Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
статья по логопедии на тему
Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории
г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573
Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
Метод проектов появился в педагогической практике в 20-х годах 20 века. В России он применялся на уроках в начале 20-20-х годов, затем был незаслуженно забыт, но в мире он использовался широко и продолжает использоваться в наше время. Вместе с тем, его относят к педтехнологиям 21 века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в новых современных условиях постиндустриального общества. ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания обучения учащихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому логопед должен использовать на коррекционно развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления методической работы.
Условия применения метода проектов
· Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний.
· Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
· Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории).
· Применение исследовательских, творческих методов при проектировании.
· Структурирование этапов выполнения проекта.
· Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).
Особенности проектов в начальной школе: есть проблемы, т. к. дети очень маленькие. Но это возможно.
Ценность проекта
· Возможности и силы данного ученики или детского коллектива.
· Содержание в нем новой информации, которая может служить основой проекта.
· Навыки, которые развивает данный проект.
· Заинтересованность ученика (учеников) в работе.
3 важных момента проекта
Выбор (тема)
Планирование (структура, из каких частей)
Критика (выводы и наблюдения сделанные в процессе работы над проектом).
В настоящее время процесс обучения больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.
Одна из разновидностей этого подхода есть проектная деятельность. Спецификой этой деятельности является:
- направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности;
- учет возрастных особенностей детей;
- постепенное нарастание самостоятельности;
- повышение творческой активности детей.
Этапы проектной деятельности
1. Оргмомент:
Знакомство со спецификой проектной деятельности; деление на группы (аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографы, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы.
2. Формулирование темы и целей:
Например: тема: Создание книги правильного произношения.
Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи.
3. Подготовительный:
Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.
4. Собственно проект:
Идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги.
5. Практическое применение проекта:
Работают испытатели.
6. Самоанализ:
Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.
7. Итоги всей работы в целом.
Тема
Книга правильного произношения
Учащиеся должны знать: особенности русской речи, правильное произношение звуков, этапы работы над речью, основные принципы проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, заготовки страниц «Книги правильного произношения». Таблички с названием творческих групп.
Формулирование целей и задач: создать книгу-пособие для учеников, работающих над исправлением недостатков речи.
Подготовка к разработке: повторение составных частей книги (обложка, титульный лист, главы (части книги), содержание (оглавление), выводы).
Создание проекта: определение глав и заголовков, оформление иллюстраций, оформление глав книги, вступление и оглавление. Далее идет рассказ о самой книге.
Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.
По содержанию: работа над правильным произношением.
Субъект проекта: дети в школе, дома, вне школы.
При участии взрослых: родителей, учителя.
Защита проектов должна быть публичной.
Номинации проектов
Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, академический проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».
Виды презентаций проектов:
Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, -реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.
Роль учителя
В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника:
- консультирует;
- мотивирует;
- помогает;
- наблюдает.
Роль ученика
Зависит от этапа проекта:
- выбор (принятие решения)
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми;
- оценивает свой продукт и чужой.
Особенности проектной деятельности в начальной школе
1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения:
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.
2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость:
- развитие аналитико-синт.действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение выделять главное;
- выделение общего способа действия;
- перенос общего способа действия на другие учебные задания.
3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать результат;
- выделять недостатки;
- вносить конструктивные замечания, пожелания.
Работа над проектом «Книга правильного произношения»
Идея: помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью.
Цель: создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей).
Тип проекта: долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.
Тема: написать «Книгу правильного произношения».
Собственно проект: Пособие «Книга правильного произношения» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.
Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи:
- это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями;
- дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве;
- каждый участник проекта смог проявить свои способности;
- проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями;
- была собрана интересная и полезная информация;
- проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей;
- у детей вырос интерес к логопедическим занятиям.
Выводы по проекту:
- учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям;
- нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.
Недостатки:
- часть работы не успели сделать;
- материал до сих пор в обработке.
Но мы решили сделать следующую часть «Книга правильного произношения-2».
Используемая литература
1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
3. А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе. Москва, «Просвещение». 2009 г.
4. А.П.Терехова, г. Пермь, ДОУ № 5, учитель-логопед. Статья «Проектная деятельность на логопедических занятиях» в журнале «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».
5. М.Г.Лужина, г. Томск, ДОУ № 15, учитель-логопед. Статья «Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ» в журнале «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.morozova_t_otkryt.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории
г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573
Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
Метод проектов появился в педагогической практике в 20-х годах 20 века. В России он применялся на уроках в начале 20-20-х годов, затем был незаслуженно забыт, но в мире он использовался широко и продолжает использоваться в наше время. Вместе с тем, его относят к педтехнологиям 21 века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в новых современных условиях постиндустриального общества. ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания обучения учащихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому логопед должен использовать на коррекционно развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления методической работы.
Условия применения метода проектов
- Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний.
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
- Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории).
- Применение исследовательских, творческих методов при проектировании.
- Структурирование этапов выполнения проекта.
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).
Особенности проектов в начальной школе: есть проблемы, т. к. дети очень маленькие. Но это возможно.
Ценность проекта
- Возможности и силы данного ученики или детского коллектива.
- Содержание в нем новой информации, которая может служить основой проекта.
- Навыки, которые развивает данный проект.
- Заинтересованность ученика (учеников) в работе.
3 важных момента проекта
Выбор (тема)
Планирование (структура, из каких частей)
Критика (выводы и наблюдения сделанные в процессе работы над проектом).
В настоящее время процесс обучения больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.
Одна из разновидностей этого подхода есть проектная деятельность. Спецификой этой деятельности является:
- направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности;
- учет возрастных особенностей детей;
- постепенное нарастание самостоятельности;
- повышение творческой активности детей.
Этапы проектной деятельности
1. Оргмомент:
Знакомство со спецификой проектной деятельности; деление на группы (аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографы, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы.
2. Формулирование темы и целей:
Например: тема: Создание книги правильного произношения.
Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи.
3. Подготовительный:
Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.
4. Собственно проект:
Идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги.
5. Практическое применение проекта:
Работают испытатели.
6. Самоанализ:
Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.
7. Итоги всей работы в целом.
Тема
Книга правильного произношения
Учащиеся должны знать: особенности русской речи, правильное произношение звуков, этапы работы над речью, основные принципы проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, заготовки страниц «Книги правильного произношения». Таблички с названием творческих групп.
Формулирование целей и задач: создать книгу-пособие для учеников, работающих над исправлением недостатков речи.
Подготовка к разработке: повторение составных частей книги (обложка, титульный лист, главы (части книги), содержание (оглавление), выводы).
Создание проекта: определение глав и заголовков, оформление иллюстраций, оформление глав книги, вступление и оглавление. Далее идет рассказ о самой книге.
Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.
По содержанию: работа над правильным произношением.
Субъект проекта: дети в школе, дома, вне школы.
При участии взрослых: родителей, учителя.
Защита проектов должна быть публичной.
Номинации проектов
Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, академический проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».
Виды презентаций проектов:
Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, -реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.
Роль учителя
В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника:
- консультирует;
- мотивирует;
- помогает;
- наблюдает.
Роль ученика
Зависит от этапа проекта:
- выбор (принятие решения)
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми;
- оценивает свой продукт и чужой.
Особенности проектной деятельности в начальной школе
1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения:
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.
2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость:
- развитие аналитико-синт.действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение выделять главное;
- выделение общего способа действия;
- перенос общего способа действия на другие учебные задания.
3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать результат;
- выделять недостатки;
- вносить конструктивные замечания, пожелания.
Работа над проектом «Книга правильного произношения»
Идея: помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью.
Цель: создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей).
Тип проекта: долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.
Тема: написать «Книгу правильного произношения».
Собственно проект: Пособие «Книга правильного произношения» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.
Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи:
- это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями;
- дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве;
- каждый участник проекта смог проявить свои способности;
- проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями;
- была собрана интересная и полезная информация;
- проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей;
- у детей вырос интерес к логопедическим занятиям.
Выводы по проекту:
- учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям;
- нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.
Недостатки:
- часть работы не успели сделать;
- материал до сих пор в обработке.
Но мы решили сделать следующую часть «Книга правильного произношения-2».
Используемая литература
1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
3. А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе. Москва, «Просвещение». 2009 г.
4. А.П.Терехова, г. Пермь, ДОУ № 5, учитель-логопед. Статья «Проектная деятельность на логопедических занятиях» в журнале «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».
5. М.Г.Лужина, г. Томск, ДОУ № 15, учитель-логопед. Статья «Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ» в журнале «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проб...
Использование средств ИКТ на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи...
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...
ВКЛЮЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Среди методов коррекции логопедических нарушений сположительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони...
статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческог...