Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения
рабочая программа по логопедии (1, 2 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1-х классов; устранение нарушений письменной речи и чтения, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента речевой системы у обучающихся 2-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskih_zanyatiy.docx | 70.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 2"города Сарова
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании городского методического объединения учителей-логопедов | Заместитель директора | приказом директора |
Протокол от | ___________________ | ________ |
председатель ГМО__________ | ___________________ | от ______г. №__________ |
Рабочая программа
логопедических занятий
для 1- 2х классов
Составитель: А.Н.Гранова
г. Саров
2016
Содержание
1 Пояснительная записка
- Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий
- Описание места учебного предмета в учебном плане
2 Планируемые результаты программы логопедических занятий
3 Содержание программы логопедических занятий
4 Тематическое планирование программы логопедических занятий
4.1 Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи
4.2 Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими фонетическое нарушение речи
4.3 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
4.4 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с общим недоразвитием речи
4.5 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи
1 Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы потерпел изменения. С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из них можно устранить на специально организованных занятиях. В данной программе, представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии.
Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1-х классов; устранение нарушений письменной речи и чтения, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента речевой системы у обучающихся 2-х классов.
Адресат: обучающиеся 1-х классов с фонетико-фонематическим, фонетическим и общим недоразвитием речи 4 уровня, обучающиеся 2-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ФНР. Данные группы испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Формы работы: занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся как групповые, так и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 3-6 человек. Периодичность коррекционных занятий 2-3 раза в неделю на протяжении 1-2 учебных лет. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального - 20 минут Периодичность, протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем.
Коррекционное обучение на логопедическом пункте осуществляется фронтальным способом. Однако, успех логопедической работы определяется умением индивидуализировать коррекционное воздействие.
Программа способствует решению следующих задач:
• оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития индивидуальных возможностей детей;
• развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;
• развивать звуковую сторону речи, исправлять нарушения звукопроизношения (воспитывать правильное речевое дыхание, воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка);
• формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
• закреплять звуко-буквенные связи;
• формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
• развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года (уточнять и расширять словарный запас, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);
• развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
• развивать коммуникативную готовность к обучению;
• дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;
• овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
• воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
• побуждение стремления совершенствовать свою речь.
- Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий
Данная программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.
Занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и
сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной
системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное ее использование.
Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения.
Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной
группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.
1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционно-развивающие логопедические занятия с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ, в связи с отклонениями в
речевом развитии, проводятся вне учебного плана 2-3 раза в неделю с каждой группой, в зависимости от составов групп. Две недели в начале и конце учебного года проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся.
2 Планируемые результаты программы логопедических занятий
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- наличие познавательного интереса к обучению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- возникновение интереса к учебному материалу;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного
на чувства, поступки других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности.
Метапредметными результатами логопедической коррекционно-развивающей
деятельности являются:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами (адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих, способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением);
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;
- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
- сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия;
- достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата;
- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями;
- умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и
памяти;
- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению;
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
- сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).
3 Содержание программы логопедических занятий
Рабочая программа включает в себя три этапа коррекционно – развивающей работы:
1) развитие фонетико-фонематической стороны речи:
а) формирование фонематических процессов;
б) устранение дефектов звукопроизношения;
2) развитие лексико-грамматической стороны речи:
а) формирование грамматического строя речи;
б) уточнение и расширение лексического запаса;
3)развитие связной речи:
а) формирование полноценной самостоятельной речи.
Работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
Содержание рабочей программы логопедических занятий представлено в трех направлениях:
1) исправление дефектов произношения (работа ведется с учащимися 1-х классов на индивидуальных занятиях, занятия проводятся два раза в неделю);
2) преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи (работа ведется с учащимися 1-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся три раза в неделю);
3) коррекция нарушений письменной речи и чтения (работа ведется с учащимися 2-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся два раза в неделю).
Исправление дефектов произношения
Формирование фонематических процессов.
Формирование фонематических процессов включает в себя изучение следующих разделов: развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений); речь; предложение; словосочетание; слово; слог; ударение; гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки; обозначение звука буквой; анализ и синтез звуко– слогового состава слова; звуковой анализ и синтез слова; слоговой анализ и синтез слова; звуко – буквенные связи; дифференциация звуков (букв);дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства (в тяжѐлых случаях смешения); дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства по признаку глухости – звонкости, твёрдости – мягкости; дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности – безударности; дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
Устранение дефектов звукопроизношения.
Устранение дефектов звукопроизношения включает в себя изучение следующих разделов: значение речи в жизни человека; знакомство с артикуляционным аппаратом; создание артикуляционной базы для постановки звуков; формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков; выработка направленного речевого выдоха; постановка дефектно-произносимых звуков; свистящие звуки; шипящие звуки; сонорные звуки; другие звуки; автоматизация поставленных звуков: в изолированном виде, в слогах, в предложениях, в стихотворных текстах, в речевом потоке.
Преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи
Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:
- фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);
- фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);
- фонематического восприятия;
- лексико-грамматической стороны речи;
- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
- развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
- пространственных представлений;
- зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
- предпосылок графомоторных навыков;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.
Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письменной речи:
- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;
- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;
- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностьюграфомоторных навыков.
Коррекция нарушений письменной речи и чтения
Основные задачи направления:
- формирование в языковом сознании учащихся семантических полей, позволяющих рационально сгруппировать и систематизировать лексические единицы;
- расширение словарного запаса;
- совершенствование фонетико-фонематичекой стороны речи: формирование звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
- формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование синтаксической структуры предложения;
- развитие языковой интуиции;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- формирование просодической стороны речи;
- формирование психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления);
- преодоление имеющихся у детей учебных затруднений, формирование и развитие навыков учебной деятельности, мотивации к овладению письменной деятельностью;
- развитие связной речи.
Содержание занятий направлено на активную работу по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза; аграмматической дисграфии; аграмматической дислексии; оптической дисграфии и оптической дислексии.
Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
Развитие звуковой стороны речи
Задачи: развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающее в себя: определение количества, последовательности и места слов в предложении; выделение гласного звука из слога, слова; работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова; определение количества, места слога в слове; составление слов путем перестановки добавления звуков, слогов; вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места; определение последовательности, количества и позиционного места в слове.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
Задачи: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи
Задачи: развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Коррекция аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии.
Основное внимание уделяется восполнению пробелов на фонематическом, лексико-грамматическом, синтаксическом уровнях.
Восполнение пробелов на фонематическом уровне
Следует отметить, что в связи со сложностью речевого дефекта, коррекционная работа на этом этапе ведётся над закреплением навыка сложных форм фонематического анализа и совершенствования слогового анализа и синтеза. Речевой материал подбирается от простого к сложному.
Задачей этого этапа является коррекционная работа над дифференциацией гласных I и II ряда. Дифференциация гласных I и II ряда проводится по плану: сначала ведётся коррекционная работа отдельно над каждым дифференцируемым звуком. Потом дифференциация этих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Затем совершенствуется умение сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию и смыслоразличительной роли в слове и формируется навык в письменных упражнениях.
Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне
Словарный запас характеризует общее развитие ученика. А главным в пополнении словарного запаса является усвоение значения слов: подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов. Лексическая работа неразрывно связана с изучением частей речи, их словообразованием и словоизменением.
Необходимо формировать устойчивый навык в различии разных частей речи. Для этого следует включать упражнения лексико-классификационного характера (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т.д.). А также формировать умение изменять части речи по числам и родам; согласовывать прилагательные с существительными.
Восполнение пробелов на синтаксическом уровне
Основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, т.е. знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе. Основные направления при изучении предложения и словосочетания:
- выделение предложения из сплошного текста;
- умение писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
- формировать умение устанавливать связь слов в предложении.
Коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии.
Задачи:
- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дислексией и диграфией. Пространственные ориентировки включают в себя два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
4 Тематическое планирование программы логопедических занятий
4.1 Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи
1 класс (60 часов)
Таблица 4.1 - Звуки [Р – Р']
№ занятия | Тема занятия | Кол-во занятий |
I четверть (14 ч.) | ||
1 | Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р] | 1 |
2-4 | Постановка звука [Р] | 3 |
5-7 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Р] | 3 |
8-10 | Автоматизация произнесения звука [Р] в слогах | 3 |
11-14 | Автоматизация произнесения звука [Р] в словах | 4 |
II четверть (14ч.) | ||
15-21 | Автоматизация произнесения звука [Р] в предложениях | 7 |
22-28 | Автоматизация произнесения звука [Р] в текстах | 7 |
III четверть (18 ч.) | ||
29-30 | Уточнение артикуляции звука [Р'] | 2 |
31-33 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Р'] | 3 |
34-36 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в слогах | 3 |
37-39 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в словах | 3 |
40-42 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в предложениях | 3 |
43-46 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в текстах | 4 |
IV четверть (14 ч.) | ||
47-48 | Дифференциация звуков [Р – Р'] на уровне изолированных звуков | 2 |
49-51 | Дифференциация звуков [ Р – Р'] на уровне слога | 3 |
52-54 | Дифференциация звуков [ Р – Р'] на уровне слова | 3 |
55-57 | Дифференциация звуков [Р – Р' ] на уровне предложения | 3 |
58-60 | Дифференциация звуков [Р – Р'] на уровне текста | 3 |
Таблица 4.2 - Звуки [Ж –Ш]
№ занятия | Тема занятия | Кол-во занятий |
I четверть (14ч.) | ||
1-2 | Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ш] | 2 |
3-5 | Постановка звука [Ш] | 3 |
6-7 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Ш] | 2 |
8-10 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в слогах | 3 |
11-14 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в словах | 4 |
II четверть (14ч.) | ||
15-21 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в предложениях | 7 |
22-28 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в текстах | 7 |
III четверть (18 ч.) | ||
29-30 | Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ж] | 2 |
31-33 | Постановка звука [Ж] | 3 |
34-35 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Ж] | 2 |
36-37 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в слогах | 2 |
38-40 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в словах | 3 |
41-43 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в предложениях | 3 |
44-46 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в текстах | 3 |
IV четверть (14 ч.) | ||
47-48 | Дифференциация звуков [Ш-Ж] на уровне изолированных звуков | 2 |
49-50 | Дифференциация звуков[Ш-Ж] на уровне слога | 2 |
51-53 | Дифференциация звуков[ Ш-Ж] на уровне слова | 3 |
54-56 | Дифференциация звуков [Ш-Ж] на уровне предложения | 3 |
57-60 | Дифференциация звуков[Ш-Ж] на уровне текста | 4 |
4.2 Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими фонетическое нарушение речи
1 класс (60 часов)
Таблица 4.3 - Звуки [Р – Р']
№ занятия | Тема занятия | Кол-во занятий |
I четверть (14 ч.) | ||
1 | Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р] | 1 |
2-4 | Постановка звука [Р] | 3 |
5-7 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Р] | 3 |
8-10 | Автоматизация произнесения звука [Р] в слогах | 3 |
11-14 | Автоматизация произнесения звука [Р] в словах | 4 |
II четверть (14ч.) | ||
15-21 | Автоматизация произнесения звука [Р] в предложениях | 7 |
22-28 | Автоматизация произнесения звука [Р] в текстах | 7 |
III четверть (18 ч.) | ||
29-30 | Уточнение артикуляции звука [Р'] | 2 |
31-33 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Р'] | 3 |
34-36 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в слогах | 3 |
37-39 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в словах | 3 |
40-42 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в предложениях | 3 |
43-46 | Автоматизация произнесения звука [Р' ] в текстах | 4 |
IV четверть (14 ч.) | ||
47-48 | Дифференциация звуков [Р – Р'] на уровне изолированных звуков | 2 |
49-51 | Дифференциация звуков [ Р – Р'] на уровне слога | 3 |
52-54 | Дифференциация звуков [ Р – Р'] на уровне слова | 3 |
55-57 | Дифференциация звуков [Р – Р' ] на уровне предложения | 3 |
58-60 | Дифференциация звуков [Р – Р'] на уровне текста | 3 |
Таблица 4.4 - Звуки [Ж –Ш]
№ занятия | Тема занятия | Кол-во занятий |
I четверть (14ч.) | ||
1-2 | Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ш] | 2 |
3-5 | Постановка звука [Ш] | 3 |
6-7 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Ш] | 2 |
8-10 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в слогах | 3 |
11-14 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в словах | 4 |
II четверть (14ч.) | ||
15-21 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в предложениях | 7 |
22-28 | Автоматизация произнесения звука [Ш] в текстах | 7 |
III четверть (18 ч.) | ||
29-30 | Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Ж] | 2 |
31-33 | Постановка звука [Ж] | 3 |
34-35 | Автоматизация изолированного произнесения звука [Ж] | 2 |
36-37 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в слогах | 2 |
38-40 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в словах | 3 |
41-43 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в предложениях | 3 |
44-46 | Автоматизация произнесения звука [Ж ] в текстах | 3 |
IV четверть (14 ч.) | ||
47-48 | Дифференциация звуков [Ш-Ж] на уровне изолированных звуков | 2 |
49-50 | Дифференциация звуков[Ш-Ж] на уровне слога | 2 |
51-53 | Дифференциация звуков[ Ш-Ж] на уровне слова | 3 |
54-56 | Дифференциация звуков [Ш-Ж] на уровне предложения | 3 |
57-60 | Дифференциация звуков[Ш-Ж] на уровне текста | 4 |
4.3 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
1 класс (83 часа)
Таблица 4.5
№ занятия | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть (21 ч.) | ||
Текст. Предложение. Слово | ||
1-2 | Речь. Речь устная и письменная. Текст. | 2 |
3-5 | Текст. Предложение. | 3 |
6-8 | Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет. | 3 |
9-11 | Предложение. Слова, обозначающие действие. | 3 |
12-14 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | 3 |
15-17 | Предложение. Слова, обозначающие признак. | 3 |
18-20 | Предложение. Предлоги. | 3 |
21 | Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово» | 1 |
II четверть (21 ч.) | ||
Звуко-буквенный состав слова | ||
Гласные звуки | ||
22 | Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы. | 1 |
23 | Звуки речи: гласные и согласные. | 1 |
24-25 | Гласные первого ряда. | 2 |
26-27 | Гласные второго ряда. | 2 |
28-30 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. А-Я | 3 |
31-33 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. О-Ё | 3 |
34-35 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. У-Ю | 2 |
36-38 | Дифференциация гласных. Ё-Ю | 3 |
39-41 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. Ы-И | 3 |
42 | Проверочная работа «Гласные звуки» | 1 |
III четверть (27 ч.) Слоговой состав слова | ||
43-44 | Слог. Слогообразующая роль гласной. Типы слогов | 2 |
45-46 | Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов | 2 |
47-51 | Анализ многосложных слов | 5 |
52-56 | Ударение | 5 |
57 | Проверочная работа «Слоги. Ударение» | 1 |
Согласные звуки | ||
58 | Согласные звуки: твердые и мягкие. | 1 |
59-63 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных. | 5 |
64-68 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 5 |
69 | Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме» | 1 |
IV четверть (14 ч.) | ||
Согласные звуки | ||
70-71 | Согласные: звонкие и глухие. Дифференциация [б-п] [ б'-п'] | 2 |
72-73 | Дифференциация [в-ф] [ в'-ф'] | 2 |
74-75 | Дифференциация [г-к] [ г'-к'] | 2 |
76-77 | Дифференциация [д-т] [ д'-т'] | 2 |
78-79 | Дифференциация [ж-ш] | 2 |
80-81 | Дифференциация [з-с] [ з'-с'] | 2 |
82 | Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие» | 1 |
83 | Повторение | 1 |
4.4 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с общим недоразвитием речи
1 класс (83 часа)
Таблица 4.6
№ занятия | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть (21 ч.) | ||
Текст. Предложение. Слово | ||
1-2 | Речь. Речь устная и письменная. Текст. | 2 |
3-5 | Текст. Предложение. | 3 |
6-8 | Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет. | 3 |
9-11 | Предложение. Слова, обозначающие действие. | 3 |
12-14 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | 3 |
15-17 | Предложение. Слова, обозначающие признак. | 3 |
18-20 | Предложение. Предлоги. | 3 |
21 | Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово» | 1 |
II четверть (21 ч.) | ||
Звуко-буквенный состав слова | ||
Гласные звуки | ||
22 | Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы. | 1 |
23 | Звуки речи: гласные и согласные. | 1 |
24-25 | Гласные первого ряда. | 2 |
26-27 | Гласные второго ряда. | 2 |
28-30 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. А-Я | 3 |
31-33 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. О-Ё | 3 |
34-35 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. У-Ю | 2 |
36-38 | Дифференциация гласных. Ё-Ю | 3 |
39-41 | Дифференциация гласных первого и второго рядов. Ы-И | 3 |
42 | Проверочная работа «Гласные звуки» | 1 |
III четверть (27 ч.) Слоговой состав слова | ||
43-44 | Слог. Слогообразующая роль гласной. Типы слогов | 2 |
45-46 | Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов | 2 |
47-51 | Анализ многосложных слов | 5 |
52-56 | Ударение | 5 |
57 | Проверочная работа «Слоги. Ударение» | 1 |
Согласные звуки | ||
58 | Согласные звуки: твердые и мягкие. | 1 |
59-63 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных. | 5 |
64-68 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 5 |
69 | Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме» | 1 |
IV четверть (14 ч.) | ||
Согласные звуки | ||
70-71 | Согласные: звонкие и глухие. Дифференциация [б-п] [ б'-п'] | 2 |
72-73 | Дифференциация [в-ф] [ в'-ф'] | 2 |
74-75 | Дифференциация [г-к] [ г'-к'] | 2 |
76-77 | Дифференциация [д-т] [ д'-т'] | 2 |
78-79 | Дифференциация [ж-ш] | 2 |
80-81 | Дифференциация [з-с] [ з'-с'] | 2 |
82 | Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие» | 1 |
83 | Повторение | 1 |
4.5 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи
2 класс (62 часа)
Таблица 4.7
№ занятия | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть (14 ч.) | ||
Уточнение представлений о тексте, предложении, слове | ||
1-3 | Текст. Предложение. (Деформированный текст) | 3 |
4-5 | Предложение. Слово. | 2 |
6-7 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 2 |
8-9 | Предложение. Порядок слов в предложении. (Деформированное предложение) | 2 |
10-11 | Предложение. Связь слов в предложении. | 2 |
12 | Слово (лексическое значение). Антонимы. | 1 |
13 | Слово (лексическое значение). Синонимы. | 1 |
14 | Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово» | 1 |
II четверть (14 ч.) | ||
Звуко-буквенный состав слова | ||
Гласные звуки | ||
15 | Звуки речи: гласные и согласные. Дифференциация гласных и согласных звуков | 1 |
16 | Гласные первого ряда | 1 |
17 | Гласные второго ряда. | 1 |
18 | Дифференциация гласных IиII ряда. | 1 |
19 | Ударение | 1 |
20 | Слоговой состав слова | 1 |
21 | Проверочная работа «Гласные звуки» | 1 |
Согласные звуки | ||
22 | Согласные: твердые и мягкие | 1 |
23 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Я, разделительный мягкий знак | 1 |
24 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ё, разделительный мягкий знак | 1 |
25 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ю, разделительный мягкий знак | 1 |
26 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Е, разделительный мягкий знак | 1 |
27 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква И, разделительный мягкий знак | 1 |
28 | Проверочная работа «Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных» | 1 |
III четверть (20 ч.) | ||
Согласные звуки | ||
29-31 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 3 |
32-33 | Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак | 2 |
34 | Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака» | 1 |
35 | Согласные: звонкие и глухие. | 1 |
36-37 | Дифференциация [б-п] [ б'-п'] | 2 |
38-39 | Дифференциация [в-ф] [ в'-ф'] | 2 |
40-41 | Дифференциация [г-к] [ г'-к'] | 2 |
42-43 | Дифференциация [д-т] [ д'-т'] | 2 |
44-45 | Дифференциация [ж-ш] | 2 |
46-47 | Дифференциация [з-с] [ з'-с'] | 2 |
48 | Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие» | 1 |
IV четверть (14 ч.) | ||
Согласные звуки | ||
49-51 | Дифференциация [с-ц] | 3 |
52-53 | Дифференциация [ т-ц] | 2 |
54-55 | Дифференциация [ч'-ц] | 2 |
56-57 | Дифференциация [ч'-щ'] | 2 |
58-59 | Дифференциация [ч'-ш] | 2 |
60-61 | Дифференциация [щ'-ш] | 2 |
62 | Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие» | 1 |
Литература
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.
3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
4.Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
5.Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
6.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»
Целью моей программы -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Авторская программа логопедических занятий для 2-3 классов общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у м...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А»
Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" адресована обучающимся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа составлена ...
статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческог...
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....