Программа " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)"
учебно-методическое пособие по логопедии

Аверкина Галина Николаевна

Программа Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)" составлена в соответствии с нормотивно-правовыми документами. В программе -  рекомендации для написания рабочих программ по коррекционно-логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.  Программа содержит: Общие принципы и представления содержания коррекционно-логопедической программы; Структура логопедической программы; Содержание программ по коррекционно-логопедической работе по годам обучения. Данный материал будет полезен логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._programma_obshchaya_-_logopediya_1-6_klass_uo.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Коррекционно-логопедическая работа

с учащимися с 1 по 6 классы

(с интеллектуальной недостаточностью)

Составитель: учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2021 год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3
  2. Содержание программы………………………………………...........................5
  1. Общие принципы и представления содержания

коррекционно-логопедической программы…………………………………5

  1. Структура логопедической программы…………………….………………. 7
  2. Содержание программ по коррекционно-логопедической работе

по годам обучения………………………………………………………………9

  1. Первый дополнительный класс…………………………………….9
  2. Первый класс………………………………………………………..10
  3. Второй класс………………………………………………………...11
  4. Третий класс………………………………………………………...13
  5. Четвертый класс…………………………………………………….14
  6. Пятый класс………………………………………………………….16
  7. Шестой класс………………………………………………………...17
  1. Список литературы ……………………….…..…………………………………….19

  1. Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,  

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599);

- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года);

- Письмо Министерства образования РФ «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» от 20.06.2002г., №29/2194-6;

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи, формирование коммуникативно-речевых умений и навыков, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем поможет учащимся реализоваться в самостоятельной жизни.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование фонематического восприятия,
  2. Формирование правильного звукопроизношения,
  3. Обогащение словарного запаса детей,
  4. Развитие навыков грамматически правильной оформленной речи
  5. Коррекция недостатков письма и чтения.

Развивающие:

  1. Развитие артикуляции,
  2. Развитие фонематических процессов,
  3. Развитие мелкой, общей моторики и координации движений,
  4. Развитие внимания;
  5. Развитие памяти, мышления;
  6. Развитие речи, как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире,
  2. Воспитывать умение участвовать в беседе (слушать собеседника, высказывать свое мнение)

 Актуальность

В настоящее время коррекция дефектов речи у детей является актуальной задачей, так как владение речью - это средство для успешного овладения основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом, потому что речь – вербальный способ коммуникации, наиболее распространен в обществе. Владение речью способствует более успешной адаптации детей в жизни и дальнейшей реализации в быту и профессиональной сфере.

  1. Содержание программы

2.1 Общие принципы и представления содержания коррекционно-логопедической программы

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана с учетом последовательной коррекции всех компонентов речевой деятельности. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Программа включает разделы, направленные на формирование фонематического восприятия, развитие артикуляциионного аппарата, коррекции звукопроизношения, дифференциации звуков, сходных по акустическому, артикуляторному, арикуляторно-акустическому признакам, а также букв, имеющих оптической сходство, развитие речи. Особенностями логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью являются максимальное включение различных анализаторов (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений; опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную) с учетом психомоторных особенностей обучающихся, с использованием максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения общей, мелкой и артикуляционной моторики, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики. Логопедическая коррекция осуществляется с опорой на сохранные звенья нарушенной функции, с учетом зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), доступностью материала, с повторяемостью логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно). Логопедические занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью носят значительно сниженный темп работы и более длительные сроки проведения, которые носят для каждого периода коррекционного обучения и логопедического воздействия в частности гибкого подхода с опорой на планирование (отдельные части занятия, в зависимости от необходимости, можно расширить или сократить).

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана по цикличному принципу и предполагает повторение лексических тем с постепенным углублением и усложнением речевого материала и форм звукового анализа. Основными критериями отбора материала, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи с жизненным опытом обучающихся.

Примерные лексические темы: «Мой дом» («Семья» (родители, сестра, брат), «Семья» (родители, брат, сестра, дядя, тётя, двоюродный брат, двоюродная сестра); «Моя комната», «Гостиная», «Кухня»; «Обязанности по дому», «Техника в доме»; «Безопасность в доме» и т.д.); «Домашние животные»; «Времена года»; «Дикие животные»; «Праздники» («День Знаний», «Новый год»; «День матери»; «День отца», «День Победы» и т.д.). «Правила дорожного движения»; «Правила поведения в общественных местах» (в общественном транспорте, в кафе, в магазине и т.д.). Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.  

Каждое занятие содержит упражнения для развития моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной): но не только артикуляционная гимнастика для развития подвижности речевого аппарата, но «Пальчиковая гимнастика» для развития мелкой моторики. К этому относятся игры с мозаикой, конструирование, рисование (работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или заданным точкам, переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке ее прямыми линиями; рисование геометрических фигур по клеткам, по ориентировочным точкам, по тонким линиям; обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно; составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним/разным цветом; дорисовка буквы; печатание/письмо слогов и слов по образцу и т.д. Логопед использует разнообразные упражнения для развития фонематической сферы, которые ненавязчиво будут развивать фонематическое восприятия учащихся, используя в своей работе компоненты из различных предметных сфер. Например, русский народный эпос (сказки, песни-потешки, через озвучивание героев), развитие моторики через изображение повадок героев сказок, потешек, и даже развитие пространственных и временных представлений. Для развития буквенного гнозиса используются упражнения на различение букв в усложненных условиях (заштрихованные, с наложением друг на друга, с использованием различных цветовых тонов, обводка выпуклых рельефов букв, тактильное опознание «наждачных» букв). Подобные игровые элементы, включенные в занятия, решают коррекционно-логопедические задачи помогают создать эмоционально – комфортную атмосферу, которая способствует более успешному проведению коррекционной работы.

Проведение комбинированных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей. Устные и письменные задания предлагаются в игровой форме, с наглядными средствами обучения, в том числе ИКТ. Важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкуль-минутки. Все вышеназванные мероприятия предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.

 

  1. Структура логопедической программы

Программа на каждый год обучения включает 36 недель в учебном году (68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю).

На занятие отводится 40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звукопроизношении. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика.

Логопедическая коррекция каждого года обучения включает 4 этапа:

  1. Диагностический этап,
  2. Коррекционный этап,
  3. Этап повторения и закрепления,
  4. Оценочный этап.

  1. Диагностический этап.

Задачи:

  • Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
  • Обследование состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
  •  Определение объема и видов памяти, мышления и внимания.

Длительность этапа – 2 недели (с 1 по 14 сентября). В течение учебного года проводится диагностика вновь прибывших учащихся.

По результатам диагностического этапа логопед объединяет учащихся в подгруппы по сходности логопедического дефекта, определяет приоритетные направления коррекционно-логопедической работы на данный учебный год.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • коррекция звукопроизношения: развитие артикуляционной моторики
  • коррекция и развитие фонематического восприятия.
  • устранение фонематических, мнестических дефектов, дислексии, дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
  • развитие общей, мелкой моторики;
  • развитие речевого дыхания;
  • улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи;
  • обогащение лексикона;
  • развитие связной речи.

Длительность этапа – 31 неделя ( с 15 сентября по 06 мая).

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение и закрепление знаний и умений, приобретенных на коррекционно-логопедических занятиях

Длительность этапа – 1 неделя (с 07 по 14 мая).

  1. Оценочный этап.

Задачи:

  • Проведение и анализ  различных видов  работ детей: по оценки фонетико-фонематической стороны речи, сформированности правильного звукопроизношения, навыков письма и чтения.
  • Определение перспективного плана работы на следующий учебный год.

Длительность этапа – 2 недели (с 15 по 31 мая).

Представленные рабочие программы коррекционно-логопедического курса для каждого класса являются основой для разработки учителем-логопедом собственных рабочих программ, учитывающие особые образовательные потребности конкретных обучающихся. Определение количества часов по изучаемым темам зависит от уровня нарушения речи обучающихся в каждом классе.

  1. Содержание программ по коррекционно-логопедической работе

по годам обучения

Первые два года обучения в школе (в 1 дополнительном классе и в первом классе) вся коррекционно-логопедическая работа  строится с учетом прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету «Развитие речи» в тесном сотрудничестве с учителем начальных классов. Упор делается на развитие фонематической сферы; развитие общей, мелкой и речевой моторики; развитие ритма и речевого дыхания. Логопед прилагает усилия для развития просодической стороны речи учащихся. Осуществляется коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи. Артикуляционная гимнастика направлена для улучшения подвижности речевого аппарата, постановки нарушенных звуков и автоматизации поставленных звуков. На коррекционно-логопедических занятиях развиваются способности дифференциации звуков: гласных – согласных, твердых – мягких согласных, звонких – глухих согласных; дифференциация оптически сходных букв.

На протяжении всего периода логопедической коррекции содержание логопедической работы  тесно взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка, но с упором на практическую сторону (на практическое овладение языком). Поэтому коррекционно-логопедическая рабочая программа разрабатывается с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

В 3-4 классах упор делается на развитие фразовой речи и развитием коммуникативно-речевых навыков. Так же продолжается работа по коррекции дефектов фонетико-фонематической стороны речи. 

В 5-6 классах акцент в коррекционно-логопедической работе делается на развитие устной и письменной речи учащихся для успешной социализации не только в учебной деятельности, но и в быту, в повседневных жизненных ситуациях. 

2.3.1 Первый дополнительный класс

Цель программы: развитие навыков речевого общения и коррекция дефектов фонетико-фонематической стороны речи. 

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия;
  2. Формирование правильного звукопроизношения;
  3. Обогащение словарного запаса детей по лексическим темам;
  4. Коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, общей, артикуляционной и мелкой моторики;
  5. Практическое овладение понятиями слово и предложение;
  6. Формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 3 слов с опорой на выполняемые действия;
  7. Знакомство с речевыми звуками ([а], [у], [м], [о], [с], [х], [ш], [л], [н], [ы], [р]) и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;
  8. Чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур;
  9. Развитие умения внятно выражать свои просьбы и желания.

К концу учебного года планируются следующие результаты:

  1. Различать и узнавать звуки окружающей действительности: дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  2. Улучшить подвижность артикуляционного аппарата;
  3. Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
  4. Уметь слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
  5. Работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  6. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

  1. Первый класс

Цель программы: 

Коррекция дефектов фонетико-фонематической стороны речи и формирование коммуникативно-речевых умений и навыков. 

Логопед проводит работу по формированию фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса детей по лексическим темам. Коррекционно-логопедическая работа по развитию сенсомоторной сферы на основе различных упражнений для слухового, зрительного, тактильного восприятия, общей, артикуляционной и мелкой моторики. На уроках логопедической коррекции закрепляются умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 3 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения. Закрепление базовых учебных знаний о звуках [а], [у], [м], [о], [с], [х], [ш], [л], [н], [ы], [р] и печатных буквах, их обозначающих. Знакомство с прописными и строчными буквами, обозначающие звуки [а], [у], [м], [о], [с], [х], [ш], [л], [н], [ы], [р]. Закрепление умения слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук. Знакомство со звуками [к], [п], [и], [з], [в], [ж], [б], [г], [д], [й], [ь], [т], [е], [я], [ю], [ц], [ч], [щ], [ф], [э], [ъ] и печатными, прописными и строчными буквами, обозначающие звуки данные звуки. Развивать умение слышать звуки в начале и конце, в середине слова, выделять изучаемый звук. Чтение двубуквенных и трёхбуквенных слогов и слов из этих слоговых структур, чтение простых предложений. Развивать умение выполнять элементарный звуко-буквенный анализ. Развитие умения слушать и понимать учителя и внятно выражать свои просьбы и желания.

К концу учебного года планируются следующие результаты:

  1. Дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  2. Дифференцировать гласные и согласные звуки;
  3. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  4. Улучшение подвижности артикуляционного аппарата
  5. Улучшение произносительных навыков: правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый, последний звук в слове;
  6. Дифференцировать оптически сходные буквы: уметь находить заданную букву среди других букв; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек, полосок.
  7. Уметь делить двусложное слово на части (слоги; термин «слог» не используется);
  8. Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам;
  9. Улучшение умения слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
  10. Использовать в речи предлоги: У, В, НА.
  11. Классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  12. Работать с условно-графическим изображением предложения, слова, звука;
  1. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

2.3.3 Второй класс

Цель программы: 

Коррекция дефектов фонетико-фонематической стороны речи, восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи и развитие коммуникативно-речевых умений и навыков. 

Логопед продолжает коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, просодических характеристик голоса, артикуляции, общей и мелкой моторики. Продолжается работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Узнавание и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, в связи с этим содержание коррекционно-логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы  иные (упор делается на практическое овладение языком), чем цели и задачи программы по русскому языку (осознание, анализ языковых явлений). Логопед осуществляет практическое знакомство со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?», со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»  и «слова-действия» (термины «Существительное», «Прилагательное», «Глагол» не используется). Знакомство с многозначными словами, антонимами (терминология не используется, только обсуждается практическое назначение). Проводится коррекционно-логопедическая работа по построению простого предложения из заданных слов, а также дополнение предложений с помощью вопросов логопеда. Расширяется словарный запас ученика на основе углубления знаний по лексическим темам.

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  1. Дифференцировать гласные и согласные звуки;
  2. Понимать роль гласных I и II ряда в обозначении мягкости и твердости согласного;
  3. Улучшить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков;
  4. Понимать роль мягкого знака при обозначении мягкости согласного звука на письме;
  5. Улучшить навык дифференциации согласных звуков по «звонкости» и «глухости»;
  6. Выполнять простой звуко-буквенный анализ и синтез;
  7. Улучшение подвижности артикуляционного аппарата
  8. Улучшение звукопроизношения;
  9. Дифференцировать оптически сходные буквы: нахождение заданной буквы среди других букв; нахождение буквы в «зашумленном» фоне; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек.
  10. Закрепление умения делить двусложное слово на части (слоги; термин «слог» не используется) и определять правильно ударение;
  11. Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам;
  12. Уметь слушать вопрос и отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
  1. Улучшение навыка классификации и умения объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  1. Закрепить умения работать с условно-графическим изображением предложения, слова: определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
  2. Уметь распознавать в предложении существительное, подбор к предмету слов, обозначающих действие предмета и признаки предмета. (Без знакомства с терминологией, только практическое использование).
  3. Понимать многозначность слов, антонимы, уметь объяснять значение в зависимости от ситуации.

 

  1. Третий класс

Цель программы: 

Коррекция дефектов фонетико-фонематической стороны речи, восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи, развитие фразовой речи и развитие коммуникативно-речевых умений и навыков.

Логопед осуществляет дальнейшую коррекционную работу по развитию общей и мелкой моторики, речевого дыхания и просодики (работа над ритмическим оформлением слова), артикуляции, слухового восприятия. Продолжается коррекционная работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Содержание логопедической работы  взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка, с упором на практическую сторону. Поэтому коррекционно-логопедическая рабочая программа разрабатывается с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности и включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных и заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включаются упражнения по оречевлению действий, то есть - элементы логопедической ритмики. Комплексному развитию речи способствует работа со сказками: составление предложений из 2-3 слов с помощью внешних опор (куклы, иллюстрации, магнитное панно и пр.), разыгрывание сцен из сказок (имитация повадок зверей-героев сказки, интонации, мимики).

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  1. Улучшение подвижности артикуляционного аппарата
  2. Улучшение звукопроизношения: добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах;
  3. Улучшение умения различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу).
  4. Распознавать в односложных, двусложных словах «открытый слог» и «закрытый слог».
  5. Выделять гласные звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
  6. Выделять ударную гласную.
  7. Определять ударный слог в словах.
  8. Определять (практическое) значение гласных II ряда при смягчении согласных.
  9. Улучшение навыка дифференциации согласных по твердости и мягкости.
  10. Закрепить практическое значение мягкого знака для смягчения согласных на письме.
  11. Улучшить навык различения согласных по звонкости и глухости.
  12. Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т) на уровне слова и предложения.
  13. Выполнять элементарный звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.
  14. Уметь называть слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
  15. Уметь подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составлять словосочетания.
  16. Уметь подбирать слова-действия к словам предметам. Составлять простые предложения. Работать со схемой предложения.
  17. Составление рассказов по серии картинок (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).
  18. Практическое освоение в речи антонимов (на примере сказочных героев: добрый-злой, хитрая-простодушный, холодный-теплый и пр.).

  1. Четвертый класс

Цель программы: 

Восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи, развитие фразовой речи, продолжение работы над развитием коммуникативно-речевых навыков, продолжение работы по коррекции дефектов фонетико-фонематической стороны речи.

Логопед осуществляет дальнейшую коррекционную работу по развитию артикуляции, фонематических процессов, общей и мелкой моторики, речевого дыхания и просодики. Отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Систематическое обогащение лексикона через расширение знаний лексических тем. Обогащение словаря учащихся осуществляет через практическое освоение состава слова: корень и однокоренные слова, роль окончания в словоизменении. Проводится коррекционная работа по устранению фонематической, мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проводится работа по предупреждению оптической дисграфии. Логопед осуществляет работу по развитию грамматического строя речи. Правильное использование (по ситуации) слов и словосочетаний, развитие навыка грамотного использования предлогов. Знакомство с общеизвестными фразеологизмами. Развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей. Логопед активно направляет речевую диалоговую деятельность детей: создает ситуации для развития навыков постановки вопроса, формулирование ответа в форме простого предложения, развитие терпения слушать собеседника (этикет ведения беседы).

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  1. Улучшение звукопроизношения и слухопроизносительной дифференциации звуков.
  2. Улучшение навыков пространственных и временных представлений.
  3. Улучшение подвижности и ориентации общей, мелкой и артикуляторной моторики.
  4. Улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи.
  5. Улучшение навыка дифференциации гласных и согласных, согласных звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.
  6. Выделение ударной гласной, ударного слога.
  7.  Распознавать «открытый слог» и «закрытый слог».
  8. Уметь выполнять простой (по слогам) перенос части слова на другую строку.
  9. Выполнять элементарный звуко-буквенный анализ и синтез слов.
  10. Закрепить (практическое) значение гласных II ряда при смягчении согласных.
  11. Закрепить практическое значение мягкого знака для смягчения согласных на письме.
  12. Улучшить навык дифференциации оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, и-ш, и-ц, ш-щ, б-д).
  13. Уметь составлять рассказы по серии картинок (состоящей из 2-6 картинок) или по опорным словам с последующей записью под руководством логопеда.
  14. Уметь использовать в речи антонимы, синонимы, фразиологизмы.
  15. Умение находить корень в однокоренных словах.
  16. Уметь восстанавливать несложный деформированный текст (из 2-3 предложений), последовательное расположение предложений по смыслу.
  17. Уметь участвовать в беседе: слушать говорящего (одноклассника, учителя), задавать вопрос по теме разговора, уметь ответить на поставленный вопрос простым предложением.

  1. Пятый класс

Цель программы:

Развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализации, продолжение работы по коррекции дефектов фонетико-фонематической стороны речи.

Логопед осуществляет коррекционную работу на основе анализа типичных «ошибок» и определения механизмов, лежащих в основе нарушения речи у каждого конкретного учащегося. Осуществляет отбор необходимых методов для коррекционно-логопедического воздействия для каждого учащегося. На основе ранее сказанного продолжается коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза и фонематических преставлений, развитию зрительного предметного и буквенного гнозиса и мнезиса,  пространственно-временных ориентаций. Обогащение словарного запаса через расширение знаний лексических тем. Проводится коррекционная работа по развитию навыков чтения и письма, построению связного высказывания. Правильное использование (по ситуации) слов и словосочетаний. Через игровые ситуации, разыгрывание сценок из сказок, потешек проводится коррекционно-логопедическая работа по выработки интонационной выразительности устного высказывания. Продолжается работа по развитию коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

К концу учебного года планируются следующие результаты:

  1. Улучшение звукопроизношения и слухопроизносительной дифференциации звуков.
  2. Улучшение подвижности и ориентации общей, мелкой и артикуляторной моторики.
  3. Улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи.
  4. Осуществлять дифференциацию гласных и согласных звуков и уметь охарактеризовать конкретные звуки речи.
  5. Выполнять элементарный звуко-буквенный анализ и синтез слов.
  6. Закрепить (практическое) значение гласных II ряда и значение мягкого знака для смягчения согласных на письме.
  7. Улучшить навык дифференциации оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, и-ш, и-ц, ш-щ, б-д).
  8. Уметь выполнять простой (по слогам) перенос части слова на другую строку.
  9. Умение находить корень в однокоренных словах.
  10. Практически использовать суффиксы для образования новых слов (название профессий: камень – каменщик, гитара – гитарист и т.д.)
  11. Уметь распознавать приставку и предлог (на простых примерах).
  12. Уметь составлять рассказы по серии картинок (состоящей из 2-8 картинок) или по опорным словам с последующей записью под руководством логопеда (правильное оформление предложений, уместное употребление предлогов).
  13. Уметь восстанавливать деформированный текст (из 2-5 предложений), последовательное расположение предложений по смыслу.
  14. Улучшить умение участвовать в беседе: слушать говорящего и грамотно формулировать собственное высказывание по теме разговора, соблюдая этикет ведения диалога.

  1. Шестой класс

                                                                     

Цель программы:

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической  стороны речи  и пробелов в развитии связной речи, коррекция и профилактическая работа по развитию фонетико-фонематической и слухопроизносительной стороны речи.

Коррекционно-логопедическая работа выстраивается в тесной взаимосвязи с программой по русскому языку с опорой на практическое применение. Продолжается коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза и фонематических преставлений, развитию зрительного предметного и буквенного гнозиса и мнезиса,  пространственно-временных ориентаций. Гласные I ряда и II ряда, сходство и различие. Различение гласных и согласных. Проводится работа по определению ударного слога, ударной и безударной гласных. Закрепление навыка написания слов с безударной гласной в корне слова, объясняется важность грамотного написания. Проводится коррекционно-логопедическая работа по дифференциации согласных, сходных акустическими характеристиками. Формирование навыков анализа и синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением, заменой букв). Проводится коррекционная работа по закреплению знаний морфологических характеристик слова (существительное, прилагательное, глагол, наречие): практическое усвоение частей речи и их основных грамматических признаков, образование одной части речи от другой. Определение морфем: корень, окончание, суффикс, приставка (на основе практического использования новых образованных слов в речи, закрепление в игровых ситуациях). Коррекционная работа на различение приставок и предлогов. Дифференциация парных согласных, оглушение согласных на конце корня слова. Работа по дифференциации свистящих и шипящих, аффрикат. Обогащение и уточнение словаря за счет сравнения предметов, подбора обобщающих слов, расширение круга имен собственных, образование родственных (однокоренных) слов, синонимов, антонимов, многозначности слов.  Логопед проводит работу по составлению и распространению простых предложений, выполняются разнообразные задания по формированию навыка чтения. Проводится коррекционно-логопедическая работа по развитию речи: задания по восстановлению деформированного текста, продолжение рассказа по данному началу, составление рассказа по опорным словам, составление небольшого рассказа по картине, по серии картин, по материалам наблюдений, восстановление несложного текста по вопросам, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Продолжается работа по развитию умений участвовать в диалоге.

К концу учебного года планируются следующие результаты:

  1. Улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи.
  2. Уметь правильно, осознано и выразительно читать.
  3. Осуществлять дифференциацию гласных и согласных звуков, давать характеристику речевым звукам.
  4. Выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов, правильно определять ударный слог (закрепить правописание безударной гласной).
  5. Закрепить навык правильно использовать гласные II ряда и мягкий знак для смягчения согласных на письме.
  6. Дифференциация согласных по акустически близким характеристикам (закрепление навыка написания парных согласных на конце корня слова).
  7. Дифференцировать оптически сходные буквы.
  8. Обогатить словарный запас с помощью улучшения навыка использования в речи однокоренных слов, синонимов, антонимов, многозначных слова, фразиологизмов.
  9. Улучшение качества связной речи за счет использования развернутых предложений, слов, образованных суффиксальным и приставочным способами, умением использовать в речи прилагательных и наречий для описания предмета, навык ведения диалога.

 

  1. Список литературы

  1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб., 2005. — 48 с.
  2.  Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007. – 61 с.
  3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи. - М., 1964. – 91с.
  4. Белякова, Л. И Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М., 2009. – 287с.
  5. Буслаева, Е.Н.Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта / Буслаева Е.Н.// Дефектология. - 2002.-№2.. - с.17-24.
  6. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ;
  7. Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
  8. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
  9. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей. - М., 1996. - 23 с.
  10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. –  М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  11. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М., 1972. – 205 с.
  12. Завьялова Е.Н. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1947
  13.  Иванов, Е. С. Психические и речевые нарушения у детей. – Л., 1979. – 99 с.
  14. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи  / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. – М., 1985. – 81 с.
  15.  Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002. – 251 с.
  16. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  17. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие /   Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
  18. Моисеева, Т. В.  Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
  19. Москвина А.В., Труфанова Е.Н., Суслова Н.М. Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта: Учеб.пособие./ А.В.Москвина, Е.Н.Труфанова, Н.М.Суслова. – Ориенбург, 2008. – 127 с.
  20.  Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ФФНР. – СПб., 2009. –60с.
  21. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов /  Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
  22. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие/В.Г.Петрова. – М.,1977
  23. Поваляева, М. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов: / М. А. Поваляева. – Ростов на Дону, 2009. – 47 с.
  24. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  25. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
  26. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по воспитательной работе с учащимися 1-4 классов

Программа напрвлена на духовно-нравственное развитие учащихся...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"

Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:- Федера...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе но...

Программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"

Программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса  (с интеллектуальной недостаточностью)" составлены в соответствии с последними...