Дифференциация С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях.
план-конспект по логопедии
Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия.
учителя-логопеда Булгаковой Марии Романовны «Дифференциация звуков [С-Ш]».
№ | Этапы урока | Формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный | Фронтальная, объяснение | Словесное изложение целей, задач урока. Перечисление необходимого оборудования для участия в занятии | Организация своего рабочего места | Самоорганизация |
2. | Разминка. Постановка целей, учебных задач | Практический метод | Демонстрация упражнений артикуляционной гимнастики. Создание положительного настроя. | Повтор упражнений по инструкции учителя. | Развитие артикуляции. |
3. | Усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков | Групповая, метод демонстрации, эвристический метод | Чередование упражнений, направленных на дифференциацию С-Ш. 1.Сравнительный анализ звуков [С-Ш] 2.Игра «Разведчик» 3. Нейродинамическое упражнение «Руки, плечи, уши, нос» 4. Развитие фонетического, фонематического и зрительного восприятия. 5. Закрепление дифференциации звуков [С-Ш] в слогах, словах, словосочетаниях.
| В игровой форме дети участвуют в выполнении поставленных задач. Поэтапно выполняют все задания. | Закрепление визуального образа и дифференциация звуков [С-Ш]. Совершенствование фонематического восприятия. |
4. | Подведение итогов занятия, рефлексия | Активный метод, диалог | Вспоминаем какие цели и задачи ставили перед собой в начале урока. Организация рефлексии, оценивание ответов | Обобщение сказанного на уроке | Анализ основных положений артикуляции и признаков звуков, заключительное проговаривание. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях. | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно – развивающего занятия
с группой учащихся 1 «Г» класса, МБОУ СОШ №1 г. Кызыла
Подготовила учитель-логопед Булгакова Мария Романовна
Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и словосочетаниях».
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: «Научиться правильно произносить звуки С и Ш, различать их в произношении, на слух и на письме».
Задачи:
- Образовательные:
- Учить различать звуки С – Ш.
- Закреплять правильное произношение звуков [Ш] и [С] в самостоятельной речи;
- Закреплять умение правильно обозначать звуки [Ш], [С] буквами на письме.
2. Коррекционные:
- Развивать фонематический слух и восприятие по средствам дифференциации звуков на слух;
- Развивать логическое мышление на основе игры;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Обучение упражнениям артикуляционной гимнастики для развития, укрепления и активизации мышц артикуляционного аппарата.
3. Воспитательные: коррекция личности ребенка в целом.
Оборудование: проектор, зеркало, профиль артикуляции, раздаточный материал, игрушки.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Садитесь тот, кто назовет свою любимую игрушку.
Моя любимая игрушка………..
Знакомьтесь это Шурик и Соня, мы все вместе отправляемся в мир игрушек. Но для начала давайте вспомним правила поведения на занятии. Я их назову, а вы внимательно послушайте.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори все четко внятно,
Что бы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Ребята принесли с собой игрушки. Посмотрите!
У Шурика – мишка, лошадка, петушок, шары, машина. Какой звук повторяется чаще? Ш
У Сони – самокат, сумка, самолет, бусы, лиса. Какой звук повторяется чаще? С
ТЕМА урока: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и словосочетаниях».
Цель урока: научиться правильно произносить звуки С и Ш, различать их в произношении, на слух и на письме.
Что бы наша речь была четкой и красивой, её нужно тренировать. Выполним артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркало. Следим за движениями. (трубочка – улыбочка (у – и), качели, часики, блинчик - чашечка). Хорошо!
Послушайте как образуются эти звуков? (Видео в презинтации).
Дублирование на профиле артикуляционном уладе.
Давайте вспомним признаки звуков С и Ш:
- оба согласные, потому что их нельзя пропеть;
- оба глухие, потому что когда мы их произносим голоса нет;
- оба твёрдые, потому что мы произносим их с силой. Но звук С может быть мягким, если после него стоит гласная и, е, ё, ю, я или мягкий знак.
Они так похожи по признакам, но все же разные, потому что относятся к разным группам. Послушайте? С - свистящий, Ш – шипящий. Важно запомнить звуки с-ш, буква С и Ш. Почему так?
Потому, что БУКВЫ МЫ ВИДЕМ И ПИШИМ, ЗВУКИ СЛЫШИМ, ГОВОРИМ И ЧИТАЕМ.
У вас на парте карточка. Кто изображен на картинке? Мышка – она потеряла буквы С и Ш. Найдите и обведите их.
Давайте еще раз посмотрим на сравнительную схему признаков звуков по артикуляции губ, языка.
Ребята, а вы любите играть? Соня и Шурик очень. Они даже придумали свой язык с зашифрованными звуками. Вспомним положение губ, при произнесении Ш – в виде бублика, С – улыбочка. Давайте разгадаем какие же звуки они спрятали?
Игра «Разведчик».
( ) с с ш ш с ш
Проговариваем с использованием символов слоги:
А сейчас проговорим слоги. Следим за положением своих губ и языка. (Дифференциация [С] и [Ш] в слогах). Проговариваем медленно, затем быстрее.
СА – СА – ША – ША, Ударение на второй слог.
ШО – СО – СО – ШО,
СУ – СУ –ШУ – ШУ,
СЫ – ШИ – СЫ – ШИ.
(внимание! Встречаем правило ШИ всегда пиши с буквой И (ЖИ-ШИ)).
Молодцы! Мы запомни, как образуются звуки, теперь попробуем их выделить на слух. «Поймай звук». Когда услышите звук С хлопни в ладоши, звук Ш шлёпни по столу.
С, Ш, Ж, З, К, М, Т, Ш, Ж, З, С.
Усложняем задания выделим звуки из слогов: МА, ЛА, ША, СА, ЖИ, ЗО, ШО, СО, ЗИ, ШИ. Хорошо.
Ищем заданные звуки в словах: ШУМ, СОМ, ТОМ, ГНОМ, САМ, ДУШ, НОС, ШАГИ, САМА, ДОМА, КАША, ЛИСА, ПЕТУХ, САМОЛЁТ, МАШИНА.
Игра с мячом. Я говорю начало слова, вы договариваете СА или ША.
Ли-са, ко-са, су-ша, Ми-ша, кры-ша.
СЫ или ШИ. Ли – сы, но – сы, мы –ши, воло-сы, малы-ши.
Шурик и Соня решили прибраться и разложить вещи и предметы по чемоданам. Игра «Собери чемодан». Учащиеся по очереди выходят к доске, называют картинку и крепят к чемодану. Отлично, вы молодцы!
С | ||||
Ш |
Соня загадала слова, отгадайте его по схеме:
Шурик загадал слова, отгадайте его по схеме:
Запишите слова, выделите гласные и согласные звуки, сколько их? Разделите на слоги и поставьте ударение.
Теперь давайте все встанем и выполним зарядку.
Внимательно слушайте и повторяйте движения за мной! РУКИ, ПЛЕЧИ, УШИ, НОС.
Мы размялись, садитесь! Обратите внимание на задание:
Это зашумленные картинки.
- РАСМОТРИТЕ И НАЗОВИТЕ ЧТО ИЗАБРАЖЕНО НА НИХ;
- КАКОЙ ИЗУЧАЕМЫЙ ЗВУК ПРИСУСТСВУЕТ В СЛОВЕ;
- ОПРЕДЕЛИТЕ ГДЕ В СЛОВЕ НАХОДИТСЯ ЗВУК И ПРИКРЕПИТЕ НА СХЕМЕ.
Очень хорошо!
Вы все большие молодцы, подойдите все к этой коробочке. Посмотрим, что у Шурика в коробочке? Что это вы знаете? Это каштан — плод дерева каштан, которое растет в теплом климате. как у дуба жёлудь.
Сенсорная коробочка «Достань игрушку и назови». Расскажи какая она?
Молодцы! Садитесь на свои места.
Шурик и Соня очень любят новые игрушки. Ребята пошли в магазин. Давайте поможем им выбрать себе игрушку. Например, Шурик пошёл в магазин и купил мишку. Соня пошла в магазин и выбрала плюшевого слона. И т.д.
Итог, повторим какие, звук отрабатывались на уроке;
анализ основных положений артикуляции звука, заключительное проговаривание.
Вы справились со всеми заданиями, и я хочу показать вам фото лучшего ученика. По очереди подходите ко мне и посмотрите на фото, только не кому не говорите. Дети смотрят получают поощрение в виде конфет. (Коробочка с зеркалом). А давайте дружно скажем, кто изображен на фото? (Дети - ЯЯЯ).
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."
Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях....
Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....
открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах
дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
«Дифференциация согласных Т-Д в слогах, словах, словосочетаниях».
Конспект логопедического занятия по дифференциации согласных Т-Д для обучающихся 1 классов, с фонетико - фонематическими нарушениями речи....
Речевой материал для дифференциации звуков Ш-Ж (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Материал для занятий в виде презентации для дифференциации звуков ш-ж....
Дифференциация С-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ц составлен для учащихся 1 классов, общеобразовательной школы, занимающихся на логопункте. Конспект составлен для дистанциооного занятия дом...