Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников по логопедии (3 класс)
рабочая программа по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_logoped_ml_shkolniki.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»

Рабочая программа

2022 – 2023 учебный год

коррекционно-развивающих занятий для младших школьников по логопедии

(фронтальные   занятия)

3 класс

Учитель-логопед  Поддубнова Алина Петровна

Учебно – методический комплекс:

Нарушения чтения и пути их коррекции./ Р.И. Лалаева.- СПб., 1998

Составлена на основе рецензированной программы «Система логопедической работы с обучающимися специальной (коррекционной) школы VII вида» / И. И. Рухлова, В. В. Мавлиева, М. В. Михеева, С.Н. Мусточка 

Программа

Факт

Доп.часы

1 четверть

Количество недель

8

Количество часов

16

16

2 четверть

Количество недель

7

Количество часов

16

16

3 четверть

Количество недель

11

Количество часов

21

4 четверть

Количество недель

8

Количество часов

15

год

Количество недель

34

Количество часов

68

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №1   от « 1 » сентября 2022


Пояснительная записка

        Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой,  Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Е.А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, Л.С. Волковой, Е.В. Мазановой, В.В. Коноваленко.

Название программы – коррекционно-развивающие занятия для младших школьников по логопедии.

Рабочая программа рассчитана:

3 классы

фронтальные занятия - 68 часов

Учебное пособие - рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом», «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); пособия «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия», «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха (дифференциация гласных, дифференциация звонких и глухих согласных, дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат)».

Программа составлена для обучающихся: 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи.

УМК учителя - методические пособия для учителя-логопеда по программе: «Коррекция акустической дисграфии»; «Коррекция аграмматической дисграфии»; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (автор: Л.Н. Ефименкова); "Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи 1-4 классов" (автор: О.А. Козырева, К.А. Кутакова);

УМК обучающегося – рабочая тетрадь «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»; рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»; №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии».

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО):

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального

развития личности.

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • Наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
  • Возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;
  • Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
  • Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

  • - подгрупповая
  • - работа в парах
  • - индивидуальная

Направление работы:

  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи. Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
  • Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

Задачи:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает диагностическую систему проведения занятий.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Планирование фронтальных логопедических занятий 3-х классов

I группа

II группа

Тема

Примечание

I четверть

Диагностика состояния  фонематического слуха.

Диагностика языкового анализа и синтеза.

Диагностика слоговой структуры слов.

Диагностика состояния  словаря.

Диагностика грамматического строя речи.

Диагностика связной речи.

Диагностика письма: диктант, контрольное списывание

Диагностика чтения.

Текст. Предложение.

Текст. Предложение.

Предложение. Слово.

Предложение. Слово.

Слово. Слог.

Слово. Слог.

Гласные звуки

Слог. Ударение.

Слог. Ударение.

Смыслоразличительная роль ударения

Безударные гласные

Безударные гласные

II четверть

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы.

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы.

Последовательный пересказ текстов без опоры на вопросы.

Последовательный пересказ текстов без опоры на вопросы.

Диагностика состояния  фонематического слуха.

Диагностика языкового анализа и синтеза.

Диагностика слоговой структуры слов.

Диагностика грамматического строя речи.

Диагностика связной речи.

Диагностика письма: диктант, контрольное списывание

Диагностика чтения.

Дифференциация Р - Л

Дифференциация Р - Л

Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы.

Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы.

Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы.

Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы.

III четверть

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Дифференциация Щ - Сь

Дифференциация Щ - Сь

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Дифференциация Ш - Щ

Дифференциация Ш - Щ

Составление предложений. Объединение их в текст.

Составление предложений. Объединение их в текст.

Составление предложений. Объединение их в текст.

Дифференциация П – Т

Дифференциация П – Т

Подробное изложение текста

Редактирование текста изложения.

Работа с деформированными предложениями.

Работа с деформированными предложениями.

Пересказ текстов описательного характера

Пересказ текстов описательного характера

IV четверть

Дифференциация Х - Ж

Дифференциация Х - Ж

Дифференциация И- У

Дифференциация И- У

Диагностика состояния  фонематического слуха.

Диагностика языкового анализа и синтеза.

Диагностика слоговой структуры слов.

Диагностика состояния  словаря.

Диагностика грамматического строя речи.

Диагностика связной речи.

Диагностика письма: диктант, контрольное списывание

Диагностика чтения.

Многозначные слова

Многозначные слова

Многозначные слова

Слова - омонимы

Слова - омонимы

Слова - омонимы

Слова - антонимы.

Слова - антонимы.

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

организация коррекционно-развивающей работы с гиперактивными младшими школьниками

Методические рекомендации по работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....