статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
статья по логопедии (1 класс)
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста – с этой целью на занятиях необходимо работать с представлениями о сутках, неделе, месяцах, временах года. Могут использоваться наблюдение и определение временной последовательности каких – либо действий и событий. Выяснение круга временных представлений предполагает также уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_logo_1.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кожевникова Н.А.
ГБОУ 334
« Образовательный комплекс « Невская перспектива»
Невского района
Санкт-Петербурга
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста – с этой целью на занятиях необходимо работать с представлениями о сутках, неделе, месяцах, временах года. Могут использоваться наблюдение и определение временной последовательности каких – либо действий и событий. Выяснение круга временных представлений предполагает также уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.
Виды работ по развитию и уточнению временных представлений.
Работа с серией сюжетных картинок
Учащимся предлагается рассмотреть изображения из серии сюжетных картинок и определить временную последовательность происходящих событий. При этом отрабатываются не только понятия «раньше – позже» , «сначала – потом» , которые отражают временные характеристики предметов и явлений, но и пространственные : «дальше – ближе» , «за – перед», «над – под» и т.п. В качестве наглядного материала можно предложить учащимся иллюстрации к рассказам В. Сутеева. Например, логопед просит учеников установить последовательность событий, изображенных в серии сюжетных картинок : «Вспомните сказку В.Сутеева «Под грибом». Рассмотрите картинки . Что было сначала? Что было потом? Пронумеруйте картинки».
Работа над диктантами
При проведении коррекционной работы с обучающимися , имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов. В данном случае диктант проводится с целью обучения и развития, а не проверки и контроля.
- Зрительный предупредительный диктант. Предполагаемый текст пишется на доске. «Ошибкоопасные» места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Учащиеся по памяти или под диктовку логопеда пишут его в тетради.
- Слуховой предупредительный диктант. Текст слухового диктанта читается сначала целиком , а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
- Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или собственному желанию.
- Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Сущность этого диктанта заключается в том, что под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б)объяснительным, в) контрольным.
- Творческие диктанты. Представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями.
- Предупредительный творческий диктант. Во время предупредительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «ошибкоопасные» слова.
- Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний . Творческий диктант на вставку слов или словосочетаний, должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.
- Объяснительный творческий диктант. При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, вставляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, Правильно ли оно написано.
- Творческий диктант по опорным словам. Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст , пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».
- Творческий диктант с заменой. Задача данного диктанта сводится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосочетания или слова одной грамматической категории заменяются словами или словосочетаниями другой грамматической категории. Например, при изучении темы: «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал грустным. Прежде я часто бывал печальным.
Работа над деформированным текстом.
Работу над деформированным текстом можно проводить с опорой или без опоры на наглядность.
- Составление рассказа из деформированных предложений. Предложения в беспорядке выставлены на доске. Учащиеся смотрят на них, после чего логопед задает вопросы, которые помогут в составлении рассказа. Ученики,пользуясь вопросами логопеда, располагают предложения в нужном порядке. По окончании восстановления правильной последовательности ученики читают полученный рассказ.
- Работа с деформированным предложением. Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где написаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если предложение составлено удачно, то учащийся записывает его на доске, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради.
Изложение
Большая роль в системе работы, направленной на коррекцию и развитие письменной речи, принадлежит изложениям. Изложения способствуют формированию произвольного внимания, слухоречевой памяти и слухового восприятия. Постепенно у учащихся обогащается словарный запас, появляются навыки связной речи. При уточнении временных представлений чаще всего используются изложения, позволяющие описывать явления и события: сезонные изменения в природе, времена года.
Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полными и краткими. Они строятся в виде вопросительных, повествовательных и назывных предложений. На начальных этапах работы над изложением Логопед предлагает ученикам готовый план. В дальнейшем учащиеся уже сами должны составлять план. Работа над планом может проводиться в следующем порядке:
Деление текста на части: вначале под руководством логопеда, а затем самостоятельно.
Подираются заголовки к каждой части. На каждый вопрос плана находится ответ.
Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем. К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков.
Работа над заглавием текста.
К текстам содержащим описание времени года,можно дать задание составить графический рисунок. Эти картинки, раскрашенные цветными карандашами, затем сравниваются друг с другом, что позволяет упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особое внимание во время работы над изложением должно быть уделено словарной работе.
Анализ художественных произведений, отражающих временные отношения.
Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и письменную речь, если он систематически не знакомится с произведениями художественной литературы. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи.
В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов , стихотворений, пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное, с помощью логопеда.
Работа с авторскими словами.
Школьникам, которые справляются с заданиями и упражнениями, после работы над словообразованием, можно предложить работу с индивидуально-авторскими словами.
При выполнении подобных заданий развиваются способности многоаспектного анализа слов на основе словообразовательной модели.
При работе с текстами, содержащими индивидуально-авторские слова, логопед использует следующие вопросы и задания:
«Прочитай отрывок из произведения. Найди в нем новые слова, придуманные автором. Из каких слов они состоят? От каких слов они образованы? Объясни их значение.
Такие задания делают занятия нетрадиционными, веселыми. Они дают детям возможность поиграть и отвлечься от привычных стереотипов коррекционной работы.
Работа с загадками, скороговорками, пословицами.
Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать вместе с ним художественную литературу, которая обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам.
Упражнения по формированию временных представлений.
Понятие о времени суток.
- Отгадать загадку, записать отгадку. Ответить на вопросы: «Что такое сутки? Сколько в них часов?»
- Прочитать стихотворение. Необходимо догадаться, о каком времени суток идет речь.
- Ответить на вопрос : «Как называется прием пищи в разное время суток?»
- Расположить в нужном порядке карточки с названиями времен суток.
- Нарисовать один и тот же пейзаж в разное время суток.
- Ответить на вопросы: «Какой прибор люди используют для измерения времени? Какие бывают часы?
- Прочитать загадку про часы и отгадать ее. По окончании ученика просят нарисовать часы, которые есть у него дома.
- «Пиктограммы» К каждому из данных слов или словосочетаний сделать рисунок, который поможет в запоминании. Буквы и цифры использовать нельзя. Затем закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки , ребенку необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.
Семь дней недели.
Логопед знакомит учащихся с названиями дней недели. Для закрепления и развития представлений о временном промежутке «неделя» логопед проводит со школьниками определенные упражнения, с наводящими вопросами.
- Запомнить, записать, сосчитать по порядку названия дней недели.
- Прочитать стихотворение про дни недели. Выучить его наизусть.
- Ответить на вопросы по содержанию.
- Отгадать загадку.
- Вставить пропущенные буквы в названия дней недели. Определить какой из день недели пропущен и вписать его.
- Предложить ученику поработать с календарем и узнать, в какой день недели у него день рождения в этом году?
- Составить и записать рассказ по опорным словам, перечисляя названия дней недели .
Времена года
Отгадать загадки, то есть ответить на вопрос: «Когда это бывает?» Записать ответы и придумать предложения с этими словами. Решить ,к какому времени года можно отнести слова-отгадки. Придумать свои загадки с осенними, зимними, весенними и летними словами и записать их. Нарисовать отгадку.
Расположить в пустых «окошках» таблицы недостающие названия времен года в нужной последовательности. Написать названия времен года во множественном числе.
Нарисовать свой двор, дачу, деревню в разные времена года.
Творческое использование материала поможет учителю-логопеду успешно проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений в начальных классах общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на логопедических занятиях в начальных классах.
Автоматизация свистящих...
Формирование УУД на логопедических занятиях в начальных классах.
Сочетание формирования УУД и использование традиционных методик на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ....
Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573 Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы Метод ...
Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы
Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая....
ВКЛЮЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Среди методов коррекции логопедических нарушений сположительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони...
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....