статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
статья по логопедии (1 класс)

Кожевникова Наталия Адольфовна

При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников  должны быть  сформированы  понятия об основных  единицах  времени, о  периодах  человеческого возраста – с  этой  целью  на занятиях  необходимо  работать  с  представлениями о  сутках, неделе, месяцах, временах года. Могут использоваться наблюдение и определение временной  последовательности  каких – либо  действий и событий. Выяснение круга  временных  представлений  предполагает  также  уточнение  и  активизацию  соответствующего  словарного  запаса, а также   пропедевтику  усвоения  времен  глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logo_1.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Кожевникова  Н.А.        

ГБОУ 334

« Образовательный комплекс « Невская перспектива»
Невского района

Санкт-Петербурга

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

           При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников  должны быть  сформированы  понятия об основных  единицах  времени, о  периодах  человеческого возраста – с  этой  целью  на занятиях  необходимо  работать  с  представлениями о  сутках, неделе, месяцах, временах года. Могут использоваться наблюдение и определение временной  последовательности  каких – либо  действий и событий. Выяснение круга  временных  представлений  предполагает  также  уточнение  и  активизацию  соответствующего  словарного  запаса, а также   пропедевтику  усвоения  времен  глагола.

Виды   работ  по  развитию  и   уточнению  временных  представлений.

Работа с серией  сюжетных  картинок

          Учащимся  предлагается  рассмотреть  изображения  из  серии  сюжетных  картинок  и определить  временную  последовательность   происходящих  событий. При этом  отрабатываются  не  только  понятия «раньше – позже» , «сначала – потом» , которые  отражают  временные  характеристики  предметов  и  явлений, но и  пространственные : «дальше – ближе» , «за – перед», «над – под» и т.п. В  качестве наглядного  материала  можно  предложить  учащимся  иллюстрации  к  рассказам В. Сутеева. Например, логопед  просит  учеников   установить  последовательность  событий, изображенных  в  серии  сюжетных  картинок : «Вспомните  сказку  В.Сутеева «Под  грибом». Рассмотрите  картинки . Что  было  сначала? Что  было  потом? Пронумеруйте  картинки».

Работа  над  диктантами

            При  проведении  коррекционной  работы  с обучающимися , имеющими  ошибки  на письме, возможно и целесообразно  проводить  следующие  виды  диктантов. В данном  случае  диктант  проводится с  целью  обучения и развития, а не проверки и контроля.

  1. Зрительный  предупредительный  диктант. Предполагаемый текст  пишется на доске.  «Ошибкоопасные»  места выделяются  цветным  мелом. Сначала текст  подвергается  устному  разбору, а затем стирается. Учащиеся по памяти  или под диктовку  логопеда  пишут его в тетради.
  2. Слуховой  предупредительный  диктант. Текст слухового  диктанта   читается  сначала  целиком , а  затем  отдельными  предложениями. В каждом  предложении учащиеся  находят  слова  с определенной  орфограммой, объясняя   ее написание, и только  потом  записывают  предложение  в тетрадь.
  3. Объяснительный  диктант. Сущность объяснительного диктанта  заключается  в  орфографическом  разборе  текста  после  того, как учащиеся  самостоятельно  его  напишут. Логопед  задает  вопросы, а дети  отвечают  на них  по  вызову или  собственному  желанию.
  4. Выборочный  диктант. Выборочный  диктант  дает  возможность за  короткий  срок  написать  наибольшее количество  слов  определенной  грамматической  категории  или  слов с соответствующей   орфограммой. Сущность этого  диктанта  заключается в том, что под диктовку  записывается не весь  текст, а только нужные  слова. Выборочный   диктант  может быть: а) предупредительным, б)объяснительным, в) контрольным.
  5. Творческие  диктанты. Представляют  собой  такой вид  упражнений, при  котором  ученики  вставляют  или  заменяют  определенные  слова  в предложенном тексте  другими, близкими  по  значению  грамматическими  категориями.
  6. Предупредительный  творческий  диктант. Во время  предупредительного  творческого диктанта  школьники, прежде чем  написать  предложение, обсуждают  «ошибкоопасные»  слова.
  7. Творческий  диктант  на  вставку  слов и словосочетаний . Творческий   диктант  на  вставку слов  или   словосочетаний,  должен  помочь  школьникам  научиться  самостоятельно  вставлять  в диктант  слова  определенной  грамматической  категории  или  слова  с  определенной  орфограммой. Этому  диктанту  должна  предшествовать  работа  над  упражнениями  с  тем же  заданием.
  8. Объяснительный  творческий  диктант. При  объяснительном  творческом  диктанте  школьники  сначала  пишут  предложение, вставляя  нужное  слово  или  заменяя его  другим, а затем  обсуждают, Правильно ли оно  написано.
  9. Творческий  диктант  по  опорным  словам. Творческий  диктант  по  опорным  словам  проводится  следующим  образом: на доске   или  карточках   записываются  опорные  слова  определенной  грамматической  категории, которые  должны быть  вставлены  детьми  в диктуемый  текст. Логопед  читает текст , пропуская  написанные  слова. Дети  пишут  диктант, выбирая  по  смыслу  и вставляя  пропущенные  слова.  Творческий  диктант  по  опорным  словам  может быть  основан  на самостоятельном   составлении  детьми  предложений, объединенных  одной  темой. Например, логопед   медленно  диктует  слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают  предложения в виде  связного  текста  на тему «Осень».
  10. Творческий  диктант  с заменой. Задача  данного  диктанта  сводится  к следующему: в диктуемых  предложениях или тексте  словосочетания  или  слова   одной  грамматической  категории   заменяются  словами  или  словосочетаниями   другой  грамматической  категории. Например, при  изучении темы: «Синонимы» возможны  следующие  замены: Раньше  я часто  бывал  грустным. Прежде  я часто  бывал  печальным.

Работа  над  деформированным   текстом.

           Работу  над  деформированным  текстом  можно  проводить с опорой  или  без  опоры  на наглядность.

  1. Составление  рассказа  из  деформированных  предложений.                                               Предложения  в  беспорядке  выставлены  на доске. Учащиеся  смотрят  на них, после  чего  логопед  задает  вопросы, которые  помогут  в составлении рассказа. Ученики,пользуясь  вопросами  логопеда, располагают  предложения в нужном  порядке. По  окончании   восстановления  правильной  последовательности  ученики  читают  полученный  рассказ.
  2. Работа  с  деформированным  предложением.  Ученик, вызванный к столу, достает  из  коробки  карточку, где  написаны  слова, с которыми  надо  устно  составить  предложение.  Если  предложение  составлено  удачно, то учащийся   записывает  его  на доске, комментируя  каждое  слово.  Остальные  пишут  в тетради.

Изложение

          Большая  роль в системе работы, направленной  на  коррекцию  и развитие  письменной  речи, принадлежит  изложениям.  Изложения   способствуют  формированию  произвольного  внимания, слухоречевой  памяти  и слухового  восприятия. Постепенно  у  учащихся   обогащается  словарный  запас, появляются  навыки  связной  речи. При  уточнении  временных  представлений  чаще  всего  используются  изложения, позволяющие  описывать  явления  и события: сезонные  изменения  в природе, времена  года.

           Основным  в работе  над  изложением  является  составление  плана. Планы  могут быть  полными и краткими. Они  строятся в виде  вопросительных, повествовательных   и  назывных  предложений. На  начальных  этапах работы  над  изложением Логопед  предлагает  ученикам  готовый  план. В  дальнейшем  учащиеся  уже  сами должны  составлять  план. Работа  над  планом  может  проводиться  в следующем  порядке:

Деление текста  на части: вначале под  руководством логопеда, а затем  самостоятельно.

Подираются   заголовки  к каждой  части. На  каждый  вопрос  плана  находится  ответ.

Чтение  текста  по  частям  и определение  по  данному  плану, не  пропущено ли что-либо в нем. К некоторым  частям  дать несколько  вариантов  заголовков.

Работа   над  заглавием  текста.

К   текстам   содержащим  описание  времени года,можно  дать  задание  составить  графический  рисунок.  Эти  картинки, раскрашенные  цветными  карандашами, затем  сравниваются  друг  с другом, что  позволяет  упражнять  детей в  описаниях-сравнениях. Особое  внимание  во время  работы  над  изложением  должно  быть  уделено  словарной  работе.

Анализ  художественных  произведений, отражающих  временные  отношения.

Невозможно сформировать  у ребенка  грамотную  устную  и письменную речь, если  он  систематически  не знакомится с  произведениями  художественной  литературы. Она  воспитывает   интерес  и любовь  к родному  языку, обогащает  словарный  запас, учит  стилистически  правильным  оборотам  речи.

В  рамках  рассматриваемой  темы  рекомендуется  чтение  вслух  прозаических  отрывков, рассказов , стихотворений, пересказ  прочитанного, ответы  на  вопросы  по тексту.  Очень  полезно  заучивать  наизусть  понравившиеся  стихи  и маленькие  рассказы. Все перечисленные  виды  работ  приносят хорошие  результаты, когда дети  не  просто  читают  и слушают, а вдумчиво   анализируют  прочитанное, с помощью  логопеда.

          Работа  с  авторскими  словами.

Школьникам, которые  справляются  с заданиями  и упражнениями, после  работы  над  словообразованием, можно  предложить  работу с индивидуально-авторскими  словами.

При  выполнении  подобных  заданий развиваются  способности  многоаспектного  анализа  слов на   основе словообразовательной  модели.

При работе с текстами, содержащими  индивидуально-авторские слова, логопед  использует  следующие  вопросы и задания:

«Прочитай отрывок из произведения. Найди  в нем  новые  слова, придуманные  автором. Из каких слов  они состоят? От каких  слов  они образованы? Объясни  их  значение.

Такие  задания  делают  занятия  нетрадиционными, веселыми. Они  дают  детям   возможность  поиграть и отвлечься от привычных  стереотипов  коррекционной  работы.

Работа   с  загадками, скороговорками, пословицами.

Невозможно  сформировать  грамотную  устную  и письменную речь  ребенка, если  систематически не читать  вместе с ним  художественную  литературу, которая  обогащает  словарный запас, учит стилистически  правильным  оборотам.

Упражнения   по  формированию  временных  представлений.

Понятие  о  времени  суток.

  1. Отгадать  загадку, записать отгадку. Ответить  на  вопросы: «Что такое  сутки? Сколько в них  часов?»
  2. Прочитать стихотворение. Необходимо  догадаться, о каком  времени суток идет речь.
  3. Ответить на вопрос : «Как  называется  прием пищи в разное  время суток?»
  4. Расположить в нужном порядке карточки с названиями  времен  суток.
  5. Нарисовать один и тот же пейзаж в разное  время суток.
  6. Ответить на вопросы: «Какой прибор люди используют для  измерения  времени? Какие бывают часы?
  7. Прочитать загадку  про часы и отгадать  ее. По окончании  ученика просят нарисовать часы, которые есть у него дома.
  8. «Пиктограммы» К каждому из  данных  слов или  словосочетаний  сделать рисунок, который поможет в запоминании. Буквы и цифры  использовать нельзя. Затем закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки , ребенку необходимо вспомнить  слова и записать их в правой части таблицы.

Семь  дней  недели.

Логопед знакомит учащихся с названиями дней недели. Для закрепления и развития  представлений  о  временном  промежутке «неделя» логопед  проводит со школьниками  определенные  упражнения, с наводящими вопросами.

  1. Запомнить, записать, сосчитать по порядку  названия дней недели.
  2. Прочитать стихотворение про дни недели. Выучить его наизусть.
  3. Ответить на вопросы по содержанию.
  4. Отгадать загадку.
  5. Вставить пропущенные буквы в названия дней недели. Определить какой из день  недели  пропущен и вписать его.
  6. Предложить ученику  поработать с календарем и узнать, в какой день  недели у него день рождения в этом году?
  7. Составить и записать рассказ по опорным словам, перечисляя названия дней недели .

Времена  года

Отгадать  загадки, то есть ответить на вопрос: «Когда  это бывает?» Записать  ответы  и придумать предложения с этими словами. Решить ,к какому времени года  можно отнести слова-отгадки. Придумать свои загадки  с осенними, зимними, весенними и летними словами и записать их. Нарисовать отгадку.

Расположить в пустых «окошках» таблицы  недостающие названия времен  года в нужной последовательности. Написать названия времен года  во множественном числе.

Нарисовать свой двор, дачу, деревню  в разные времена года.

Творческое  использование  материала поможет учителю-логопеду успешно  проводить  коррекционную  работу по устранению речевых нарушений  в  начальных классах  общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на логопедических занятиях в начальных классах.

Сочетание формирования УУД  и использование традиционных методик на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ....

Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы

Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573 Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы Метод ...

Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы

Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая....

ВКЛЮЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Среди методов коррекции логопедических нарушений сположительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони...

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....