Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников на развитие самооценки с элементами сказкотерапии
рабочая программа на тему

Лавриенко Елена Викторовна

Развитие самооценки. Групповые занятия.Сказкотерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Утверждаю:

директор КГКУ

«Емельяновский детский дом»

_____________Н.С. Осадчая


Программа

групповых коррекционных занятий для младших школьников на развитие самооценки  с элементамим  сказкотерапии


Разработала:

Педагог-психолог Е.В.Лавриенко







Емельяново, 2018 г.

Пояснительная записка

   Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.


  Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.
В нашей программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
  Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на    внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

   В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения: 
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

   Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.

   Задачами  программы  являются:
1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
2. Формирование и закрепление саногенных состояний;
3. Обучение детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
4. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

    Каждое занятие строится по следующим блокам:

  • ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие;
  • коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения

В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизически...

Коррекционное занятие для младших школьников "Учимся вырезать снежинки"

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на исправление мелкомоторной неловкости у обучающихся  начальной школы по адаптированной общеобразовательной программе.Цель занятия:...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для младших школьников "Подарки для Лунтика"

Развитие познавательной сферы младших школьников  (внимания и памяти, мышления, моторики), посредством выполнения индивидуальных заданий....

Групповое занятие с младшими школьниками с ОВЗ по развитию диалогической речи по рассказу Л.Н.Толстого "Спор животных"

Работа над развитием диалогической речи является базой для овладения наиболее сложной формой связной речи монологической для детей с нарушениями развития.Начинается эта работа с первого класса.Для это...

Групповое логопедическое занятие для младших школьников с ОВЗ "Грибы"

Конспект логопедического занятия для учащихся  0 класса с ОВЗ.Основная цель занятия ,расширить активный словарь детей словами названиями грибов,развивать грамматический строй речи и связную речь....

Использование элементов народного творчества в коррекционно-развивающих занятиях для младших школьников с ОВЗ.

Фольклор –народная мудрость.Мудрость- разумность или прозорливость-это способность размышлять и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность, большой, глубоки...