Технологическая карта занятия "ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ УСТНОЙ РЕЧИ"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Кравченко Екатерина Юрьевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ УСТНОЙ РЕЧИ

С ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 2 «Б» КЛАССА (вариант 2.3)

Тема занятия "Автоматизация звука Р в обратных слогах, дифференциация Б-П. Речевой материал по теме «В классе»." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ УСТНОЙ РЕЧИ

С ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 2 «Б» КЛАССА (вариант 2.3)

Учитель-дефектолог

Кравченко Е.Ю.

Учебный предмет

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Класс

2 «Б»

Тема

Автоматизация звука Р в обратных слогах, дифференциация Б-П. Речевой материал по теме «В классе»

Тип занятия

Комбинированный

Форма работы

Индивидуальная

Цель занятия

Коррекция звукопроизношения. Развитие слухового восприятия с ИСА и без ИСА.

Задачи

коррекционно-образовательные задачи: автоматизировать звук Р на конце слова на материале слогов, слов, предложений; дифференцировать звуки Б-П в слогах, словах; учить понимать и использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов; учить произносить фразу с вопросительной интонацией; учить воспринимать речевой и неречевой материал по теме «В классе» с ИСА(индивидуальные слуховые аппараты) и без ИСА на рабочем расстоянии.

коррекционно-развивающие задачи: развивать мелкую и артикуляционную моторику, фонематический слух, слуховое восприятие, внимание, память, самоконтроль за речью, активизировать межполушарное взаимодействие.

коррекционно-воспитательные задачи:  воспитывать  умение слушать педагога,  эмоциональную отзывчивость; прививать культуру общения.  

Планируемые результаты

предметные: обучающаяся произносит звук Р в конечной позиции; дифференцирует на слух и в речи звуки Б-П; понимает и использует предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов; воспроизводит вопросительную интонацию; различает слова, слоги, звуки, фразы на слух с ИСА и без ИСА;

личностные: использует речевые конструкции для разговорной речи; вступает в диалог с целью повышения речевой активности; ответственно относится к учению; доброжелательно и уважительно относится к другому человеку; умеет сотрудничать со взрослыми; метапредметные: пользуется речью при решении коммуникативных задач; умеет исправлять ошибки; умеет оценивать собственные действия.

Методы и приёмы

беседа, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения, называние картинок, называние слогов, чтение слов, речевые дидактические игры, упражнения на развитие слухового восприятия, ответы на вопросы, поручения.

Ресурсы занятия

дидактическая игра «Собери по образцу», таблички, массажные коврики, картинки с символами артикуляционных упражнений, изображения пальчиковых позиций, лоток с крупой, таблички со словами, в которые пропущены буквы, картинки с символами предлогов, плоскостные фигурки (стол, букварь, топор, помидор, сыр, учитель, ученики), картинка класс, неречевые звуки (звук пишущей ручки, звук пишущего по доске мела, звук звонка, шум детей на перемене).

Продолжительность

20 минут

Ход занятия

Цель

Этапы\деятельность

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых знаний.

 [Поздоровайся]

 [Какое время года наступило?]

[Какой сегодня день недели?] [Что мы будем делать?]

А зачем нужно слушать и говорить?

Аня, чтобы научиться хорошо говорить и внимательно слушать, тебе сегодня предстоит выполнить разные задания.  

Ты готова?

Первое задание.

Здравствуйте, Екатерина Юрьевна.

Наступила зима.

Сегодня среда.

Будем слушать и говорить.

Чтобы хорошо учиться, чтобы с друзьями разговаривать.

Я готова!

Умеет сотрудничать с педагогом.

Умеет позитивно настраиваться на работу.

Формирование произносительной стороны устной речи

Автоматизация звука Р в конечной позиции

Цель: стимулировать речевое развитие ребенка, способствующее улучшению артикуляционной моторики, повышение работоспособности коры головного мозга. 

Цель: учить произносить звук Р в конечной позиции в слогах, словах, фразах. Учить понимать и использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов; развивать пространственное восприятие, слуховое внимание.

Артикуляционная гимнастика+кинезиологические упражнения

Наступай на коврик и делай упражнение для язычка и рук. Упражнения: заборчик, лопатка, лошадка, грибочек, дуем на ватку с грибочка РРРРРРР.

[Какой звук будешь говорить?]

[Подойди к столу.]

[Будем говорить слоги.]

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Аня, тебе нужно выложить фишки по образцу. Каждая фишка соответствует слогу: зеленая – ОР,  красная – ЭР, синяя – УР, жёлтая – АР.

Дидактическая игра «Что где лежит?»

Аня, назови картинки, которые ты видишь.

[Ответь на вопрос.]

[Что лежит на столе?]

[Где лежит букварь?]

[Что лежит в столе?]

[Что лежит около стола?]

[Задай мне вопрос.]

Что ты делала?

Ребенок наступает на коврик, на котором лежат символы артикуляционного упражнения и пальчиковые позиции. Под счет педагога ребенок выполняет упражнение.

Будем говорить звук Р.

   

Ребенок по схеме выкладывает  рисунок и произносит слоги: АР, ОР, УР, ЭР.

 

Повар, букварь, врач, сыр, топор.

Ребенок, опираясь на схемы и картинки, отвечает на вопросы.

   

Я говорила звук Р.

Умеет произносить звук Р в конечной позиции в слогах, словах, фразах; понимает и использует предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов.

Умеет вступать в диалог с целью повышения речевой активности; ответственно относится к учению.

Умеет сотрудничать со взрослыми.

Умеет слушать и исправлять ошибки.

Дифференциация звуков Б-П

Цель: дифференцировать звуки В, П на материале слогов, слов. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, мышление. Совершенствовать навык аналитического чтения.

Упражнение «Поставь точку»

[Будем слушать и говорить звуки В-П.]

Амина, слушай внимательно. Если услышишь звук В, то поставь точку справа левой рукой.

Если услышишь звук П, то поставь точку слева правой рукой.

[А, К, П, В, Ф, Б, П, БА, ПА, ОБА, ПЕ, ПРИ, БАНТ, ПАРТА]

Упражнение «Вставь пропущенную букву»

Посмотри на карточки.

Какой буквы не хватает?

[Что ты делала?]

Ребенок выполняет задание.

   

 

_АНТ

_РИМЕРЫ

Я слушала и говорила звуки Б-П.

Умеет дифференцировать на слух и в речи звуки Б-П.

Умеет ответственно относится к учению.

Умеет сотрудничать со взрослым.

Умеет оценивать собственные действия.

Умеет анализировать, обобщать.

Развитие слухового восприятия

Цель: учить различать и опознавать речевой и неречевой материал, отвечать на вопросы.

 

[Будем слушать.]

[Какая тема урока?]

Упражнение «Составь картину»

Будем составлять картину.

[Они пишут слова.]

[В классе ученики и учительница.]

Упражнение «Различение неречевых звуков»

Послушай звук, что это?

Новая фраза

[Слушай новое предложение.] [Считай слова.]

[Что делают ученики в классе?]

[Расставь ударение.]

Закрепление новой фразы среди пестрого материала.

[Вечером ребята рисуют и лепят.] [Что делают ученики в классе?] [Назови гласные буквы.] [Реши пример. 4+3]

Развитие слухового восприятия без ИСА.

Сними аппараты. Повтори.

[Класс, ученики, вечер.]

Тема урока «В классе».

Ученица слушает предложения, повторяет, выбирает нужные картинки и составляет картину.

   

Ребенок слушает неречевые и речевые звуки (звук звонка, детские голоса на перемене, пишущая ручка)

5 слов. дЕлают ученикИ в клАссе.

А, О, У, И, Э, Ы – гласные буквы.

Ученики считают и пишут цифры, читают букварь.

 Будет 8.

Повторяет слова.

Умеет строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.

Умеет воспринимать на слух (с аппаратами и без) слова, словосочетания и фразы обиходно-разговорного характера, материал, относящийся к организации учебной  деятельности, а также связанный с изучением учебных предметов.

Умеет соблюдать в речи словесное ударение, интонацию, темп и слитность, основные правила орфоэпии.

Умеет использовать в устной коммуникации с педагогом сформированные умения и навыки.

Умеет сотрудничать со взрослым.

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: формировать самооценку результатов своей работы.

[Что ты делала?]

[Как ты занималась?]

[Как ты говорила?]

[Тебе понравилось?]

Иди отдыхай. Молодец!

Я говорила и слушала.

Я занималась хорошо, потому что говорила хорошо и внимательно слушала.

Умеет оценивать правильность своих действий.

Умеет осуществлять самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.Учебный предмет: Формирование речевого слуха и про...

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной  речи"  разработано на основе ФГООС НОО для обучающихся с у...

Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....