Дифференциация С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях.
план-конспект по логопедии

Булгакова Мария Романовна

Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия.

 учителя-логопеда Булгаковой Марии Романовны «Дифференциация звуков [С-Ш]».

Этапы урока

Формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный

Фронтальная, объяснение

Словесное изложение целей, задач урока. Перечисление необходимого оборудования для участия в занятии

Организация своего рабочего места

Самоорганизация

2.

Разминка. Постановка целей, учебных задач

Практический метод

Демонстрация упражнений артикуляционной гимнастики. Создание положительного настроя.

Повтор упражнений по инструкции учителя.

Развитие артикуляции.

3.

Усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков

Групповая, метод демонстрации, эвристический метод

Чередование упражнений, направленных на дифференциацию С-Ш.

1.Сравнительный анализ звуков [С-Ш]

2.Игра «Разведчик»

3. Нейродинамическое упражнение «Руки, плечи, уши, нос»

4. Развитие фонетического, фонематического и зрительного восприятия.

5. Закрепление дифференциации звуков [С-Ш] в слогах, словах, словосочетаниях.

 

В игровой форме дети участвуют в выполнении поставленных задач. Поэтапно выполняют все задания.

Закрепление визуального образа и дифференциация звуков [С-Ш]. Совершенствование фонематического восприятия.

4.

Подведение итогов занятия, рефлексия

Активный метод, диалог

Вспоминаем какие цели и задачи ставили перед собой в начале урока. Организация рефлексии, оценивание ответов

Обобщение сказанного на уроке

Анализ основных положений артикуляции и признаков звуков, заключительное проговаривание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно – развивающего занятия

с группой учащихся 1 «Г» класса, МБОУ СОШ №1 г. Кызыла

Подготовила учитель-логопед Булгакова Мария Романовна

Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и словосочетаниях».

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: «Научиться правильно произносить звуки С и Ш, различать их в произношении, на слух и на письме».

Задачи:

  1. Образовательные:

- Учить различать звуки С – Ш.

- Закреплять правильное произношение звуков [Ш] и [С] в самостоятельной речи;

- Закреплять умение правильно обозначать звуки [Ш], [С] буквами на письме.

2. Коррекционные:

- Развивать фонематический слух и восприятие по средствам дифференциации звуков на слух;

- Развивать логическое мышление на основе игры;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Обучение упражнениям артикуляционной гимнастики для развития, укрепления и активизации мышц артикуляционного аппарата.

3. Воспитательные: коррекция личности ребенка в целом.

Оборудование: проектор, зеркало, профиль артикуляции, раздаточный материал, игрушки.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Садитесь тот, кто назовет свою любимую игрушку.

Моя любимая игрушка………..

Знакомьтесь это Шурик и Соня, мы все вместе отправляемся в мир игрушек. Но для начала давайте вспомним правила поведения на занятии. Я их назову, а вы внимательно послушайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори все четко внятно,

Что бы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Ребята принесли с собой игрушки. Посмотрите!

У Шурика – мишка, лошадка, петушок, шары, машина. Какой звук повторяется чаще? Ш

У Сони – самокат, сумка, самолет, бусы, лиса. Какой звук повторяется чаще? С

ТЕМА урока: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и словосочетаниях».

Цель урока: научиться правильно произносить звуки С и Ш, различать их в произношении, на слух и на письме.

Что бы наша речь была четкой и красивой, её нужно тренировать. Выполним артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркало. Следим за движениями. (трубочка – улыбочка (у – и), качели, часики, блинчик - чашечка). Хорошо!

Послушайте как образуются эти звуков? (Видео в презинтации).

Дублирование на профиле артикуляционном уладе.

Давайте вспомним признаки звуков С и Ш:

- оба согласные, потому что их нельзя пропеть;

- оба глухие, потому что когда мы их произносим голоса нет;

- оба твёрдые, потому что мы произносим их с силой. Но звук С может быть мягким, если после него стоит гласная и, е, ё, ю, я или мягкий знак.

Они так похожи по признакам, но все же разные, потому что относятся к разным группам. Послушайте? С - свистящий, Ш – шипящий. Важно запомнить звуки с-ш, буква С и Ш. Почему так?

Потому, что БУКВЫ МЫ ВИДЕМ И ПИШИМ, ЗВУКИ СЛЫШИМ, ГОВОРИМ И ЧИТАЕМ.

У вас на парте карточка. Кто изображен на картинке? Мышка – она потеряла буквы С и Ш. Найдите и обведите их.

Давайте еще раз посмотрим на сравнительную схему признаков звуков по артикуляции губ, языка.

Ребята, а вы любите играть? Соня и Шурик очень. Они даже придумали свой язык с зашифрованными звуками. Вспомним положение губ, при произнесении Ш – в виде бублика, С – улыбочка. Давайте разгадаем какие же звуки они спрятали?

Игра «Разведчик».

( ) с с ш ш с ш

Проговариваем с использованием символов слоги:

А сейчас проговорим слоги. Следим за положением своих губ и языка. (Дифференциация [С] и [Ш] в слогах). Проговариваем медленно, затем быстрее.

СА – СА – ША – ША, Ударение на второй слог.

ШО – СО – СО – ШО,

СУ – СУ –ШУ – ШУ,

СЫ – ШИ – СЫ – ШИ.

(внимание! Встречаем правило ШИ всегда пиши с буквой И (ЖИ-ШИ)).

Молодцы! Мы запомни, как образуются звуки, теперь попробуем их выделить на слух. «Поймай звук». Когда услышите звук С хлопни в ладоши, звук Ш шлёпни по столу.

С, Ш, Ж, З, К, М, Т, Ш, Ж, З, С.

Усложняем задания выделим звуки из слогов: МА, ЛА, ША, СА, ЖИ, ЗО, ШО, СО, ЗИ, ШИ. Хорошо.

Ищем заданные звуки в словах: ШУМ, СОМ, ТОМ, ГНОМ, САМ, ДУШ, НОС, ШАГИ, САМА, ДОМА, КАША, ЛИСА, ПЕТУХ, САМОЛЁТ, МАШИНА.

Игра с мячом. Я говорю начало слова, вы договариваете СА или ША.

Ли-са, ко-са, су-ша, Ми-ша, кры-ша.

СЫ или ШИ. Ли – сы, но – сы, мы –ши, воло-сы, малы-ши.

Шурик и Соня решили прибраться и разложить вещи и предметы по чемоданам. Игра «Собери чемодан». Учащиеся по очереди выходят к доске, называют картинку и крепят к чемодану. Отлично, вы молодцы!

С

Ш

Соня загадала слова, отгадайте его по схеме:

Шурик загадал слова, отгадайте его по схеме:

Запишите слова, выделите гласные и согласные звуки, сколько их? Разделите на слоги и поставьте ударение.

Теперь давайте все встанем и выполним зарядку.

Внимательно слушайте и повторяйте движения за мной! РУКИ, ПЛЕЧИ, УШИ, НОС.

Мы размялись, садитесь! Обратите внимание на задание:

Это зашумленные картинки.

- РАСМОТРИТЕ И НАЗОВИТЕ ЧТО ИЗАБРАЖЕНО НА НИХ;

- КАКОЙ ИЗУЧАЕМЫЙ ЗВУК ПРИСУСТСВУЕТ В СЛОВЕ;

- ОПРЕДЕЛИТЕ ГДЕ В СЛОВЕ НАХОДИТСЯ ЗВУК И ПРИКРЕПИТЕ НА СХЕМЕ.

Очень хорошо!

Вы все большие молодцы, подойдите все к этой коробочке. Посмотрим, что у Шурика в коробочке? Что это вы знаете? Это каштан — плод дерева каштан, которое растет в теплом климате. как у дуба жёлудь.

Сенсорная коробочка «Достань игрушку и назови». Расскажи какая она?

Молодцы! Садитесь на свои места.

Шурик и Соня очень любят новые игрушки. Ребята пошли в магазин. Давайте поможем им выбрать себе игрушку. Например, Шурик пошёл в магазин и купил мишку. Соня пошла в магазин и выбрала плюшевого слона. И т.д.

Итог, повторим какие, звук отрабатывались на уроке;

анализ основных положений артикуляции звука, заключительное проговаривание.

Вы справились со всеми заданиями, и я хочу показать вам фото лучшего ученика. По очереди подходите ко мне и посмотрите на фото, только не кому не говорите. Дети смотрят получают поощрение в виде конфет. (Коробочка с зеркалом). А давайте дружно скажем, кто изображен на фото? (Дети - ЯЯЯ).

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."

Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях....

Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях....

открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах

дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

«Дифференциация согласных Т-Д в слогах, словах, словосочетаниях».

Конспект логопедического занятия по дифференциации согласных Т-Д для обучающихся 1 классов, с фонетико - фонематическими нарушениями речи....

Дифференциация С-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ц составлен для учащихся 1 классов, общеобразовательной школы, занимающихся на логопункте. Конспект составлен для дистанциооного занятия дом...