Речевая карта
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1.Фамилия, имя, возраст:
……………………., 6 лет
2.Класс:
1 класс
3.Домашний адрес, телефон:
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
4.Дата зачисления на логопедический пункт
03.06.2020г.
5.Успеваемость по родному языку (к моменту обследования):
начало учебного года
6.Жалобы учителей или родителей (законных представителей):
Со слов учителя(воспитателя): неправильно произносит несколько звуков. Со слов матери: проблемы в речевом развитии, искажает звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р], [р'] в речи.
7.Заключение психиатра:
(см.выписку из истории развития ребенка)
8.Состояние слуха:
(см.выписку из истории развития ребенка)
9.Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития (см.выписку из истории развития ребенка):
cо слов матери: проблемы в речевом развитии, искажает звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р], [р'] в речи.
10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность):
анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Тонус мышц лица сохранный. Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена. Строение и подвижность губ, языка, твердого и мягкого неба не нарушены. Мышечный тонус и речевая моторика развита в пределах нормы. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Объем движений полный. Тонус нормальный. Длительность выполнения движений и темп движений в норме.
11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
в беседе : рыба – «лыба», дверь – «двель», морковь – «малков», круг – «клук», радуга – «ладуга».
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части
речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
Объем словаря соответствует возрастной норме. Страдает понимание малоизвестных слов (мундир, бандероль). Отношения антономии и синонимии еще не сформированы. Объем знаний об окружающем мире достаточен. Средний уровень практических обобщений. Слова использует по назначению. Не допускает смешения слов по смыслу и акустическому сходству.
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие
аграмматизмов (привести примеры);
Грамматический строй речи сформирован недостаточно для данного возраста. Не испытывает затруднения при составлении предложений из слов в начальной форме (Рисовать, карандаш, девочка – «Рисуешь карандашом девочку»). Сложные предложения воспроизводит верно, но искажает звуки (Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. – « Медведь нашел под больсим делевом глубокую яму и сделал себе берллогу».) Ошибается при изменении имен существительных по числам и падежам, при употребляет формы родительного падежа множественного числа. Употребляет простые предлоги, затруднения вызывают сложные (из-под, из-за, между). Согласует имена прилагательные с существительными единственного числа мужского и женского рода. Допускает ошибки при согласовании имен существительных с числительными два и пять (пять деревьев – пять «делевий»). Затрудняется в подборе названий детенышей некоторых животных (у овцы – «?», у льва – «?»). Ошибается при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (воробей– «волобенок»). Образует относительные прилагательные от существительных (сумка из кожи – «кожаная»). Допускает ошибки при образовании притяжательных прилагательных (яйцо курицы – «кулицы», клюв птицы – «птицы» и тд.) и качественных прилагательных (зайца за трусость называют – «тлусишка», волка за жадность – «злой»). В спонтанной речи аграмматизмы не выявлены.
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,
искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
Нарушено произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р], [р']. Разборчивость речи снижена, речь нечеткая. Дыхание носовое. Нарушения дыхания отсутствуют. Объем речевого выдоха нормальный. Длительность и интенсивность в норме. Голос сильный, громкий. Мелодико-интонационная сторона речи не нарушена. Темп и ритм речи нормальный. Паузация правильная. Фонематические процессы сформированы недостаточно. При воспроизведении слогов с оппозиционными звуками ошибок не допускает. Различает слова близкие по звучанию. Допускает ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (сковорода – «сковолода», кораблекрушение – «калаблеклушение» и тд.).
12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового
состава слова:
навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Умеет определять количество слов в простых предложениях. Происходит формирование понятий «звук» и «слог». Не может определить количество слогов и звуков в слове. Умеет определять первый звук, последний и звук в середине слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и
замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте):
навыками письма не владеет
14.Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,
слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного:
навыками чтения не владеет
15.Проявления заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность
заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
Не заикается
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16.Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (воспитателя)
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи):
Дарья проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении. Способна выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Девочка активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способна договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Дарья обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. У девочки развита крупная и мелкая моторика; она подвижна, вынослива, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Проявляет ответственность за начатое дело. Открыта новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Девочка имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
У Дарьи сформированы навыки количественного и порядкового счета в пределах 20. Девочка знакома со счетом в пределах 100 без операций над числами.
Умеет называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20(устный счет).
Допускает ошибки, называя последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой. Ошибается при определении пропущенного числа. Дарья знакома с составом чисел в пределах 10. Учится раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Дарья умеет на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=). У девочки сформированы первоначальные измерительные умения. Она учится измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Даша умеет распознавать известные геометрических фигуры (квадрат, прямоугольник треугольник, овал и др.) независимо от их пространственного положения. Учится изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. У девочки сформированы элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Даша затрудняется в определении времени по часам.
Девочка достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Умеет построить речевое высказывание в ситуации общения.
17.Заключение учителя-логопеда.
Общее недоразвитие речи (III-й уровень речевого развития).
18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту
отчисления обучающегося из логопедического пункта).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:__________ Учитель-логопед__________Н.А. Труфанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...
Речевая карта.
Образец заполнения речевой карты....
Речевая карта дошкольника
речевая карта дошкольника с ОНР...
Речевая карта Мазановой.
Используем с 1 класса....
Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...
Речевая карта для учащихся 2-4 классов
Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....
Речевая карта (младшие школьники)
Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...