Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и Программы формирования универсальных учебных действий. Поэтому при разработке программы были использованы следующие нормативные документы и методические рекомендации:
1. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023)
Данный материал будет интересен логопедам общеобразовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_zpr_fgos_faop_noo_programma_logopediya.docx | 39.98 КБ |
4_klass_zpr_fgos_faop_noo_ktp.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена и рекомендована педагогическим советом протокол №_________ от «__»______________г. | Утверждена приказом №____ от «__»_________г. Директор школы _______О.М.Жукова |
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)
Составила:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2023-2024 учебный год
Содержание рабочей программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися
с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
- Пояснительная записка……………………………………………….3
- Содержание программы………………………………………............7
- Планируемые результаты ………………………………………..…...14
- Список литературы……………………………………….……………16
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование.............................................19
Пояснительная записка
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и Программы формирования универсальных учебных действий. Поэтому при разработке программы были использованы следующие нормативные документы и методические рекомендации:
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2016-2021 гг. (утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016г. ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы);
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023);
- Программа коррекционной работы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы, утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016 г., которая разработана в соответствии с требованиями ФЗ-283 «Об образовании в Российской Федерации»», ФГОС НОО ОВЗ, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения ОУ;
- Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1-4 классов» ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы;
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ № Р-75 от 06 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»;
- Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»;
- Пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»;
- Работы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»;
- «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Садовниковой И.Н.
Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебно-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой метопредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Цель программы: Коррекционно-логопедическая работа с учащимися для устранения недостатков устной и письменной речи.
Задачи:
В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционно-логопедические задачи:
Личностные:
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- развивать целеустремленность в достижении цели;
- приобщать учащихся к российским традиционным культурным ценностям, к правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предметные:
- Продолжать осуществлять коррекцию нарушений устной речи;
- Продолжать осуществлять коррекцию нарушений чтения и письма. Этот процесс включает:
- развитие фонематического восприятия,
- развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова,
- развитие зрительного гнозиса, связанный с дифференциацией букв;
- развитие просодических характеристик речи;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков;
Метопредметные:
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Актуальность
В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к формированию универсальных учебных действий у младшего школьника. Фонетический, лексический, грамматический, семантический компоненты языка тесно взаимосвязаны на всех этапах развития речи ребёнка. Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания. У школьников отмечается несформированность мыслительных процессов: отставание в развитии словесно-логического мышления, поэтому без специального обучения ученики с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Обучающимся с нарушением речи присуще отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в нарушении в пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук) и артикуляторных), снижении скорости и ловкости. Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. Школьники испытывают трудности при формулировании высказывания, так как страдает коммуникативная функция языка. Это отражается на процессе обучения и социализации в целом, и поэтому так важна логопедическая коррекция в начальной школе.
Содержание программы
Программа включает 17 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительность занятия 20-40 минут) и 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными для логопедической коррекции по общему признаку - превалирующему дефекту речи (продолжительность занятия 40 минут) для обобщения и закрепления УУД, полученных на индивидуальных занятиях.
Программа состоит из трех этапов:
- Диагностический этап
Логопедическое обследование в начале учебного года.
Задачи:
- Обследование состояния речи и неречевых функций:
- Определение фонематического восприятия, состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений.
- Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
- Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.
- Заполнение речевых карт.
- Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
- Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
- Коррекционно-логопедический этап.
Коррекционно-логопедический этап разделен на разделы для решения определенных задач.
На каждом этапе коррекционно-логопедической коррекции осуществляются следующие задачи:
- Развитие фонематического восприятия.
- Выработка правильных артикуляционных навыков.
- Коррекция дефектов звукопроизношения.
- Обогащение фразовой и связной речи учеников путем расширения знаний о синтаксических конструкциях, многозначности, синонимии, антонимии, омонимии.
I Раздел: Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие, так как оно является основой четкого произнесения звуков, формированием правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка.
- Повторить знания о гласных и согласных звуках. Безударные и ударные гласные. Повторить о твердых-мягких, звонких-глухих согласных звуках. Способы обозначения мягкости согласного на письме. Правописание гласных в корне слова.
- Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, деление слов на слоги
- Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.
II Раздел: Дифференциация оптически сходных букв
Задачи:
- Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие оптического гнозиса и кинестетически-когнитивных функций
Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам: и- у; У – Ч; б – д; п – т; П – Т; л – м; Л – М; х – ж; Е – З; Е – Ё; и – ш; И – Й; ш – щ; Ш – Щ; ц – щ; Ц – Щ; к – н; К – Н.
- Выполнение упражнений для профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв.
- Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.
- Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
- Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.
- Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.
- Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.
III Раздел: Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных
Задачи:
- Развитие фонематического слуха.
- Дифференциация парных согласных звуков: [ д – т, д’ – т’ ], [в – ф, в’ – ф'], [г – к, г’ – к'], [з – с, з’ – с’], [б – п, б’ – п'], [ж – ш].
- Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
- Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,
- Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.
- Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.
- Повторить правописание парной согласной на конце корня слова.
- Повторение и закрепление знаний о существительном.
- Формирование умения находить в предложении предлоги.
- Закреплять знания о склонении имен существительных (1, 2, 3 склонение) и правописании безударных падежных окончаний имен существительных, множественное число имен существительных.
- Закрепление представлений о значении слов в предложении, понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому.
- Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
- Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.
- Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.
IV Раздел: Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат
Задачи:
- Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат.
- Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку: [с-ш]; [с-ц]; [з-ж]; [ч’-ш]; [ч’-ц]; [ч’-щ’]; [ч’-т’]; [ц-тс]; [ц-т]; [ж-ш]; [з-ж]; [с-ш].
- Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
- Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,
- Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.
- Повторять и закреплять знания об имени прилагательном, правописание окончаний прилагательных в соответствии с родом (мужской, женский, средний); правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; правописание имен прилагательных во множественном числе.
- Закрепление понимания о связи слов в предложении.
- Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
- Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.
V Раздел: Дифференциация сонорных звуков
Задачи:
- Уточнение артикуляционного уклада во время произнесения сонорных звуков
- Развитие фонематических процессов, связанных с дифференциацией сонорных звуков: [л-р]; [л'-р']; [й'-л']; [л-р], [л-л']
- Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
- Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные,
- Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог.
- Повторять и закреплять знания о местоимении, правописание местоимений с предлогами.
- Повторять и закреплять знания о глаголе, изменение глагола по временам, лицам и числам, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, правописание глагола в прошедшем времени.
- Закрепление понимания о связи слов в предложении, чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
- Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ.
VI Раздел: Текст
Задачи:
- Обобщение знаний о существительном, глаголе, прилагательном, местоимении.
- Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение.
- Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.
- Закрепление навыка чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
- Формирование умения составлять развернутые предложения и объединять их в связный рассказ.
- Определять тему и основную мысль текста.
- Самостоятельно формулировать заголовок текста с опорой на тему и основную мысль.
- Корректировать порядок предложений и частей текста.
- Осуществлять подробный пересказ текста.
- Формулировать простые выводы на основе прочитанной информации.
- Диагностический этап
Логопедическое обследование в конце учебного года.
Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае).
Осуществляется обследование и анализ навыков устной и письменной речи и неречевых функций
Задачи:
- Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.
- Заполнение речевых карт.
- Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.
Планируемые результаты
В результате коррекционно-логопедических занятий к концу учебного года у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована мотивация учебной деятельности; умение ставить цель и поступательно добиваться; положительное отношение к российским традиционным культурным ценностям, к правилам и нормам поведения в российском обществе.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют учебными действиями, направленными на организацию своей работы не только на коррекционно-логопедическом занятии, но и на занятиях по другим учебным предметам.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать познавательные тексты, выделяя и запоминая информационное ядро текста.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут навыки беседы: начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, завершить разговор, умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение выразить свое мнение и аргументировать его; умение слушать собеседника и получать информацию от собеседника, вести диалог, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Результаты коррекционно-логопедической работы к концу учебного года:
- Отсутствие дефектов звукопроизношения;
- Умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
- Умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов;
- Умение произвольно использовать просодические характеристики голоса;
- Умение формулировать связное высказывание, правильно используя паузы, логические ударения, интонацию;
- Знать и различать гласные и согласные звуки русского языка, давать им характеристику;
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, слово, существительное, прилагательное, глагол, словосочетание, предложение, текст.
- Определять ударные и безударные гласные, слоги;
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- Дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв;
- Уметь пересказывать текст и использовать основные закономерности грамматического и лексического строя речи;
- Использовать лексикон в соответствии с жизненной ситуацией;
- Уметь применять на практике изученные орфограммы.
Список литературы
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2016-2021 гг. (утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016г. ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы);
- Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
- Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. - М., 2004.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. Выпуск 2. Часть 1. - М., 2004.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. Выпуск 2. Часть 2. - М., 2005.
- Ефименкова Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»;
- КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
- Коррекция нарушений речи у младших школьников/ Авт.- сост.С.Е.Дорофеева, Л.В.Семенюта, Л.А.Маленьких. – М., 2011.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. М., 2007
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
- «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
- Программа коррекционной работы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы, утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016 г.;
- Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1-4 классов» ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы;
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ № Р-75 от 06 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие.М.,1997.
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023);
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023);
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
- Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
Приложение
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы
с учащимися четвёртого класса с задержкой психического развития (ФГОС)
I Диагностический этап | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Логопедическое обследование в начале учебного года. | Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память. Определение направлений коррекционной работы. Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | 40 | |||
II Коррекционный этап | |||||
II Коррекционный этап. I Раздел: Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов. | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов. | Развивать фонематическое восприятие, так как оно является основой четкого произнесения звуков, формированием правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка. Повторить знания о гласных и согласных звуках. Безударные и ударные гласные. Повторить о твердых-мягких, звонких-глухих согласных звуках. Способы обозначения мягкости согласного на письме. Правописание гласных в корне слова. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, деление слов на слоги Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Выработка правильных артикуляционных навыков. Коррекция дефектов звукопроизношения. Обогащение фразовой и связной речи учеников путем расширения знаний о синтаксических конструкциях, многозначности, синонимии, антонимии, омонимии. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | ||||
II Коррекционный этап . II Раздел: Дифференциация оптически сходных букв | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация оптически сходных букв | Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам: и- у; У – Ч; б – д; п – т; П – Т; л – м; Л – М; х – ж; Е – З; Е – Ё; и – ш; И – Й; ш – щ; Ш – Щ; ц – щ; Ц – Щ; к – н; К – Н. Развитие психических функций (внимание, память, мышление). Развитие пространственных представлений. Развитие оптического гнозиса и кинестетически-когнитивных функций. Выполнение упражнений для профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв. Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении. Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов. Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений. | ||||
II Коррекционный этап. III Раздел: Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных | Характеристика всех речевых звуков и уточнение их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Развитие фонематического слуха. Дифференциация парных согласных звуков: [ д – т, д’ – т’ ], [в – ф, в’ – ф'], [г – к, г’ – к'], [з – с, з’ – с’], [б – п, б’ – п'], [ж – ш]. Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой. Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака. Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова. Повторить правописание парной согласной на конце корня слова. Повторение и закрепление знаний о существительном. Формирование умения находить в предложении предлоги. Закреплять знания о склонении имен существительных (1, 2, 3 склонение) и правописании безударных падежных окончаний имен существительных, множественное число имен существительных. Закрепление представлений о значении слов в предложении, понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов. Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | ||||
II Коррекционный этап. IV Раздел: Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат | Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку: [с-ш]; [с-ц]; [з-ж]; [ч’-ш]; [ч’-ц]; [ч’-щ’]; [ч’-т’]; [ц-тс]; [ц-т]; [ж-ш]; [з-ж]; [с-ш]. Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой. Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Повторять и закреплять знания об имени прилагательном, правописание окончаний прилагательных в соответствии с родом (мужской, женский, средний); правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; правописание имен прилагательных во множественном числе. Закрепление понимания о связи слов в предложении. Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | ||||
II Коррекционный этап. V Раздел: Дифференциация сонорных звуков | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация сонорных звуков | Уточнение артикуляционного уклада во время произнесения сонорных звуков. Развитие фонематических процессов, связанных с дифференциацией сонорных звуков: [л-р]; [л'-р']; [й'-л']; [л-р], [л-л']. Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой. Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные. Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Повторять и закреплять знания о местоимении, правописание местоимений с предлогами. Повторять и закреплять знания о глаголе, изменение глагола по временам, лицам и числам, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, правописание глагола в прошедшем времени. Закрепление понимания о связи слов в предложении, чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | ||||
II Коррекционный этап. VI Раздел: Текст | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Работа с текстом | Обобщение знаний о существительном, глаголе, прилагательном, местоимении. Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение. Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении. Закрепление навыка чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять развернутые предложения и объединять их в связный рассказ. Определять тему и основную мысль текста. Самостоятельно формулировать заголовок текста с опорой на тему и основную мысль. Корректировать порядок предложений и частей текста. Осуществлять подробный пересказ текста. Формулировать простые выводы на основе прочитанной информации. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | ||||
III. Диагностический этап | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Логопедическое обследование в конце учебного года. | Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае). Осуществляется обследование и анализ навыков устной и письменной речи и неречевых функций Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем), Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи, Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год. | 40 | |||
Итого |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор школы-интерната ________________________ «______»____________2023г. | Согласовано: Зам.директора по УР ____________________ «______»____________2023г. | Рассмотрено на заседании м/о Протокол №_____ от «____»_______2023г. __________________ |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Коррекционно-логопедическая работа.
Класс: 4 класс ФГОС
Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.
Количество часов за год: 680 часов.
Количество часов в неделю: 20 ч.
Планирование составлено на основе рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития,
4 класс (ФГОС)»
Тематическое планирование составила учитель-логопед Аверкина Г.Н.
2023-2024 учебный год
I Диагностический этап | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Логопедическое обследование в начале учебного года. | Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память. Определение направлений коррекционной работы. Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | ||||
II Коррекционный этап | |||||
II Коррекционный этап I Раздел: Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов. | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Развитие фонематических представлений. Анализ и синтез слов. | Развивать фонематическое восприятие, так как оно является основой четкого произнесения звуков, формированием правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка. Повторить знания о гласных и согласных звуках. Безударные и ударные гласные. Повторить о твердых-мягких, звонких-глухих согласных звуках. Способы обозначения мягкости согласного на письме. Правописание гласных в корне слова. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, деление слов на слоги Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Выработка правильных артикуляционных навыков. Коррекция дефектов звукопроизношения. Обогащение фразовой и связной речи учеников путем расширения знаний о синтаксических конструкциях, многозначности, синонимии, антонимии, омонимии. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | ||||
II Коррекционный этап . II Раздел: Дифференциация оптически сходных букв | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация оптически сходных букв | Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам: и- у; У – Ч; б – д; п – т; П – Т; л – м; Л – М; х – ж; Е – З; Е – Ё; и – ш; И – Й; ш – щ; Ш – Щ; ц – щ; Ц – Щ; к – н; К – Н. Развитие психических функций (внимание, память, мышление). Развитие пространственных представлений. Развитие оптического гнозиса и кинестетически-когнитивных функций. Выполнение упражнений для профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв. Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении. Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Закрепление понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов. Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений. | ||||
II Коррекционный этап. III Раздел: Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных | Характеристика всех речевых звуков и уточнение их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Развитие фонематического слуха. Дифференциация парных согласных звуков: [ д – т, д’ – т’ ], [в – ф, в’ – ф'], [г – к, г’ – к'], [з – с, з’ – с’], [б – п, б’ – п'], [ж – ш]. Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой. Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака. Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова. Повторить правописание парной согласной на конце корня слова. Повторение и закрепление знаний о существительном. Формирование умения находить в предложении предлоги. Закреплять знания о склонении имен существительных (1, 2, 3 склонение) и правописании безударных падежных окончаний имен существительных, множественное число имен существительных. Закрепление представлений о значении слов в предложении, понимания связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому. Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов. Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | ||||
II Коррекционный этап. IV Раздел: Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат | Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку: [с-ш]; [с-ц]; [з-ж]; [ч’-ш]; [ч’-ц]; [ч’-щ’]; [ч’-т’]; [ц-тс]; [ц-т]; [ж-ш]; [з-ж]; [с-ш]. Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой. Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Повторять и закреплять знания об имени прилагательном, правописание окончаний прилагательных в соответствии с родом (мужской, женский, средний); правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; правописание имен прилагательных во множественном числе. Закрепление понимания о связи слов в предложении. Закрепление умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | ||||
II Коррекционный этап. V Раздел: Дифференциация сонорных звуков | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Дифференциация сонорных звуков | Уточнение артикуляционного уклада во время произнесения сонорных звуков. Развитие фонематических процессов, связанных с дифференциацией сонорных звуков: [л-р]; [л'-р']; [й'-л']; [л-р], [л-л']. Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой. Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные. Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Повторять и закреплять знания о местоимении, правописание местоимений с предлогами. Повторять и закреплять знания о глаголе, изменение глагола по временам, лицам и числам, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, правописание глагола в прошедшем времени. Закрепление понимания о связи слов в предложении, чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов и объединять их в связный рассказ. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | ||||
II Коррекционный этап. VI Раздел: Текст | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Работа с текстом | Обобщение знаний о существительном, глаголе, прилагательном, местоимении. Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение. Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении. Закрепление навыка чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме. Формирование умения составлять развернутые предложения и объединять их в связный рассказ. Определять тему и основную мысль текста. Самостоятельно формулировать заголовок текста с опорой на тему и основную мысль. Корректировать порядок предложений и частей текста. Осуществлять подробный пересказ текста. Формулировать простые выводы на основе прочитанной информации. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | ||||
III. Диагностический этап | |||||
Тема занятия/раздела | Содержание работы | Часы по плану | Часы по факту | Дата/ Неделя | |
Логопедическое обследование в конце учебного года. | Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае). Осуществляется обследование и анализ навыков устной и письменной речи и неречевых функций Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем), Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи, Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год. | ||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс
Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....