

Содержание программы

Программа включает 17 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительность занятия 20-40 минут) и 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными для логопедической коррекции по общему признаку -  превалирующему дефекту речи (продолжительность занятия 40 минут) для обобщения и закрепления УУД, полученных на индивидуальных занятиях.

Программа состоит из трех этапов:

  1. Диагностический этап

Логопедическое обследование в начале учебного года.

Задачи:

  1.  Обследование состояния речи и неречевых функций:

- Определение фонематического восприятия, состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений.

- Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

- Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  1. Заполнение речевых карт.
  2. Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
  3. Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

  1. Коррекционно-логопедический этап.

Коррекционно-логопедический этап разделен на разделы для решения определенных задач.

На каждом этапе коррекционно-логопедической коррекции осуществляются следующие задачи:

- Развитие фонематического восприятия.

- Выработка правильных артикуляционных навыков.

- Коррекция дефектов звукопроизношения.

- Обогащение фразовой и связной речи учеников путем расширения знаний о синтаксических конструкциях, многозначности, синонимии, антонимии, омонимии.

I Раздел: Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие, так как оно является основой четкого произнесения звуков, формированием правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка.
  • Повторить знания о гласных и согласных звуках. Безударные и ударные гласные. Повторить о твердых-мягких, звонких-глухих согласных звуках. Способы обозначения мягкости согласного на письме. Правописание гласных в корне слова.
  • Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, деление слов на слоги
  • Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.

II Раздел: Дифференциация оптически сходных букв

Задачи:

  • Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие оптического гнозиса и кинестетически-когнитивных функций

Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам: и- у; У – Ч; б – д; п – т; П – Т; л – м; Л – М; х – ж; Е – З; Е – Ё; и – ш; И – Й; ш – щ; Ш – Щ; ц – щ; Ц – Щ; к – н; К – Н.

  • Выполнение упражнений для профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв.
  • Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.
  • Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.
  • Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.

III Раздел:  Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных

Задачи:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Дифференциация парных согласных звуков: [ д – т, д’ – т’ ], [в – ф, в’ – ф'], [г – к, г’ – к'], [з – с, з’ – с’], [б – п, б’ – п'], [ж – ш].
  •  Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
  • Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,
  • Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.
  • Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.
  • Повторить правописание парной согласной на конце корня слова.
  • Повторение и закрепление знаний о существительном.
  • Формирование умения находить в предложении предлоги.
  • Закреплять знания о склонении имен существительных (1, 2, 3 склонение) и правописании безударных падежных окончаний имен существительных, множественное число имен существительных.
  • Закрепление представлений о значении слов в предложении, понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.
  • Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.
  • Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.

IV Раздел: Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Задачи:

  • Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат.
  • Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку: [с-ш]; [с-ц]; [з-ж]; [ч’-ш]; [ч’-ц]; [ч’-щ’]; [ч’-т’]; [ц-тс]; [ц-т]; [ж-ш]; [з-ж]; [с-ш].
  • Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
  • Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,
  • Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.
  • Повторять и закреплять знания об имени прилагательном, правописание окончаний прилагательных в соответствии с родом (мужской, женский, средний); правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; правописание имен прилагательных во множественном числе.
  • Закрепление понимания о связи слов в предложении.
  • Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.

V Раздел: Дифференциация сонорных звуков

Задачи:

  • Уточнение артикуляционного уклада во время произнесения сонорных звуков
  • Развитие фонематических процессов, связанных с дифференциацией сонорных звуков: [л-р]; [л'-р']; [й'-л']; [л-р], [л-л']
  • Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
  • Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,
  • Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.
  • Повторять и закреплять знания о местоимении, правописание местоимений с предлогами.
  • Повторять и закреплять знания о глаголе, изменение глагола по временам, лицам и числам, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, правописание глагола в прошедшем времени.
  • Закрепление понимания о связи слов в предложении, чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.

VI Раздел: Текст

Задачи:

  • Обобщение знаний о существительном, глаголе, прилагательном, местоимении.
  • Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение.
  • Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.
  • Закрепление навыка чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения составлять развернутые предложения и объединять их в связный рассказ.
  • Определять тему и основную мысль текста.
  • Самостоятельно формулировать заголовок текста с опорой на тему и основную мысль.
  • Корректировать порядок предложений и частей текста.
  • Осуществлять подробный пересказ текста.
  • Формулировать простые выводы на основе прочитанной информации.
  1. Диагностический этап

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае).

Осуществляется обследование и анализ навыков устной и письменной речи и неречевых функций

Задачи:

  • Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
  • Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.
  • Заполнение речевых карт.
  • Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.

Планируемые результаты

В результате коррекционно-логопедических занятий к концу учебного года у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована мотивация учебной деятельности; умение ставить цель и поступательно добиваться; положительное отношение к российским традиционным культурным ценностям, к правилам и нормам поведения в российском обществе.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют учебными действиями, направленными на организацию своей работы не только на коррекционно-логопедическом занятии, но и на занятиях по другим учебным предметам.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать познавательные тексты, выделяя и запоминая информационное ядро текста.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут навыки беседы: начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, завершить разговор, умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение выразить свое мнение и аргументировать его; умение слушать собеседника и получать информацию от собеседника, вести диалог, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Результаты коррекционно-логопедической работы к концу учебного года:

  1. Отсутствие дефектов звукопроизношения;
  2. Умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
  3. Умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов;
  4. Умение произвольно использовать просодические характеристики голоса;
  5. Умение формулировать связное высказывание, правильно используя паузы, логические ударения, интонацию;
  6. Знать и различать гласные и согласные звуки русского языка, давать им характеристику;
  7. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, слово, существительное, прилагательное, глагол, словосочетание, предложение, текст.
  8. Определять ударные и безударные гласные, слоги;
  9. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  10. Дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв;  
  11. Уметь пересказывать текст и использовать основные закономерности грамматического и лексического строя речи;
  12. Использовать лексикон в соответствии с жизненной ситуацией;
  13. Уметь применять на практике изученные орфограммы.

Список литературы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2016-2021 гг. (утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016г. ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы);
  2. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
  3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. - М., 2004.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. Выпуск 2. Часть 1. - М., 2004.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. Выпуск 2. Часть 2. - М., 2005.
  7. Ефименкова Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»;
  8. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
  9. Коррекция нарушений речи у младших школьников/ Авт.- сост.С.Е.Дорофеева, Л.В.Семенюта, Л.А.Маленьких. – М., 2011.
  10. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  11. Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. М., 2007
  12. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  13. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2
  14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
  15. Программа коррекционной работы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы,  утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016 г.;
  16. Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1-4 классов» ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы;
  17. Распоряжение Министерства Просвещения РФ № Р-75 от 06 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие.М.,1997.
  19. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023);
  20. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023);
  21. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  22. Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы

с учащимися четвёртого  класса с задержкой психического развития (ФГОС)

I Диагностический этап

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Логопедическое обследование в начале учебного года.

Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память. Определение направлений коррекционной работы. Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.

Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки.

Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года.

40

II Коррекционный этап

II Коррекционный этап. I Раздел: Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов.

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов.

Развивать фонематическое восприятие, так как оно является основой четкого произнесения звуков, формированием правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка.

Повторить знания о гласных и согласных звуках. Безударные и ударные гласные. Повторить о твердых-мягких, звонких-глухих согласных звуках. Способы обозначения мягкости согласного на письме. Правописание гласных в корне слова.

Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, деление слов на слоги

Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.

Выработка правильных артикуляционных навыков. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Обогащение фразовой и связной речи учеников путем расширения знаний о синтаксических конструкциях, многозначности, синонимии, антонимии, омонимии. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

II Коррекционный этап . II Раздел: Дифференциация оптически сходных букв

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация оптически сходных букв

Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам: и- у; У – Ч; б – д; п – т; П – Т; л – м; Л – М; х – ж; Е – З; Е – Ё; и – ш; И – Й; ш – щ; Ш – Щ; ц – щ; Ц – Щ; к – н; К – Н.

Развитие психических функций (внимание, память, мышление). Развитие пространственных представлений. Развитие оптического гнозиса и кинестетически-когнитивных функций. Выполнение упражнений для профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв.

Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.

Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов. Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.

II Коррекционный этап. III Раздел:  Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных

Характеристика всех речевых звуков и уточнение их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация парных согласных звуков: [ д – т, д’ – т’ ], [в – ф, в’ – ф'], [г – к, г’ – к'], [з – с, з’ – с’], [б – п, б’ – п'], [ж – ш].

 Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.

Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.

Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.

Повторить правописание парной согласной на конце корня слова.

Повторение и закрепление знаний о существительном.

Формирование умения находить в предложении предлоги.

Закреплять знания о склонении имен существительных (1, 2, 3 склонение) и правописании безударных падежных окончаний имен существительных, множественное число имен существительных.

Закрепление представлений о значении слов в предложении, понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.

Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.

Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

II Коррекционный этап. IV Раздел: Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат.

Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку: [с-ш]; [с-ц]; [з-ж]; [ч’-ш]; [ч’-ц]; [ч’-щ’]; [ч’-т’]; [ц-тс]; [ц-т]; [ж-ш]; [з-ж]; [с-ш].

Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.

Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,

Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.

Повторять и закреплять знания об имени прилагательном, правописание окончаний прилагательных в соответствии с родом (мужской, женский, средний); правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; правописание имен прилагательных во множественном числе.

Закрепление понимания о связи слов в предложении.

Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

II Коррекционный этап. V Раздел: Дифференциация сонорных звуков

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация сонорных звуков

Уточнение артикуляционного уклада во время произнесения сонорных звуков.

Развитие фонематических процессов, связанных с дифференциацией сонорных звуков: [л-р]; [л'-р']; [й'-л']; [л-р], [л-л'].

Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.

Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные.

Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.

Повторять и закреплять знания о местоимении, правописание местоимений с предлогами.

Повторять и закреплять знания о глаголе, изменение глагола по временам, лицам и числам, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, правописание глагола в прошедшем времени.

Закрепление понимания о связи слов в предложении, чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

II Коррекционный этап. VI Раздел: Текст

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Работа с текстом

Обобщение знаний о существительном, глаголе, прилагательном, местоимении.

Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение.

Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.

Закрепление навыка чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять развернутые предложения и объединять их в связный рассказ.

Определять тему и основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать заголовок текста с опорой на тему и основную мысль.

Корректировать порядок предложений и частей текста.

Осуществлять подробный пересказ текста.

Формулировать простые выводы на основе прочитанной информации.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

III. Диагностический этап

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае).

Осуществляется обследование и анализ навыков устной и письменной речи и неречевых функций

Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

Заполнение речевых карт.

Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.

40

Итого



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы-интерната

________________________

«______»____________2023г.

Согласовано:

Зам.директора по УР

____________________

«______»____________2023г.

Рассмотрено на заседании м/о

Протокол №_____ от

«____»_______2023г.

__________________

Календарно-тематическое планирование

Предмет: Коррекционно-логопедическая работа.

Класс: 4  класс ФГОС

Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.

Количество часов за год: 680 часов.

Количество часов в неделю: 20 ч.

Планирование составлено на основе рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития,

4  класс (ФГОС)»

Тематическое планирование составила учитель-логопед Аверкина Г.Н.

2023-2024 учебный год

I Диагностический этап

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Логопедическое обследование в начале учебного года.

Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память. Определение направлений коррекционной работы. Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.

Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки.

Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года.

II Коррекционный этап

II Коррекционный этап I Раздел: Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов.

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов.

Развивать фонематическое восприятие, так как оно является основой четкого произнесения звуков, формированием правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка.

Повторить знания о гласных и согласных звуках. Безударные и ударные гласные. Повторить о твердых-мягких, звонких-глухих согласных звуках. Способы обозначения мягкости согласного на письме. Правописание гласных в корне слова.

Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, деление слов на слоги

Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.

Выработка правильных артикуляционных навыков. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Обогащение фразовой и связной речи учеников путем расширения знаний о синтаксических конструкциях, многозначности, синонимии, антонимии, омонимии. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

II Коррекционный этап . II Раздел: Дифференциация оптически сходных букв

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация оптически сходных букв

Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам: и- у; У – Ч; б – д; п – т; П – Т; л – м; Л – М; х – ж; Е – З; Е – Ё; и – ш; И – Й; ш – щ; Ш – Щ; ц – щ; Ц – Щ; к – н; К – Н.

Развитие психических функций (внимание, память, мышление). Развитие пространственных представлений. Развитие оптического гнозиса и кинестетически-когнитивных функций. Выполнение упражнений для профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв.

Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.

Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов. Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.

II Коррекционный этап. III Раздел:  Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных

Характеристика всех речевых звуков и уточнение их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация парных согласных звуков: [ д – т, д’ – т’ ], [в – ф, в’ – ф'], [г – к, г’ – к'], [з – с, з’ – с’], [б – п, б’ – п'], [ж – ш].

 Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.

Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.

Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.

Повторить правописание парной согласной на конце корня слова.

Повторение и закрепление знаний о существительном.

Формирование умения находить в предложении предлоги.

Закреплять знания о склонении имен существительных (1, 2, 3 склонение) и правописании безударных падежных окончаний имен существительных, множественное число имен существительных.

Закрепление представлений о значении слов в предложении, понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.

Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.

Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

II Коррекционный этап. IV Раздел: Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат.

Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку: [с-ш]; [с-ц]; [з-ж]; [ч’-ш]; [ч’-ц]; [ч’-щ’]; [ч’-т’]; [ц-тс]; [ц-т]; [ж-ш]; [з-ж]; [с-ш].

Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.

Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,

Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.

Повторять и закреплять знания об имени прилагательном, правописание окончаний прилагательных в соответствии с родом (мужской, женский, средний); правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; правописание имен прилагательных во множественном числе.

Закрепление понимания о связи слов в предложении.

Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

II Коррекционный этап. V Раздел: Дифференциация сонорных звуков

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Дифференциация сонорных звуков

Уточнение артикуляционного уклада во время произнесения сонорных звуков.

Развитие фонематических процессов, связанных с дифференциацией сонорных звуков: [л-р]; [л'-р']; [й'-л']; [л-р], [л-л'].

Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.

Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные.

Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.

Повторять и закреплять знания о местоимении, правописание местоимений с предлогами.

Повторять и закреплять знания о глаголе, изменение глагола по временам, лицам и числам, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, правописание глагола в прошедшем времени.

Закрепление понимания о связи слов в предложении, чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

II Коррекционный этап. VI Раздел: Текст

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Работа с текстом

Обобщение знаний о существительном, глаголе, прилагательном, местоимении.

Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение.

Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.

Закрепление навыка чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.

Формирование умения составлять развернутые предложения и объединять их в связный рассказ.

Определять тему и основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать заголовок текста с опорой на тему и основную мысль.

Корректировать порядок предложений и частей текста.

Осуществлять подробный пересказ текста.

Формулировать простые выводы на основе прочитанной информации.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

III. Диагностический этап

Тема занятия/раздела

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

Неделя

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае).

Осуществляется обследование и анализ навыков устной и письменной речи и неречевых функций

Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

Заполнение речевых карт.

Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс

Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)  третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....