Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра
рабочая программа по теме

Малышко Наталья Борисовна

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

социального обслуживания системы социальной защиты населения

Старооскольского городского округа

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

программа

 коррекционно  -  развивающей работы

 с воспитанниками младшей группы

( с конспектами занятий)

Старый Оскол

Пояснительная записка

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

 

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

  Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

 

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

  Социальная ситуация, имевшая место ранее, совместной деятельности ребенка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. Но ребенок еще не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной жизни со взрослыми. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.  В дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определенной программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.

Цель программы – развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста специалистами Центра. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.

Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором

 

 

план занятий по развитию связной речи

у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов. Речевые нарушения у детей носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

В данном перспективном тематическом плане представлены 32 темы и  32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

-составление описательного рассказа с опорой на схему;

-пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

-составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом;

-придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

-составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

перспективный тематический

план

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Темы

зан.

Обследование речи детей

Рассказывание по теме «Осень»

1

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания

2

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

3

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

4

Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему

5

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

6

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

7

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

8

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

9

Составление описательного рассказа с опорой на схему

10

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Темы

зан.

Составление рассказа  «Зимние забавы»  по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда)

11

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

12

Составление   рассказа   «Как   изготавливают мебель» по опорным словам

13

Пересказ русской народной сказки  «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)

14

Каникулы

Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

15

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

16

Пересказ сказки «Две косы»

17

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

18

Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин

19

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

20

III период обучения (март, апрель, май)

Темы

№ зан.

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

21

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

22

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

23

Пересказ рассказа Г.А, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий

24

Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением    последующих событий

25

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

26

Составление  рассказа  «Дом,   в  котором  я живу» (из личного опыта)

27

Пересказ    рассказа    В.А.    Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий

28

Составление  рассказа  «Человек»   по  серии

картин

29

Составление   рассказа   «Щенок»   по  серии сюжетных картин

30

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)

31

Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)

32

перспективный тематический

план занятий по формированию элементарных математических представлений

у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Материал представлен по следующим направлениям:

I. Пространственная ориентировка

II.Величина

III.Действия с множествами

IV.Игры с геометрическим материалом

V. Упражнения в пересчете объектов

Также даны тексты для упражнений для глаз, для проведения динамических пауз, пальчиковых упражнений.

Следует заметить, что и повседневная жизнь детей наполняется математическим содержанием – бытовой труд, игра, проводимые с детьми прочие занятия – все это является благодатной почвой для формирования элементарных математических представлений.

На индивидуальных занятиях много времени следует уделять развитию внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики детей. Это необходимо для формирования слухо-зрительно-моторного навыка. Работа с трафаретами, шаблонами, мозаиками, мелкими предметами немаловажны для подготовки руки к письму в будущем.

Представленный материал помогает адаптировать детей к предстоящему школьному обучению, развивая не только математические навыки, но и все познавательные процессы, мелкую моторику, создает положительную мотивацию к учению, подготавливает благоприятную почву для перехода от игровой деятельности к учебной.

перспективный тематический план

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Темы

зан.

Пространственная ориентировка

Игра – хоровод «Теремок»

1

Упражнение с флажками

2

Игра «Снеговик-снеговичок»

3

Игра «Шофер»

4

Игра «Я иду искать»

5

Игра «Матрешкино хозяйство»

6

Упражнение «Машина»

7

Упражнение «Наш мир»

8

Величина

9

Игра «Архитектор»

Игры с разноцветными полосками

10

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Темы

зан.

Упражнение «Дощечка, мостик и плот»

11

Игра «Пирамидки»

12

Игра «Домики»

13

Конструирование из настольного набора «Строитель» и выкладывание из геометрических фигур

14

И   Игра «Винни-Пух и Пятачок».

15

Действия с множествами

Подвижная игра «Мишка и пчелы»

16

Игра «Бабочки и цветы».

17

Игра  «Чаепитие кукол»:        

18

   Упражнение «Посчитай, сравни, проверь».

19

   Группировки

20

III период обучения (март, апрель, май)

Темы

№ зан.

Игры с геометрическим материалом.

21

 Маленький фокусник

Игра- соревнование «Кто первый соберет фигуры»

22

Г  Геометрическая мозаика, выкладывание и конструирование

из  геометрического материала.

23

Г. Подвижная игра «Дети по лесу гуляют».

24

Геометрическое лото

25

И  Игры с цепочками

26

Наряжаем елку

27

«Коврик»

28

    Упражнения на развитие тактильных ощущений.

29

 Упражнения на восприятие плоскостных и объемных фигур.

30

У   Упражнения в пересчете объектов

31

О  Отсчет заданного количества объектов

       Использование литературных текстов

32

        Тексты для упражнений в пересчете предметов

33

Тексты для составления и решения примеров и задач

34

         Тексты для упражнений в прямом и обратном счете

Цель: упражнять в прямом и обратном

35

        Игра «Ох, уж этот Незнайка!»

Ц

36

         Упражнения для глаз

В 

перспективный тематический

план занятий по ознакомлению с окружающим миром

детей дошкольного и младшего школьного возраста

уровень 4

       Задачи:

  1. формирование познавательного интереса и познавательной активности детей; знаний о безопасном поведении в окружающей среде;

  1. уточнение и обогащение представлений о предметах ближайшего окружения, выделение их функциональных, качественных, пространственных признаков. Сравнение предметов по заданным признакам. Классификация на основании выделения существенных признаков предметов;

  1. закрепление и обогащение представлений об образе Я, своих возможностях, умениях, переживаниях, трудностях, взаимоотношениях с окружающими детьми и взрослыми;

  1. расширение и углубление представлений детей об объектах и явлениях живой и неживой природы. Уточнение названий растений и животных, закрепление представлений об их строении, условиях роста, местах обитания, образе жизни. Установление причинно-следственной связи между условиями жизни, внешними функциональными свойствами представителей животного и растительного мира;

  1. формирование временных представлений: о смене и последовательности времен года, дней недели, частей суток;

  1. формирование экологических представлений: бережное отношение к растениям и животным, желание ухаживать за ними, умение любоваться ими, поведение в природной среде;

  1. углубление представлений детей о родном городе, объектах общественного назначения (магазин, аптека, поликлиника, больница, рынок, цирк и.др.), явлениях общественной жизни. Уточнение и расширение представлений о профессиях людей, трудовых операциях, инструментах, материалах, из которых изготовлены предметы;

  1. знакомство детей со школьными принадлежностями, правилами поведения в школе. Формирование психолого-педагогической готовности детей к обучению на следующей ступени образования;

  1. формирование представлений об опасностях различного характера, мерах по их предотвращению, закрепление навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в опасных ситуациях.

  1. I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь,)

Темы

зан.

«Сад. Фрукты»

«Огород. Овощи»

1

 «Грибы»

2

«Осень», « Объекты неживой природы»

3

 «Я и люди вокруг»

4

«Мое тело»

5

«Труд людей»

6

«Части суток»

7

«Зима» «Праздник Новый год»

8

«Одежда», «Обувь» «Предметы ухода за одеждой и обувью»

9

«Опасные ситуации»

10

Животные и их детеныши», Зоопарк»

11

«Комнатные растения»

12

13

14

15

16

17

18

«Птицы»

«Посуда»,

«Продукты питания»,

Темы

зан.

«Город»,

19

«Общественные здания»

20

«Улица»

21

«Транспорт»

22

 «Весна»

23

 «Праздник 8 Марта»

24

«Профессии»

25

 «Материалы и инструменты»

26

 «Деревья. Цветы» «Ягоды»

27

«Насекомые», «Рыбы»

28

29

30

«Школа».

Время года — лето.

 «Бытовые приборы»,

«Мебель» «Квартира и ее обстановка»

«День Защитника Отечества»

II период обучения (, январь, февраль, март, апрель май,)

Содержание работы по ознакомлению с окружающим миром

  1. Сад. Фрукты. Огород. Овощи. Уточняем и расширяем представления детей об овощах и фруктах (внешний вид, вкус, запах). Упражняем в различении их по вкусу, запаху, внешнему виду (на основе вкусовых, тактильных ощущений); учим классифицировать овощи и фрукты по заданному признаку (по цвету, форме, вкусу). Закрепляем представления о месте произрастания овощей, фруктов, учим различению овощей и фруктов по месту их произрастания.

Формируем представления о труде взрослых по выращиванию овощей, фруктов; о способах уборки урожая (картофель выкапывают, капусту срезают). Уточняем представления о способах употребления овощей в пищу (сырыми, вареными, жареными, солеными); о необходимости употребления овощей (фруктов) в пищу. Учим определять качество овощей и фруктов (червивое, гнилое яблоко, зеленый помидор). Обучаем выбору овощей для приготовления салата, винегрета, борща; выбору фруктов для приготовления компота, сока (с помощью взрослого). Упражняем детей в подготовке овощей (фруктов) к употреблению: помыть, выложить на тарелку, угостить друга и т. д.

  1. Грибы. Формируем представления о съедобных (боровик, лисичка, опята) и ядовитых грибах (мухомор, поганка). Учим различать съедобные и ядовитые грибы по особенностям внешнего вида. Учим показывать и называть части гриба (шляпка, ножка), конструировать гриб из геометрических фигур, палочек, изображать с помощью пальцев рук. Закрепляем представления о месте произрастания грибов (в лесу, поддеревом, на пне). Формируем умения правильно выбирать одежду и обувь для похода в лес за грибами.

  1. Время года — осень. Закрепляем умения детей определять, называть время года и его основные признаки (2 — 3). Учим узнавать изображение осени на пейзажных и сюжетных картинах.

Наблюдаем за состоянием погоды: частые дожди (дождь мелкий, сильный, ливень), серое небо, изменения в жизни растений и животных (травы, цветы и листья на деревьях пожелтели и завяли, птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме). Учим фиксировать результаты наблюдения в календаре природы. Наблюдаем за трудовой деятельностью людей (в реальных ситуация и на сюжетных картинах): сбор урожая, ягод, грибов, уборка опавших листьев, перекапывание сада и огорода.

Объекты неживой природы. Земля. Знакомим с качествами земли: твердая, рыхлая, сухая, мокрая (грязь); зимой копать землю трудно — замерзает, летом и весной люди землю обрабатывают, выращивают на ней зерно, овощи, фрукты. Камни. Уточняем и обогащаем представления детей о качествах и свойствах камней: твердые, разной формы, цвета, веса; камни встречаются на улице, берегах рек, озер, морей; используются в строительстве.

  1. Я и люди вокруг. Закрепляем представления о себе (фамилия, имя, возраст), родителях (фамилия, имя, отчество), братьях,, сестрах, бабушках, дедушках, их именах, родственных отношениях друг с другом. Учим различать понятия «фамилия — имя». Уточняем представления о членах семьи, домашних обязанностях и занятиях взрослых и детей, заботливых и доброжелательных отношениях членов семьи друг к другу. Учим рассказывать о праздниках в семье, семейных событиях, времяпрепровождении в выходные дни (прогулки в парк, поход в театр, гости, покупка продуктов). Учим точно знать свой адрес и использовать знания в повседневных ситуациях. Формируем умение рассказывать родителям и другим взрослым обо всех неприятных и опасных ситуациях.

  1. Мое тело. Закрепляем представления о строении тела и частях лица человека, различии детей по полу (мальчик, девочка). Обучаем умениям конструировать человечка из палочек и кружочка, лепить из пластилина. Знакомим с графическим обозначением человека. Уточняем и закрепляем представления о функциях частей тела, органов чувств. Знакомим с названиями пальцев, учим показывать и называть пальцы на руках. Формируем представления о стадиях человеческого роста во взаимосвязи с деятельностью взрослых и детей (малыш сидит в коляске, играет с погремушкой; ребенок-дошкольник ходит в детский сад, играет с детьми, рисует; школьник ходит в школу, делает уроки; взрослые ходят на работу).

  1. Труд людей. Закрепляем знания о труде людей зимой. Уточняем представления о значении профессии в жизни людей. Закрепляем и обогащаем представления о профессиях и трудовых действиях педагогических сотрудников и обслуживающего персонала детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, повар, шофер, сторож, дворник).

  1. Части суток. Закрепляем представления о частях суток, их последовательности и деятельности людей в течение дня (утро — люди просыпаются, встают с постели, умываются, завтракают, идут в детский сад или на работу; вечер — возвращаются из детского сада, с работы, ужинают, готовятся ко сну).

  1. Время года — зима. Формируем умения определять (по картинке и в жизни) и называть время года, его основные признаки (2 — 3). Учим наблюдать за состоянием погоды: много снега, мороз, солнце слабо греет, холодный ветер, короткий день. Формируем умения определять изменения в жизни растений и животных: отсутствие насекомых, приближение зимующих птиц к жилью человека, спячка животных, зимний «сон» трав и деревьев. Учим наблюдать за трудовой деятельностью людей зимой (в реальной жизни и на сюжетной картине): расчистка улиц от снега, посыпание дорожек песком, подкормка зимующих птиц. Зимние забавы и развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, лепка снежной бабы, игры в снежки. Наблюдаем за состоянием снега (комками, мокрый, морозный, вьюга, метель, град). Закрепляем представления о свойствах снега. Устанавливаем зависимость между погодой и состоянием снега.

Праздник Новый год. Закрепляем представления детей о признаках зимы, свойствах снега, зимних забавах детей, о подготовке и встрече Нового года, атрибутике праздника. Учим оказывать посильную помощь в подготовке к празднику, показывать и называть атрибуты праздника.

  1. Одежда и обувь. Закрепляем и обогащаем представления детей о сезонном назначении одежды и обуви (летняя, зимняя, весенняя), о ее принадлежности (мужская, женская, детская). Учим показывать и называть части одежды и обуви. Обучаем составлению рассказа-описания своей одежды, обуви по опорной схеме. Учим различению и классификации одежды и обуви в зависимости от времени года, назначения (выбор одежды соответственно сезону, погоде, обстановке — праздничная, будничная); материала, из которого они изготовлены. Уточняем и обогащаем представления детей о материалах, из которых изготавливают одежду и обувь; профессиях людей, которые шьют и ремонтируют одежду и обувь (швея, сапожник). Учим узнаванию ткани на ощупь (шерсть, шелк).

Предметы ухода за одеждой и обувью. Формируем представления о предметах (щетка, губка, крем) и способах ухода за одеждой, обувью (стирка, чистка, сушка, глажение, аккуратное хранение в шкафу).

Закрепляем представления о месте хранения одежды, обуви. Упражняем в аккуратном складывании и развешивании одежды на стульчике, в шкафу. Формируем умения обращаться к взрослому в случае непорядка в одежде (грязная, порванная, мокрая одежда), устранять непорядок под контролем взрослого.

  1. Опасные ситуации. Знакомим с опасными ситуациями в зимний период (гололед, сильный ветер, таяние сосулек, таяние льда на водоеме). Формируем представления о профилактике травматизма на скользкой дороге, о правилах поведения на горке, действиях детей и взрослых во время опасных ситуаций.

  1. Животные и их детеныши. Закрепляем представления о внешнем виде домашних и диких животных, их детенышах. Учим показывать и называть части тела животных. Учим определять и называть отличительные признаки (у свиньи — пятачок, у коровы и козы — рога и вымя). Формируем умения различать и показывать домашних (диких) животных и их детенышей. Уточняем и обогащаем представления о месте обитания, приспособлении к условиям жизни; о способах передвижения и питания животных. Знакомим с профессиями людей, которые ухаживают за животными (доярка, пастух). Уточняем и закрепляем представления детей о мерах предосторожности при обращении с животными (в случае возникновения опасности кричать и звать взрослых; не дразнить животных, не причинять им боль; смотреть под ноги, чтобы не наступить на животное, не травмировать его).

Зоопарк. Знакомим с животными жарких стран (слон, жираф, обезьяна, крокодил) и животными Севера (морж, северный олень, тюлень). Обучаем определению отличительных особенностей внешнего вида животных (у жирафа — длинная шея; пятнистое тело).

  1. Жизнь растений зимой (комнатные). Уточняем и закрепляем особенности внешнего строения комнатных цветочных растений. Упражняем в показе и назывании частей растения: стебель, листья, цветки. Наблюдаем за внешним видом лиственных растений зимой. Знакомим с условиями нормальной жизнедеятельности растений, зависимостью их состояния от удовлетворения потребности во влаге, свете, тепле и др.

  1. Птицы. Закрепляем и расширяем представления о домашних птицах (курица, петух, утка, гусь) и диких (ворона, сорока, воробей, синица, голубь). Упражняем в показе и назывании частей тела птицы. Учим узнавать птиц по внешнему виду, по издаваемым звукам, подражать звукам, издаваемым птицами (кряканье утки, чириканье воробья).

Уточняем представления о месте обитания птиц, способе их питания, манере передвижения. Знакомим с отличительными и общими признаками домашних и диких птиц. Учим называть и показывать птенцов домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Закрепляем представления об уходе человека за домашними птицами, учим заботливому отношению к зимующим птицам. Продолжаем формировать представления о жизни диких и домашних животных зимой. Знакомим с существенными признаками родовых групп диких и домашних животных: дикие животные сами себе ищут пищу, им трудно найти корм под снегом, они голодают, их подкармливают лесники. За домашними животными (зверями и птицами) ухаживают люди: строят теплые сараи, чистят их, дают корм и воду. Домашние животные приносят людям пользу: перевозят грузы, дают молоко, мясо, охраняют человека и др.

  1. Посуда. Закрепляем и уточняем представления о видах посуды (кухонной, столовой, чайной), ее функциональном назначении. Учим называть и показывать посуду для приготовления пищи (кастрюля, чайник, сковорода), для приема пищи (тарелки, чашки, ложки, вилки, ножи); для чаепития. Знакомим детей с посудой для хранения пищевых продуктов (хлебница, масленка). Упражняем в показе и назывании частей посуды (ручка, крышка, донышко). Обогащаем представления детей о материале, из которого изготовлена посуда (железо, дерево, пластмасса, стекло, глина), его свойствах (стекло — прозрачное, хрупкое). Формируем правила безопасности при самостоятельном пользовании вилкой, ножом, стеклянной и фарфоровой посудой. Закрепляем представления о сервировке стола. Формируем навыки осторожного обращения с хрупкой, тяжелой, горячей посудой. Воспитываем бережное отношение к посуде. Знакомим с отделом магазина, в котором продается посуда (в процессе экскурсии).

  1. Продукты питания. Формируем представления об основных продуктах питания (молочных, мясных, мучных), их свойствах и качествах; о способах получения, обработки и употребления продуктов. Учим определять продукты, из которых приготовлен суп, салат, гарнир. Формируем умения определять качество продуктов (рассматривать, трогать, пробовать на вкус). Уточняем и закрепляем названия блюд, время приема пищи (утром — завтрак, днем — обед, вечером — ужин). Знакомим с продуктовым магазином (в процессе экскурсии). Рассматриваем витрины и вывески-обозначения отделов. Формируем умения ориентироваться по графическим обозначениям в мясном, молочном, мучном отделах магазина.

  1. Бытовые приборы. Знакомим с бытовой техникой (телевизор, телефон, утюг, холодильник, плита, пылесос), ее назначением. Формируем представления о правилах обращения с бытовой техникой (газовая плита, электрические розетки, электроприборы), профилактике травматизма в быту: при пользовании электроприборами нельзя трогать руками провода, включать без разрешения взрослых, вставлять в розетку мелкие предметы. Закрепляем умения обращаться за помощью к взрослому. Поддерживаем интерес к предметам быта, которые созданы человеком для улучшения условий жизни и деятельности.

  1. Мебель. Квартира и ее обстановка. Уточняем и обогащаем представления детей о предметах мебели, их назначении (для кухни, спальни, столовой). Показываем и называем части мебели (крышка — столешница, ножки). Закрепляем названия комнат в квартире, выбираем мебель для комнат в соответствии с ее назначением. Формируем умения рационально размещать мебель в комнате. Уточняем и обогащаем представления детей о материале, из которого изготовлена мебель. Знакомим с процессом изготовления мебели и профессией столяра. Наблюдаем за ремонтом мебели в детском саду, рассматриваем картины «В мебельной мастерской», «На мебельной фабрике». Воспитываем бережное отношение к предметам мебели. Формируем навыки безопасной жизни: в случае пожара нельзя прятаться в шкаф, под кровать — можно сгореть; надо кричать, стучать в дверь, бежать к окну, звать на помощь взрослых.

Предметы ухода за помещением. Закрепляем и расширяем представления детей об орудиях труда (совок, веник, урна, ведро, тряпка) и способах уборки помещения (мытье полов, окон, вытряхивание  ковров, вытирание пыли). Наблюдаем за работой помощника воспитателя. Поддерживаем стремление детей оказывать помощь взрослым в процессе уборки помещения.

  1. День Защитника Отечества. Формируем представления о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день. Знакомим с военной техникой (танки, самолеты); армейскими профессиями (танкист, летчик и т. д.). Формируем умения поздравлять папу, дедушку, брата с праздником; оценивать поступок человека в той или иной ситуации (в процессе рассматривания иллюстраций, чтения художественного произведения).

  1. Город. Продолжаем знакомить детей с достопримечательностями города, предприятиями, их продукцией. Закрепляем и обогащаем представления об улицах, площадях, проспектах города. Знакомим с названием республики, закрепляем представление о своем родном городе (поселке). Учим называть свой адрес, город, республику. Знакомим детей с государственными символами (флаг, герб).

  1. Общественные здания. Закрепляем и обогащаем представления о зданиях общественного назначения, расположенных рядом с детским садом (школа, магазин, аптека, поликлиника, мастерская по ремонту обуви); о зданиях культурного назначения (театр, кинотеатр, цирк). Рассматриваем витрины, вывески, афиши на зданиях. Формируем умения узнавать (по условным обозначениям) и называть наблюдаемые объекты (магазин, аптека, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, кинотеатр). Знакомим с профессиями строителей (каменщики, маляры, плотники), машинами и механизмами на стройке (экскаватор, самосвал, подъемный кран).

  1. Улица. Уточняем и закрепляем представления о частях улицы, их назначении. Учим различать проезжую часть, пешеходный переход, тротуар. Организуем наблюдение за движением транспорта в разных направлениях дороги, за движением людей на пешеходных переходах и тротуарах. Учим название улицы, на которой находится детский сад. Формируем умение ориентироваться на знакомых улицах, называть их. Приучаем детей соблюдать правила дорожного движения, культурно вести себя на улице. Формируем представления о возможных последствиях травм (ушибы, ссадины, переломы и др.), необходимости оказания первой помощи: при порезах, ссадинах, ушибах — обращаться к взрослому, не отказываться от помощи; при пожаре — не прятаться, звать взрослых на помощь; во время стихийных бедствий необходимо слушать и выполнять предостережения родителей и спасателей.

  1. Транспорт. Уточняем и обогащаем представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный), о способах их передвижения, назначении (пассажирский, грузовой). Различаем понятия «пассажир — пешеход». Знакомим детей с транспортом специального назначения (скорая помощь, милицейская, пожарная машины). Закрепляем представление о частях транспорта. Формируем умения сравнивать, группировать транспорт по способу передвижения (наземный, водный, воздушный), по назначению (пассажирский, грузовой, специальный). Учим устанавливать взаимосвязь между внешним видом (и строением) транспортных средств и способом передвижения, назначением и характером груза. Актуализируем и уточняем представления о светофоре, значении его сигналов для водителей и пешеходов. Закрепляем и расширяем представления о профессиях людей, управляющих транспортом (шофер, капитан, пилот), обслуживающих пассажиров (кондуктор). Формируем представления о правилах проезда и поведения в общественном транспорте. Моделируем различные ситуации: покупка талонов на проезд, их компостирование, поведение пассажиров в транспорте.

  1. Время года — весна. Закрепляем умение определять (по картинке и в жизни) и называть время года, его основные признаки (2 — 3). Наблюдаем за состоянием погоды: прогревание солнцем земли и воздуха, капель, таяние снега, увеличение дня. Учим замечать изменения в жизни растений и животных: пробуждение животных, появление у них детенышей, возвращение птиц и появление у них птенцов, появление насекомых, цветов, листьев на деревьях. Наблюдаем за трудовой деятельностью людей весной (в реальной жизни и на сюжетной картине): уборка города, перекапывание сада и огорода, посадка деревьев, овощей, посев семян, цветов. Учим оказывать посильную помощь.

  1. Праздник 8 Марта. Закрепляем и обогащаем представления, о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день. Формируем представления о личностных качествах женщины (добрая, заботливая, отзывчивая). Воспитываем умение доброжелательно относиться к близким людям (маме, бабушке, сестре), уважительно относится к повседневному труду родителей и педагогов, оказывать им посильную помощь.

  1. Профессии. Формируем представления о профессии парикмахера, почтальона, медсестры и др. (место работы, название профессии, инструменты, трудовые действия и их последовательность, результат труда и его значение). Закрепляем представления детей о заведениях культурно-бытового обслуживания населения (ателье, почта, больница, аптека), их назначении, о профессиях людей, которые работают в этих заведениях. Учим называть профессию родителей. Упражняем в узнавании и назывании профессии взрослых в процессе рассматривания иллюстраций, просмотра диафильмов и телепередач. Моделируем трудовые действия взрослых в игр Воспитываем уважение к труду взрослых, бережное отношение к. хлебу, продуктам питания, предметам быта, созданных человеком. Формируем знания о правилах безопасности и умения обращаться к взрослому за помощью (милиционер — это человек, который в трудную минуту приходит на помощь, не обманывает, защищает).

  1. Материалы и инструменты. Формируем представления о материалах, их свойствах: бумага, картон, ткань, древесина, металл, пластмасса, стекло, нитки, тесьма, лента, вата, опилки. Учим находить в окружающей обстановке предметы, изготовленные из определенного материала (железа, стекла). Знакомим с инструментами (кисточка, щетка, метелка, вязальные крючки, совок, лопата, грабли), способами их использования, материалом, из которого они изготовлены. Учим показывать и называть материалы, инструменты, действия с ними. Формируем представления о правилах безопасности при использовании инструментов и материалов.

  1. Растения. Деревья. Продолжаем учить детей различать и называть деревья, кустарники, травы ближайшего окружения (2—3 вида). Учим сравнивать хвойные и лиственные деревья. Закрепляем представления о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья). Обогащаем представления о комнатных растениях. Учим различать растения по особенностям внешнего вида (форме, окраске листьев, цветов), Наблюдаем за появлением почек, маленьких листьев на ветке (в условиях группы и на деревьях участка). Уточняем и расширяем представления об условиях роста растений.

Цветы. Знакомим с местом произрастания цветов (сад, луг, поле, лес). Закрепляем    представление о строении растения (стебель, лист, цветок). Учим различать цветы по особенностям внешнего вида, называть и показывать знакомые цветы (4—5 наименований).

 Ягоды. Уточняем и закрепляем представления о внешнем виде, вкусе ягод (клубника, черника, малина); о месте их произрастания (лес, сад); о времени сбора ягод; о способах употребления их в пищу.

  1. Насекомые. Рыбы. Формируем представления о внешних признаках насекомых (бабочка, муха, комар, жук, муравей), паукообразных (паук). Упражняем в их показе и назывании. Закрепляем представления о строении тела насекомых (6 ног, крылья), рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя). Знакомим детей с местом обитания насекомых, рыб в природной среде и домашней обстановке. Учим устанавливать зависимость строения тела от среды обитания.

  1. Школа. Формируем представления о школе, ее назначении; школьных принадлежностях. Знакомим с профессией учителя. Учим находить школьное строение среди других зданий. Рассматриваем здание школы, организуем экскурсию по ее территории и помещениям.

  1. Время года — лето. Учим детей называть время года, определять его основные признаки: жарко, ярко светит солнце, длинный день. Учим замечать изменения в жизни растений и животных: много зелени, цветов, насекомых. Наблюдаем за трудовой деятельностью людей (в реальной жизни и на картине): работа в саду и в огороде, сбор первого урожая. Знакомим с летними забавами и развлечениями (купание, сбор ягод, грибов и др.).

Объекты неживой природы. Тень. Знакомим детей с тенью (отражением от себя и других предметов). Организуем игры: мы прячемся от солнца в тень, ищем место для отдыха в тени, мы сами создаем тень.

Уточняем представления о свойствах песка, земли, глины в разные времена года.

Вода. Уточняем и расширяем представления о свойствах воды (прозрачность). Формируем представления о свойствах одинаковых явлений в разное время года: дождь летом теплый, осенью — холодный; вода в лужах летом, весной теплая, осенью — холодная.

Учим устанавливать зависимость между температурой и состоянием воды: холодно — вода высыхает медленно, тепло — высыхает быстро; при нагревании вода становится теплой, горячей, закипает, превращается в пар; при охлаждении из пара образуется вода; при морозе вода замерзает, превращается в кусок льда.

Знакомим со свойствами предметов (одни предметы плавают в воде, другие — тонут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

"Нетрадиционные техники изо-терапии, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре"

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. К....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...