Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра
рабочая программа по теме
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
социального обслуживания системы социальной защиты населения
Старооскольского городского округа
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
программа
коррекционно - развивающей работы
с воспитанниками младшей группы
( с конспектами занятий)
Старый Оскол
Пояснительная записка
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Социальная ситуация, имевшая место ранее, совместной деятельности ребенка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. Но ребенок еще не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной жизни со взрослыми. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра. В дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определенной программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.
Цель программы – развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста специалистами Центра. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.
Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором
план занятий по развитию связной речи
у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов. Речевые нарушения у детей носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
В данном перспективном тематическом плане представлены 32 темы и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
-составление описательного рассказа с опорой на схему;
-пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
-составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом;
-придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
-составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
перспективный тематический
план
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Темы | № зан. |
Обследование речи детей | |
Рассказывание по теме «Осень» | 1 |
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | 2 |
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | 3 |
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | 4 |
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | 5 |
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | 6 |
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | 7 |
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | 8 |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | 9 |
Составление описательного рассказа с опорой на схему | 10 |
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Темы | № зан. |
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда) | 11 |
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | 12 |
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | 13 |
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | 14 |
Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | 15 |
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | 16 |
Пересказ сказки «Две косы» | 17 |
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | 18 |
Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин | 19 |
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 20 |
III период обучения (март, апрель, май)
Темы | № зан. |
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | 21 |
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 22 |
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | 23 |
Пересказ рассказа Г.А, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | 24 |
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | 25 |
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | 26 |
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | 27 |
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | 28 |
Составление рассказа «Человек» по серии картин | 29 |
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | 30 |
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | 31 |
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) | 32 |
перспективный тематический
план занятий по формированию элементарных математических представлений
у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Материал представлен по следующим направлениям:
I. Пространственная ориентировка
II.Величина
III.Действия с множествами
IV.Игры с геометрическим материалом
V. Упражнения в пересчете объектов
Также даны тексты для упражнений для глаз, для проведения динамических пауз, пальчиковых упражнений.
Следует заметить, что и повседневная жизнь детей наполняется математическим содержанием – бытовой труд, игра, проводимые с детьми прочие занятия – все это является благодатной почвой для формирования элементарных математических представлений.
На индивидуальных занятиях много времени следует уделять развитию внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики детей. Это необходимо для формирования слухо-зрительно-моторного навыка. Работа с трафаретами, шаблонами, мозаиками, мелкими предметами немаловажны для подготовки руки к письму в будущем.
Представленный материал помогает адаптировать детей к предстоящему школьному обучению, развивая не только математические навыки, но и все познавательные процессы, мелкую моторику, создает положительную мотивацию к учению, подготавливает благоприятную почву для перехода от игровой деятельности к учебной.
перспективный тематический план
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Темы | № зан. |
Пространственная ориентировка | |
Игра – хоровод «Теремок» | 1 |
Упражнение с флажками | 2 |
Игра «Снеговик-снеговичок» | 3 |
Игра «Шофер» | 4 |
Игра «Я иду искать» | 5 |
Игра «Матрешкино хозяйство» | 6 |
Упражнение «Машина» | 7 |
Упражнение «Наш мир» | 8 |
Величина | 9 |
Игра «Архитектор» | |
Игры с разноцветными полосками | 10 |
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Темы | № зан. |
Упражнение «Дощечка, мостик и плот» | 11 |
Игра «Пирамидки» | 12 |
Игра «Домики» | 13 |
Конструирование из настольного набора «Строитель» и выкладывание из геометрических фигур | 14 |
И Игра «Винни-Пух и Пятачок». | 15 |
Действия с множествами | |
Подвижная игра «Мишка и пчелы» | 16 |
Игра «Бабочки и цветы». | 17 |
Игра «Чаепитие кукол»: | 18 |
Упражнение «Посчитай, сравни, проверь». | 19 |
Группировки | 20 |
III период обучения (март, апрель, май)
Темы | № зан. |
Игры с геометрическим материалом. | 21 |
Маленький фокусник | |
Игра- соревнование «Кто первый соберет фигуры» | 22 |
Г Геометрическая мозаика, выкладывание и конструирование из геометрического материала. | 23 |
Г. Подвижная игра «Дети по лесу гуляют». | 24 |
Геометрическое лото | 25 |
И Игры с цепочками | 26 |
Наряжаем елку | 27 |
«Коврик» | 28 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений. | 29 |
Упражнения на восприятие плоскостных и объемных фигур. | 30 |
У Упражнения в пересчете объектов | 31 |
О Отсчет заданного количества объектов | |
Использование литературных текстов | 32 |
Тексты для упражнений в пересчете предметов | 33 |
Тексты для составления и решения примеров и задач | 34 |
Тексты для упражнений в прямом и обратном счете Цель: упражнять в прямом и обратном | 35 |
Игра «Ох, уж этот Незнайка!» Ц | 36 |
Упражнения для глаз В |
перспективный тематический
план занятий по ознакомлению с окружающим миром
детей дошкольного и младшего школьного возраста
уровень 4
Задачи:
- формирование познавательного интереса и познавательной активности детей; знаний о безопасном поведении в окружающей среде;
- уточнение и обогащение представлений о предметах ближайшего окружения, выделение их функциональных, качественных, пространственных признаков. Сравнение предметов по заданным признакам. Классификация на основании выделения существенных признаков предметов;
- закрепление и обогащение представлений об образе Я, своих возможностях, умениях, переживаниях, трудностях, взаимоотношениях с окружающими детьми и взрослыми;
- расширение и углубление представлений детей об объектах и явлениях живой и неживой природы. Уточнение названий растений и животных, закрепление представлений об их строении, условиях роста, местах обитания, образе жизни. Установление причинно-следственной связи между условиями жизни, внешними функциональными свойствами представителей животного и растительного мира;
- формирование временных представлений: о смене и последовательности времен года, дней недели, частей суток;
- формирование экологических представлений: бережное отношение к растениям и животным, желание ухаживать за ними, умение любоваться ими, поведение в природной среде;
- углубление представлений детей о родном городе, объектах общественного назначения (магазин, аптека, поликлиника, больница, рынок, цирк и.др.), явлениях общественной жизни. Уточнение и расширение представлений о профессиях людей, трудовых операциях, инструментах, материалах, из которых изготовлены предметы;
- знакомство детей со школьными принадлежностями, правилами поведения в школе. Формирование психолого-педагогической готовности детей к обучению на следующей ступени образования;
- формирование представлений об опасностях различного характера, мерах по их предотвращению, закрепление навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в опасных ситуациях.
- I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь,)
II период обучения (, январь, февраль, март, апрель май,)
Содержание работы по ознакомлению с окружающим миром
- Сад. Фрукты. Огород. Овощи. Уточняем и расширяем представления детей об овощах и фруктах (внешний вид, вкус, запах). Упражняем в различении их по вкусу, запаху, внешнему виду (на основе вкусовых, тактильных ощущений); учим классифицировать овощи и фрукты по заданному признаку (по цвету, форме, вкусу). Закрепляем представления о месте произрастания овощей, фруктов, учим различению овощей и фруктов по месту их произрастания.
Формируем представления о труде взрослых по выращиванию овощей, фруктов; о способах уборки урожая (картофель выкапывают, капусту срезают). Уточняем представления о способах употребления овощей в пищу (сырыми, вареными, жареными, солеными); о необходимости употребления овощей (фруктов) в пищу. Учим определять качество овощей и фруктов (червивое, гнилое яблоко, зеленый помидор). Обучаем выбору овощей для приготовления салата, винегрета, борща; выбору фруктов для приготовления компота, сока (с помощью взрослого). Упражняем детей в подготовке овощей (фруктов) к употреблению: помыть, выложить на тарелку, угостить друга и т. д.
- Грибы. Формируем представления о съедобных (боровик, лисичка, опята) и ядовитых грибах (мухомор, поганка). Учим различать съедобные и ядовитые грибы по особенностям внешнего вида. Учим показывать и называть части гриба (шляпка, ножка), конструировать гриб из геометрических фигур, палочек, изображать с помощью пальцев рук. Закрепляем представления о месте произрастания грибов (в лесу, поддеревом, на пне). Формируем умения правильно выбирать одежду и обувь для похода в лес за грибами.
- Время года — осень. Закрепляем умения детей определять, называть время года и его основные признаки (2 — 3). Учим узнавать изображение осени на пейзажных и сюжетных картинах.
Наблюдаем за состоянием погоды: частые дожди (дождь мелкий, сильный, ливень), серое небо, изменения в жизни растений и животных (травы, цветы и листья на деревьях пожелтели и завяли, птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме). Учим фиксировать результаты наблюдения в календаре природы. Наблюдаем за трудовой деятельностью людей (в реальных ситуация и на сюжетных картинах): сбор урожая, ягод, грибов, уборка опавших листьев, перекапывание сада и огорода.
Объекты неживой природы. Земля. Знакомим с качествами земли: твердая, рыхлая, сухая, мокрая (грязь); зимой копать землю трудно — замерзает, летом и весной люди землю обрабатывают, выращивают на ней зерно, овощи, фрукты. Камни. Уточняем и обогащаем представления детей о качествах и свойствах камней: твердые, разной формы, цвета, веса; камни встречаются на улице, берегах рек, озер, морей; используются в строительстве.
- Я и люди вокруг. Закрепляем представления о себе (фамилия, имя, возраст), родителях (фамилия, имя, отчество), братьях,, сестрах, бабушках, дедушках, их именах, родственных отношениях друг с другом. Учим различать понятия «фамилия — имя». Уточняем представления о членах семьи, домашних обязанностях и занятиях взрослых и детей, заботливых и доброжелательных отношениях членов семьи друг к другу. Учим рассказывать о праздниках в семье, семейных событиях, времяпрепровождении в выходные дни (прогулки в парк, поход в театр, гости, покупка продуктов). Учим точно знать свой адрес и использовать знания в повседневных ситуациях. Формируем умение рассказывать родителям и другим взрослым обо всех неприятных и опасных ситуациях.
- Мое тело. Закрепляем представления о строении тела и частях лица человека, различии детей по полу (мальчик, девочка). Обучаем умениям конструировать человечка из палочек и кружочка, лепить из пластилина. Знакомим с графическим обозначением человека. Уточняем и закрепляем представления о функциях частей тела, органов чувств. Знакомим с названиями пальцев, учим показывать и называть пальцы на руках. Формируем представления о стадиях человеческого роста во взаимосвязи с деятельностью взрослых и детей (малыш сидит в коляске, играет с погремушкой; ребенок-дошкольник ходит в детский сад, играет с детьми, рисует; школьник ходит в школу, делает уроки; взрослые ходят на работу).
- Труд людей. Закрепляем знания о труде людей зимой. Уточняем представления о значении профессии в жизни людей. Закрепляем и обогащаем представления о профессиях и трудовых действиях педагогических сотрудников и обслуживающего персонала детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, повар, шофер, сторож, дворник).
- Части суток. Закрепляем представления о частях суток, их последовательности и деятельности людей в течение дня (утро — люди просыпаются, встают с постели, умываются, завтракают, идут в детский сад или на работу; вечер — возвращаются из детского сада, с работы, ужинают, готовятся ко сну).
- Время года — зима. Формируем умения определять (по картинке и в жизни) и называть время года, его основные признаки (2 — 3). Учим наблюдать за состоянием погоды: много снега, мороз, солнце слабо греет, холодный ветер, короткий день. Формируем умения определять изменения в жизни растений и животных: отсутствие насекомых, приближение зимующих птиц к жилью человека, спячка животных, зимний «сон» трав и деревьев. Учим наблюдать за трудовой деятельностью людей зимой (в реальной жизни и на сюжетной картине): расчистка улиц от снега, посыпание дорожек песком, подкормка зимующих птиц. Зимние забавы и развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, лепка снежной бабы, игры в снежки. Наблюдаем за состоянием снега (комками, мокрый, морозный, вьюга, метель, град). Закрепляем представления о свойствах снега. Устанавливаем зависимость между погодой и состоянием снега.
Праздник Новый год. Закрепляем представления детей о признаках зимы, свойствах снега, зимних забавах детей, о подготовке и встрече Нового года, атрибутике праздника. Учим оказывать посильную помощь в подготовке к празднику, показывать и называть атрибуты праздника.
- Одежда и обувь. Закрепляем и обогащаем представления детей о сезонном назначении одежды и обуви (летняя, зимняя, весенняя), о ее принадлежности (мужская, женская, детская). Учим показывать и называть части одежды и обуви. Обучаем составлению рассказа-описания своей одежды, обуви по опорной схеме. Учим различению и классификации одежды и обуви в зависимости от времени года, назначения (выбор одежды соответственно сезону, погоде, обстановке — праздничная, будничная); материала, из которого они изготовлены. Уточняем и обогащаем представления детей о материалах, из которых изготавливают одежду и обувь; профессиях людей, которые шьют и ремонтируют одежду и обувь (швея, сапожник). Учим узнаванию ткани на ощупь (шерсть, шелк).
Предметы ухода за одеждой и обувью. Формируем представления о предметах (щетка, губка, крем) и способах ухода за одеждой, обувью (стирка, чистка, сушка, глажение, аккуратное хранение в шкафу).
Закрепляем представления о месте хранения одежды, обуви. Упражняем в аккуратном складывании и развешивании одежды на стульчике, в шкафу. Формируем умения обращаться к взрослому в случае непорядка в одежде (грязная, порванная, мокрая одежда), устранять непорядок под контролем взрослого.
- Опасные ситуации. Знакомим с опасными ситуациями в зимний период (гололед, сильный ветер, таяние сосулек, таяние льда на водоеме). Формируем представления о профилактике травматизма на скользкой дороге, о правилах поведения на горке, действиях детей и взрослых во время опасных ситуаций.
- Животные и их детеныши. Закрепляем представления о внешнем виде домашних и диких животных, их детенышах. Учим показывать и называть части тела животных. Учим определять и называть отличительные признаки (у свиньи — пятачок, у коровы и козы — рога и вымя). Формируем умения различать и показывать домашних (диких) животных и их детенышей. Уточняем и обогащаем представления о месте обитания, приспособлении к условиям жизни; о способах передвижения и питания животных. Знакомим с профессиями людей, которые ухаживают за животными (доярка, пастух). Уточняем и закрепляем представления детей о мерах предосторожности при обращении с животными (в случае возникновения опасности кричать и звать взрослых; не дразнить животных, не причинять им боль; смотреть под ноги, чтобы не наступить на животное, не травмировать его).
Зоопарк. Знакомим с животными жарких стран (слон, жираф, обезьяна, крокодил) и животными Севера (морж, северный олень, тюлень). Обучаем определению отличительных особенностей внешнего вида животных (у жирафа — длинная шея; пятнистое тело).
- Жизнь растений зимой (комнатные). Уточняем и закрепляем особенности внешнего строения комнатных цветочных растений. Упражняем в показе и назывании частей растения: стебель, листья, цветки. Наблюдаем за внешним видом лиственных растений зимой. Знакомим с условиями нормальной жизнедеятельности растений, зависимостью их состояния от удовлетворения потребности во влаге, свете, тепле и др.
- Птицы. Закрепляем и расширяем представления о домашних птицах (курица, петух, утка, гусь) и диких (ворона, сорока, воробей, синица, голубь). Упражняем в показе и назывании частей тела птицы. Учим узнавать птиц по внешнему виду, по издаваемым звукам, подражать звукам, издаваемым птицами (кряканье утки, чириканье воробья).
Уточняем представления о месте обитания птиц, способе их питания, манере передвижения. Знакомим с отличительными и общими признаками домашних и диких птиц. Учим называть и показывать птенцов домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Закрепляем представления об уходе человека за домашними птицами, учим заботливому отношению к зимующим птицам. Продолжаем формировать представления о жизни диких и домашних животных зимой. Знакомим с существенными признаками родовых групп диких и домашних животных: дикие животные сами себе ищут пищу, им трудно найти корм под снегом, они голодают, их подкармливают лесники. За домашними животными (зверями и птицами) ухаживают люди: строят теплые сараи, чистят их, дают корм и воду. Домашние животные приносят людям пользу: перевозят грузы, дают молоко, мясо, охраняют человека и др.
- Посуда. Закрепляем и уточняем представления о видах посуды (кухонной, столовой, чайной), ее функциональном назначении. Учим называть и показывать посуду для приготовления пищи (кастрюля, чайник, сковорода), для приема пищи (тарелки, чашки, ложки, вилки, ножи); для чаепития. Знакомим детей с посудой для хранения пищевых продуктов (хлебница, масленка). Упражняем в показе и назывании частей посуды (ручка, крышка, донышко). Обогащаем представления детей о материале, из которого изготовлена посуда (железо, дерево, пластмасса, стекло, глина), его свойствах (стекло — прозрачное, хрупкое). Формируем правила безопасности при самостоятельном пользовании вилкой, ножом, стеклянной и фарфоровой посудой. Закрепляем представления о сервировке стола. Формируем навыки осторожного обращения с хрупкой, тяжелой, горячей посудой. Воспитываем бережное отношение к посуде. Знакомим с отделом магазина, в котором продается посуда (в процессе экскурсии).
- Продукты питания. Формируем представления об основных продуктах питания (молочных, мясных, мучных), их свойствах и качествах; о способах получения, обработки и употребления продуктов. Учим определять продукты, из которых приготовлен суп, салат, гарнир. Формируем умения определять качество продуктов (рассматривать, трогать, пробовать на вкус). Уточняем и закрепляем названия блюд, время приема пищи (утром — завтрак, днем — обед, вечером — ужин). Знакомим с продуктовым магазином (в процессе экскурсии). Рассматриваем витрины и вывески-обозначения отделов. Формируем умения ориентироваться по графическим обозначениям в мясном, молочном, мучном отделах магазина.
- Бытовые приборы. Знакомим с бытовой техникой (телевизор, телефон, утюг, холодильник, плита, пылесос), ее назначением. Формируем представления о правилах обращения с бытовой техникой (газовая плита, электрические розетки, электроприборы), профилактике травматизма в быту: при пользовании электроприборами нельзя трогать руками провода, включать без разрешения взрослых, вставлять в розетку мелкие предметы. Закрепляем умения обращаться за помощью к взрослому. Поддерживаем интерес к предметам быта, которые созданы человеком для улучшения условий жизни и деятельности.
- Мебель. Квартира и ее обстановка. Уточняем и обогащаем представления детей о предметах мебели, их назначении (для кухни, спальни, столовой). Показываем и называем части мебели (крышка — столешница, ножки). Закрепляем названия комнат в квартире, выбираем мебель для комнат в соответствии с ее назначением. Формируем умения рационально размещать мебель в комнате. Уточняем и обогащаем представления детей о материале, из которого изготовлена мебель. Знакомим с процессом изготовления мебели и профессией столяра. Наблюдаем за ремонтом мебели в детском саду, рассматриваем картины «В мебельной мастерской», «На мебельной фабрике». Воспитываем бережное отношение к предметам мебели. Формируем навыки безопасной жизни: в случае пожара нельзя прятаться в шкаф, под кровать — можно сгореть; надо кричать, стучать в дверь, бежать к окну, звать на помощь взрослых.
Предметы ухода за помещением. Закрепляем и расширяем представления детей об орудиях труда (совок, веник, урна, ведро, тряпка) и способах уборки помещения (мытье полов, окон, вытряхивание ковров, вытирание пыли). Наблюдаем за работой помощника воспитателя. Поддерживаем стремление детей оказывать помощь взрослым в процессе уборки помещения.
- День Защитника Отечества. Формируем представления о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день. Знакомим с военной техникой (танки, самолеты); армейскими профессиями (танкист, летчик и т. д.). Формируем умения поздравлять папу, дедушку, брата с праздником; оценивать поступок человека в той или иной ситуации (в процессе рассматривания иллюстраций, чтения художественного произведения).
- Город. Продолжаем знакомить детей с достопримечательностями города, предприятиями, их продукцией. Закрепляем и обогащаем представления об улицах, площадях, проспектах города. Знакомим с названием республики, закрепляем представление о своем родном городе (поселке). Учим называть свой адрес, город, республику. Знакомим детей с государственными символами (флаг, герб).
- Общественные здания. Закрепляем и обогащаем представления о зданиях общественного назначения, расположенных рядом с детским садом (школа, магазин, аптека, поликлиника, мастерская по ремонту обуви); о зданиях культурного назначения (театр, кинотеатр, цирк). Рассматриваем витрины, вывески, афиши на зданиях. Формируем умения узнавать (по условным обозначениям) и называть наблюдаемые объекты (магазин, аптека, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, кинотеатр). Знакомим с профессиями строителей (каменщики, маляры, плотники), машинами и механизмами на стройке (экскаватор, самосвал, подъемный кран).
- Улица. Уточняем и закрепляем представления о частях улицы, их назначении. Учим различать проезжую часть, пешеходный переход, тротуар. Организуем наблюдение за движением транспорта в разных направлениях дороги, за движением людей на пешеходных переходах и тротуарах. Учим название улицы, на которой находится детский сад. Формируем умение ориентироваться на знакомых улицах, называть их. Приучаем детей соблюдать правила дорожного движения, культурно вести себя на улице. Формируем представления о возможных последствиях травм (ушибы, ссадины, переломы и др.), необходимости оказания первой помощи: при порезах, ссадинах, ушибах — обращаться к взрослому, не отказываться от помощи; при пожаре — не прятаться, звать взрослых на помощь; во время стихийных бедствий необходимо слушать и выполнять предостережения родителей и спасателей.
- Транспорт. Уточняем и обогащаем представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный), о способах их передвижения, назначении (пассажирский, грузовой). Различаем понятия «пассажир — пешеход». Знакомим детей с транспортом специального назначения (скорая помощь, милицейская, пожарная машины). Закрепляем представление о частях транспорта. Формируем умения сравнивать, группировать транспорт по способу передвижения (наземный, водный, воздушный), по назначению (пассажирский, грузовой, специальный). Учим устанавливать взаимосвязь между внешним видом (и строением) транспортных средств и способом передвижения, назначением и характером груза. Актуализируем и уточняем представления о светофоре, значении его сигналов для водителей и пешеходов. Закрепляем и расширяем представления о профессиях людей, управляющих транспортом (шофер, капитан, пилот), обслуживающих пассажиров (кондуктор). Формируем представления о правилах проезда и поведения в общественном транспорте. Моделируем различные ситуации: покупка талонов на проезд, их компостирование, поведение пассажиров в транспорте.
- Время года — весна. Закрепляем умение определять (по картинке и в жизни) и называть время года, его основные признаки (2 — 3). Наблюдаем за состоянием погоды: прогревание солнцем земли и воздуха, капель, таяние снега, увеличение дня. Учим замечать изменения в жизни растений и животных: пробуждение животных, появление у них детенышей, возвращение птиц и появление у них птенцов, появление насекомых, цветов, листьев на деревьях. Наблюдаем за трудовой деятельностью людей весной (в реальной жизни и на сюжетной картине): уборка города, перекапывание сада и огорода, посадка деревьев, овощей, посев семян, цветов. Учим оказывать посильную помощь.
- Праздник 8 Марта. Закрепляем и обогащаем представления, о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день. Формируем представления о личностных качествах женщины (добрая, заботливая, отзывчивая). Воспитываем умение доброжелательно относиться к близким людям (маме, бабушке, сестре), уважительно относится к повседневному труду родителей и педагогов, оказывать им посильную помощь.
- Профессии. Формируем представления о профессии парикмахера, почтальона, медсестры и др. (место работы, название профессии, инструменты, трудовые действия и их последовательность, результат труда и его значение). Закрепляем представления детей о заведениях культурно-бытового обслуживания населения (ателье, почта, больница, аптека), их назначении, о профессиях людей, которые работают в этих заведениях. Учим называть профессию родителей. Упражняем в узнавании и назывании профессии взрослых в процессе рассматривания иллюстраций, просмотра диафильмов и телепередач. Моделируем трудовые действия взрослых в игр Воспитываем уважение к труду взрослых, бережное отношение к. хлебу, продуктам питания, предметам быта, созданных человеком. Формируем знания о правилах безопасности и умения обращаться к взрослому за помощью (милиционер — это человек, который в трудную минуту приходит на помощь, не обманывает, защищает).
- Материалы и инструменты. Формируем представления о материалах, их свойствах: бумага, картон, ткань, древесина, металл, пластмасса, стекло, нитки, тесьма, лента, вата, опилки. Учим находить в окружающей обстановке предметы, изготовленные из определенного материала (железа, стекла). Знакомим с инструментами (кисточка, щетка, метелка, вязальные крючки, совок, лопата, грабли), способами их использования, материалом, из которого они изготовлены. Учим показывать и называть материалы, инструменты, действия с ними. Формируем представления о правилах безопасности при использовании инструментов и материалов.
- Растения. Деревья. Продолжаем учить детей различать и называть деревья, кустарники, травы ближайшего окружения (2—3 вида). Учим сравнивать хвойные и лиственные деревья. Закрепляем представления о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья). Обогащаем представления о комнатных растениях. Учим различать растения по особенностям внешнего вида (форме, окраске листьев, цветов), Наблюдаем за появлением почек, маленьких листьев на ветке (в условиях группы и на деревьях участка). Уточняем и расширяем представления об условиях роста растений.
Цветы. Знакомим с местом произрастания цветов (сад, луг, поле, лес). Закрепляем представление о строении растения (стебель, лист, цветок). Учим различать цветы по особенностям внешнего вида, называть и показывать знакомые цветы (4—5 наименований).
Ягоды. Уточняем и закрепляем представления о внешнем виде, вкусе ягод (клубника, черника, малина); о месте их произрастания (лес, сад); о времени сбора ягод; о способах употребления их в пищу.
- Насекомые. Рыбы. Формируем представления о внешних признаках насекомых (бабочка, муха, комар, жук, муравей), паукообразных (паук). Упражняем в их показе и назывании. Закрепляем представления о строении тела насекомых (6 ног, крылья), рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя). Знакомим детей с местом обитания насекомых, рыб в природной среде и домашней обстановке. Учим устанавливать зависимость строения тела от среды обитания.
- Школа. Формируем представления о школе, ее назначении; школьных принадлежностях. Знакомим с профессией учителя. Учим находить школьное строение среди других зданий. Рассматриваем здание школы, организуем экскурсию по ее территории и помещениям.
- Время года — лето. Учим детей называть время года, определять его основные признаки: жарко, ярко светит солнце, длинный день. Учим замечать изменения в жизни растений и животных: много зелени, цветов, насекомых. Наблюдаем за трудовой деятельностью людей (в реальной жизни и на картине): работа в саду и в огороде, сбор первого урожая. Знакомим с летними забавами и развлечениями (купание, сбор ягод, грибов и др.).
Объекты неживой природы. Тень. Знакомим детей с тенью (отражением от себя и других предметов). Организуем игры: мы прячемся от солнца в тень, ищем место для отдыха в тени, мы сами создаем тень.
Уточняем представления о свойствах песка, земли, глины в разные времена года.
Вода. Уточняем и расширяем представления о свойствах воды (прозрачность). Формируем представления о свойствах одинаковых явлений в разное время года: дождь летом теплый, осенью — холодный; вода в лужах летом, весной теплая, осенью — холодная.
Учим устанавливать зависимость между температурой и состоянием воды: холодно — вода высыхает медленно, тепло — высыхает быстро; при нагревании вода становится теплой, горячей, закипает, превращается в пар; при охлаждении из пара образуется вода; при морозе вода замерзает, превращается в кусок льда.
Знакомим со свойствами предметов (одни предметы плавают в воде, другие — тонут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственно инновационный педагогический опыт работы воспитателя ГКУ СО РМ социального реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Проблемы семейного воспитания»...
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
"Нетрадиционные техники изо-терапии, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре"
Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. К....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...