Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников по логопедии (3 класс)
рабочая программа по логопедии
Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_logoped_ml_shkolniki.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»
Рабочая программа
2022 – 2023 учебный год
коррекционно-развивающих занятий для младших школьников по логопедии
(фронтальные занятия)
3 класс
Учитель-логопед Поддубнова Алина Петровна
Учебно – методический комплекс:
Нарушения чтения и пути их коррекции./ Р.И. Лалаева.- СПб., 1998
Составлена на основе рецензированной программы «Система логопедической работы с обучающимися специальной (коррекционной) школы VII вида» / И. И. Рухлова, В. В. Мавлиева, М. В. Михеева, С.Н. Мусточка
Программа | Факт | Доп.часы | ||||||||||
1 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 16 | 16 | |||||||
2 четверть | Количество недель | 7 | Количество часов | 16 | 16 | |||||||
3 четверть | Количество недель | 11 | Количество часов | 21 | ||||||||
4 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 15 | ||||||||
год | Количество недель | 34 | Количество часов | 68 | ||||||||
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №1 от « 1 » сентября 2022
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Е.А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, Л.С. Волковой, Е.В. Мазановой, В.В. Коноваленко.
Название программы – коррекционно-развивающие занятия для младших школьников по логопедии.
Рабочая программа рассчитана:
3 классы
фронтальные занятия - 68 часов
Учебное пособие - рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом», «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); пособия «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия», «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха (дифференциация гласных, дифференциация звонких и глухих согласных, дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат)».
Программа составлена для обучающихся: 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи.
УМК учителя - методические пособия для учителя-логопеда по программе: «Коррекция акустической дисграфии»; «Коррекция аграмматической дисграфии»; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (автор: Л.Н. Ефименкова); "Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи 1-4 классов" (автор: О.А. Козырева, К.А. Кутакова);
УМК обучающегося – рабочая тетрадь «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»; рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»; №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии».
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО):
- Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
- Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
- Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального
развития личности.
Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- Наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
- Возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;
- Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
- Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
- - подгрупповая
- - работа в парах
- - индивидуальная
Направление работы:
- Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
- Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи. Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
- Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Задачи:
- Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает диагностическую систему проведения занятий.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Планирование фронтальных логопедических занятий 3-х классов
№ | I группа | II группа | Тема | Примечание | |
I четверть | |||||
Диагностика состояния фонематического слуха. Диагностика языкового анализа и синтеза. Диагностика слоговой структуры слов. Диагностика состояния словаря. Диагностика грамматического строя речи. Диагностика связной речи. Диагностика письма: диктант, контрольное списывание Диагностика чтения. | |||||
Текст. Предложение. | |||||
Текст. Предложение. | |||||
Предложение. Слово. | |||||
Предложение. Слово. | |||||
Слово. Слог. | |||||
Слово. Слог. | |||||
Гласные звуки | |||||
Слог. Ударение. | |||||
Слог. Ударение. | |||||
Смыслоразличительная роль ударения | |||||
Безударные гласные | |||||
Безударные гласные | |||||
II четверть | |||||
Твёрдые и мягкие согласные | |||||
Твёрдые и мягкие согласные | |||||
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё. | |||||
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё. | |||||
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. | |||||
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. | |||||
Последовательный пересказ текстов без опоры на вопросы. | |||||
Последовательный пересказ текстов без опоры на вопросы. | |||||
Диагностика состояния фонематического слуха. Диагностика языкового анализа и синтеза. Диагностика слоговой структуры слов. Диагностика грамматического строя речи. Диагностика связной речи. Диагностика письма: диктант, контрольное списывание Диагностика чтения. | |||||
Дифференциация Р - Л | |||||
Дифференциация Р - Л | |||||
Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы. | |||||
Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы. | |||||
Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы. | |||||
Последовательный пересказ текстов с причинно – следственной связью с опорой на картинки и вопросы. | |||||
III четверть | |||||
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | |||||
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | |||||
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | |||||
Дифференциация Щ - Сь | |||||
Дифференциация Щ - Сь | |||||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | |||||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | |||||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | |||||
Дифференциация Ш - Щ | |||||
Дифференциация Ш - Щ | |||||
Составление предложений. Объединение их в текст. | |||||
Составление предложений. Объединение их в текст. | |||||
Составление предложений. Объединение их в текст. | |||||
Дифференциация П – Т | |||||
Дифференциация П – Т | |||||
Подробное изложение текста | |||||
Редактирование текста изложения. | |||||
Работа с деформированными предложениями. | |||||
Работа с деформированными предложениями. | |||||
Пересказ текстов описательного характера | |||||
Пересказ текстов описательного характера | |||||
IV четверть | |||||
Дифференциация Х - Ж | |||||
Дифференциация Х - Ж | |||||
Дифференциация И- У | |||||
Дифференциация И- У | |||||
Диагностика состояния фонематического слуха. Диагностика языкового анализа и синтеза. Диагностика слоговой структуры слов. Диагностика состояния словаря. Диагностика грамматического строя речи. Диагностика связной речи. Диагностика письма: диктант, контрольное списывание Диагностика чтения. | |||||
Многозначные слова | |||||
Многозначные слова | |||||
Многозначные слова | |||||
Слова - омонимы | |||||
Слова - омонимы | |||||
Слова - омонимы | |||||
Слова - антонимы. | |||||
Слова - антонимы. | |||||
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников на развитие самооценки с элементами сказкотерапии
Развитие самооценки. Групповые занятия.Сказкотерапия....
организация коррекционно-развивающей работы с гиперактивными младшими школьниками
Методические рекомендации по работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...
Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....