Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в условиях интенсивной умственной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Честнокова Татьяна Павловна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
ОБУЧАЮЩИЙ ДИКТАНТ С ЭЛЕМЕНТАМИ СВОБОДНОГО ДИКТАНТА ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (УМК «ШКОЛА 2100»).
Цели урока:
- Развивать умение пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта; при проверке написанного.
- Создать условия для развития умений делового сотрудничества.
- Обеспечить снижение общего нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсивной умственной работы.
Оборудование:
- опорные листы «Этапы умственных действий при написании и проверке текста диктанта»;
- орфографические словари.
Ход урока
1.Эмоционально-мотивационный настрой.
Выяснение предпочтений учащихся на уроках русского языка, отношения к такому виду работы, как диктант. Учащиеся повторяют, какие универсальные учебные и предметные умения они приобретают при написании диктанта. Уточняются цели работы на уроке /общие и индивидуальные/.
2. Работа с текстом диктанта до написания.
Учитель предлагает детям записать название текста: «Добрые лучи». Учащиеся высказывают свои предположения по содержанию текста. Предположения уточняются по ключевым словам: солнце, лучи, в гнездо, на белку, с зайцем /записаны на доске/.
Заранее подготовленный ученик читает самостоятельно составленный им текст диктанта по этим словам (1 часть).
Добрые лучи.
Солнышко проснулось. Лучики отправились всех будить. Первый луч заглянул в гнездышко. Второй посветил на пушистую белочку. А третий побежал с зайчиком наперегонки!
- Чьи мысли о своей работе ты бы хотел услышать? /отзывы одноклассников/
- Какую словообразовательную работу провел наш юный автор с ключевыми словами? /В соответствии с темой прошлых уроков по словообразованию имен существительных использовал суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением./ Для чего он это сделал? /Чтобы удачно раскрыть тему текста./
3. Написание 1 части диктанта с опорой на алгоритм действий.
А) Повторное прослушивание 1 части текста.
Выявление особых по цели высказывания и интонации предложений, имен собственных. Уточнение гипотез в паре постоянного состава. /Учащиеся делают соответствующие пометки на полях в тетради./
Б) Восприятие первого предложения.
Определение вида предложения, наличия предлогов и союзов. Уточнение гипотез в паре постоянного состава.
В) Восприятие части предложения.
Определение грамматических связей между словами. Запись каждого слова после обдумывания и решения орфографической задачи.
«Волшебное зеркало мыслей»: некоторые этапы работы учащиеся комментируют вслух.
Аналогичная работа с каждым следующим предложением.
4. Упражнение в проверке написанного с опорой на алгоритм действий:
А)Чтение учителем текста целиком. Проверка пунктуации: учащиеся уточняют границы предложений, расстановку знаков препинания.
Б) Проверка грамматических отношений между словами: особое внимание к окончаниям, предлогам и союзам.
В) Проверка орфографии: индивидуально, а также с помощью «Мастеров орфограмм» - учащихся, которые консультируют одноклассников с использованием словарей. Учитель консультирует учащихся, имеющих трудности по предмету.
5. Свободный диктант по 2 части текста.
А) Учитель читает вторую часть текста:
Рассыпались лучики по мягкой травке. Росинки на шляпках грибов заиграли в прятки. Ласково улыбнулось солнышко маленькой речке. Всех разбудили добрые лучи?
Б) Учащиеся работают в группах:
- уточняют тему текста,
- определяют примерное количество предложений,
- пересказывают текст по «цепочке» несколько раз,
- при необходимости обращаются за консультацией в другие группы.
В) Индивидуальная запись текста.
Г) Зачитываются варианты текстов, воспроизведенные учащимися.
Д) Самостоятельная проверка с опорой на алгоритм действий. Взаимопроверка в парах подвижного состава.
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Чьи добрые лучи знаний вам сегодня помогли? Кого поблагодарите в конце урока?
- Что у вас стало лучше получаться при написании и проверке диктанта?
- Нужно ли еще тренироваться писать диктанты?
Домашнее задание: составить текст для нового диктанта по предложенным опорным словам.
Список литературы
- Мисаренко, Г.Г. Технология проведения орфографического диктанта / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №11. - С. 29-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"
Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного. На данном уроке используется прием работы в группах....
Урок русского языка в 4 классе (компенсирующего обучения) по теме "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.Закрепление"
Конспект рабочего урока для слабоуспевающих детей с игровыми и развивающими элементами....
Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»
Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...
Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...