Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2, 2-й год обучения ГБОУ№ 8, Санкт-Петербург 2023
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Коррекция дефектов устной речи учащихся; повышение речевой активности в процессе общения со взрослым и сверстниками, способствующих успешной адаптации в игровой и учебной деятельности; дальнейшей социализации ребенка и необходимых для усвоения элементарных навыков чтения и письма. Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_2023.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2, 2-й год обучения
ГБОУ№ 8, Санкт-Петербург 2023
Выполнила: Городеева Елена Ивановна, учитель- логопед
Учебный предмет: логопедическое занятие.
Тема: Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов.
Автоматизация изученных звуков в словах.
Тип занятия: дидактическая игра
Цели и задачи занятия: коррекция дефектов устной речи учащихся; повышение речевой активности в процессе общения со взрослым и сверстниками, способствующих успешной адаптации в игровой и учебной деятельности; дальнейшей социализации ребенка и необходимых для усвоения элементарных навыков чтения и письма. Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела.
Деятельностная цель: Создать условия для повторения пройденного материала и ознакомления с новым; развитие и поддержание игровой деятельности; совместная игра; тренинг по отработке понятий: слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; дифференциация понятий.
Содержательная цель: Логопедическая поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный процесс развития связной речи.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: игровой материал (куклы); предметные картинки; фразовый конструктор.
Этап занятия, цель этапа | Деятельность учителя- логопеда | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности Орг.момент. –Будем играть? Посмотри, что я тебе принесла (показ «Волшебного мешочка»). - Потрогай (ребёнок ошупывает мешочек). -Там много? Мало? Кто-то большой? Маленький? Мягкий? Твёрдый? Доставай! | Показ игрового материала. | Отвечает (по возможности) на вопрос учителя-логопеда; выполняет задания. | Предметные: - различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом; - узнавать и называть демонстрируемые предметы; - указывать признаки предметов;
Метапредметные: - научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности; -использовать знаково-символические средства (карточки); -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений; -уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач. Личностные: -проявлять интерес к новым знаниям; - развивать способность к словотворчеству, самооценке; -осваивать различные роли (в т.ч. игровые) |
II. Актуализация необходимых знаний. – Что там? Кто там? Это мальчик (игрушка). - Давай посмотрим, что это у мальчика? (схема тела: голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги). - Мы назвали всё, что есть у каждого человека. -Давай выясним, какие у мальчика глаза? (голубые). -Его можно назвать голубоглазым. -Какие волосы у мальчика? (тёмные). Его можно назвать темноволосым. -Посмотрим на одежду мальчика. У него есть рубашка. Какая она по цвету? (красная) А какие брюки у мальчика по цвету? (чёрные). Какая обувь у мальчика? (ботинки). Какие они? (чёрные). -Молодец! Ты правильно ответил на вопросы и описал мальчика. -Посмотрим, что (или кто) ещё есть в мешочке. Доставай! -Это девочка! (игрушка) Что есть у девочки? (схема тела: голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги). -Какие у девочки глаза? (тёмные). - Они карие. Можно назвать девочку кареглазой. Какие волосы у девочки? – Светлые. Девочку можно назвать светловолосой. Какая одежда у девочки? (платье) -Какое оно? (розовое – по цвету, лёгкое, летнее - по назначению и времени года). Какая обувь у девочки? (туфли) Какие они? (красные). -Молодец! Ты правильно ответил на вопросы и описал девочку. - Как назовём мальчика и девочку одним словом? (дети). - Что дети любят делать? (играть, бегать, прыгать, смеяться и др.). | Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов. Проводит анализ схемы тела. Осуществляет коррекцию ответов ребёнка. Замечания и исправление слов, фразы, предложения если учащийся их искажает или заменяет звуки, звукокомплексы. | Отвечает (по возможности) на вопросы. Внимательно слушает то говорит учитель-логопед, выполняет задания. Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания. Повторяет схему тела. | |
III. Физкульт.минутка: - Сейчас немного отдохнём и поиграем как мальчик и девочка бы играли, только на пальчиках (проводится нейрогимнастика ) | Показ движений пальцев рук сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих руках. | Обучающийся ( при необходимости со взрослым) повторяет действия и слова. | |
IV. Основная часть. 1. - Сейчас будем рассматривать карточки и узнаем, что ещё могут делать дети. - Давай разделим карточки на группы. В 1-ю положим слова, про которые говорим: Кто это? Что это? (мальчик, девочка; игрушки, трава, скакалка и др.) Во 2-ю группу положим слова, которые будут отвечать на вопрос: -Что делает? Что делал? -Что будет делать? и др. (играет, лежит, бежит и др.) В 3-югруппу положим слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? (весёлый, сильный, быстрый и др.) | Учитель-логопед задаёт вопросы; Предлагается выполнить задание по дифференциации на группы предложенных картинок. Взрослый выполняет совместно с учащимся нужные действия: дифференцируются слова- понятия, их признаки, действия по названным группам, к словам задаются вопросы. | Внимательно слушает то, что читает и объясняет учитель-логопед. Выполняет задание. Обучающийся выполняет предложенную инструкцию, отвечает на вопросы Оценивается работа с помощью «смайликов». | |
V. Основная часть. Продолжение. 2. –Теперь будем составлять предложения, используя наши картинки. - Сначала придумаем предложение по картинкам «мальчик» и «бежит». Что получилось: «Мальчик бежит». Следующая картинка что обозначает? (трава). - Давай добавим это слово в наше предыдущее предложение и посмотрим, что получится: «Мальчик бежит по трава». Мы не можем сказать: «Мальчик бежит по трава», это неправильно. Будем изменять слова в предложении так, чтобы нам стало понятно по смыслу: что именно делает мальчик. -Мальчик бежит по траве. Посмотрим на новую карточку. -На что похожа? Что обозначает? (ветер). Ветер быстрый. Если мы добавим карточку в наше предложение, оно может стать таким: «Мальчик быстро бежит по траве». - Вспомним. Сколько слов было вначале? (два). Мы добавляли слова и у нас получались новые предложения. Сколько сейчас слов? (пять). Правильно, мы добавляли разные слова и предложение увеличивалось. Предлог «по» - это тоже слово, короткое, но нужное. Если мы скажем: «Мальчик быстро бежит траве» нам будет не до конца понятно, что всё-таки делает мальчик. Он может «бежать по траве», «бежать к траве». Поставив предлог правильно мы можем представить картинку как мальчик бежит по траве. Ему весело. Он радуется. Трава мягкая, зелёная. Мальчик бежит и наступает на траву. Теперь стало более понятно? (да). Одни слова поясняют другие, нам стало более понятно то, что делает мальчик. Каждое предложение выражает определённую мысль. Всё было понятно? (да). -Хорошо. – Ты молодец, справился с заданием! Улыбочку ставим (смайлик). | Учитель-логопед демонстрирует картинки в паре, добавляя к полученным фразам новые картинки и тем самым получая новые грамматические конструкции и предложения, увеличивая количество слов в предложении (наращивание слов). Картинки выставляются во фразовый конструктор. Обучающийся повторяет предложения за взрослым либо произносит их самостоятельно. Задаёт вопросы по распространению предложений. Проводит коррекцию ответов, действий. | Воспроизводятся сюжеты с опорой на иллюстрации, игровой материал. Оценивается работа с помощью «смайликов». | |
VI. Физкульт.минутка: «Солнышко» -Давай отдохнём! Повторяй за мной: -Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так (руки вверх, тянемся). -Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так (раскрываем руки). - Появился ветерок, солнце тучей заволок.. (поднять и опустить руки, потрясти кистями рук) | Контролирует динамическую паузу, чтобы учащийся участвовал в ней и смог переключиться, отдохнуть. | Обучающийся (по желанию) повторяет действия и слова. | |
VII. Основная часть. Продолжение. 3. - Теперь составим предложения о девочке. -Возьмём такие слова «девочка» и «весёлая». Что получилось? «Девочка весёлая» или «Весёлая девочка». Давай возьмём ещё карточку. Что нарисовано? - Скакалка. - Что девочка может делать со скакалкой? -Прыгать. - Получается: весёлая девочка прыгает… -Давай скажем о девочке, которая прыгает на скакалке, вспомнив предыдущие слова и дополним предложение. -Весёлая девочка прыгает.. - На чём? - на скакалке.. -Что получилось? - Весёлая девочка прыгает на скакалке. - Сколько слов в предложении? (пять) -Ты молодец, справился с заданием! Улыбочку ставим (смайлик). | Задаёт вопросы. Помогает составить фразы, предложения. Учит распространять предложения. Проводит коррекцию ответов, действий. | С опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия. Оценивается работа с помощью «смайликов». | |
VIII. Заключительная часть. Подведение итогов. - Что мы с тобой сегодня делали? - Вспоминали слова, которые обозначают названия предметов, их признаки и действия; составляли фразы и предложения, составляли предложения, используя эти слова. -Всё получилось? -Что понравилось? - Что-то было не понятно? -Хорошо поработал! Молодец! Улыбочку ставим (смайлик). - Занятие закончено. | Задаёт вопросы. Проводит коррекцию ответов, действий. | С опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"
Предлагаю технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
Образовательные.1. Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....
Технологическая карта логопедического занятия по коррекционно - развивающей деятельности во 2 «А» классе Тема «Грамматическое оформление предложения. Прогулка в зимний лес»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи обучающихсяЗадачи:Коррекционно-образовательные: - совершенствование грамматического строя речи;- развитие фонематического восприятия;- тренировка навы...