Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения
рабочая программа по логопедии (1, 2 класс) на тему

Гранова Анастасия Николаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1-х классов; устранение нарушений письменной речи и чтения, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента речевой системы у обучающихся 2-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopedicheskih_zanyatiy.docx70.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 2"города Сарова

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании городского методического объединения учителей-логопедов

Заместитель директора

приказом  директора

Протокол от

___________________

________

председатель ГМО__________

         ___________________

от ______г. №__________

Рабочая программа

логопедических занятий

для 1- 2х классов

Составитель: А.Н.Гранова

г. Саров

2016

Содержание

1 Пояснительная записка

  1. Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий
  2. Описание места учебного предмета в учебном плане

2 Планируемые результаты программы логопедических занятий

3 Содержание программы логопедических занятий

4 Тематическое планирование программы логопедических занятий

4.1 Тематическое планирование  индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими  фонетико-фонематическое нарушение речи

4.2 Тематическое планирование  индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими  фонетическое нарушение речи

4.3 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи

4.4 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с общим недоразвитием речи

4.5 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи

1 Пояснительная записка

Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы потерпел изменения. С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из них можно устранить на специально организованных занятиях. В данной программе, представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих  занятий  с  обучающимися,  испытывающими  трудности  в  усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии.

Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1-х классов; устранение нарушений письменной речи и чтения, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента речевой системы у обучающихся 2-х классов.

Адресат: обучающиеся 1-х классов с фонетико-фонематическим, фонетическим и общим недоразвитием речи 4 уровня, обучающиеся 2-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ФНР. Данные группы испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Формы работы: занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся как групповые, так и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 3-6 человек. Периодичность коррекционных занятий 2-3 раза в неделю на протяжении 1-2 учебных лет. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального - 20 минут Периодичность, протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем.

Коррекционное обучение на логопедическом пункте осуществляется фронтальным способом. Однако, успех логопедической работы определяется умением индивидуализировать коррекционное воздействие.

Программа способствует решению следующих задач:

• оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития индивидуальных возможностей детей;

• развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;

• развивать  звуковую сторону речи, исправлять нарушения звукопроизношения (воспитывать правильное речевое дыхание, воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка);

• формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

• закреплять звуко-буквенные связи;

• формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

• развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года (уточнять и расширять словарный запас, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);

• развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

• развивать коммуникативную готовность к обучению;

• дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;

• овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

• воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

• побуждение стремления совершенствовать свою речь.

  1. Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий

Данная программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.

Занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и

сопровождаются  разнообразными  видами  деятельности:  речевой  гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной

системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических  познавательных процессов. Дети,  имеющие  речевые  нарушения,  при  обучении  особо  нуждаются  во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное ее использование.

Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения.

Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной

группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.

1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане

Коррекционно-развивающие  логопедические  занятия  с  обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ, в связи с отклонениями в

речевом развитии, проводятся вне учебного плана 2-3 раза в неделю с каждой группой, в зависимости от составов групп. Две недели в начале и конце учебного года проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся.

2 Планируемые результаты программы логопедических занятий

В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения

обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:

- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);

- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;

- наличие познавательного интереса к обучению;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- возникновение интереса к учебному материалу;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного

на чувства, поступки других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности.

Метапредметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей

деятельности являются:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами (адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения  опасности (безопасности) для себя и окружающих, способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением);

- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Предметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей деятельности являются:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;

- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия;

- достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата;

- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и

памяти;

- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

- сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).

3 Содержание программы логопедических занятий

Рабочая программа включает в себя три этапа коррекционно – развивающей работы:

1) развитие фонетико-фонематической стороны речи:

а) формирование фонематических процессов;

        б) устранение дефектов звукопроизношения;

2) развитие лексико-грамматической стороны речи:

        а) формирование грамматического строя речи;

        б) уточнение и расширение лексического запаса;

3)развитие связной речи:

а) формирование полноценной самостоятельной речи.

Работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Содержание рабочей  программы логопедических занятий  представлено в трех направлениях:

1) исправление дефектов произношения (работа ведется с учащимися 1-х классов на индивидуальных занятиях, занятия проводятся два раза в неделю);

2) преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи (работа ведется с учащимися 1-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся три раза в неделю);

3) коррекция нарушений письменной речи и чтения (работа ведется с учащимися 2-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся два раза в неделю).


Исправление дефектов произношения

Формирование фонематических процессов.

Формирование фонематических процессов включает в себя изучение следующих разделов: развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений); речь; предложение; словосочетание; слово; слог; ударение; гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки; обозначение звука буквой; анализ и синтез звуко– слогового состава слова; звуковой анализ и синтез слова; слоговой анализ и синтез слова; звуко – буквенные связи; дифференциация звуков (букв);дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства (в тяжѐлых случаях смешения); дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства по признаку глухости – звонкости, твёрдости – мягкости; дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности – безударности; дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.

Устранение дефектов звукопроизношения.

Устранение дефектов звукопроизношения включает в себя изучение следующих разделов: значение речи в жизни человека; знакомство с артикуляционным аппаратом; создание артикуляционной базы для постановки звуков; формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков; выработка направленного речевого выдоха; постановка дефектно-произносимых звуков; свистящие звуки; шипящие звуки; сонорные звуки; другие звуки; автоматизация поставленных звуков: в изолированном виде, в слогах, в предложениях, в стихотворных текстах, в речевом потоке.

Преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи

Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:

- фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);

- фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);

- фонематического восприятия;

- лексико-грамматической стороны речи;

- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

- развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;

- пространственных представлений;

- зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы);

- предпосылок графомоторных навыков;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.

Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письменной речи:

 - устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;

- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;

- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностьюграфомоторных навыков.

Коррекция нарушений письменной речи и чтения

Основные задачи направления:

- формирование  в языковом сознании учащихся семантических полей, позволяющих рационально сгруппировать и систематизировать лексические единицы;

- расширение словарного запаса;

- совершенствование фонетико-фонематичекой стороны речи: формирование звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

- формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

- формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование синтаксической структуры предложения;

- развитие языковой интуиции;

- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;

- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

- формирование просодической стороны речи;

- формирование психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления);

- преодоление имеющихся у детей учебных затруднений, формирование и развитие навыков учебной деятельности, мотивации к овладению письменной деятельностью;

- развитие связной речи.

Содержание занятий направлено на активную работу по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза;  аграмматической дисграфии; аграмматической дислексии; оптической дисграфии и оптической дислексии.

 

Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Развитие звуковой стороны речи

 Задачи: развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц,  включающее в себя: определение количества, последовательности и места слов в предложении; выделение гласного звука из слога, слова; работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова; определение количества, места слога в слове; составление слов путем перестановки добавления звуков, слогов; вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места; определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

Задачи: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование связной речи

Задачи: развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Коррекция аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии.

Основное внимание уделяется восполнению пробелов на фонематическом, лексико-грамматическом, синтаксическом уровнях.

Восполнение пробелов на фонематическом уровне

Следует отметить, что в связи со сложностью речевого дефекта, коррекционная работа на этом этапе ведётся над закреплением навыка сложных форм фонематического анализа и совершенствования слогового анализа и синтеза. Речевой материал подбирается от простого к сложному.

Задачей этого этапа является коррекционная работа над дифференциацией гласных I и II ряда. Дифференциация гласных I и II ряда проводится по плану: сначала ведётся коррекционная работа отдельно над каждым дифференцируемым звуком. Потом дифференциация этих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Затем совершенствуется умение сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию и смыслоразличительной роли в слове и формируется навык в письменных упражнениях.

Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне

Словарный запас характеризует общее развитие ученика. А главным в пополнении словарного запаса является усвоение значения слов: подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов. Лексическая работа неразрывно связана с изучением частей речи, их словообразованием и словоизменением.

Необходимо формировать устойчивый навык в различии разных частей речи. Для этого следует включать упражнения лексико-классификационного характера (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т.д.). А также формировать умение изменять части речи по числам и родам; согласовывать прилагательные с существительными.

Восполнение пробелов на синтаксическом уровне

Основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, т.е. знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе. Основные направления при изучении предложения и словосочетания:

- выделение предложения из сплошного текста;

- умение писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

- формировать умение устанавливать связь слов в предложении.

Коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии.

Задачи:

- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза.

В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дислексией и диграфией. Пространственные ориентировки включают в себя два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.

Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

4 Тематическое планирование программы логопедических занятий

4.1 Тематическое планирование  индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими  фонетико-фонематическое нарушение речи

1 класс  (60 часов)

Таблица 4.1 - Звуки [Р – Р']

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

I четверть (14 ч.)

1

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р]

1

2-4

Постановка звука [Р]

3

5-7

Автоматизация изолированного произнесения звука [Р]

3

8-10

Автоматизация произнесения звука [Р] в слогах

3

11-14

Автоматизация произнесения звука [Р] в словах

4

II четверть (14ч.)

15-21

Автоматизация произнесения звука [Р] в предложениях

7

22-28

Автоматизация произнесения звука [Р] в текстах

7

III четверть (18 ч.)

29-30

Уточнение артикуляции звука [Р']

2

31-33

Автоматизация изолированного произнесения звука [Р']

3

34-36

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в слогах

3

37-39

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в словах

3

40-42

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в предложениях

3

43-46

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в текстах

4

IV четверть (14 ч.)

47-48

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне изолированных звуков

2

49-51

Дифференциация звуков [ Р – Р']   на уровне слога

3

52-54

Дифференциация звуков [ Р – Р']   на уровне слова

3

55-57

Дифференциация звуков [Р – Р' ]  на уровне предложения

3

58-60

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне текста

3

Таблица 4.2 - Звуки [Ж –Ш]

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

I четверть (14ч.)

1-2

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ш]

2

3-5

Постановка звука [Ш]

3

6-7

Автоматизация изолированного произнесения звука [Ш]

2

8-10

Автоматизация произнесения звука [Ш] в слогах

3

11-14

Автоматизация произнесения звука [Ш] в  словах

4

II четверть (14ч.)

15-21

Автоматизация произнесения звука [Ш] в предложениях

7

22-28

Автоматизация произнесения звука [Ш] в текстах

7

III четверть (18 ч.)

29-30

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ж]

2

31-33

Постановка звука [Ж]

3

34-35

Автоматизация изолированного произнесения звука [Ж]

2

36-37

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в слогах

2

38-40

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в словах

3

41-43

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в предложениях

3

44-46

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в текстах

3

IV четверть (14 ч.)

47-48

Дифференциация звуков [Ш-Ж]   на уровне изолированных звуков

2

49-50

Дифференциация звуков[Ш-Ж]   на уровне слога

2

51-53

Дифференциация звуков[ Ш-Ж]   на уровне слова

3

54-56

Дифференциация звуков [Ш-Ж]  на уровне предложения

3

57-60

Дифференциация звуков[Ш-Ж]   на уровне текста

4

4.2 Тематическое планирование  индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими  фонетическое нарушение речи

1 класс  (60 часов)

Таблица 4.3 - Звуки [Р – Р']

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

I четверть (14 ч.)

1

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р]

1

2-4

Постановка звука [Р]

3

5-7

Автоматизация изолированного произнесения звука [Р]

3

8-10

Автоматизация произнесения звука [Р] в слогах

3

11-14

Автоматизация произнесения звука [Р] в словах

4

II четверть (14ч.)

15-21

Автоматизация произнесения звука [Р] в предложениях

7

22-28

Автоматизация произнесения звука [Р] в текстах

7

III четверть (18 ч.)

29-30

Уточнение артикуляции звука [Р']

2

31-33

Автоматизация изолированного произнесения звука [Р']

3

34-36

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в слогах

3

37-39

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в словах

3

40-42

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в предложениях

3

43-46

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в текстах

4

IV четверть (14 ч.)

47-48

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне изолированных звуков

2

49-51

Дифференциация звуков [ Р – Р']   на уровне слога

3

52-54

Дифференциация звуков [ Р – Р']   на уровне слова

3

55-57

Дифференциация звуков [Р – Р' ]  на уровне предложения

3

58-60

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне текста

3

Таблица 4.4 - Звуки [Ж –Ш]

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

I четверть (14ч.)

1-2

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ш]

2

3-5

Постановка звука [Ш]

3

6-7

Автоматизация изолированного произнесения звука [Ш]

2

8-10

Автоматизация произнесения звука [Ш] в слогах

3

11-14

Автоматизация произнесения звука [Ш] в  словах

4

II четверть (14ч.)

15-21

Автоматизация произнесения звука [Ш] в предложениях

7

22-28

Автоматизация произнесения звука [Ш] в текстах

7

III четверть (18 ч.)

29-30

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ж]

2

31-33

Постановка звука [Ж]

3

34-35

Автоматизация изолированного произнесения звука [Ж]

2

36-37

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в слогах

2

38-40

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в словах

3

41-43

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в предложениях

3

44-46

Автоматизация произнесения звука [Ж ]  в текстах

3

IV четверть (14 ч.)

47-48

Дифференциация звуков [Ш-Ж]   на уровне изолированных звуков

2

49-50

Дифференциация звуков[Ш-Ж]   на уровне слога

2

51-53

Дифференциация звуков[ Ш-Ж]   на уровне слова

3

54-56

Дифференциация звуков [Ш-Ж]  на уровне предложения

3

57-60

Дифференциация звуков[Ш-Ж]   на уровне текста

4

4.3 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи

1 класс  (83 часа)

Таблица 4.5

№ занятия

Раздел. Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (21 ч.)

Текст. Предложение. Слово

1-2

Речь. Речь устная и письменная. Текст.

2

3-5

Текст. Предложение.

3

6-8

Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

3

9-11

Предложение. Слова, обозначающие действие.

3

12-14

Дифференциация слов-предметов  и слов-действий.

3

15-17

Предложение. Слова, обозначающие признак.

3

18-20

Предложение. Предлоги.

3

21

Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово»

1

II четверть (21 ч.)

Звуко-буквенный состав слова

Гласные  звуки

22

Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы.

1

23

Звуки речи: гласные и согласные.

1

24-25

Гласные первого ряда.

2

26-27

Гласные второго ряда.

2

28-30

Дифференциация гласных первого и второго рядов. А-Я

3

31-33

Дифференциация гласных первого и второго рядов. О-Ё

3

34-35

Дифференциация гласных первого и второго рядов. У-Ю

2

36-38

Дифференциация гласных. Ё-Ю

3

39-41

Дифференциация гласных первого и второго рядов. Ы-И

3

42

Проверочная работа «Гласные звуки»

1

III четверть (27 ч.)

Слоговой состав слова

43-44

Слог. Слогообразующая роль гласной. Типы слогов

2

45-46

Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов

2

47-51

Анализ многосложных слов

5

52-56

Ударение    

5

57

Проверочная работа «Слоги. Ударение»

1

Согласные  звуки

58

Согласные звуки: твердые и мягкие.

1

59-63

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных.

5

64-68

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

5

69

Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме»

1

IV четверть (14 ч.)

Согласные  звуки

70-71

Согласные: звонкие и глухие. Дифференциация [б-п] [ б'-п']

2

72-73

Дифференциация [в-ф] [ в'-ф']

2

74-75

Дифференциация [г-к] [ г'-к']

2

76-77

Дифференциация [д-т] [ д'-т']

2

78-79

Дифференциация [ж-ш]

2

80-81

Дифференциация [з-с] [ з'-с']

2

82

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие»

1

83

Повторение

1

4.4 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с общим недоразвитием речи

1 класс  (83 часа)

Таблица 4.6

№ занятия

Раздел. Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (21 ч.)

Текст. Предложение. Слово

1-2

Речь. Речь устная и письменная. Текст.

2

3-5

Текст. Предложение.

3

6-8

Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

3

9-11

Предложение. Слова, обозначающие действие.

3

12-14

Дифференциация слов-предметов  и слов-действий.

3

15-17

Предложение. Слова, обозначающие признак.

3

18-20

Предложение. Предлоги.

3

21

Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово»

1

II четверть (21 ч.)

Звуко-буквенный состав слова

Гласные  звуки

22

Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы.

1

23

Звуки речи: гласные и согласные.

1

24-25

Гласные первого ряда.

2

26-27

Гласные второго ряда.

2

28-30

Дифференциация гласных первого и второго рядов. А-Я

3

31-33

Дифференциация гласных первого и второго рядов. О-Ё

3

34-35

Дифференциация гласных первого и второго рядов. У-Ю

2

36-38

Дифференциация гласных. Ё-Ю

3

39-41

Дифференциация гласных первого и второго рядов. Ы-И

3

42

Проверочная работа «Гласные звуки»

1

III четверть (27 ч.)

Слоговой состав слова

43-44

Слог. Слогообразующая роль гласной. Типы слогов

2

45-46

Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов

2

47-51

Анализ многосложных слов

5

52-56

Ударение    

5

57

Проверочная работа «Слоги. Ударение»

1

Согласные  звуки

58

Согласные звуки: твердые и мягкие.

1

59-63

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных.

5

64-68

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

5

69

Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме»

1

IV четверть (14 ч.)

Согласные  звуки

70-71

Согласные: звонкие и глухие. Дифференциация [б-п] [ б'-п']

2

72-73

Дифференциация [в-ф] [ в'-ф']

2

74-75

Дифференциация [г-к] [ г'-к']

2

76-77

Дифференциация [д-т] [ д'-т']

2

78-79

Дифференциация [ж-ш]

2

80-81

Дифференциация [з-с] [ з'-с']

2

82

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие»

1

83

Повторение

1

4.5 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи

2 класс  (62 часа)

Таблица 4.7

№ занятия

Раздел. Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (14 ч.)

Уточнение представлений о тексте, предложении, слове

1-3

Текст. Предложение. (Деформированный текст)

3

4-5

Предложение. Слово.

2

6-7

Предложение. Грамматическая основа предложения.

2

8-9

Предложение. Порядок слов в предложении.

(Деформированное предложение)

2

10-11

Предложение. Связь слов в предложении.

2

12

Слово (лексическое значение). Антонимы.

1

13

Слово (лексическое значение). Синонимы.

1

14

Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово»

1

II четверть (14 ч.)

Звуко-буквенный состав слова

Гласные  звуки

15

Звуки речи: гласные и согласные. Дифференциация гласных и согласных звуков

1

16

Гласные первого ряда

1

17

Гласные второго ряда.

1

18

Дифференциация гласных IиII ряда.

1

19

Ударение

1

20

Слоговой состав слова

1

21

Проверочная работа «Гласные звуки»

1

Согласные  звуки

22

Согласные: твердые и мягкие

1

23

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Я, разделительный мягкий знак

1

24

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ё, разделительный мягкий знак

1

25

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ю, разделительный мягкий знак

1

26

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Е, разделительный мягкий знак

1

27

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква И, разделительный мягкий знак

1

28

Проверочная работа «Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных»

1

III четверть (20 ч.)

Согласные  звуки  

29-31

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

3

32-33

Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак

2

34

Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

1

35

Согласные: звонкие и глухие.

1

36-37

Дифференциация [б-п] [ б'-п']

2

38-39

Дифференциация [в-ф] [ в'-ф']

2

40-41

Дифференциация [г-к] [ г'-к']

2

42-43

Дифференциация [д-т] [ д'-т']

2

44-45

Дифференциация [ж-ш]

2

46-47

Дифференциация [з-с] [ з'-с']

2

48

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие»

1

IV четверть (14 ч.)

Согласные  звуки  

49-51

Дифференциация [с-ц]

3

52-53

Дифференциация [ т-ц]

2

54-55

Дифференциация [ч'-ц]

2

56-57

Дифференциация [ч'-щ']

2

58-59

Дифференциация [ч'-ш]

2

60-61

Дифференциация [щ'-ш]

2

62

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие»

1

Литература

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.

3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.

4.Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. -  ГНОМ и Д, 2009.

5.Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

6.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.

9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Авторская программа логопедических занятий для 2-3 классов общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у м...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А»

Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" адресована обучающимся  1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа составлена ...

статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников  должны быть  сформированы  понятия об основных  единицах  времени, о  периодах  человеческог...

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....