Словообразование имен существительных при помощи суффиксов.
консультация по логопедии (1 класс)
В материале консультации приведены примеры упражнений для уточнения навыка словообразования существительных при помощи суффиксов у школьников с ТНР,ЗПР в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.-_slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnyh._.uprazhneniya_v_1_klasse.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
Словообразование имен существительных.
Упражнения для коррекции навыков словообразования в 1 классе с использованием суффиксов.
Многие дети с системными нарушениями речи и задержками темпов психического развития, поступившие в 1 класс школы, могут не владеть навыками словообразования. Словообразование-процесс образования (появления) новых слов, имеющихся в языке для пополнения и расширения словарного запаса учащихся. Слабое овладение процессами словообразования может затруднить у школьника усвоение частей слова -суффикс, корень, приставка, окончание; подбор слов для организации фразовой речи, составления связного текста (умение выражать мысль полно и в необходимом контексте). Поэтому перед учителем-логопедом и родителями стоит ответственная задача: практически помочь учащимся в усвоении данных навыков. Первостепенной задачей станет знакомство учащихся с продуктивными формами словообразования существительных, которые являются основой для составления словосочетания и фразы. Мы рассмотрим упражнения для словообразования при помощи суффиксов. Для детей 1 класса слово «суффиксы» не употребляется, а используется слово «частичка», «часть» при помощи которой будет появляться (рождаться) новое слово. Дети сначала знакомятся с одинаковыми формами словообразования в разных упражнениях, далее с помощью учителя-логопеда вводят новые слова в состав словосочетания и фразы. Это происходит обязательно для того, чтобы ребенок не только усвоил правильные формы новых слов, а еще закрепил их содержательную (смысловую) сторону.
1)Упражнение «Кто у кого?»
Задача: научиться образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Инструкция: назови детеныша. Назови детёнышей.
Волк - волчонок – волчата.
Лиса – лисенок – лисята
Заяц – зайчонок –зайчата
Белка – бельчонок – бельчата
Медведь-медвежонок – медвежата
Верблюд – верблюжонок- верблюжата
Кролик - крольчонок –крольчата
Стриж- стрижонок - стрижата
Галка –галчонок – галчата
Грач – грачонок - грачата и т.п.
2)Упражнение: « Детеныши потерялись»
Задача: Научиться использовать малознакомые слова, обозначающие детенышей животных и птиц (единственного и множественного числа) во фразовой речи.
Инструкция: В зверином детском саду переполох. Папа волк забрал домой не своего детеныша, а мама моржиха потеряла его. Кого забирает волк из звериного «детского» сада? Волк забирает волчонка (волчат). Кого забирает моржиха? Моржиха забирает моржонка (моржат). И т.п. Используются слова из 1 задания.
3) Упражнение «Части тела животных»
Задача: научиться образовывать слова со значением очень маленький или очень большой.
Инструкция: посмотри у детеныша маленький носик (хвостик,глазик; лапка, ножка), а у взрослого животного нос (хвост, глаз; лапа, нога). А если животное станет очень большим (гигантским), то у него будет:
не хвост , а хвостище, не глаз, а …… (глазище); не лапа, а …….,(лапища); не нога, а ……..(ножища), не голова, а ……(головища), не коготь , а …….(когтище), не зуб, а……..(зубище), не язык, а ……..(язычище), не рот, а ….(ротище).
4) Упражнение «Остров гигантов»
Задача: научиться использовать малознакомые слова о животных, обозначающие существительные в значении очень большой (гигантский) во фразовой речи.
Инструкция: сейчас мы на острове гигантских зверей, где они просто огромные. Давай посмотрим, кто и где находится, назовем.
Например: Под кустом не заяц, а зайчище. У него большие лапищи и ушищи.
Волк-волчище –зубы-зубищи
Лиса-лисища –хвост-хвостище
Медведь-медвежище-глаз-глазище
Еж –ежище –рот – ротище
5) Упражнение «Игрушки (посуда, принадлежности для дома, ягоды и т.п) для зверят»
Задача: научить образовывать слова существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами одного типа (разных типов).
Инструкция: посмотри у зайца стакан - он большой, а у маленького зайчонка-стаканчик. Назови что у волка, а у волчонка? И т.д.
Медведь – машина, медвежонок- ….. (машинка)
Белка – картина, бельчонок -…….(картинка)
Лиса – простыня, а у лисенка - ……(простынка)
Еж – перина, у ежонка – перинка.
Волк- малина, волчонок – малинка.
Мы привели примеры простых упражнений, от которых можно отталкиваться в коррекции речевых трудностей и продолжать знакомить детей с разными суффиксами существительных. Одновременно обязательно проводить работу с включением нового словарного материала в словосочетания и фразовую речь. Для этого потребуются множественные наборы картинок: предметных и сюжетных изображений. Благодаря интернету, можно составить свой альбом упражнений с картинками, где ученик будет регулярно возвращаться к ним и закреплять навыки словообразования, уточнения лексических значений изученных слов. Именно такой поступательный и постоянный процесс изучения слов позволит ученику расширять (наращивать) активный словарный запас, подготовиться к овладению более сложными грамматическими темами в следующих классах.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")....
Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...
Конспект урока по русскому языку на тему: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов ов, н, ист.
Интегрированный урок по русскому языку во 2 классе...
Урок русского языка в 4 классе тема: образование имен прилагательных при помощи суффиксов учитель:Гаряева Валентина Борисовна
Урок русского языка 4 класс. Тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.»...
Урок русского языка для 3 класса. Программа ШКОЛА 2100. Тема: "Словообразование имен существительных".
Урок русского языка для 3 класса. Программа ШКОЛА 2100. Тема: "Словообразование имен существительных"....
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов» УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имѐн прилагательных с помощью суффиксов». Цели деятельности учителя: формирование умений образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов...